Курсовая с практикой на тему Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 5
1.1. Развитие речи: понятие, онтогенез в дошкольном детстве (нейротипичный вариант развития) 5
1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): понятие, характеристика 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 15
2.1 Организация исследования 15
2.2 Характеристика развития речи дошкольников с ФФНР (по материалам констатирующего эксперимента) 19
2.3. Дефектологическая помощь в развитии речи ребенку дошкольного возраста с ФФНР 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Проблема развития речи долгое время была одной из ключевых проблем в педагогике. Проблема недоразвития речи является до сих пор малоизученной и имеет ряд трудностей на пути к исследованию.
Проблема особенностей речи у детей c фонетико-фонетическим недоразвитием речи (далее ФФНР) достаточно актуальна на сегодняшний день, так как исследования в этой области показывают, что количество детей данной категории растет и требует правильного подхода в обучении и воспитании. В дошкольный период важно уделять таким детям большое внимание и развивать их способности. Исследованием данной проблемы занимались Р.М. Боксис, [1, c.304] Е.А. Зоткина, [7, c.212] Г.А. Карпова, [11, c.48] Т.И. Обухова [12, c.54] и другие.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Объект: речь и ее развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: специфика развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Гипотеза: мы предполагаем, что фонетическое недоразвитие речи влияет на общее развитие речи детей: чем менее выражено ФФНР, тем выше уровень развития речи детей.
Задачи:
1. проанализировать теоретические подходы к изучению речи детей старшего дошкольного возраста в научной литературе;
2. рассмотреть специфику фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей: понятие, характеристика;
3. организовать эмпирическое исследование;
4. проанализировать результаты исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении данной темы, а также в качестве пособия для воспитателей в работе с детьми с ФФНР.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.
Заключение:
Проведенное теоретико-эмпирическое и изучение позволило сделать следующие выводы:
Развитие речи в дошкольном возрасте идет по двум направлениям: совершенствуется импрессивная сторона речи и формируется собственная активная речь ребенка.
ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.
В дефектологической работе по развитию речи детей решаются следующие вопросы развития речи детей с ФФНР:
— Речевое развитие направлено на овладение ребенком устной коммуникацией как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха, развитие, грамматически правильной диалогической речи, развитие и коррекция звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с художественной детской литературой;
— Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных возможностей родители и педагоги занимаются на протяжении всей жизни ребенка, как в дошкольной организации, так и в семье;
— Известно, что речевое развитие тесно связано с общим психическим развитием ребенка;
— Обучение детей на специальных занятиях предполагает формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым.
Во второй части работы нами разработан план эмпирического исследования развития речи детей дошкольного возраста с ФФНР. Сроки исследования: с ноября по апрель 2021 – 2022 года. Выборку составили 10 детей 5–6 лет с ФФНР, посещающие коррекционные группы старшего возраста для детей с ФФНР «Детский сад № 222» г. Омск.
Цель: изучение развития речи у дошкольников с ФФНР.
Задачи:
1. Подбор методик для решения поставленных задач.
2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании.
3. Обработка полученных результатов и интерпретация.
Диагностические процедуры были запланированы на первую половину дня, так как в более раннее или более позднее время общая работоспособность детей снижается.
Итак, у детей данной группы с ФФНР нарушено формирование речевых умений, особенно фонематический слух, активный словарный запас, не сформирован грамматический строй речи.
Проведенное исследование выявило качественное и количественное снижение уровня сформированности речи у детей дошкольного возраста, что доказывает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию грамматически правильной речи.
Следовательно, коррекционная работа по преодолению вышеперечисленных недостатков будет способствовать совершенствованию устной речи у детей с ФФНР. Нами была организована дефектологическая помощь в развитии речи ребенку дошкольного возраста с ФФНР. На контрольном этапе эксперимента у детей экспериментальной группы был выявлен в основном высокий уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, низкого уровня развития ни по одной методике выявлено не было. Результаты проведенного экспериментального исследования доказывают эффективность использования дефектологической помощи для развития речи у детей дошкольного возраста с ФФНР. Это подтверждает нашу гипотезу исследования о том, что фонетическое недоразвитие речи влияет на общее развитие речи детей: чем менее выражено ФФНР, тем выше уровень развития речи детей.
Следовательно, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Развитие речи: понятие, онтогенез в дошкольном детстве (нейротипичный вариант развития)
Онтогенез речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у детей на разных ступенях социализации [2, c.207].
В литературе вопросам поэтапного становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А.Н. Гвоздева [6], Д.Б. Эльконина [12], А.А. Леонтьева [13], Н.Х. Швачкина, В.И.Бельтюкова подробно описано становление речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.
Н.В. Нищева отметила, что появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда факторов:
1. определенной степени зрелости коры головного мозга;
2. определенного уровня развития всех органов чувств;
3. наличия речевой среды, речевого окружения;
4. состояния психофизического здоровья ребенка;
5. потребности пользоваться речью как основным способом общения [3, c.240].
А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений. А.Н. Гвоздев рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет – слова – словосочетания – предложения — связная речь [6, c.64].
Е.Н. Винарская этапы речевого развития делит на следующие периоды:
1. период до-фонетических универсалий;
2. период фонетических образов и жестов;
3. период фонетических представлений;
4. период фонематических обобщений [17].
Н.С. Жукова выделила два периода речевого развития: до-вербальный и вербальный. Н.С. Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:
1 стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком и звуками.
2 стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и смеха.
3 стадия – характеризуется появлением лепета.
4 стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7, 5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.
5 стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются лепетные слова [7, c.63-70].
С.Н. Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный» [8, c. 31-32].
Перед переходом к словам появляются просто-слова, которые обладают следующими признаками:
1. простота звукового облика;
2. доступность для артикуляции в младшем возрасте;
3. мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для
4. ребенка «звукоизбразительный» характер [9, c.208].
С.Н. Цейтлин выделяет следующие этапы речевого онтогенеза: до-словесный этап; этап однословных высказываний; этап начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений; переходный этап к системной речи [10, c.18].
Изучением раннего развития речи занималась Л.И. Белякова и на основе проведенного исследования определила следующий онтогенез речи:
В 16-20 месяцев жизни у большинства детей словарь пополняется особенно интенсивно. Многие слова в первое время передаются ритмической структурой либо ударным слогом.
В 18-22 месяца жизни происходит формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2-3 слов, которые еще не объединены в синтагму, а слово сопровождается жестом.
В 28-32 месяца жизни фразовая речь начинает интенсивно усложняться и интенсивно употребляться в активной речи детей. Грамматические формы становятся нормативными [10, c.18].
В период раннего возраста резко увеличивается активный словарь, так как у детей актуализируется словарь, и совершается переход слов из пассивного в активный словарь детей.
О.Е. Громова рассматривает взаимосвязь развития речи и психологического развития детей и ориентируется на следующую периодизацию: доречевой этап; этап первичного освоения языка; этап усвоения основных грамматических правил; этап усвоения морфологических, фонетических норм и развития речи [11, с. 288].
О.Е. Громова отмечает, что период раннего возраста ключевой в овладении родного языка и зависит от социального окружения, речевой среды, условий воспитания. [11, c.288]