ОБЖ Курсовая с практикой Технические науки

Курсовая с практикой на тему Формирование безопасного поведения в экстремальных ситуациях криминогенного характера по средствам внеурочных мероприятий в курсе ОБЖ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Понятие и характеристика экстремальной ситуации 6
1.2. Готовность и адаптация обучающихся к экстремальным ситуациям 10
1.3. Особенности формирования готовности обучающихся к преодолению экстремальных ситуаций 14
1.4. Методы и формы обучения безопасному поведению обучающихся при возникновении экстремальных ситуаций на примере террористического акта 18
1.5. Значение использования внеурочной деятельности в курсе ОБЖ по ФГОС 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТАУЦИЯМ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА) 31
2.1. Существующие методы исследования уровня готовности, обучающихся к эффективным действиям в экстремальных ситуациях 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Результаты исследования и определение уровня стресса обучающихся в ситуациях экстремального характера 33
3.2. Результаты исследования уровня знаний, обучающихся по теме «Личнная безопасность при угрозе террористического акта» 36
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В жизни нас могут подстерегать различные опасности. Ежедневно встречаются случаи, когда в темном подъезде, в общественном транспорте, на улице, дома совершаются разного рода преступления: убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, вымогательство, терроризм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах.
Многие дети не знают, как себя вести в возникающей опасной ситуации, потому что, как правило, родители и учителя не заостряют их внимание на собственной безопасности ребенка. Как показывает статистика, в 2018 году на 3,6% сократилось число преступлений криминогенного характера. Более половины всех зарегистрированных преступлений (51,5%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 587,0 тыс. (12,8%), мошенничества — 162,2 тыс. (+4,0%), грабежа — 43,6 тыс. (7,6%), разбоя — 6,7 тыс. (21,1%). Каждая четвертая кража (28,2%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое десятое разбойное нападение (10,2%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2019 годом увеличилось на 2,3% и составило 22,7 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств уменьшилось на 8,3% (929 преступлений). Поэтому данную тему необходимо более подробно изучать, потому что с криминогенными ситуациями современный человек сталкивается все чаще, и появляются новые виды криминальных опасностей, что обусловливает актуальность проблемы, решение которой невозможно без такой важной профилактической работы как обучение безопасному поведению в криминогенных ситуациях. Последнее имеет особое значение для детей как наиболее уязвимой части населения и особую роль здесь играет школа и качество обучения в ней.
Обучение детей безопасному поведению при возникновении ситуаций криминогенного характера — явление достаточно новое, но стремительно развивающееся. Если раньше в разработке курсов предмета ОБЖ упор делался на экологическую безопасность и оказание первой медицинской помощи, то с недавних пор, благодаря методической работе И.К. Топорова, на проблемы социальной безопасности обратили должное внимание. Данный исследователь обосновал необходимость внедрения в курс ОБЖ на всех этапах его реализации обучение безопасному поведению детей в общении с незнакомыми людьми. Необходимо отметить продуктивность данного внедрения: современные дети становятся намного осторожнее, у них уже не так легко вызывать доверие.
В дальнейшем направление социальной безопасности в системе преподавания ОБЖ в школах было ещё более развито. Огромный вклад в развитие обучения безопасному поведению в криминогенных ситуациях и в использовании кейс-технологий внесли такие исследователи и практики, как: Шампарова Л.В., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Абрамова С.В., Абаскалова Н.П., Хренников Б.А., Анастасова Л.П., Акимова Л.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт отводит ключевую роль обучению школьников безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций на всех этапах школьного образования.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования безопасного поведения обучающихся в ситуациях экстремального характера.
Предмет исследования — внеурочная деятельность в курсе ОБЖ, как способ формирования навыков безопасного поведения обучающихся, в ситуациях экстремального характера.
Цель – изучить особенности формирования безопасного поведения в экстремальных ситуациях криминогенного характера по средствам внеурочных мероприятий в курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью можно выявить следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников, в которых отражены вопросы применения внеурочных мероприятий, как средства повышения готовности обучающихся к безопасным действиям в экстремальных ситуациях.
