Организация и руководство этнокультурным центром Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Фольклорная арт-терапия как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре 5
1.1. Арт-терапия как метод развития детей с ОВЗ 5
1.2. Роль фольклора в развитии детей с ОВЗ 7
Глава 2. Опыт деятельности центра со старшими дошкольниками средствами арт-терапии 12
2.1. Анализ деятельности центра и разработка программы по фольклору 12
2.2. Диагностика агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии 18
Заключение 25
Список литературы: 27

 

  

Введение:

 

 Актуальность исследования. Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества начинается уже в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. 
В последние годы ученые (Э. Миллер, Л. Берковиц, З. Фрейд, Е. И. Рогова и др.), работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему, каково содержание арт-терапии как средства развития  детей с ОВЗ.
Объект исследования:  фольклор как метод арт-терапии.
Предмет исследования: содержание арт-терапии как метода   социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ. 
Цель исследования:   анализ фольклорной арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре.
Гипотеза исследования – социальная профилактика агрессивного поведения детей с ОВЗ будет успешной, если:
• на основании диагностики будет определены проблемы агрессивного поведения  старших дошкольников; будет разработана программа профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть  арт-терапию как метод развития детей с ОВЗ.
2. Охарактеризовать роль фольклора в развитии детей с ОВЗ
3. Охарактеризовать методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
4. Реализовать программу социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии 
Методы исследования: 
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, методы математической и графической обработки результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Социальная профилактика  агрессивного поведения детей с ОВЗ направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. 
При построении программ по социальной профилактике следует использовать фольклор.
Наиболее результативным является арт-терапия, как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем. Изучение и использование непосредственно арт-терапии представляет для современного общества большой интерес.
 Исследование вопросов социальной профилактики агрессивного поведения позволило выделить противоречие между традиционными методами социальной профилактики агрессивного поведения у детей и недостаточным применением социальной профилактики агрессивного поведения метода арт-терапии.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что агрессия – очень сложное явление, имеющее свои формы выражения, причины и цели. Кроме того, что агрессивное поведение направлено на причинение вреда, ущерба другим, оно накладывает отрицательный отпечаток на личностное развитие ребенка, осложняет взаимоотношения с окружающими.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные профилактические меры.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель – на основе анализа теории и практики по проблеме исследования разработать программу социальной профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы.
Определив особенности с ОВЗ можно сказать, что, это один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, формирование личности ребёнка. И задача педагога выявить и откорректировать агрессивное поведение на ранних стадиях развития.
Выявляя причины агрессивного проявления в старшем дошкольном возрасте, можно отметить, различные подходы, которые не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.
Рассмотрев основные направления социальной профилактики агрессивного поведения у детей с ОВЗ с применением методов арт-терапии, можно сказать, что необходимо последовательно системно подходить к работе по предотвращению появления таких тенденций именно для педагогов центра, которые чаще других специалистов сталкиваются с агрессивными проявлениями детей и имеют возможность своевременно применять методы, средства по их профилактике.
Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема повышенного уровня агрессивности у детей с ОВЗ связана с негативными эмоциональными состояниями. Социальная профилактика с использованием методик арт-терапии способствует снижению негативных эмоциональных состояний и как следствие снижению уровня агрессивности старших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы арт-терапии как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском творческом центре «Доброториум»

1.1. Арт-терапия как метод развития детей с ОВЗ

Развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества начинается уже в период детства. Дети приобретают социальные умения и навыки устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать агрессивную ситуацию, какую-либо проблему удобным для психики ребенка способом.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Детская арт-терапия – это простой и действенный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством [10].
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным, способствует снижению агрессии.
Арт-терапия опирается на идеях классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность [41].
Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь [30].
Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества.
Наиболее действенные в работе по социальной профилактике с агрессивными детьми с ОВЗ, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно). Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами. Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать [24].
Иногда ребенок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Часто, войдя в раж, ребенок наносит на лист все новые и новые цвета, смешивает их, превращая в бурое месиво. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности. Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками, дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития. Для лучшего профилактического эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы