Режиссура театрализованных представлений и праздников. Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Форма и содержание в режиссёрском замысле художественно-спортивного события.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА ЕГО ФОРМЫ И
СОДЕРЖАНИЯ В ПОСТАНОВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.. 6

1.1. Понятие форм и содержания
режиссерского замысла художественно-спортивного события.. 6

1.2. Особенности режиссерского
замысла в постановке художественно- спортивного события.. 13

Выводы по главе 1. 17

ГЛАВА 2.
РАБОТА РЕЖИССЕРА С ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ.. 19

2.1. Сценарные технологии режиссуры
в проектах массовых праздников.. 19

2.2. Анализ
художественно-спортивного события.. 26

Выводы по главе 1. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

  

Введение:

 

Всякое художественное творчество имеет
своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это,
разумеется, относится и к режиссуре художественно-спортивных событий.
Режиссерский замысел охватить и привести к художественному единству все стороны
художественно-спортивного события. В последние годы в нашей стране активно
начал развиваться спорт. В связи с чем проводятся и организовываются
художественно-спортивные мероприятия для организации активного отдыха и
здорового образа жизни.

Проблема данной работы связана с
исследованием форм и содержания режиссерского замысла художественно-спортивного
события. Дело в том, что в настоящее время разработать сценарно-режиссерский
замысел массового спортивно-художественного представления труднее, чем его
поставить. Объясняется это возросшим уровнем культуры и ожиданий зрителей,
уровнем самого жанра, специфичностью выразительных средств, а главное —
сложностью творческого процесса создания сценария.

Актуальность темы обусловлена
многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования режиссером-постановщиком
замысла события. У нас почти нет книг, методических пособий и учебников о
работе режиссеров над замыслом, работой над формой и содержанием. Эта
удивительная и прекрасная область режиссерской деятельности никем, по существу,
в полном объеме не систематизирована, хотя немного описана у разных режиссеров
театра и театрализованных представлений. Сольные и групповые (вставные) номера
в массовых спортивно-художественных представлениях имеют свои особенности.
Решая вполне определенные самостоятельные задачи, связанные с воплощением
идейно-тематической основы замысла, они в то же время находятся в прямой
зависимости от композиционного решения эпизода в целом. Успех их в равной мере
зависит как от собственного содержания и исполнительского мастерства
участников, так и от того, насколько умело они вмонтированы и показаны в общей
композиции эпизода вместе с участниками массового номера.

Объект исследования: деятельность
режиссера художественно-спортивного события.

Предмет исследования: форма и содержание в
режиссерском замысле художественно-спортивного события.

Цель исследования: исследовать форму и
содержание в режиссерском замысле художественно-спортивного события.

Задачи:

1. Изучить
понятие формы и содержания режиссерского замысла художественно-спортивного
события.

2. Показать
особенности режиссерского замысла в постановке художественно- спортивного
события.

3. Изучить
сценарные технологии режиссуры в проектах массовых праздников.

4. Выявить
особенности художественно-спортивного события.

Методы исследования:

— изучение и анализ литературы по данной
проблеме;

— подбор и обработка теоретического и
практического материала;

— подведение итогов проделанной работы.

В основу работы легли научные
труды таких авторов, как: Бутова А.В., Плотников А.В., Гальперина Т.И., Королева
В.И., Сулимов М.В., Житницький А.З., Туманишвили М.И., Леванчукова И.К., Зайцев
В.П., Кузнецова Е.В., Никитин Н.А., Черняк Ю.М., Литвинова М.В., Кудашов В.Ф.
Мельник И.В., Чечетин А.И., Ривкин М.Ю., Старосельская Н.Д., Трощенкова Е.А., Шубина,
И.Б. и др.

Новизна и теоретическая значимость данной
работы заключаются в том, что путем систематизации материала по проблеме исследованием форм и содержания режиссерского замысла
художественно-спортивного события, обобщены и систематизированы знания о
форме и содержании в режиссёрском замысле художественно-спортивного события.

Практическая значимость: материал данного
исследования может представлять интерес для студентов, педагогов
дополнительного образования, учителей физической культуры, тренеров,
инструкторов.

Структура работы: исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Структура курсовой работы
выстроена в соответствии с целями и задачами исследования, представлена
введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется
объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования.

В первой главе раскрываются
теоретические основы понятие формы и содержания режиссерского замысла
художественно-спортивного события, показаны особенности режиссерского замысла в
постановке художественно- спортивного события.

Вторая глава содержит прикладные
аспекты изучения сценарных технологий режиссуры в проектах массовых праздников,
выявлены особенности художественно-спортивного события.

В заключении сделаны выводы по
итогам проведенного исследования.

Работа содержит иллюстративный
материал (7 рисунков), количество источников – 26, работа выполнена на 38 страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного
анализа формы и содержания в режиссерском замысле художественно-спортивного
события, в данной работе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, мы выяснили, что
среди разнообразных форм массовых мероприятий особое место занимают
художественно-спортивные представления. Определение «художественно-спортивное
представление» это огромный спектр различных вопросов, включающих в себя
особенности жанра, технологию, методику и художественно-организационные основы
постановки. Творческий процесс художественного решения спортивных праздников
осуществляется по определенной технологии, выработанной режиссерами-практиками
за долгие годы работы над постановками массовых представлений. Основные этапы
процесса, от замысла к воплощению, всегда остаются неизменными.

Во-вторых, как выяснилось,
важным условием успешного проведения спортивного мероприятия является четкая
организация подготовительной работы. Опыт организации массовых спортивных и
творческих мероприятий показывает, что для успешного проведения мероприятия
необходимо создание специальных групп людей. При организации и проведении
больших праздников и других подобных масштабных мероприятий создается
оргкомитет, который утверждается руководством принимающей организации. В его
состав входят представители органов государственной власти, различных ведомств
и организаций, помощь которых необходима при проведении мероприятий, главный
режиссер, а также руководители отдельных творческих и технических программ.
Председателем оргкомитета, как правило, становится человек, обладающий
достаточно большими полномочиями и полномочиями. Оргкомитет определяет основную
тему, приурочивая ее к мероприятиям, посвященным спортивному празднику,
составляет план работы, ставит цели и задачи, определяет время и место
проведения праздника (и завершает свою работу обсуждением последствий
спортивные и художественные выступления). Организационный момент по созданию
штаба спортивно-художественного творчества, на который возлагается вся работа
по обеспечению подачи необходимого реквизита, обмундирования, конструкций,
организация репетиций, транспортировка участников и т.д.

В-третьих, сценарные технологии
режиссуры в проектах массовых праздников проявляются в разовом представлении и
их показе. Как показывает опыт прошлых лет, известно, что, наблюдая за
динамично меняющимся международным рынком спортивно-зрелищных событий в
последние десятилетия, можно сделать определенный прогноз: в очень короткой
перспективе к двум уже вышеназванным направлениям использования технологий в
массовых художественно-спортивных представлениях добавится ещё одна —
технологии станут ещё более интерактивными, позволяя Зрителю становится не
просто со-частником, а со-создателем, сорежиссером спортивного шоу. Массовые
художественно-спортивные представления проводятся не часто. Как правило, они
требуют соответствующей праздничной ситуации, которая создается с приближением
события. В этом жанре не принято повторяться. Каждое знаменательное событие,
следующие друг за другом юбилейные даты должны быть решены с помощью разных
выразительных средств, другого художественного материала, иного образного
решения представления. Массовое представление живет лишь однажды, и при этом
должно оставить глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство не только
повышает ответственность режиссера за конечный результат своей деятельности, но
и накладывает отпечаток на всю технологию производства представления в целом.
Другими словами, режиссер не имеет права на ошибку. Поэтому, приступая к работе
над массовым представлением, он должен проверять соответствие замысла специфическим
особенностям жанра.

В-четвертых, анализируя особенности
художественно-спортивного события, отметим, что работа режиссера спортивных
праздников в современных условиях, приходится решать вопросы логистики, поиска
основных и дополнительных источников финансирования, новой системы организации
и подготовки физкультурно-спортивных мероприятий. Некомпетентность в этих
вопросах главного режиссера художественных спортивных праздников может привести
к огромным трудностям при подготовке мероприятия. Поэтому реализуя принцип
поэтапной подготовки к спортивному мероприятию, режиссер должен очень грамотно
и точно довести всех участников до наивысшего результата, успеха в день
выступления на главной сцене. Именно на это направлен весь длительный процесс
подготовки спортивно-художественного представления и праздника, от разработки и
проработки массовых упражнений и отдельных эпизодов до генеральной репетиции и
выступления.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА ЕГО
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В ПОСТАНОВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1.1.
Понятие форм и содержания режиссерского замысла художественно-спортивного
события Любая деятельность базируется на
творческом замысле, в котором созидатель программирует финишный результат.
Творческий процесс реализации замысла зависит не только от специфики жанра
постановочного искусства, но и от личности автора. Возросший уровень культуры и
ожиданий участников и зрителей затрудняют процесс разработки
сценарно-режиссерского замысла массового спортивного зрелища или художественно-спортивного события[1].

Творческий процесс создания сценария
сложнее, чем его постановка. Неискушенному человеку замысел постановки кажется
делом очень простым. На деле гораздо сложнее. Так, например, Б.А. Покровский
заверяет, «что придумать ничего путного и мало-мальски образного нельзя.
Правильнее сказать: придумалось как бы, само собой. А это результат большой,
всесторонней сознательной деятельности»[2].

Специалисты, занимающиеся созданием
программы любого спортивно-художественного представления, знают какие
необходимо приложить волевые усилия и упорства, труда и бессонных ночей, чтобы
все придумалось «как бы само собой». Только в состоянии особого напряжения,
подъема творческих сил и способностей приходит вдохновение. Еще И.Е. Репин
говорил: «Вдохновение – награда за каторжный труд»[3].

Огромное значение в создании творческого
замысла имеют соблюдение режима труда, профессиональные качества автора, его
знание жанра, практический опыт сценарной и постановочной деятельности.

Приступая к созданию программы спортивного мероприятия или представления,
режиссер-постановщик должен найти ответы на основные вопросы, определяющие
конечный результат праздника:

1) идейно-тематическая основа представления и
его жанр (что ставить?);

2) постановочное решение
спортивно-художественного представления в целом и отдельных его этапов, художественное и музыкальное оформление (как
ставить?);

3) исполнители представления – это
режиссерско-постановочная группа и участники блоков праздника, их количество,
профессиональность, уровень подготовленности, возможности использования
различных по содержанию вставных номеров (т.е. с кем ставить?).

Так как массовые спортивно-художественные
представления требуют высокой самостоятельности и ответственности каждого члена
режиссерско-постановочной группы, то определение ее состава для главного
режиссера-постановщика является делом первостепенной важности[4].

Творческий процесс создания замысла
постановки начинается с социального заказа на представление, с изучения
объективных условий, оказывающих влияние на творческий процесс. Массовые
спортивно-художественные представления на стадионе, тем более в спортивных
сооружениях проводятся не часто. Они требуют соответствующей праздничной
обстановки, которые создаются с приближением того или иного события.
Инициаторами подобных спортивных событий, как
правило выступают государственные органы страны, республики, ведомства или
организации[5].

Таким образом, организация и проведение
спортивно-художественных представлений зависит от объективных причин жизни и
деятельности народа в стране, республике, городе, организации, а также от
идейного замысла режиссера.

Одна из сторон сценарной части замысла
творческой деятельности режиссера-постановщика – это основа, другая – принятие
постановочного решения, т.е. воплощение в жизнь идейно-тематической основы
замысла с оптимальным использованием выразительных средств, специфики и
возможностей жанра.

По словам И.В. Мельника, автора
статьи «Идейно — тематическая основа сценарно-режиссерского замысла», «Идейно-тематическая
основа — это только одна из сторон творческой деятельности
режиссера-постановщика, связанная со сценарной частью замысла»[6].

Для режиссера-постановщика массовых
спортивно-художественных представлений первооснова принятия постановочного
решения практически отсутствует. Ему, как правило, самому или в содружестве
приходится ее создавать[7].
Если тематическая основа спортивно-художественного представления определяется
социальным заказом организаторов, то отбор содержания, постановочное решение и
идейная основа праздника остаются задачей режиссера-постановщика. Только
специалист, в совершенстве знающий специфику спортивно-художественных
представлений, можно успешно решить эту сложную задачу.

Идейно-тематическая основа
спортивно-художественного представления тесно связана с прошлых и настоящих
этапов развития страны, важнейшими политическими событиями внутренней и внешней
политики, проведением крупнейших международных форумов, юбилейных дат.[8]
Так как тема всегда конкретна, то идейное содержание представления – это
главная авторская мысль и позиция, благодаря которым спортивно-художественные
представления становятся логически завершенной композицией. Воплощением в
действие идейно-тематической основы неразрывно связано с постановочной основой,
более того, тема и идея должны стоять выше, чем постановочное решение.
Идейно-тематическая основа и содержание представления обычно рассматриваются
при встрече главного режиссера-постановщика и заказчика. Часто заказчик
рекомендует главному режиссеру тематику представлений. В отдельных случаях
постановочное решение праздника целиком доверяется режиссеру.

Масштаб спортивно-художественного
представления, материальное оснащение и художественное оформление праздника,
организация репетиционной работы, организация участников постановки и т.п. — полностью
зависят от экономических возможностей постановки – вопроса первостепенной
важности.

Финансирование постановки отражается на
творческой деятельности режиссера-постановщика, который будет решать
количественный и качественный состав участников в зависимости от композиции
представления, а также договариваться о возможностях включения в представление
спортсменов или артистов высокой квалификации.

Немаловажное значение в творческой деятельности
режиссера имеет место-временные условия постановки: время суток проведения
праздника, что связано с выбором выразительных средств, а также его
продолжительность. Сложность и качество постановки зависят от организации
репетиционной работы.

Лучший вариант, для участников очень
ответственных и престижных праздников организуются специальные сборы, где они
занимаются только подготовкой к выступлениям. Однако, в большинстве случаев
репетиционная работа с участниками мероприятий проводится без отрыва от их от основной
деятельности. В таких случаях организаторам представления необходимо добиваться
стопроцентной посещаемости репетиций[9].

Эффективней проводить репетиции ежедневно
по 2-3 часа, чем несколько раз в неделю длительней по времени. Одним из важных
вопросов репетиционных возможностей постановки является момент обеспечения
рабочими площадками для проведения репетиции по блокам-эпизодам сценарного
каркаса композиции и сводных репетиций праздника.

Режиссер-постановщик должен детально
изучить главную сценическую площадку: ее размеры и техническое состояние,
количество и размеры основных и запасных выходов, их расположение, расположение
трибун, расположение флагштока, место чаши для зажжения огня и др.
конструктивные возможности. Наряду с этим режиссеру-постановщику необходимо
изучить подъездные пути к месту проведения мероприятия, наличие количества и
расположения больших площадок, которые могут быть использованы в репетиционный
период, а также для накопления участников в день представления.

Так как практическая работа над замыслом художественно-спортивного события начинается с
социального заказа, то одним из первых официальных документов в подготовке
спортивно-художественного представления является план-сценарий (сценарный
план).

Его разработку осуществляет автор
сценарно-режиссерского замысла праздника, а утверждает заказчик – организация,
проводящая торжества[10].

Содержание плана-сценария отображает две
основных функции – творческую и организационную, раскрывая ответы на главные
вопросы:

1. Где
будет мероприятия?

2. Что
и как будет происходить?

3. Что
для этого надо?

Раскрывая первый вопрос, главный режиссер художественно-спортивного
события дает подробное описание сценической площадки, где будет происходить
праздник. Указываются размеры площадки, характеристика конкретных возможностей
и особенностей арены выступлений, которые в дальнейшем могут быть использованы
в отдельных эпизодах.

Режиссерам отдельных блоков художественно-спортивного
события (помощникам главного режиссера) важно знать какое покрытие арены,
наличие основных и запасных выходов на площадку, возможности трансформации
арены соответственно замыслам художественно-спортивного события, указывается
идея художественного оформления арены. Указывается все значимое для режиссерской группы, что позволит качественнее
представить и понять замысел представления[11].

