Курсовая с практикой на тему Физическое развитие младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психофизические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Пути оптимизации физического состояния детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания 11
1.3. Понятие о физических качествах и методах их развития 13
1.4. Оптимизация физической подготовленности детей младшего школьного возраста в системе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Задачи исследования 20
2.2. Методы исследования 20
2.3. Организация исследования 22
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФИТНЕСА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
3.1 Анализ исходного уровня физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста 24
3.2. Методические основы построения урока физической культуры с элементами фитнеса у детей младшего школьного возраста 27
3.3. Эффективность внедрения элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста для улучшения физического развития и физической подготовленности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Введение:
Актуальность темы. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [2, 6, 8].
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными нарушениями, а также обладающих низкими показателями физической подготовленности, что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для таких детей [10].
Анализ исследований Е.В. Осолодкова, Т.Ю. Круцевич, В. кашуба, Т.М. Параничева показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость). У младших школьников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств.
Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью младшего школьника. В специальной научно-методической литературе отмечено, что оздоровительная направленность занятий фитнесом обеспечивает укрепление здоровья, поддержание работоспособности, овладение жизненно важными двигательными действиями, развитие физических качеств, адаптацию организма к нагрузкам, а также снятие психоэмоционального напряжения. В то же время внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования средств фитнеса в образовательных учреждениях.
Вместе с тем, до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме физического развития детей младшего школьного возраста, что требует дальнейшего рассмотрения.
Объект исследования – процесс физического развития детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы физического развития детей младшего школьного возраста на занятиях фитнесом.
Цель исследования – теоретическое обоснование влияние фитнеса на физическое развитие детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физического развития детей младшего школьного возраста будет эффективным если учитывать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и реализовывать в игровых формах применение средств фитнеса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностику уровня физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
3. Оценить влияние фитнеса на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы общеобразовательных школ, спортивных школ, фитнес-клубов для улучшения функционального состояния детей младшего школьного возраста и их физической подготовленности.
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности детей младшего школьного возраста. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации фитнес-технологий в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости тренирующего эффекта различных фитнес-технологий в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста, что требует дальнейшего изучения.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы наблюдались сниженные показатели физической подготовленности.
3. Разработанная методика занятий физическим воспитанием с использованием элементов фитнеса у детей младшего школьного возраста позволила достичь весомых результатов в улучшении функционального состояния и физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой. Методика занятий для детей младшего школьного возраста была рассчитана на три месяца и состояла из подготовительного, основного и заключительного периода.
Повторные показатели бега 30 м были лучше у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,54 с, челночного бега – на 0,30 с, прыжка в длину с места – на 5 см (р<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 0,6 см (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 0,2 раза, что свидетельствует о положительном влиянии элементов фитнеса в физическом воспитании детей младшего школьного возраста на физическую подготовленность.
Повторные показатели бега 30 м были достоверно лучше у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 0,99 с (р<0,05), челночного бега – на 0,30 с (р<0,05), прыжка в длину с места – на 2,00 см (р<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 2,5 см (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине – на 1,2 раза (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии элементов фитнеса в физическом воспитании детей младшего школьного возраста на физическую подготовленность.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психофизические особенности детей младшего школьного возраста
Физиологически рациональная подготовка детей и организация процесса физического воспитания должны принимать во внимание особенности морфофункционального развития, а также сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [9].
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата и различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет.
Множество исследований показывают, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Разносторонняя физическая нагрузка у детей младшего школьного возраста способствует развитию мышц туловища, формированию правильной осанки и распрямлению грудной клетки.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей младшего школьного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств [9].
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков. Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых, однако в костной ткани детей больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Так же костная ткань в младшем школьном возрасте отличает наличие интенсивных ростовых процессов.
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [3].
В мышечной ткани детей данного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Кроме того, особое место в этом периоде занимает профилактика плоскостопия. Систематическое выполнение специальных упражнений и массажа с использованием массирующих приспособлений способствует раздражению рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором развития скелетной мускулатуры.
Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка.
Дети в младшем школьном возрасте очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Поэтому при организации занятий следует избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных задач.
У ребенка очень быстро исчерпываются энергетические ресурсы. Другими словами, в организме нет функциональных возможностей для долгого поддержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при различных видах деятельности, что проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
Общая выносливость невысока. Детям младшего школьного возраста не рекомендованы длительные статические усилия, поскольку они сопровождаются неблагоприятными реакциями сердечно-сосудистой системы и длительным периодом восстановления.
Для детей младшего школьного возраста характерны высокие уровни обменных процессов во всех системах организма. Такой сравнительно высокий уровень затрат энергии обусловлен у ребенка более интенсивной работой сердца и дыхания.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост ребер, а также изменяется их положение. Ребра значительно увеличиваются в длину и меняют форму грудной клетки. Данное обстоятельство оказывает огромное влияние на характер дыхания. Благодаря происходящим морфологическим перестройкам объем вдоха начинает заметно увеличиваться, что создает хорошие условия для дыхательной системы, в частности, при физической нагрузке [9].
Вследствие всего вышесказанного именно возраст 6-7 лет является наиболее благоприятным для развития физических и двигательных способностей во многих видах спорта. Развитие в младшем школьном возрасте идёт относительно и равномерно, также постепенно должны повышаться физические нагрузки.
Необходимо эффективно использовать данный период для обучения новым, в том числе и сложным движениям, а также активировать работу по развитию выворотности, подъема стопы, шага, гибкости, силы, выносливости и координации.
В этом возрасте дети очень уверенно овладевают элементами технических движений; они способны к точным, самостоятельным и ловким движениям, которые производятся под музыку, со всей группой детей; cпособны осваивать и реализовать сложнокoординированные движения в танце; способны к выполнению простейшего графического движения.
В младшем школьном возрасте организму ребенка свойственна незавершенность развития центральной нервной системы, а также многих анализаторов (зрительного, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата), несовершенство нервно-гуморальной регуляции всех физиологических функций.