2. Определить эффективные способы, позволяющие формировать знания о безопасном поведении обучающихся в экстремальных ситуациях криминогенного характера средствами внеурочных мероприятий.
3. Проанализировать уровень знаний обучающихся в ситуациях экстремального характера по теме «Личная безопасность при угрозе террористического акте».
Методы исследования: теоретические (анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение), эмпирические (изучение статей, изучение результатов деятельности, открытое наблюдение), опрос (тестирование).
Практическая значимость работы состоит в разработке комплексной методики оценки знаний, умений и навыков по теме «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера при угрозе террористического акта», включающей разработку критериев оценки знаний, умений и навыков, измерительных материалов, состоящих из письменного опроса для проверки обучения и учебно-тренировочных заданий для проверки умений и навыков, необходимых в экстремальной ситуации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Понятие и характеристика экстремальной ситуации

Изучение экстремальной ситуации в работах по безопасности жизнедеятельности определяется как обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека [1].
В жизнедеятельности обучающихся экстремальную ситуацию мы рассматриваем как ситуацию, нарушающую жизнедеятельность, возникающую внезапно, в ряде случаев по причинам, не зависящим от обучающихся, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства. Нередко провоцирующую роль в возникновении экстремальных ситуаций играет сам ребенок из-за незнания или отсутствия необходимого опыта. Экстремальные ситуации могут серьезно повлиять на ухудшение психического, физического и др. здоровья обучающихся.
В психологических исследованиях разрабатываются классификации ситуаций: говорят об экстремальных и чрезвычайных ситуациях (часто термины используются как синонимы).
Словосочетание «чрезвычайная ситуация» (ЧС) относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.
ЧС в отличие от ЭС более масштабны, охватывают большую территорию и угрожают большему числу людей. Деление на ЧС и ЭС условное. ЭС может перейти в ЧС, например, возгорание может перейти в пожар.
Для того чтобы отнести данное опасное событие в разряд ЧС, существуют критерии: число пострадавших (10 человек и более); число погибших (4 и более); прямой материальный ущерб в больших размерах.
Чрезвычайная ситуация по своей сути является обстановкой на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей [36].
Чрезвычайные и экстремальные ситуации имеют различный характер.
В их основе чаще всего лежат:
• природные явления (которые вызывают стихийные бедствия);
• экологические (которые связанны с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды);
• техногенные (которые возникают при авариях и катастрофах в производственной сфере и на транспорте);
• биологические (которые проявляются в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях);
• социальные (связанные с противоречиями в общественных отношениях).
Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей [25,5]. Другими словами, это такие опасности, которые широко распространены в обществе и представляют угрозу для жизни и здоровья большого количества людей.
Совершенно понятно, что опасности социального характера возникают чаще, чем природные. Анализ российской статистики показывает, что людей, пострадавших от всех видов криминальных опасностей — около 3 млн. человек в год. А с незаявленных и скрытых фактов преступлений — около 10 млн. [20]. Также стоит принимать во внимание страдания членов семей и людей, являющихся близкими потерпевшим.
Исходя из свидетельств исторического опыта, важнейшей функцией общественных и государственных структур является защита от социальных опасностей [25]. Для исполнения этой функции разрабатываются специальные профилактические мероприятия, направленные на ликвидацию опасностей. Человек нуждается в том, чтобы иметь соответствующую подготовку, позволяющую адекватно и эффективно действовать в случае возникновения опасной ситуации. Процесс обучения и подготовки к этому должен учитывать конкретные ситуации и осваивать модели поведения [19].
Опасностей социального характера существует довольно большое множество. Среди них можно отметить [2]:
• узаконенные формы насилия (вооруженные конфликты, войны, теракты, массовые беспорядки, репрессии и т.д.);
• криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и пр.);
• употребление веществ, которые нарушают психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики);
• суициды и прочее, которые способны нанести ущерб здоровью и жизни человека.
Опасности социального характера могут быть также классифицированы по определенным признакам.
1. По природе, которые связанны с:
а) психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и пр.);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы