Курсовая с практикой на тему Форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением речи 6
1.1. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей 6
1.2. Традиционные и инновационные формы и методы взаимодействия учителя-логопеда с семьей детей, имеющих нарушения речи 12
Глава 2. Методические аспекты взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением речи 20
2.1 Методическая организация исследования 20
2.2. Методические рекомендации по организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением речи 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» важнейшей задачей педагога является взаимодействие с семьей для обеспе-чения полноценного развития ребенка. Успех коррекционной и воспита-тельной деятельности логопеда во многом зависит от активного и квали-фицированного участия родителей в процессе коррекции речи, а также воспитания и обучения ребенка. 
Дети с нарушениями речи должны лечиться не только в учебных и коррекционных учреждениях, но и в семейных кругах - в начальной шко-ле, в наиболее важных и авторитетных ячейках общества, по возможности, вовлекая в процесс коррекции всех членов семьи. 
Однако даже самые активные и заботливые родители, как правило, не имеют необходимых педагогических знаний и навыков и, как следствие, не уделяют достаточно времени и внимания детям с нарушениями речи или вообще отказываются от проблем, что делает их одинаково вредными неправильными методами семейной коррекции, применяемыми родителя-ми с наилучшими намерениями, но без надлежащей коррекционной, педа-гогической и психологической квалификации. 
Поэтому инициатива по формированию такого сотрудничества должна исходить от логопеда. 
Перечень задач достаточно широк: необходимо создать комфортную и доверительную общеобразовательную среду; дать родителям четкое и исчерпывающее объяснение важности и методов коррекции речи; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании детей; объяснить необходимость закрепления успехов на занятиях; предоставить необходи-мые учебные инструменты и средства коммуникации. 
Все семьи разные, и подход к каждому отдельному случаю должен быть установлен индивидуально. В тех случаях, когда родители стараются поставить всю работу на специалиста, необходимо провести серьезную воспитательную работу и правильно мотивировать их на работу с логопе-дом и ребенком. 
Если родители чересчур активны, следует четко указать, что спокой-ная и последовательная работа для коррекции речевого развития более важна и эффективна, чем возможные кратковременные успешные ожида-ния вздутия и головокружения. 
В тех случаях, когда родители не так серьезно заботятся о речевых проблемах своего ребенка, надеясь, что «он исправит себя», специалист должен не только объяснить важность корректной работы, но и постоянно напоминать, поощрять и уделять внимание успеху ребенка в домашнем за-дании. 
Если семья дисфункциональна и родители очень безразличны, то учителю придется выполнять основную работу над собой и / или находить альтернативные способы воздействия на ситуацию. Универсальных рецеп-тов для каждой конкретной ситуации нет, и каждый раз логопед должен не только учить, но и учиться самому. 
Речевая функция - одна из важнейших функций человека. В процессе развития у человека развиваются высшие психологические формы дея-тельности, а также способность мыслить концептуально. Способность овладеть речью связана с сознанием норм поведения и планирования. Ре-чевое общение способствует созданию условий для развития различных форм деятельности, а также участию в работе коллектива.
Считается, что в возрасте трех лет речь ребенка практически сфор-мировалась. Дошкольник отлично знаком с повседневной лексикой, и он может легко общаться с другими людьми вокруг него. В этом возрасте речь становится основным средством общения, инструментом мышления, основой общения. 
Следует отметить, что не все дети одинаково успешно осваивают лек-сическую, грамматическую и фонетическую стороны, а их взаимоотноше-ния очень важны для формирования связной речи. 
Таким образом, формирование когерентной речи станет наиболее уязвимым звеном речевого развития ребенка, при котором у детей с тяже-лыми речевыми нарушениями возникают нарушения в формировании ре-чи. 
Недоразвитие слаженной речи зачастую является непростой задачей для такого ребенка: правильно и точно выразить свои мысли, правильно, адекватно и последовательно донести содержание книги или фильма, инте-ресующего ребенка, понять речь собеседника. 
Такие трудности не позволяют детям с патологией речи полноценно выполнять коммуникативные процессы, что, безусловно, негативно сказы-вается на саморазвитии личности ребенка, не способствует успешной инте-грации ребенка в общество, его социализации.
Объект исследования:
Предмет исследования:
Цель исследования: проанализировать формы организации взаимо-действия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением ре-чи.
Задачи исследования:
1. Изучить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей
2. Рассмотреть традиционные и инновационные формы и методы взаимодействия учителя-логопеда с семьей детей, имеющих нарушения ре-чи
3. Провести исследование
4. Предложить методические рекомендации по организации взаимо-действия учителя-логопеда с родителями дошкольника с нарушением речи
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Развитие Связного языка является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием языка. В этой работе важна комплексная целенаправленная работа педагога-логопеда и родителей.
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Под общим недоразвитием речи обычно понимают форму речевых аномалий, при которых нарушается формирование всех составляющих речи. Выделяются три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние языковой составляющей у детей дошкольного и школьного возраста с общей недостаточностью речевого развития.
Осознанное включение родителей в единый совместный процесс обучения и развития детей с учителями, может значительно повысить его эффективность. 
Формы взаимодействия логопеда и родителей при разговоре ребенка включают в себя: индивидуальное консультирование родителей, групповую форму работы с родителями, визуальную форму работы. 
При работе над совершенствованием педагогической культуры родителей в различных формах работы (коллективной, индивидуальной, визуальной) необходимо сосредоточиться на обучении родителей практическим методам работы, что очень важно для достижения результатов в коррекционном процессе. 
Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и интереса родителей. Показателем их уровня самосознания является осознание важности и необходимости их знаний и навыков, чтобы фактически помочь своим детям.
В работе логопеда с родителями можно использовать как традиционные, так и современные формы. 
Традиционные формы взаимодействия педагога-логопеда с родителями: родительские встречи; консультации; диалоги; опросы, тесты, анкетирование.
Групповые и родительские кабинеты логопедов; домашние задания; мастер-классы; посещение родителями курсов логопедии. Современные формы работы логопедов-педагогов с родителями: показ презентаций; использование сайтов детских садов и социальных сетей.
Таким образом, взаимодействие родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой частью коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи с этим при любой форме работы с родителями необходимо найти способы взаимодействия, которые могут способствовать повышению продуктивности всего процесса коррекции. 
Используя различные формы взаимодействия с родителями, логопед может эффективно решать задачу коррекции положительной речевой недостаточности. 
При этом необходимо выбрать наиболее удобную и интересную для родителей форму работы. 
Родители получают интересующую их информацию в доступной и наглядной форме, дети подчиняются тем же требованиям, что и логопеды, учителя и родители, а сэкономленное время логопеды могут потратить на дополнительные занятия для дошкольников и профессионального саморазвития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей
Основными задачами логопеда с родителями являются: формирова-ние мотивированных родителей для устранения языковых нарушений на занятиях дошкольников; разработка и апробация различных содержа-тельных и структурных вариантов взаимодействия семьи и педагога-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.
Как отметила О.В. Бачина, основными задачами логопеда в работе с родителями являются:
- Партнерство с детскими семьями;
- Объединение усилий учителей и родителей по развитию и воспита-нию детей; - создание атмосферы взаимного интереса, эмоциональной под-держки и взаимопонимания;
- Повышение психолого-педагогических способностей родителей;
- Помогать родителям выполнять воспитательные и образовательные функции, сохранять уверенность в своих силах;
- Методы логопедии крестных родителей[3, с. 17].
Участие родителей в треке педагогической деятельности, их интерес к коррекционно-педагогическому процессу важен не потому, что этого хочет педагог-логопед, а потому, что он необходим для развития собственного ребенка. Особую роль в совершенствовании педагогической культуры и воспитании родителей играет логопед-педагог. Эффективность общения с родителями во многом зависит от коммуникативных способностей и лич-ностных качеств педагога-логопеда.
E. Перчаткина определила следующие направления работы логопе-дов-педагогов с родителями:
а) консультационные и образовательные услуги;
б) коррекционная подготовка;
в) мониторинг.
В рамках первого направления проводится логопед:
- Ознакомить родителей с результатами опроса;
- Адекватная оценка состояния речевого развития ребенка родителя-ми;
- Улучшить способность речи расстройства;
- Ознакомление с методиками коррекционно-развивающей работы;
- Консультации о необходимости дополнительного медицинского осмотра;
- Ознакомление с руководством по возможным видам организации образовательной деятельности на дому;
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию со специалистами[15, с. 102].
Реализация корректирующих и обучающих направлений включает::
- Активное участие родителей в воспитательном процессе;
- Обучение родителей логопедическим навыкам;
- Обучение различным видам работ с использованием учебных посо-бий
Мониторинг включает::
- Выявление инициатив родителей по вопросам сотрудничества;
- Изучение отношения родителей к ребенку и его речевым расстрой-ствам;
- Анализ степени усвоения родителями приемов коррекционной ра-боты;
- Определение эффективности выбранной формы сотрудничества с родителями;
- Анализ качества сотрудничества.
Данные, полученные в ходе мониторинговых исследований, служат индикатором эффективности взаимодействия логопеда и родителя, а также используются для разработки эффективных способов сотрудничества, поз-воляющих повысить продуктивность процесса коррекции[15, с. 103].
Формы взаимодействия логопедов и родителей при коррекции речи детей включают следующее:
1. Личная консультация родителей. В течение учебного года необхо-димо систематически проводить индивидуальную консультацию родителей по инициативе родителей (законных представителей) или работников до-школьных образовательных учреждений и с согласия родителей (закон-ных представителей) учащихся по программам специалистов.
Рекомендуется проконсультироваться с педагогом-психологом. Пе-дагог-психолог проверяет индивидуальные особенности ребенка; консуль-тирует родителей по результатам диагностических тестов; помогает скор-ректировать условия семейного воспитания.
Педагог -логопед в начале года докладывает о результатах логопе-дического опроса, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивает сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показы-вает приемы работы с ребенком: учит выполнять произношение и гимна-стику пальцев, фиксирует заданные звуки; подчеркивает успехи и трудно-сти ребенка, указывает на необходимость внимания в домашних условиях. Поэтому с родителями каждого ребенка ведется отдельный диалог.