Идейно-тематическое содержание и основа
сценарно-режиссерского замысла, излагаются во втором главном вопросе содержания
сценарного плана. В этой части раскрываются главные эпизоды представления, на
которых держатся идейно-тематическая основы художественно-спортивного события, основы
музыкального и художественного решения художественно-спортивного события.
Предлагается иллюстрация эскизов основных моментов, способствующих наилучшему
восприятию замысла фрагментов представления[12]. Третий раздел сценарного плана имеет
большое значение в момент подготовки праздника, особенно для заказчика. Если
главный режиссер художественно-спортивного события
имеет представление, как будет происходить подготовка и проведение мероприятия,
то только он может ответить на важный для организаторов вопрос «Что для этого
надо?»

Ответом на этот вопрос являются следующие
моменты: предварительный, поэтапный расчет участников праздника; рекомендуемый
состав главной режиссерской группы; предварительный расчет необходимого
оборудования и инвентаря.

Перспективное планирование предполагает
определенную систему мероприятий, предусматривающих систематичность и
последовательность в работе и, главное, произвести предварительную
экономическую оценку праздника. Практический опыт показывает, что особое внимание
следует уделить расчету участников каждого эпизода представления, помимо
которых должно быть предусмотрено 10-15% запасных участников от основного
состава, а в сольных номерах – двойной состав.

Составляя план-сценарий художественно-спортивного события представления,
главный режиссер определяет, какой массовый эпизод праздника он будет ставить
сам, а на какие другие эпизоды пригласить известных ему режиссеров[13].

Кроме этого, главный режиссер обращается
за помощью и советами к отдельным специалистам – художнику, композитору,
модельеру, инженеру-конструктору, балетмейстеру и т.д., которых он предполагает
пригласить для художественно-спортивного события. Поэтому, главный режиссер
художественно-спортивного события уже знает основной состав группы праздника
еще до утверждения заказчиком план — сценария.

После утверждения плана продолжается
творческая работа главного режиссера, как в разработке композиционного плана
представления в целом, так и с режиссерами отдельных блоков праздника в
разработке композиционных планов эпизодов, блоков. Начинается тесное
сотрудничество главного режиссер с приглашенными специалистами, которые
включаются в режиссерскую группу[14]. [1] Туманишвили, М. И. Введение в
режиссуру: (Пока не началась репетиция) / М. И. Туманишвили. — М., 2018. – С.
52. [2] Кузнецова, Е. В. Феномен массовой
культуры: проблемы и противоречия / Кузнецова Е. В. // Вестник Пермского
университета. — 2020. — № 3 (15). — С. 89. [3] Ходасевич В. Массовые действа,
зрелища и представления /В. Ходасевич // Театр. — 2017. — № 4. — С. 13. [4] Гальперина, Т. И. Режиссура
культурно-досуговых программ: рабочая тетрадь / Т. И. Гальперина. — М.:
Советский спорт, 2017. – С. 52. [5] Житницький А. З. Драматургiя масових
театралiзованих заходiв. – Х.: Тимченко. – 2018. – С. 17. [6] Мельник И.В. Идейно-тематическая
основа сценарно-режиссерского замысла» [Электронный ресурс] — URL:
https://zhurnalpedagog.ru /servisy/publik/publ?id=10441(дата обращения:
14.03.2022). [7] Зайцев В. П. Режисура эстрады и
массовых зрелищ / В.П. Зайцев. – К.: Дакор, 2018. – С. 42. [8] Трощенкова, Е.А. Проектирование в
сфере культуры: инновационный аспект / Е.А. Трощенкова. // Вестник КрасГАУ. —
2019. — № 1. — С.197. [9] Черняк, Ю. М. Режиссура праздников
и зрелищ: учеб. пособие. — М.: Тетра-Системс, 2018. – С. 91. [10] Шубина, И.Б. Драматургия и
режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь / И. Б. Шубина. — P/на Д: Феникс,
2017. – С. 65. [11] Чечетин А.И. История массовых
народных празднеств и представлений. — М.: МГИК, 2018. – С. 40. [12] Ярмухаметов Р. М. Проблемы и
перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников //
Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 309. [13] Попов, В. Г. Театральная
педагогика. Режиссура. / В. Г. Попов. — М., 2017. – С. 13. [14] Плотников А.В. Режиссерское
проектирование художественно-спортивной программы как феномен особой культуры
https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisserskiy-zamysel-hudozhestvenno-sportivnoy-programmy-kak-fenomen-kultury-zrelischa
[Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: 14.03.2022).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы