Курсовая с практикой на тему Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
1.1 Особенности процесса физического развития детей среднего возраста 6
1.2 Методы, приемы организации физического развития детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 9
Выводы по главе 1 13
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ У СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 15
2.1 Диагностика уровня процесса физического развития детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх 15
2.2 Реализация методов организации физического развития у детей среднего возраста в подвижных играх 19
2.3 Анализ результатов опытной работы 23
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность темы. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и возможность управлять ими.
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей среднего дошкольного возраста.
Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере. Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в тои числе и развитию физических качеств.
Анализ исследований Л.Д. Глазырина, ВА. Овсянкина, А.В. Кенемана Д.В. Хухлаева показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость). У средних дошкольников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств.
Многие исследователи Н.А. Оконова, С.И. Семкина, П.Ю. Овчинникова, С.О. Филлипова подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью дошкольника.
Развитию физических качеств у дошкольников большое внимание уделяли такие ученые: Н.Ю. Васильева, Л.Д. Глазырина, Т.Г. Гурулева. Вместе с тем учеными Н.А. Шарикало, В.Н. Шебеко доказано, что игровая деятельность дошкольников создает благоприятные условия для их активного, личностного включения в процесс социализации и является оптимальным средством для развития физических качеств.
Вместе с тем, до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме физического развития детей в подвижных играх у детей среднего дошкольного возраста, что требует дальнейшего рассмотрения.
Объект исследования – процесс физического развития детей дошкольного возраста в подвижных играх в средней группе.
Предмет исследования – средства и методы физического развития детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
Цель исследования – теоретически обосновать методы и приемы организации физического развития у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх и реализовать в опытной работе.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физического развития детей дошкольного возраста в подвижных играх в средний группе будет эффективным если учитывать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и реализовывать в игровых формах (особенно с сюжетными подвижными играми), тематических, играх-эстафетах с разнообразным оборудованием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности процесса физического развития детей дошкольного возраста в подвижных играх в средней группе.
2. Раскрыть методы и приемы организации физического развития у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
3. Провести диагностику уровня физического развития у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
4. Реализовать методы и приемы организации физического развития у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх.
5. Проанализировать результаты опытной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация, обобщение.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение и педагогическое тестирование физических качеств.
3.Методы математической статистики.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, воспитателям, учителям физической культуры для физического развития детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа выстроена в логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей среднего дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В соответствии с поставленной целью нами в полной мере были решены задачи исследования. Применение подвижных игр способствует физическому, эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной группы имели недостаточный уровень физического развития, что требовало разработки программы подвижных игр для его улучшения.
Наши педагогические приемы строились на постепенном вовлечении малоподвижных детей в активные подвижные игры (игры-эстафеты, игры соревновательного характера). Чрезмерно подвижных детей мы постепенно переключали с более подвижных к менее подвижным играм, предполагающим спокойную деятельность («Руки-ноги», «Пуговицы», «Найди свой домик» и др.). На основе подвижных игр физкультурные занятия проводились в разных формах: игровые (особенно с сюжетными подвижными играми), тематические, занятия-развлечения, занятия-эстафеты с нетрадиционным оборудованием. Также подвижные игры неоднократно повторялись и закреплялись на зарядках, прогулках и в самостоятельной деятельности детей.
Применение подвижных игр с использованием вышеуказанных форм, методов и приемов позволило достичь весомых результатов улучшения развития физических качеств у средних дошкольников, что подтвердил гипотезу исследования. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что после применения подвижных игр у дошкольников ЭГ достоверно улучшились все исследуемые показатели. В частности, бег 30 м улучшился у детей ЭГ на 0,7 с (<0,01), бег 10 м с хода – на 0,4 с (<0,05), количество раз отбиваний мяча с пола – на улучшилось на 3,2 раза (<0,01), челночного бега – на 5 с (<0,01), гибкости – на 2 см (<0,05), что подтверждает эффективность подвижных игр.
В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика изменения быстроты, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Таким образом, в процессе исследования выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, а задачи были решены в полном объеме.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над физическим развитием должна вестись в процессе занятий в дошкольных образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на совершенствование других качеств (силы, ловкости, гибкости), без развития которых невозможна эффективная подготовка детей к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Особенности процесса физического развития детей среднего возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются те физические качества, двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического, психического развития и поддержания здоровья.
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка.
В многочисленных исследованиях, которые проведены по изучению данной проблемы, сделаны выводы о необходимости комплексного развития физических качеств детей. Авторы утверждают, что в процессе физической подготовки детей применение упражнений, выполнение которых требует проявления быстроты, силы и ловкости, более эффективно, по сравнению со средствами, которые направлены только на развитие одного из вышеназванных физических качеств.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей среднего дошкольного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств.
Максимальное развитие двигательных качеств, работоспособности, укрепление здоровья, является актуальным направлением при интегрированной реализации задач воспитательного, оздоровительного и образовательного характера.
Уровень развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с их физическим развитием, которое является одним из важнейших объективных критериев здоровья подрастающего поколения. В процессе развития опорно-двигательного аппарата дошкольника изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость. Для детей дошкольного возраста характерны определенные особенности развития этих качеств, а также некоторые другие особенности организации двигательной деятельности.
Дети дошкольного возраста очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития быстроты. Соответствие кратковременных нагрузок функциональным возможностям организма ребенка обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, которые регулируют деятельность опорно–двигательного аппарата.