Литературное чтение в начальной школе Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Формирование ценностей (совесть, честь, достоинство) у детей начальной школы на уроках литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение……………………………………………………………………2
1.Теория формирование
ценностей (совесть, честь, достоинство) у детей начальной школы на уроках
литературного чтения……………………7
2.Диагностика
формирование ценностей (совесть, честь, достоинство) у детей начальной
школы на уроках литературного чтения
12
Заключение
30
Библиографический список
32

  

Введение:

 

Проблемы, связанные с нравственностью и нравственным
воспитанием, всегда находились в центре внимания педагогов, но сегодня они стали
особенно актуальными в связи с выводом воспитательных функций из
общеобразовательных школ в определенный период времени. Опыт нравственного
воспитания советской школы вряд ли может быть в полной мере перенесен в
современные условия, а новые формы, методы и приемы педагогического воздействия
на нравственную сферу личности находятся на стадии экспериментов и поисков.
Таким образом, появилось понятие и концепция духовно-нравственного воспитания,
связанные с использованием элементов религиозного просвещения и обращением к
высшим, нематериальным ценностям, ориентацией на определенный нравственный
идеал. Однако управление любым процессом, связанным с развитием личности,
предполагает опору на знание его сущности, а также его внутренних механизмов,
законов и правил. Применительно к нравственному воспитанию это означает, что
необходимо знать научные ответы на следующие вопросы: "Какого человека мы
считаем нравственным? Что такое проявление морали? Каковы его критерии? Что
известно о механизмах и методах его формирования? Как это может быть и можно ли
это "измерить"? Многие науки дают свои собственные ответы на эти
вопросы – философия, этика, культурология и социология. Однако при решении
педагогических задач мы в первую очередь опираемся на психологию, которая
раскрывает внутренние структуры и образования, обеспечивающие нравственность
человека, и то, как они влияют на ее формирование в разные возрастные периоды.

Что говорит современная психология (патопсихология?) о
природе морали и психологической сущности нравственного воспитания?

Во-первых, мораль в психологии трактуется двояко: как
тенденция вести себя произвольно, в соответствии с внутренним убеждением, а не
по принуждению или из-за необходимости вести себя в соответствии с моральными
требованиями, принятыми в обществе. Другая интерпретация определяет мораль как
принципы или поведение, которые оцениваются с точки зрения того, являются ли
они правильными или нет. Если мораль, как указывают некоторые авторы, является
своего рода абстракцией, лежащей в основе действия, то мораль-это ее понимание,
то есть этика.

В обоих случаях мораль связана с
наличием значимых убеждений, принципов и моделей поведения, соответствующих
моральным требованиям, принятым в обществе на данном этапе его существования.
Это определение морали не только проясняет ее как объект педагогической работы,
но и объясняет причину современных проблем, связанных с нравственным
воспитанием: общественная мораль, которая должна соответствовать убеждениям и
поведению личности, была поколеблена, размыта и сильно изменилась в последние
десятилетия. Поэтому родители, учителя и общество в целом находились в
состоянии моральной дезориентации. В такой ситуации было просто невозможно
сформулировать солидарные моральные нормы общества. Кроме того, была
пересмотрена сама идея ориентации личности на нравственные требования общества.
Вопреки существующим традициям, индивид и личность были резко противопоставлены
обществу и поставлены выше общественного мнения. Фактически, сама основа морали
в ее психологическом смысле была разрушена. Сегодня ситуация изменилась. Мы наблюдаем
гораздо большую консолидацию общественного мнения россиян в вопросах морали и
нравственности, демонстрацию приверженности так называемым традиционным
моральным ценностям, более четкое определение моральных норм и ориентиров,
консолидацию общества на основе признания и принятия многими людьми своей
гражданской идентичности. Это означает, что основы нравственности
восстанавливаются, а проблемы ее формирования могут не только исследоваться, но
и успешно решаться педагогами. Помимо определения
нравственности, нам представляются очень важными психолого-педагогические
данные о критериях и способах оценки нравственности.  Проанализировав труды Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и многих других исследователей, мы
увидели, что в них открывается сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, показаны способы, методы и принципы его дальнейшего развития. Так
же, есть исследователи, которые в своих работах затрагивают проблему подготовки
будущих учителей к воспитанию нравственности в школьниках (Т.Ф. Лысенко,
А.А.Горонидзе, и др.), мы выяснили, что диагностика развития нравственной
сферы ребенка чаще всего включает исследование трех компонентов: когнитивного,
эмоционального и поведенческого. 
Когнитивный предполагает знание и осознание детьми нравственных норм,
наличие представлений о нравственных качествах. Эмоциональный компонент
нравственности — это нравственные чувства ребенка, его эмоциональное отношение
к моральным нормам, их соблюдению или нарушению. Поведенческий компонент
предполагает наличие нравственного поведения в сложных с моральной точки зрения
ситуациях (морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии
со сверстниками и других). Таким образом, задачи педагогов в области
нравственного воспитания приобретают четкость и определенность – необходимо
формировать нравственные знания, представления, отношения, убеждения и
поведенческие модели, соответствующие актуальным общественным нормам морали.

Как связаны между собой различные
компоненты нравственной сферы личности? Могут ли они формироваться параллельно
или должна быть соблюдена определенная последовательность? На эти вопросы тоже
есть ответы: первым шагом к полноценной морали является знание моральных норм и
наличие моральных идей, которые в процессе личностного развития становятся (или
не становятся) моральными убеждениями и обеспечивают нравственные поступки и
поведение в целом. Как эти этапы формирования нравственной сферы личности
соотносятся с этапами ее возрастного развития? Ребенок дошкольного возраста
способен продемонстрировать знание определенных моральных норм, дать моральную
оценку поведению и личностным качествам, овладеть элементарными моделями
нравственного поведения, основанными на подражании. Однако это не осознанный
выбор, работа по осознанию, объяснению и пониманию нравственных норм,
формированию своего отношения к ним начинается в младшем школьном возрасте. И
она должна начинаться с формирования моральных понятий и уточнения моральных
идей. Мы убеждены, что наиболее подходящим уроком для решения этих проблем
является чтение. Именно на уроках чтения младшие школьники знакомятся с
различными личностными качествами и поведением, анализируют характеры и
поступки персонажей, дают им разумную моральную оценку, размышляют о том, как
бы они сами поступили в ситуации морального выбора. Несмотря на это, уровень
понимания наиболее важных моральных понятий — таких как доброта,
справедливость-учащимися начальной школы остается низким… обычно это
оказывается очень примитивным, а иногда и неправильным. Это было подтверждено в
нашем исследовании. Детям был предложен метод, при котором на вопрос " Что
для вас?.. и дается ряд понятий (мудрость, дружба, милосердие, порядочность,
ответственность, зло, совесть, душа, любовь, гордость, счастье, свобода, долг,
вина). Вот несколько примеров ответов, которые мы получили:

Любовь велика. Я люблю своих маму и папу.
А в школе у меня есть друг – Захар, но я люблю его по-дружески. А настоящая
любовь-это когда мужчина любит свою женщину; это когда они целуются.

Счастье, как я знаю, бывает только тогда,
когда человек счастлив. Если ему что-то дали, например, или у него все хорошо.

Дружба-это помощь друг другу, веселое и
интересное общение.

Чувство вины возникает, когда вам больно
и вы понимаете, что сделали что-то не так; это когда вы счастливы, а затем
грустите, потому что случайно ударили друга

Благотворительность-это хороший, добрый
человек, у которого мягкое и доброе сердце.

Ответственность-это когда она вам нужна,
даже если вы не хотите заканчивать то, что делаете.

Изменения, происходящие сегодня в
обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет человек был
отчужден от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться,
что сегодня большинство студентов ориентированы на материальные блага, а не на
духовные ценности, а значительная часть студентов вообще не имеет ценностных
ориентаций. В современной ситуации развития общества, когда проявляются
различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных
интересах, нарастают жестокость и агрессивность, все более актуальной
становится проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего
поколения.

В связи с этим возникла необходимость
приобщения младших школьников к духовно-нравственному развитию и воспитанию
личности

и гражданина России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В программе по литературному чтению для 1-
4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью
уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя. Это
человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.
Безусловно, что это является мотивацией обучения. Это проявление внутренней
характеристика личности, эмоционального состояния ученика.

Говоря о привитии любви к чтению младших
школьников на уроках литературного чтения, следует мотивировать все этапы
урока, оптимальные для конкретного класса, чаще использовать различные
творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке,
учить работать с текстом, применять игры, проводить нестандартные задания на
фрагментах урока.

Развитию мотивации чтения способствует
изучение биографии автора, цель читаемого произведения. Целевые установки
урока, повторное прочтение произведения с развивающими заданиями. Использование речевых разминок. Чтение четверостиший, изменение темпа,
скорости, интонации, дикции голоса. Проведение нестандартных заданий:

Ø чтение
строчек наоборот по словам, начиная с последнего слова каждого предложения;

Ø Чтение
слов наоборот по буквам; наоборот — справа налево

Ø восполнение
пропусков слов в предложении

Ø чтение
текста, написанного с использованием разных шрифтов

Ø незавершённые
предложения

Ø многократность чтения, с увеличением темпа

Ø Занимательные задания
(ребусы, кроссворды, шарады, загадки)

Участие детей в парной, групповой работе
вызывает чувство сплочённости; творческого, познавательного соперничества. Знакомство с писателем, поэтом происходит
через материалы учебника, дополнительные информационные   источники. Выявление и формулирование
основной идеи текста определяется через заглавие, иллюстрации учебника.

Метод
проектов, используемый в учебной работе по ФГОС, позволяет научиться учащимся
самостоятельной работе с различными видами информационных
источников; формированию умения анализировать, отбирать, сравнивать
полученную информацию.

На уроках обобщения ребята пишут секвойны, отзывы о прочитанном,
составляют картинный план, подбирают пословицы, составляют кроссворды,
обдумывают и читают устные сочинения.

Разнообразные
приёмы работы с текстом помогают развивать познавательные способности каждого
ребёнка. Выполнение подобных заданий,
вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует мотивации в
обучении младшего школьника.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Теория формирование ценностей (совесть,
честь, достоинство) у детей начальной школы на уроках литературного чтении Роль
школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. В моём
понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен
соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я
опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:

· умеющий учиться, способный
организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными
источниками;

· владеющий опытом
мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;

· обладающий основами
коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё
мнение);

· любознательный,
интересующийся, активно познающий мир;

· владеющий основами умения
учиться, способный к организации собственной деятельности;

· любящий свой край и свою
Родину;

· уважающий и принимающий
ценности семьи и общества;

· готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

· доброжелательный, умеющий
высказать своё мнение;

· выполняющий правила здорового
и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Ребёнок приходит в школу, имея
определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные
качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не
находился и что бы он не делал. В школе реализовать выполнение
поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания, и процесс
обучения. Урок-это место различных коллективных действий и переживаний, накопления
опыта духовно — нравственных отношений. Здесь дети учатся работать
самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать
своих товарищей, сравнивать свои знания со знаниями других, отстаивать свое
мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника
происходит в процессе обучения.

В целях формирования нравственного
сознания школьников я помогаю учащимся осмыслить как собственный опыт, так и
опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).
Использование художественных произведений в процессе нравственного воспитания
способствует развитию у детей способности сопереживать другим, формирует у них
положительные нравственные эмоции.

Для духовно — нравственного
воспитания создаются благоприятные условия и на уроках литературного чтения. В
процессе чтения рассказов, стихов, сказок у детей формируется представление о
добре и зле. Хороший человек, говорят дети, — это тот, кто заботится об
окружающих людях, друзьях, родных и близких, оказывает бескорыстную помощь.
Работая с пословицами, поговорками, я объясняю нравственный смысл пословиц и
поговорок, выбирая интересные примеры.

Знакомя детей с народным языком, я
знакомлю их с миром народной мысли, народной жизни. Начиная изучать рассказы,
стихи, басни, я приобщаю детей к народному творчеству, тем самым воспитывая в
них частичку духовности и нравственности.

Уроки окружающего мира более полно
наполнены краеведческим материалом. Так, урок "Берегите природу" был
проведен с целью воспитания бережного отношения к природе родного края, защиты
животных.

При работе с детьми я уделяю большое
внимание внеклассным мероприятиям, направленным на формирование представлений о
нормах нравственного поведения. Очень важно воспитывать в детях доброту,
уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение радоваться окружающему
миру. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.

Дети каждый день общаются в одной
команде. А задача школьного учителя очень сложная — ежеминутно направлять
взгляды и мысли детей. Именно руководить, потому что для нравственного развития
личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только
по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию. Я стараюсь не давать
детям готовых решений, так как это влечет за собой невозможность найти выход из
ситуации в ситуации, когда он находится вне класса, школы. Поэтому
образовательный процесс структурирован таким образом, чтобы предусмотреть
ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор
действий. Я учу ребят, как правильно действовать, когда за ними не следят,
когда их не просят отчитываться.

Готовясь
к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется
чувство товарищества, ответственности, единства детей в дружной коллективной
деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы