Курсовая с практикой на тему Формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников на уроках Окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
ценностей здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. 6
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни. 6
1.2. Учебная деятельность младших школьников и ее
возможности в формировании
ценностей здорового образа
жизни у младших
школьников. 13
Глава 2. Исследование представлений младших школьников о
здоровом образе жизни 20
2.1. Организация и методика исследования. 20
2.2. Результаты исследования. 25
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию
ценностей здорового образа жизни у младших школьников. 28
3.1. Педагогические условия формирования ценностей
здорового образа жизни у младших школьников. 28
3.2. Проверка эффективности проведенной работы.. 41
Заключение. 44
Список использованной литературы.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Введение:
Стратегической задачей
государственной образовательной политики, направленной на приумножение человеческого
капитала, социально-экономического роста и общественной безопасности страны [ФЗ
«Об образовании в РФ», эл. ресурс], является сохранение здоровья нации на
основе высокого уровня культуры здоровья. Данное положение нашло отражение в
требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
нового поколения, реализация которых направлена на формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни [ФГОС, эл. ресурс].
Актуальность
исследования. С каждым годом растет процент детей,
имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего
уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста. Это связано с
множеством негативных явлений в современной жизни: непростыми
социально-экономическими условиями, экологическими проблемами, низким уровнем
развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма,
курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы
образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического
состояния населения, зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема
формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в
современном обществе актуальной.
Отношение ребенка к
своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить
потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается
в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к
здоровью напрямую зависит от сформированности у него сознания этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста определяются
наличием знаний и представлений об элементах этого понятия (соблюдение режима,
гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в
поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть
руки, делать зарядку).
Изучению вопросов
формирования представлений у детей о здоровом образе жизни посвящены
исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И.
Лисиной, В.А. Сластенина, Е.А. Смирновой.
Анализ работ В.А.
Деркунской, С.А. Козловой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и других
показывает, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка появляется устойчивый
интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму. Несмотря на
многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у
младших школьников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к
реализации задач в этом направлении в практической деятельности образовательных
учреждений.
Понятие «здоровый образ
жизни» однозначно не определено. П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А.
Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др. рассматривают здоровый
образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества
в целом.
Г.П. Аксьонов, В.К.
Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Матинюк, Л.С. Кобелянская и др.
здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии
человека, мотивации. Есть и другие точки зрения, например,
медико-биологическая, но резкой границы между ними нет, потому что они нацелены
на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Итак, здоровый образ
жизни – это результат взаимодействия многих внутренних и внешних факторов,
объективных и субъективных условий, который благоприятно влияют на состояние
здоровья.
Младший школьный возраст
относится к критическому периоду в жизни ребенка. Происходит нарастание силы и
подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. В этот
период происходит «глубинная» перестройка в обмене веществ, которая связана с
максимальной частотой детских инфекций и представляет серьезную опасность для
здоровья. Но даже здоровый школьник нуждается в тщательной заботе и участии со
стороны окружающих его взрослых, ведь здоровье ребенка формируется в течение
всей его жизни. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от
сформированности в его сознании этого понятия.
Проблема исследования:
определить условия формирования ценностей здорового образа жизни у младших
школьников на уроках Окружающего мира.
Объект исследования
– учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования
– формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников на уроках
Окружающего мира
Цель исследования
– определить условия формирования ценностей здорового образа жизни у младших
школьников на уроках Окружающего мира
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия здорового образа жизни.
2. Дать характеристику
учебной деятельности младших школьников и ее возможностям в формировании
ценностей здорового образа жизни у младших школьников.
3. Провести исследование
представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
4. Провести экспериментальную
работу по формированию ценностей здорового образа жизни у младших школьников.
Теоретико-методологическая
основа исследования представлена трудами таких исследователей,
как В.И. Бобрицкая, Т.Е. Бойченко, Н.Е. Ветков, В.В. Давыдов, Ю.А. Егорова,
Н.И. Кобзева, Е.В. Романова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.
Структура курсовой
работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Здоровый образ жизни – гармоничное сочетание
различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной,
потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической.
Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным возрастом для формирования ценностей здорового
образа жизни. Ведущая деятельность в данном возрасте – учебная деятельность,
поэтому формирование ценностей здорового образа жизни необходимо осуществлять
через учебную деятельность младших школьников.
Учебная деятельность –
это сложное психолого-педагогическое образование. Существует связь между
учебной и познавательной деятельностью, между учебной деятельностью и
познавательным интересом учащихся, мотивацией учения.
Учебная деятельность
младших школьников – основной вид деятельности учащихся начальной школы,
пришедший на смену игровой деятельности. Результат учебной деятельности
младшего школьника ‒ изменение самого ученика, его развитие. Это изменение
заключается в овладении школьником новыми способами действий с научными
понятиями.
Считаем, что развитию
умений учащихся, формированию у них ценностей здорового образа жизни должен
способствовать общеучебный блок универсальных учебных действий.
Овладение младшими
школьниками универсальными средствами учебной деятельности является
свидетельством их саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и
активного освоения нового социального опыта. Характерные особенности
универсальных учебных действий состоят в следующем: метапредметный характер;
направленность на обеспечение целостности общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности; УУД – основа организации и
регуляции учебной деятельности ученик.
Формирование УУД должно
осуществляться с учетом специфики методологии познания мира в различных учебных
предметах, в частности, на уроках Окружающего мира.
На констатирующем этапе
исследования было установлено, что среди учащихся младших классов высокий уровень
выявлен у 2 учащихся; уровень выше среднего – у 3 учащихся; средний уровень – у
4 учащихся; уровень ниже среднего – 6 учащихся; низкий уровень – у 5 учащихся.
Педагогическими условиями
формирования ценностей здорового образа жизни, которые реализовывались на
уроках Окружающего мира, считаем следующие: создание возможностей для учащихся
проявить умственную самостоятельность и инициативность; использование активных
методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; ведение обучения на
высоком, но посильном уровне трудности; наличие разнообразного учебного
материала и приемов учебной работы; использование эмоционально окрашенного,
живого слова педагога.
Проведенное на
контрольном этапе повторное исследование показало положительную динамику в
уровнях сформированности ценностей здорового образа жизни у младших школьников:
высокий
уровень выявлен у 5 учащихся по сравнению с 2 младшими школьниками на
констатирующем этапе исследования; уровень выше среднего свойственен 3
учащимся, как и на констатирующем этапе исследования; средний уровень – 5
учащимся по сравнению с 5 с младшими школьниками на констатирующем этапе
исследования; уровень ниже среднего – 7 учащимся по сравнению с 6 детьми на
констатирующем этапе исследования; низкий уровень на контрольном этапе выявлен
не был по сравнению с 5 младшими школьниками на констатирующем этапе
исследования.
Такие результаты исследования свидетельствуют об эффективности
выделенных нами педагогических условий формирования ценностей здорового образа
жизни у младших школьников
Фрагмент текста работы:
Проблема сохранения
здоровья человека всегда была актуальной в истории человечества, но в разные
исторические формации человек относилась к здоровью по-разному. Это
определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению биологического и
социального назначения, уровнем знаний об анатомии и физиологии человека, о
факторах, вызывающих нарушение нормального функционирования организма,
приоритетными направлениями развития общества в определенные исторические
периоды, экономическим положением страны и тому подобное.
В истории развития
отношения общества к проблеме формирования здоровой личности ученые и практики
подходили по-разному. Проблемы здоровья и здоровьесбережения человека
интересовали выдающихся философов, медиков и педагогов прошлого: Аристотель,
Авиценна, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Дж. Локк, С.Ф. Русова, В.А.
Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. Так, в эпоху античности проблема
здоровья человека решалась через достижение баланса духовных и физических сил.
В эпоху Средневековья и Возрождения здоровье отождествляли с гармонией души и
тела человека.
Еще в трудах выдающихся
ученых античного мира Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора
содержатся мысли о долге государства заботиться о здоровье граждан, положения о
гигиеническом и оздоровительном обосновании воспитательных мероприятий.
Известные философы V-IV вв. до н.э. говорили о необходимости гармоничного
сочетания физического и духовного компонентов воспитания, опираясь на традиции,
новые знания медицины, естественных наук. Однако в противовес прошлой эпохе
физическое совершенство теряло приоритетность как критерий индивидуального
развития, его место заняла духовная сторона развития личности, которая до сих
пор имела второстепенное значение.
С развитием человечества
взгляды на здоровье начали постепенно меняться. Например, основоположник
теоретической педагогики Я.А. Коменский подчеркивал необходимость
формирования крепкого здоровья детей для реализации учебных целей. В своей
известной работе «Материнская школа» он писал, что учить детей можно только в
том случае, если они будут живы и здоровы, то первая забота родителей – оберегать
здоровье детей [Коменский, эл. ресурс].
В своих размышлениях о
педагогической культуре выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский
отмечал взаимосвязь здоровья и духовной жизни ребенка. Он считал, что нужно
помнить, что от полноты духовной жизни – гордости от успеха, радости
выполненного долга, жизнерадостных интеллектуальных чувств – от всего этого в
огромной степени зависит здоровье ребенка. Не только здоровье влияет на дух, но
и наоборот [Выдающийся педагог XX века… 2018].
Однако, несмотря на усиленное
внимание со стороны выдающихся педагогов вопрос формирования здорового образа
жизни приобрел практическую актуальность лишь недавно. Глобальная актуальность
проблемы возникновения новых угроз здоровью человечества вследствие изменения
природных и социальных условий жизни населения во времена научно-технической
революции обусловила особенно активное развертывание исследований по этой
тематике примерно со второй половины ХХ в. Но начало в наиболее экономически
развитых странах нового системного подхода к решению проблем общественного
здоровья принято связывать с более поздними исследованиями, прежде всего,
опубликованным 1974 в Канаде правительственным отчетом (известным как «Отчет
Лалонда» [Аспекты общественного здравоохранения…]). Этот отчет впервые на
правительственном уровне аргументировал тезис о том, что традиционная система
здравоохранения, медицина вообще играют не главную роль в комплексе факторов,
определяющих здоровье человека. Было показано, что:
– главным фактором,
который больше всего вызывает состояние здоровья, является образ жизни, который
ведут люди;
– впервые были обозначены
перспективы улучшения общественного здоровья путем формирования здорового
образа жизни населения;
– доказано, что это
может быть гораздо более эффективной и экономически целесообразной стратегией,
чем постоянное увеличение расходов на лечение последствий нездорового образа
жизни (чем вынуждена больше заниматься традиционная система здравоохранения),
что не обеспечивает желаемого результата.