Курсовая с практикой на тему Фольклорная арт-терапия как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре 5
1.1. Арт-терапия как метод развития детей с ОВЗ 5
1.2. Роль фольклора в развитии детей с ОВЗ 7
Глава 2. Опыт деятельности центра со старшими дошкольниками средствами арт-терапии 12
2.1. Анализ деятельности центра и разработка программы по фольклору 12
2.2. Диагностика агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии 18
Заключение 25
Список литературы: 27
Введение:
Актуальность исследования. Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества начинается уже в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
В последние годы ученые (Э. Миллер, Л. Берковиц, З. Фрейд, Е. И. Рогова и др.), работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему, каково содержание арт-терапии как средства развития детей с ОВЗ.
Объект исследования: фольклор как метод арт-терапии.
Предмет исследования: содержание арт-терапии как метода социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ.
Цель исследования: анализ фольклорной арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре.
Гипотеза исследования – социальная профилактика агрессивного поведения детей с ОВЗ будет успешной, если:
• на основании диагностики будет определены проблемы агрессивного поведения старших дошкольников; будет разработана программа профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть арт-терапию как метод развития детей с ОВЗ.
2. Охарактеризовать роль фольклора в развитии детей с ОВЗ
3. Охарактеризовать методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
4. Реализовать программу социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, методы математической и графической обработки результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Социальная профилактика агрессивного поведения детей с ОВЗ направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
При построении программ по социальной профилактике следует использовать фольклор.
Наиболее результативным является арт-терапия, как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем. Изучение и использование непосредственно арт-терапии представляет для современного общества большой интерес.
Исследование вопросов социальной профилактики агрессивного поведения позволило выделить противоречие между традиционными методами социальной профилактики агрессивного поведения у детей и недостаточным применением социальной профилактики агрессивного поведения метода арт-терапии.
Заключение:
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что агрессия – очень сложное явление, имеющее свои формы выражения, причины и цели. Кроме того, что агрессивное поведение направлено на причинение вреда, ущерба другим, оно накладывает отрицательный отпечаток на личностное развитие ребенка, осложняет взаимоотношения с окружающими.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные профилактические меры.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель – на основе анализа теории и практики по проблеме исследования разработать программу социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы.
Определив особенности с ОВЗ можно сказать, что, это один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, формирование личности ребёнка. И задача педагога выявить и откорректировать агрессивное поведение на ранних стадиях развития.
Выявляя причины агрессивного проявления в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, различные подходы, которые не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.
Рассмотрев основные направления социальной профилактики агрессивного поведения у детей с ОВЗ с применением методов арт-терапии, можно сказать, что необходимо последовательно системно подходить к работе по предотвращению появления таких тенденций именно для педагогов центра, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно применять методы, средства по их профилактике.
Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема повышенного уровня агрессивности у детей с ОВЗ связана с негативными эмоциональными состояниями. Социальная профилактика с использованием методик арт-терапии способствует снижению негативных эмоциональных состояний и как следствие снижению уровня агрессивности старших дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре «Доброториум»
1.1. Арт-терапия как метод развития детей с ОВЗ
Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества начинается уже в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать агрессивную ситуацию, какую-либо проблему удобным для психики ребенка способом.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Детская арт-терапия – это простой и действенный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством [10].
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным, способствует снижению агрессии.
Арт-терапия опирается на идеях классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность [41].
Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь [30].
Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества.
Наиболее действенные в работе по социальной профилактике с агрессивными детьми с ОВЗ, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами. Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать [24].
Иногда ребенок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Часто, войдя в раж, ребенок наносит на лист все новые и новые цвета, смешивает их, превращая в бурое месиво. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности. Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками, дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития. Для лучшего профилактического эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.