Информационно-аналитические продукты и услуги Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Фондоцентричная и пользователецентричная библиотека: сходства и различия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
аспекты фондоцентричной и пользователецентричной модели деятельности библиотек. 5

1.1. Сущность
фондоцентричной и пользователецентричной библиотеки. 5

1.2. Характерные общие и
отличительные черты фондоцентричных и пользователецентричных библиотек. 10

Глава 2. Сравнительный
анализ примеров работы фондоцентричных и пользователецентричных библиотек. 16

2.1. Специфические
особенности работы фондоцентричных библиотек. 16

2.2. Особенности
пользователецентричных библиотек. 18

Заключение. 25

Список использованной
литературы.. 26

Приложения. 28

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования.
Современный этап развития общества характеризуется рядом тенденций, одной из
которых является снижение интереса к чтению книг на фоне роста популяризации
онлайн-информации. Сегодня каждый человек может получить значительный объем
информации, не выходя из дома. Все это сокращает посещаемость библиотек.

Поэтому
учреждения в сфере библиотечного дела с целью эффективного влияния на
общественность, стимулирования читаемости населения и знакомства его с
классической, а также современной литературой должны создавать условия,
позволяющие привлечь читателя, сформировать благоприятные отношения
сотрудничества с жителями региона. Эти задачи требуют модернизации библиотек с
ориентацией их не на работу с фондами, а на работу с пользователями.

На
современном этапе развития библиотечного дела уже уходят в небытие
представления о библиотеке как о заведении для хранения и чтения книг. Сегодня
каждая библиотека – это уже целых досуговый центр, который не только выполняет
задачи по формированию читательской грамотности населения и стимулированию
читательской активности жителей населенного пункта, но и способствует активной
социализации всех групп населения, установлению дружественных и социальных
коммуникаций, создает условия для самовыражения, творческого и
профессионального развития каждого жителя региона. То есть, сегодня формируется
новая модель библиотеки – пользователецентричная.

Для
понимания необходимых направлений деятельности современных библиотечных
учреждений важно понимать сходства и отличительные черты фондоцентричных и
пользователецентричных библиотек. Это и определяет актуальность темы данной
курсовой работы.

Обзор научной литературы. В научной литературе
понятия «фондоцентричная библиотека» и «пользователецентричная библиотека»
являются достаточно новыми. Поэтому исследование вопросов их сравнения
характеризуется научной новизной. Вместе с тем, в современных научных
источниках подчеркивается специфика работы библиотек на современном этапе,
делается акцент на новых функциях библиотечных учреждений. Так, отдельные
аспекты этой темы раскрыты в работах А.Н. Солодкиной [7],
М.А.Тешевой [16], Т.М.
Грековой [13], И.М.
Одиноковой [14]
и т.д.

Целью исследования в работе является проведение
сравнительного анализа фондоцентричных и пользователецентричных библиотек с
выделением их схожих и отличительных характеристик. Для
достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:


изучить
сущность фондоцентричной и пользователецентричной библиотеки;


выделить
характерные общие и отличительные черты фондоцентричных и
пользователецентричных библиотек;


рассмотреть
специфические особенности работы фондоцентричных библиотек на практических
примерах;


исследовать
особенности пользователецентричных библиотек путем анализа опыта работы
современных библиотек.

Объектом исследования в курсовой работе выступает
деятельность современных библиотек. Предмет
исследования – сходства и различия фондоцентричных и пользователецентричных
библиотек.

Структура курсовой работы включает введение, две
главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Первая глава
работы посвящена общим теоретическим аспектам темы исследования и содержит
описание сущности, сходства и отличий фондоцентричной и пользователецентричной
библиотек. Вторая глава на практических примерах демонстрирует особенности
работы библиотек указанных типов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы позволил определить специфику
разных типов библиотек. Фондоцентричной библиотекой можно назвать библиотечное
учреждение, главной задачей которого является формирование и хранение
библиотечного фонда и обслуживание читателей путем выдачи им отдельных
экземпляров из фонда. Пользователецентричной предложено  называть библиотеку, главной задачей которой
является обеспечение потребности пользователей не только в информации, но и в
общем культурном развитии, организованном полезном проведении досуга.

При этом в работе были выделены общие и отличительные
характеристики фондоцентричных и пользователецентричных библиотек. Их схожесть
проявляется в деятельности в социально-культурной сфере и направленности на
формирование определенного культурного развития общества. Среди характерных отличий
между указанными типами библиотек нами выделены такие: уровень присутствия
библиотеки в сети Интернет; специфика функций; основной объект и структура
работ; степень открытости фондов; специфика оборудования библиотек; специфика
организационной структуры; навыки и личностные качества персонала.

В рамках практического исследования установлено, что для
научных библиотек характерна преимущественно фондоцентричная модель организации
деятельности. Это связано с спецификой направленности их работы, в основе
которой лежит не организация приятного досуга населения, а предоставление им
научной информации, помощь в научной и трудовой деятельности. А вот
общедоступные библиотеки сегодня все чаще преобразуются в
информационно-досуговые центры, которые не только предоставляют пользователям
информацию, но также ориентированы на предложение им интересного досуга.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты фондоцентричной и
пользователецентричной модели деятельности библиотек 1.1. Сущность фондоцентричной и
пользователецентричной библиотеки В современной научной литературе отсутствуют определения
фондоцентричной или пользователецентричной библиотеки, но при этом
исследователи отмечают важность модернизации учреждений культуры (в т.ч.
библиотек) именно к модели, центром которой выступают не фонды, а пользователь.
При этом фондоцентричную модель работы библиотечных учреждений называют
устаревшей [6, с.162].

Исходя из этого, для понимания сущности указанных моделей
библиотек целесообразно рассмотреть эволюцию библиотечной работы в целом. В
этом аспекте отметим, что возникновение библиотек связано с функцией сбора и
хранения информации на материальных носителях – мемориальной функцией, отсюда и
древнегреческое название библиотеки: bibliotheke (гр. biblion – книга, theke –
хранилище), т. е. книгохранилище. Постепенно формировались разные функции
библиотек. Так, по социальному заказу создавались библиотеки (идеологическая
функция), в которых хранились необходимые документы (мемориальная функция). В
библиотеках были хранители книг (библиотекари), которые помогали в поиске
нужной информации на тот момент ограниченному контингенту пользователей
(информационная функция). Под библиотеку создавалась материально-техническая
база. Библиотечный персонал, библиотечный фонд и материально-техническая база,
возможно, опосредованно, но оказывали гуманизующее влияние на читателей
(социализирующая, образовательная, просветительская функции) и, следовательно,
в целом влияли на микро-, меза- и макросреду (культурная функция). И, в любом
случае, происходили коммуникации по поводу документа (коммуникационная функция)
[10, с.15].

То есть, на первых этапах своего существования библиотеки
выполняли преимущественно функции формирования и хранения фондов. Длительное
время эти задачи были главными в работе библиотечных учреждений. Постепенно
важной функцией библиотек стала информационная, в основе которой лежит
предоставление информации потребителям. Но изначально в ее основе лежала все та
же работа с фондами. Таким образом, фондоцентричной библиотекой можно назвать
библиотечное учреждение, главной задачей которого является формирование и
хранение библиотечного фонда и обслуживание читателей путем выдачи им отдельных
экземпляров из фонда. Эта задача может достигаться различным путем. В частности,
на ее обеспечение направлены таких виды деятельности библиотек:


работа по формированию фондов (поиск литературы,
ее приобретение, размещение в фонде);


работа по хранению фондов (создание условий для
оптимальной сохранности);


восстановление фондов (при необходимости),
особенно редких и ценных изданий;


документные услуги, в основе предоставления
которых лежит удовлетворение потребности абонентов в получении первичного
документа   или соответствующей
библиографической информации и документе;


цифровизация фондов и т.д.

Постепенно работа с фондами переходит на более высокий
уровень и предусматривает выполнение информационной функции, то есть
предоставление информации пользователям на основании обработки данных фонда.
Так, группа информационных услуг, которые наиболее часто предоставляются
библиотеками в рамках  библиографического
обслуживания населения, сегодня включает следующие виды услуг:


подготовка и предоставление библиографических
справок;


подготовка и предоставление адресных справок,
как на русском, так и на иностранных языках;


подготовка сотрудниками библиотеки и
предоставление библиографических справок по генеральных алфавитных каталогах, в
частности и по электронных каталогах;


подготовка и предоставление справок о наличии
необходимого издания в фонде данной библиотеки или других библиотечных фондах
и  дальнейшей библиографической
доработкой информационного запроса;


осуществление проверки источника на вопрос его
наличия в данной библиотеке и простановка шифра в нем;


подготовка тематических справок путем подбора
необходимой информации по определенной теме из соответствующих разделов
генерального систематического каталога библиотеки с последующей выдачей
документов для их изучения и копирования;


подготовка справок путем подбора
библиографических записей из карточных каталогов библиотечной организации с
последующей выдачей  документов для их
изучения и копирования;


подготовка и предоставление разовых тематических
запросов по имеющимся автоматизированным базам данных;


осуществление тематических подборок газетных
вырезок;


подготовка тематических справок на основании
подбора оригиналов документов из библиотечного фонда с последующей их
выдачей  для изучения и копирования;


подготовка и предоставление тематических
справок, как на русском, так и на иностранном языке;


осуществление подбора тематической информации по
запросу абонента с использованием ретроспективного просмотра справочных и
библиографических источников справочно-библиографического бюро библиотеки за
предыдущий год;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы