Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование абстрактно-логического мышления в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте 5
1.1. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления 5
1.2. Особенности мышления подростков 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирические исследования по выявлению уровня развития абстрактно – логического мышления у подростков 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Интерпретация полученных результатов 25
Выводы по 1 главе 31
Заключение 32
Список источников и литературы 33

 

  

Введение:

 

Способность мыслить постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с того, что мозг отражает реальность в ощущениях и восприятиях, кото-рые составляют сенсорную основу мышления.
О мышлении ребенка можно говорить с того момента, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и яв-лениями и действовать в соответствии с ними.
Поскольку мышление является высшей формой отражения мира во-круг нас мозгом, наиболее сложным когнитивным процессом познания мира, уникальным для человека, очень важно развивать и изучать разви-тие мышления у детей на всей стадии их образования в школе. В процессе обучения в школе улучшается способность школьников формулировать суждения и делать выводы. Суждения ученика развиваются постепенно от простых к сложным формам, поскольку знания и более сложные грамма-тические формы речи овладевают.
Подростковый возраст занимает особое место в развитии ребенка, являясь сложным, переходным периодом от детства к взрослой жизни. В этот период во всех сферах — физической, психической, моральной, соци-альной — происходит формирование качественно новых образований, эле-менты взрослости появляются в результате перестройки тела, самосозна-ния, взаимоотношений со взрослыми и товарищами, путей социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и воспитательной дея-тельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведе-ние, деятельность и взаимоотношения.
Подростки нуждаются в активном, независимом, творческом позна-нии, которое в определенной степени реализуется и в образовательной де-ятельности, которая выходит на более высокий уровень, особенно в пери-од младшего подросткового возраста (Д.Б. Эльконина), и приобретается для ребенка в присутствии эффективное психолого-педагогическое воз-действие нового личностного смысла, превращение в деятельность по са-мообразованию и самосовершенствованию.
В подростковом возрасте продолжает развиваться логическое мышление, которое носит характер теоретически-рефлексивного. Опера-ции, приобретенные в младшем школьном возрасте, становятся формаль-но-логическими, а рассуждения, абстрагируясь от конкретного визуально-го материала, представляются в устной, гипотетической и дедуктивной форме. Овладение системой научных понятий в процессе обучения разви-вает у учащихся средних школ основы концептуального и теоретического мышления, что позволяет учащемуся решать учебные задачи, ориентиру-ясь на внутренние, существенные свойства и взаимоотношения. Мышление подростка, включенное в учебный процесс, проявляется в нем в терминах понимания учебного материала, усвоения необходимого содержания, ме-тодов действий, решения различных проблем и задач, постановки целей, рефлексивного регулирования.
Возможности развития познавательной активности подростков в учебном процессе расширяются за счет оптимальной организации педаго-гического воздействия со стороны субъектов учебного процесса, что должно создать комплексные условия для эффективного формирования мышления подростка. Накопленный в педагогическом исследовании опыт формирования умственной деятельности подростка, имеющиеся техноло-гии педагогического развития требуют дальнейшей модификации с учетом новых современных требований к обучению.
Актуальность нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, собы-тия и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновы-вать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и пра-вильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказатель-ству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследова-ния.
Цель нашей курсовой работы: выявить особенности мыслительной деятельности в подростковом возрасте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Именно в подростковом возрасте мышление становится доминиру-ющим процессом, активно развивается. В процессе перехода к подростко-вому возрасту начинают совершенствоваться мыслительные способности подростков, они начинают формулировать суждения и производить умо-заключения.
Мышление подростков строится таким образом, что абстрактно-логическое мышление получает преимущественное развитие. К подрост-кам приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. И особенно интенсивно развивается способность к рассужде-нию и доказательству. Абстрактно- логическое мышление начинает разви-ваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов. Именно поэтому нам представилось особенно важным дать характеристи-ку мышлению в подростковом возрасте. При достижении поставленной цели нами были достигнуты следующие задачи:
1.Проведен теоретический анализа проблемы исследования.
2.Проанализировано имеющееся исследование по данной проблеме.
3.Определеа эффективность данного исследования.
При изучении мышления мы использовали исследование Ефремовой Т.В., она использовала 2 методики (методика «Сложные аналогии», мето-дика «Логичность умозаключений»)
Таким образом, Ефремова выявила, что у основной массы подрост-ков уровень развития абстрактно- логического мышления можно охарак-теризовать как средний. Сравнительный анализ абстрактно- логического мышления у мальчиков и девочек показал, что группа испытуемых дево-чек имеет показатели выше, чем группа испытуемых мальчиков

 

Фрагмент текста работы:

 

Прежде чем обсуждать, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, мы попытаемся определить, насколь-ко этот возраст психологически отличается от младшего школьного воз-раста, от подросткового возраста и от взрослых.
Подростковый возраст (12-14 лет) отличается от младшего школь-ного возраста тем, что фактически представляет собой начальный шаг к переходу от детства к взрослой жизни. Согласно той же логике возрастно-го развития, молодежь является последним этапом на этом пути и сама де-лится на как минимум три периода: ранний подростковый возраст (охва-тывает XI-XI классы школы), средний подростковый возраст (включает первые годы жизни человека). жизнь в конце школы, с 17 — 18 лет до 22 — 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23-24 до 28-29 лет). После 30 лет начинается длительный период взрослой жизни.
Подростковый возраст, как называли подростковые годы в старые времена, характеризуется увеличением независимости детей от взрослых и во всех сферах поведения. Если младший ученик, несмотря на крайнюю внешнюю мобильность и кажущееся непослушание, все еще полностью за-висит от взрослых, которые, если они достаточно авторитетны, могут вли-ять на психологию и поведение ребенка, то подросток становится гораздо более независимым и менее податливым по отношению к внешним психо-логическое влияние, особенно со стороны взрослых, родителей и учителей. Однако эта независимость относительна и больше напоминает желание ре-бенка быть «взрослым», а не сознательным самостоятельным актом.
Подростковый возраст характеризуется повышенным вниманием ребенка к себе, к своей внешности, к самопознанию и самообразованию. Ребенок знает и может правильно оценивать себя как с положительных, так и с отрицательных сторон, видя свои сильные и слабые стороны. Такое отношение противоречиво. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как совершенно достойного, достойного уважения челове-ка, а с другой стороны, как человека, который имеет свои настоящие недо-статки.
Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическое самосовершенствование, характерное для подростков, в отличие от школьников, порождает активный поиск образца для подражания, кото-рый они находят среди старших детей и взрослых того же пола. Это по-рождает так называемую идентификацию в социальной психологии. Это явление характерно не только для подросткового возраста, но и для ран-него подросткового возраста.
От младших школьников подростков также отличает переход от игры к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя прямо и естественно в жизни, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компании сверстников и взрослых вне си-туаций совместных игр (роль лидера, роль эксперта, роль мастера , про-сто роль взрослого, в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых среди пожилых людей.
Человек не только воспринимает мир вокруг себя, но и хочет его понять. Понять — значит проникнуть в суть предметов и явлений, узнать самое важное, существенное в них. Понимание обеспечивает самый слож-ный познавательный процесс. Это продукт новых знаний, активная форма творческого отражения и преобразования человеком реальности. Мыш-ление порождает такой результат, который в действительности не суще-ствует в данный момент у субъекта. Мышление (в элементарных формах оно также встречается у животных) также может быть понято как приобре-тение новых знаний, творческая трансформация существующих идей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы