Курсовая с практикой Иностранные языки Английский язык

Курсовая с практикой на тему Фонетическая зарядка, как способ формирования и совершенствования фонетических навыков учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Научно-методические основы
формирования и совершенствования фонетических навыков учащихся с использованием
фонетической зарядки на уроках английского языка. 8

I.1. Англоязычные фонетические
навыки: структура, особенности и роль в овладении языком. 8

I.2. Фонетическая зарядка в структуре
методики обучения иностранному языку  13

I.3. Подходы и опыт организации
фонетической зарядки на начальном этапе обучения английскому языку. 18

I.4.Развитие звукопроизносительных и
интонационных умений с использованием фонетической зарядки на продвинутых
этапах обучения английскому языку. 23

Выводы по главе I 27

Глава II. Опытно-педагогическая
фонетическая работа в экспериментальном классе  29

II.1. Результаты диагностики
звукопроизносительных и интонационных умений учащихся экспериментального класса. 29

II.2. Рекомендации по использованию
фонетической зарядки на уроках английского языка в экспериментальном классе. 34

Выводы по главе II 38

Заключение. 40

Список использованной литературы.. 43

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В
первую очередь, стоит отметить, что в современном мире владение иностранным
языком существенно расширяет горизонты человека, как в рамках узнавания нового
о других странах, так и в перспективах трудоустройства. Но надлежащее освоение
иноязычной речью непосредственно связано с выбором методики изучения языка. В
рамках современных подходов к изучению иностранного языка преобладает точка
зрения, согласно которой для полноценной иноязычной коммуникации необходимо
должным образом владеть средствами и деятельностью общения.

Фонетические средства играют важнейшую
роль в овладении иностранным языком как средством общения, и эффективное
владение фонетическими средствами является обязательным условием качественного
использования языка для достижения своих целей. Более того, только надлежащее
использование фонетических средств позволяет говорить о полноценном соблюдении
норм изучаемого языка.

Как указывает А.Н. Щукин, «целью обучения фонетическим
средствам является формирование фонетических навыков – речевых действий,
выполнение которых характеризуется высоким уровнем совершенства» [25, с. 31]. Стоит отметить, что эти
навыки представляют собой часть системы речевых умений, следовательно,
недостаточный уровень владения фонетическими навыками приводит к нарушению
коммуникации.

Кроме того, стоит отметить, что
формирование фонетических навыков напрямую связано с существенными трудностями
в рамках образовательного процесса ввиду различий фонетического строя русского
и английского языков. Еще одним важным фактором являются возрастные особенности
учащихся. По этой причине начало освоения фонетических навыков должно
осуществляться еще в начальной школе. Это связано с тем, что на начальном этапе
обучения формируется слухо-произносительная база, а на последующих этапах
обучения она расширяется и укрепляется. Более того, если на начальном этапе не
уделять должного внимания формированию фонетических навыков, то в дальнейшем
это может привести к серьезным проблемам с произношением, с развитием речевых
умений, а их корректировка потребует дополнительных усилий.

Среди условий, которые оказывают
непосредственное воздействие на успешность обучения фонетическим навыкам в
рамках изучения иностранного языка, можно отнести выявление сложностей с
восприятием и воспроизведением звуков, с развитием речевого слуха в целом.
Кроме того, важно отметить, что изучение фонетических навыков в рамках изучения
иностранного языка – не самоцель, оно должно осуществляться в комплексе и в
непосредственной связи с прочим навыками, грамматическими и лексическими, а
также и в контексте прочих речевых умений – говорения, аудирования, чтения,
письма.

Кроме того, в рамках изучения фонетической
стороны языка в начальной школе важно обращать внимание на особенности развития
учеников начальной школы. Н.Д. Гальскова указывает на то, что в возрасте 7-8
лет дети «в большинстве своем обладают способностью к имитации, хорошо развитым
речевым слухом, стремлением к контактности и общительности», а также хорошо
развитой долговременной памятью [7, с. 279]. Все перечисленные качества
являются преимуществами раннего обучения иностранному языку и, в частности, фонетической
стороне языка.

Однако необходимо помнить о том, что объем
внимания и продолжительность концентрации у учеников начальной школы не
продолжителен, что накладывает дополнительные сложности в процессе изучения
иностранного языка. Необходимо искать эффективные методики обучения
фонетическим навыкам, которые бы соответствовали особенностям развития
школьников начального этапа обучения.

Актуальность темы настоящего исследования
обуславливается совокупностью различных факторов. В первую очередь, речь идет о
необходимости поиска эффективных методов формирования фонетических речевых
навыков в начальной школе, поскольку эффективность процессе обучения связана с
необходимостью тщательного подбора методики обучения. Кроме того, проблема
недостаточной сформированности фонетических навыков в российской школе в рамках
изучения иностранного языка является одной из наиболее острых, что указывает на
востребованность методик, формирования фонетических навыков.

Вышесказанное обуславливает актуальность
темы настоящего исследования: «Фонетическая
зарядка как способ формирования и совершенствования фонетических навыков
учащихся».

Объектом исследования
является процесс формирования иноязычных фонетических навыков учащихся.

Предметом исследования
является содержание и способы организации фонетической
зарядки на уроках английского языка, направленные на становление фонетических
навыков учащихся.

Цель исследования состоит
в определении содержания и способов организации фонетической зарядки на уроках
английского языка, направленные на становление фонетических навыков учащихся.

Гипотеза исследования
состоит в том, что фонетическая зарядка способна оказать положительное влияние
на развитие иноязычный фонетических умений учеников начальной школы в том
случае, если содержательно она связана с материалом урока, а по форме доступна
и интересна школьникам.

Задачи исследования:

1. Определить
особенности англоязычных фонетических навыков в контексте освоения языка;

2. Рассмотреть
место фонетической зарядки в структуре методики обучения английскому языку;

3. Определить
подходы и опыт организации фонетической зарядки на уроках английского языка в
начальной школе;

4. Охарактеризовать
особенности развития звукопроизносительных и интонационных навыков с
применением фонетической зарядки на более продвинутых этапах изучения
иностранного языка;

5. Провести
диагностику и обработать полученные результаты в отношении фонетических умений
учащихся экспериментального класса;

6. Сформулировать
рекомендации относительно использования фонетической зарядки на уроках
английского языка в начальной школе.

Методы исследования включают в себя
следующие:

1. Анализ
научно-методической литературы по теме настоящего исследования;

2. Анализ
работ учеников в рамках констатирующего эксперимента;

3. Разработка
упражнений, направленных на повышение уровня фонетических умений учащихся
начальной школы, на базе методики фонетической зарядки.

База исследования: МБОУ
«СОШ 4» г. Дагестанские Огни, 4 класс.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование фонетических навыков играет
важную роль в процессе изучения иностранного языка. В контексте создания
целостной коммуникативной компетенции навыки произношения и интонирования
иноязычной речи имеют первостепенное значение. Кроме того, стоит отметить и
наличие различных подходов к выработке фонетических навыков в рамках изучения
иностранного языка. Современная методическая литература делает акцент на
дифференцированном подходе, который характеризуется своей комплексностью.

Фонетическая зарядка представляет собой
важный компонент изучения иностранного языка. Она призвана формировать и
закреплять произносительные и интонационные навыки в иноязычной речи учащихся.
Кроме того, фонетическая зарядка способствует созданию более дружелюбной
атмосферы на занятии, что повышает мотивацию говорения на иностранном языке. В
структуре урока иностранного языка фонетическая зарядка может использоваться на
разных этапах, в зависимости от дидактической задачи. Характерной особенностью
этого комплекса упражнений является его короткая продолжительность,
соотнесенность с темой урока и возрастом учеников, а также преимущественно
игровой характер проведения этой части урока. В методической литературе
выделяют четыре категории фонетической зарядки, каждая из которых призвана
решать свои отдельные задачи – фонематическая, лексико-фонетическая,
грамматико-фонетическая, интонационная зарядки.

В начальной школе ведущей деятельностью
становится образовательная, но переход от исключительно игровой деятельности
должен осуществляться постепенно. При формировании фонетических навыков
иностранного языка преподавателю следует принимать во внимание данные изменения
при организации процесса обучения. Существуют также и определенные возрастные
особенности учеников начальной школы, которые необходимо учитывать при
использовании фонетической зарядки на уроках иностранного языка в школе.
Выделяются также и определенные минимальные требования, которые необходимы для
формирования фонетических навыков на начальном этапе изучения иностранного
языка. Среди них – понимания звучания гласных и согласных звуков, слов и
словосочетаний, а также основные интонационные контуры.

Применение фонетической зарядки на
продвинутом уровне позволяет сформировать полноценное владение фонетическим
аппаратом английского языка на уровне и в соответствии с потребностями учащихся
начальной школы. Учащиеся формируют комплексное понимание и владение фонетикой
английского языка, умеют не только произносить звуки и отдельные слова, но
также и правильно с точки зрения ритмики и интонации английской речи оформлять
высказывания с разной коммуникативной целью.

Полученные в рамках констатирующего
эксперимента результаты позволяют говорить о том, что проблема формирования и
закрепления фонетических навыков в начальной школе представляет важную
методическую задачу. Проверка показала, что только 23% учеников обладают
высоким уровнем сформированности фонетических навыков английского языка, при
этом также 23% учеников экспериментального класса показало низкий уровень этих
навыков. Проведенная диагностика показала необходимость проведения
дополнительной работы с учениками экспериментального класса в области
закрепления фонетических навыков английского языка.

Фонетическая зарядка является эффективным
способом формирования и укрепления фонетических навыков в начальной школе.
Поскольку упражнения такого рода характеризуются своей комплексностью, сама по
себе фонетическая зарядка оставляет пространство для реализации творческого
потенциала учителя, что наиболее актуально именно в начальной школе. Поскольку
констатирующий эксперимент показал существенные различия в уровне
сформированности фонетических навыков, было принято разделить рекомендации на
две группы заданий. Первые – для учеников с высоким и средним уровнем
сформированности, поскольку им для развития и расширения фонетических навыков
полезно использовать более сложные задания, ориентированные в большей степени
на межличностную коммуникацию. Вторые – для учеников с низким уровнем
сформированности фонетических навыков, поскольку им необходимо повторение
теоретических основ и закрепление навыков хотя бы на базовом уровне. При
необходимости и успешном формировании базовых фонетических навыков,
целесообразно переходить к изучению заданий более сложного уровня.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно-методические основы формирования и
совершенствования фонетических навыков учащихся с использованием фонетической
зарядки на уроках английского языка I.1. Англоязычные фонетические навыки: структура, особенности
и роль в овладении языком

Фонетика представляет собой звуковой строй
языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, составляющих его материальную
сторону: звуки, звукосочетания, система ударений, ритм, мелодика, интонация,
паузы.

К.М. Баранова указывает, что навык
представляет собой действие, которое доводится до автоматизма, навык
формируется благодаря многократному повторению комплекса упражнений и тренингов
[2, с. 56]. В «Новом словаре
методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» фонетический
навык понимается как «умение произносить правильно звуки, ставить ударение там,
где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т.д.» [1, с. 448].

Кроме того, фонетические навыки
подразделяются на следующие категории:

1. артикуляционные
навыки, которые представляют собой автоматизированное безошибочное произнесение
отдельных звуков, а также и звуков в составе слова либо фразы;

2. слухо-произносительные
навыки, которые представляют собой навык правильного произнесения звуков в
речевом потоке, а также распознавание всех звуков при аудировании;

3. ритмико-интонационные
навыки, которые представляют собой навыки правильного оформления речи с точки
зрения интонации и ритмики, а также навыки понимания речи других людей [13].

Процесс формирования фонетических навыков
проходит несколько этапов.

Первый этап – восприятие, что соотносится
с созданием правильного звукового и слухового образа.

Второй этап – дифференциация, то есть
осмысление сказанного, различение признаков звука.

Трети этап – имитация, то есть закрепление
речедвигательных образцов конкретной речевой единицы.

Четвертый этап – изолированная
репродукция, то есть закрепление артикуляционных процессов в рамках конкретного
произносительного явления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы