Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников на уроках Окружающего мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
ценностей здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. 6

1.1. Сущность понятия здорового образа жизни. 6

1.2. Учебная деятельность младших школьников и ее
возможности в формировании 
ценностей  здорового  образа 
жизни  у  младших 
школьников. 13

Глава 2. Исследование представлений младших школьников о
здоровом образе жизни  20

2.1. Организация и методика исследования. 20

2.2. Результаты исследования. 25

Глава 3. Экспериментальная работа по формированию
ценностей здорового образа жизни у младших школьников. 28

3.1. Педагогические условия формирования ценностей
здорового образа жизни у младших школьников. 28

3.2. Проверка эффективности проведенной работы.. 41

Заключение. 44

Список использованной литературы.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  50  

Введение:

 

Стратегической задачей
государственной образовательной политики, направленной на приумножение человеческого
капитала, социально-экономического роста и общественной безопасности страны [ФЗ
«Об образовании в РФ», эл. ресурс], является сохранение здоровья нации на
основе высокого уровня культуры здоровья. Данное положение нашло отражение в
требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
нового поколения, реализация которых направлена на формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни [ФГОС, эл. ресурс].

Актуальность
исследования.
С каждым годом растет процент детей,
имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего
уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста. Это связано с
множеством негативных явлений в современной жизни: непростыми
социально-экономическими условиями, экологическими проблемами, низким уровнем
развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма,
курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы
образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического
состояния населения, зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема
формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в
современном обществе актуальной.

Отношение ребенка к
своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить
потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается
в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к
здоровью напрямую зависит от сформированности у него сознания этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста определяются
наличием знаний и представлений об элементах этого понятия (соблюдение режима,
гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в
поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть
руки, делать зарядку).

Изучению вопросов
формирования представлений у детей о здоровом образе жизни посвящены
исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И.
Лисиной, В.А. Сластенина, Е.А. Смирновой.

Анализ работ В.А.
Деркунской, С.А. Козловой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и других
показывает, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка появляется устойчивый
интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму. Несмотря на
многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у
младших школьников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к
реализации задач в этом направлении в практической деятельности образовательных
учреждений.

Понятие «здоровый образ
жизни» однозначно не определено. П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А.
Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др. рассматривают здоровый
образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества
в целом.

Г.П. Аксьонов, В.К.
Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Матинюк, Л.С. Кобелянская и др.
здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии
человека, мотивации. Есть и другие точки зрения, например,
медико-биологическая, но резкой границы между ними нет, потому что они нацелены
на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

Итак, здоровый образ
жизни – это результат взаимодействия многих внутренних и внешних факторов,
объективных и субъективных условий, который благоприятно влияют на состояние
здоровья.

Младший школьный возраст
относится к критическому периоду в жизни ребенка. Происходит нарастание силы и
подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. В этот
период происходит «глубинная» перестройка в обмене веществ, которая связана с
максимальной частотой детских инфекций и представляет серьезную опасность для
здоровья. Но даже здоровый школьник нуждается в тщательной заботе и участии со
стороны окружающих его взрослых, ведь здоровье ребенка формируется в течение
всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от
сформированности в его сознании этого понятия.

Проблема исследования:
определить условия формирования ценностей здорового образа жизни у младших
школьников на уроках Окружающего мира.

Объект исследования
– учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования
– формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников на уроках
Окружающего мира

Цель исследования
– определить условия формирования ценностей здорового образа жизни у младших
школьников на уроках Окружающего мира

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность
понятия здорового образа жизни.

2. Дать характеристику
учебной деятельности младших школьников и ее возможностям в формировании
ценностей здорового образа жизни у младших школьников.

3. Провести исследование
представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

4. Провести экспериментальную
работу по формированию ценностей здорового образа жизни у младших школьников.

Теоретико-методологическая
основа исследования
представлена трудами таких исследователей,
как В.И. Бобрицкая, Т.Е. Бойченко, Н.Е. Ветков, В.В. Давыдов, Ю.А. Егорова,
Н.И. Кобзева, Е.В. Романова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.

Структура курсовой
работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Здоровый образ жизни – гармоничное сочетание
различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной,
потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической.

Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным возрастом для формирования ценностей здорового
образа жизни. Ведущая деятельность в данном возрасте – учебная деятельность,
поэтому формирование ценностей здорового образа жизни необходимо осуществлять
через учебную деятельность младших школьников.

Учебная деятельность –
это сложное психолого-педагогическое образование. Существует связь между
учебной и познавательной деятельностью, между учебной деятельностью и
познавательным интересом учащихся, мотивацией учения.

Учебная деятельность
младших школьников – основной вид деятельности учащихся начальной школы,
пришедший на смену игровой деятельности. Результат учебной деятельности
младшего школьника ‒ изменение самого ученика, его развитие. Это изменение
заключается в овладении школьником новыми способами действий с научными
понятиями.

Считаем, что развитию
умений учащихся, формированию у них ценностей здорового образа жизни должен
способствовать общеучебный блок универсальных учебных действий.

Овладение младшими
школьниками универсальными средствами учебной деятельности является
свидетельством их саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и
активного освоения нового социального опыта. Характерные особенности
универсальных учебных действий состоят в следующем: метапредметный характер;
направленность на обеспечение целостности общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности; УУД – основа организации и
регуляции учебной деятельности ученик.

Формирование УУД должно
осуществляться с учетом специфики методологии познания мира в различных учебных
предметах, в частности, на уроках Окружающего мира.

На констатирующем этапе
исследования было установлено, что
среди учащихся младших классов высокий уровень
выявлен у 2 учащихся; уровень выше среднего – у 3 учащихся; средний уровень – у
4 учащихся; уровень ниже среднего – 6 учащихся; низкий уровень – у 5 учащихся.

Педагогическими условиями
формирования ценностей здорового образа жизни, которые реализовывались на
уроках Окружающего мира, считаем следующие: создание возможностей для учащихся
проявить умственную самостоятельность и инициативность; использование активных
методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; ведение обучения на
высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного
материала и приемов учебной работы; использование эмоционально окрашенного,
живого слова педагога.

Проведенное на
контрольном этапе повторное исследование показало положительную динамику в
уровнях сформированности ценностей здорового образа жизни у младших школьников:
высокий
уровень выявлен у 5 учащихся по сравнению с 2 младшими школьниками на
констатирующем этапе исследования; уровень выше среднего свойственен 3
учащимся, как и на констатирующем этапе исследования; средний уровень – 5
учащимся по сравнению с 5 с младшими школьниками на констатирующем этапе
исследования; уровень ниже среднего – 7 учащимся по сравнению с 6 детьми на
констатирующем этапе исследования; низкий уровень на контрольном этапе выявлен
не был по сравнению с 5 младшими школьниками на констатирующем этапе
исследования.

Такие результаты исследования свидетельствуют об эффективности
выделенных нами педагогических условий формирования ценностей здорового образа
жизни у младших школьников
 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема сохранения
здоровья человека всегда была актуальной в истории человечества, но в разные
исторические формации человек относилась к здоровью по-разному. Это
определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению биологического и
социального назначения, уровнем знаний об анатомии и физиологии человека, о
факторах, вызывающих нарушение нормального функционирования организма,
приоритетными направлениями развития общества в определенные исторические
периоды, экономическим положением страны и тому подобное.

В истории развития
отношения общества к проблеме формирования здоровой личности ученые и практики
подходили по-разному. Проблемы здоровья и здоровьесбережения человека
интересовали выдающихся философов, медиков и педагогов прошлого: Аристотель,
Авиценна, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Дж. Локк, С.Ф. Русова, В.А.
Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Так, в эпоху античности проблема
здоровья человека решалась через достижение баланса духовных и физических сил.
В эпоху Средневековья и Возрождения здоровье отождествляли с гармонией души и
тела человека.

Еще в трудах выдающихся
ученых античного мира Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора
содержатся мысли о долге государства заботиться о здоровье граждан, положения о
гигиеническом и оздоровительном обосновании воспитательных мероприятий.
Известные философы V-IV вв. до н.э. говорили о необходимости гармоничного
сочетания физического и духовного компонентов воспитания, опираясь на традиции,
новые знания медицины, естественных наук. Однако в противовес прошлой эпохе
физическое совершенство теряло приоритетность как критерий индивидуального
развития, его место заняла духовная сторона развития личности, которая до сих
пор имела второстепенное значение.

С развитием человечества
взгляды на здоровье начали постепенно меняться. Например, основоположник
теоретической педагогики Я.А. Коменский подчеркивал необходимость
формирования крепкого здоровья детей для реализации учебных целей. В своей
известной работе «Материнская школа» он писал, что учить детей можно только в
том случае, если они будут живы и здоровы, то первая забота родителей – оберегать
здоровье детей [Коменский, эл. ресурс].

В своих размышлениях о
педагогической культуре выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский
отмечал взаимосвязь здоровья и духовной жизни ребенка. Он считал, что нужно
помнить, что от полноты духовной жизни – гордости от успеха, радости
выполненного долга, жизнерадостных интеллектуальных чувств – от всего этого в
огромной степени зависит здоровье ребенка. Не только здоровье влияет на дух, но
и наоборот [Выдающийся педагог XX века… 2018].

Однако, несмотря на усиленное
внимание со стороны выдающихся педагогов вопрос формирования здорового образа
жизни приобрел практическую актуальность лишь недавно. Глобальная актуальность
проблемы возникновения новых угроз здоровью человечества вследствие изменения
природных и социальных условий жизни населения во времена научно-технической
революции обусловила особенно активное развертывание исследований по этой
тематике примерно со второй половины ХХ в. Но начало в наиболее экономически
развитых странах нового системного подхода к решению проблем общественного
здоровья принято связывать с более поздними исследованиями, прежде всего,
опубликованным 1974 в Канаде правительственным отчетом (известным как «Отчет
Лалонда» [Аспекты общественного здравоохранения…]). Этот отчет впервые на
правительственном уровне аргументировал тезис о том, что традиционная система
здравоохранения, медицина вообще играют не главную роль в комплексе факторов,
определяющих здоровье человека. Было показано, что:

– главным фактором,
который больше всего вызывает состояние здоровья, является образ жизни, который
ведут люди;

– впервые были обозначены
перспективы улучшения общественного здоровья путем формирования здорового
образа жизни населения;

– доказано, что это
может быть гораздо более эффективной и экономически целесообразной стратегией,
чем постоянное увеличение расходов на лечение последствий нездорового образа
жизни (чем вынуждена больше заниматься традиционная система здравоохранения),
что не обеспечивает желаемого результата.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы