Курсовая с практикой на тему Физиологические аспекты выживаемости человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАЕМОСТИ 5
1.1. Сущность понятия «выживаемость» 5
1.2. Выживание в автономных условиях 8
1.3. Задачи, факторы и стрессоры выживания 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЖИВАНИЯ 16
2.1. Физиологические аспекты выживаемости, возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях 16
2.2. Выживание в природной среде: организация жилья, укрытие, питание, охрана 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальность работы. Жизнь человека всегда была сопряжена с опасностями. Не случайно наши далекие предки, делая первые шаги по пути эволюции, учились пользоваться камнем не только как орудием труда, но и как оружием.
Борьба за существование заставляла людей всеми правдами и неправдами цепляться за жизнь, приноравливаться к любым невзгодам, как бы тяжелы они ни были, смело идти навстречу опасностям. Стремление осуществить, казалось бы, невозможное, пронизывающее всю историю человечества, помогает понять неимоверные усилия, предпринимаемые людьми в различных районах мира для того, чтобы приспособиться к суровым природным условиям. Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде — от первобытных охотников, выходивших на зверя с каменным топором в руках, до космических путешественников второй половины нашего века, долгое время пребывающих в состоянии невесомости, мобилизуя все свои физические и психические возможности.
Выживание – это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Именно для людей, чья жизнь постоянно сопряжена с опасностями, очень важна предварительная подготовка, как физическая, так и психологическая.
Объект исследования – процесс выживания человека.
Предмет исследования – физиологические аспекты выживаемости.
Цель исследования – изучить основные физиологические аспекты выживаемости человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «выживаемость»
2. рассмотреть особенности выживания в автономных условиях;
3. изучить задачи, факторы и стрессоры выживания;
4. проанализировать физиологические аспекты выживаемости, возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях
5. описать особенности выживания в природной среде: организация жилья, укрытие, питание, охрана.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, основа выживания — прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины, заканчивая рецептурой приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.
Приемы выживания в каждом климатогеографическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот.
Большинство людей, особенно горожан, привыкли к оптимальным (или допустимым) условиям жизнедеятельности. Оказавшись в опасных, экстремальных условиях, когда невозможно нормальное жизнеобеспечение, многие оказываются беспомощными перед ними.
Поскольку от возможности оказаться в экстремальной ситуации не застрахован никто, пусть даже вероятность ее возникновения у большинства людей довольно низка, то каждому человеку необходимы навыки и умения выживания в условиях автономного существования.
Но овладение подобными знаниями не спасут, если не будет сильной мотивации, «воли к жизни», если человек поддастся страху или панике. Если человек морально и психически не готов к таким ситуациям, то он и не готов к своему спасению.
Умение мобилизовать свои внутренние ресурсы повышает, порог выживаемости, который зависит от физического и психоэмоционального состояния человекан, а знания и навыки выживания в условиях автономного существования позволят максимально эффективно использовать внешние доступные ресурсы.
Человек должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое.
Крайне важна практическая выработка навыков выживания. Надо не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Перед походами, связанными с повышенным риском, необходимо провести несколько аварийных полевых учений, максимально приближенных к реальной обстановке будущих маршрутов.
Следует заранее просчитать теоретически и по возможности проверить практически все возможные ЧС.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАЕМОСТИ
1.1. Сущность понятия «выживаемость»
Каждый человек периодически оказывается перед проблемой: как включиться в новую социальную ситуацию и при этом не «потерять» себя, свою личностную целостность. Возможен и другой вариант: осознать и изменить свое «Я» под влиянием новых жизненных реалий.
Толковые словари дифференцируют смысл глаголов прожить и выжить. Прожить – это пробыть живым, просуществовать какое-то время, а выжить – это остаться в живых после болезни, несчастий. Выживание мы пониманием как сохранения человека в качестве целостного биологического и социального образования в трудных условиях.
Для выживания человека не только как биологического существа, а, прежде всего, как личности важна «мотивация на самосохранение». М.Ш. Магомед-Эминов разделяет самосохранение индивида (биология) и самосохранение личности (самоуважение, честь и т.п.). Он отмечает, что «самосохранение … есть «само – сохранение», сохранение самого себя, своей идентичности». Так понимаемое самосохранение «включает в себя побуждения, определяемые не соматическим дефицитом, а системой интересов Я, структурой личности человека, его характером».
Новая техническая, информационная и социально-экономическая реальность вынуждает человека интенсифицировать свою деятельность, обрушивает на него множество раздражителей.
Когда говорят о выживании человека, сохранении его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и уникальной индивидуальности, по Б.Г. Ананьеву), то целесообразно рассматривать его жизнь не только как цепь нескончаемых деятельностей, а более широко – как бытие. А бытие человека реализуется в его делах.
В.В. Знаков, сопоставляя по степени общности понятия «деятельность» и «бытие», приходит к выводу, что деятельность всегда направлена на достижение конкретной цели, имеющей более частное значение, чем дело, которому человек служит и считает смыслом своей жизни. Поэтому, по мнению исследователя, целостная жизнь, бытие человека полнее и адекватнее описывается понятием «дело» или даже «призвание», чем категорией «деятельность». Кроме того, бытие человека как субъекта жизни предполагает способность взглянуть на себя глазами других людей, с которыми он вступает в диалог (как внешний, так и внутренний).
В биологии широко используются понятия выживаемости вида (популяции) организмов и жизнеспособности особей. Под выживаемостью вида понимается средняя вероятность сохранения организмов каждого поколения, участвующих в воспроизводстве вида. При оценке воздействий внешней среды на популяцию организмов выживаемость оценивается как процент выживших особей.
Под жизнеспособностью понимается способность особи не погибать до определенного момента жизненного цикла (обычно до начала периода размножения). Показателем жизнеспособности является относительная частота выживания до заданного периода (возраста).
Детальное изучение вопроса выживаемости живых систем показывает, что понятие выживаемости применимо в основном для популяций и видов организмов низкого уровня развития, существующих примерно в одинаковых условиях.
Выживаемость можно считать главным свойством живых организмов. Не обладая этим свойством, организмы не могут существовать и неизбежно погибают.
В этом свойстве отражается степень разрешения главного противоречия живого мира — между существованием и несуществованием, то есть между жизнью и смертью. В результате действия этого вечного противоречия в процессе биоэволюции появляются виды организмов, обладающие высокими защитными свойствами.
Уровень развития организмов играет огромную роль в повышении их выживаемости. Для высших животных и человека наиболее универсальным показателем выживаемости является среднее время существования организмов данного вида в заданных условиях (продолжительность жизни).
Объединение людей в социальные группы также приводит к повышению их выживаемости, поскольку увеличивает возможности по противостоянию воздействиям различных опасностей на каждого человека.
Таким образом, понятие выживаемости в его традиционном биологическом смысле описывает итоговый результат выживания, однако оно не позволяет определить состав и структуру защитных свойств организмов и социальных систем .
В целях обоснования состава и классификации защитных свойств, которыми должны обладать социальные системы, необходимо увязывать группы свойств и отдельные свойства с теми составными частями (компонентами, подсистемами) системы, с помощью которых реализуются эти свойства.
С точки зрения социологии можно отметить, что всякая социальная система решает задачи не только в собственных интересах, но и задачи, возлагаемые на нее другими системами.
Так, решение социальных задач человеком обеспечивает возможность выживания другим людям, но может быть связано с высоким риском для жизни отдельного человека.
Например, экипаж корабля (морского, воздушного или космического) должен обладать высокими морально-психологическими качествами для того, чтобы, несмотря на высокую опасность, продолжать выполнение поставленной задачи. Но это не значит, что он должен решать задачу, не задумываясь об опасности. Наоборот, он должен решать ее так, чтобы опасность гибели была минимально возможной для данной ситуации (хотя эта опасность может быть очень высокой).
Одним из основных путей решения задачи сохранения жизни человека при использовании сложных человекотехнических систем в современных условиях является создание систем повышенной безопасности, обладающих внутренне присущими свойствами оценивать опасность и реагировать на нее таким образом, чтобы угроза жизни и здоровью человека была минимальной. При этом система должна быть защищена от неправильных решений и ошибочных действий самого человека. Ошибочные действия человека не должны приводить к гибели всей системы.