Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие фирменного наименования,
правовое регулирование, особенности……………………………………………………………………………………………………………… 5

1.1. Понятие и правовое регулирование
фирменного наименования как средства индивидуализации субъектов гражданского
оборота………………………………. 5

1.2. Особенности фирменного
наименования…………………………………………. 8

2. Понятие, правовое регулирование,
особенности коммерческого обозначения……………………………………………………………………………………………………………. 12

2.1 Понятие, правовое регулирование,
особенности коммерческого обозначения………………………………………………………………………………………………………… 12

2.2 Особенности коммерческого
обозначения. Соотношение права на фирменное наименование и права на
коммерческое обозначение…………………………….. 15

3. Понятие, правовое регулирование,
особенности наименования места происхождения товара………………………………………………………………………… 18

3.1. Понятие и правовое регулирование
места происхождения товара……. 18

3.2 Особенности места происхождения
товара. Соотношение права на место происхождения товара и права на
географическое указание…………………… 20

3.3. Защита прав на фирменное
наименование, коммерческое обозначение, место происхождения товара как средств
индивидуализации субъектов гражданского оборота…………………………………………………………………………………………….. 25

Заключение…………………………………………………………………………………………. 30

Список использованной литературы и
источников      32
  

Введение:

 

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров,
работ и услуг являются значимым видом интеллектуальных прав. Они позволяют
выделить и индивидуализировать в гражданском обороте, соответственно,
юридическое лицо, товар, работу, услугу. Права на эти средства индивидуализации
и правила их использования регламентируются частью четвертой ГК РФ. Важным при
использовании этих средств индивидуализации является недопущение их смешения с
другими. Использование сходных фирменных наименований, наименований мест
происхождения товара, коммерческого изображения может ввести в заблуждение
участников гражданского оборота, контрагентов, покупателей и тем самым
навредить предпринимателю. Поэтому правовой защите данных средств
индивидуализации придается особое значение.

Актуальность исследования вопросов правового регулирования
средств индивидуализации нормами гражданского права заключается в том, что
надлежащее использование средств индивидуализации в гражданском обороте
способствует эффективному осуществлению предпринимательской деятельности,
предоставляет достоверную  информацию
потребителям и контрагентам о юридическом лице, товаре, предприятии. При этом
нарушения соответствующих прав могут привести к причинению существенных убытков
предпринимателям.

Объект исследования — общественные отношения в сфере
правового регулирования  защиты  исключительных прав  на средства индивидуализации.

Предмет исследования — права на фирменное наименование,
наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение, используемые
в гражданском обороте.

Цель исследования — определить особенности правового
регулирования приобретения и использования прав на фирменное наименование,
наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение.

Для достижения указанной цели должны быть выполнены
следующие задачи: определить последовательно особенности правового
регулирования нормами гражданского права прав на фирменное наименование,
наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение.

Нормативную основу исследования составляют Гражданский
кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (УК
РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Теоретическую основу исследования составляют работы
следующих авторов: П.В.Крашенинников, Б.М.Гонгало, Л.А. Новоселова и др
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Рассмотрев особенности правового регулирования средств
индивидуализации, можно прийти к следующим выводам.

1. Назначение средств индивидуализации заключается  в самом их названии. Они предназначены для
того чтобы индивидуализировать юридическое лицо, товар или предприятие в
гражданском обороте. Их использование существенным образом влияет на узнаваемость
данного юридического лица или его продукции и, соответственно, повышает
прибыльность и эффективность предпринимательской деятельности.

2. Фирменное наименование является средством
индивидуализации коммерческих юридических лиц. Оно является обязательным для
использования и состоит из организационно-правовой формы и собственно
наименования юридического лица.  Оно
включается в учредительные документы и в единый государственный реестр
юридических лиц. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо выступает в
гражданском обороте, становится известным и узнаваемым среди других лиц,
вступающих в правоотношения с данным юридическим лицом.

3. Наименование места происхождения товара используется для
индивидуализации товаров, производимых юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Необходимость его использования связана с тем, что
физические, вкусовые, зрительные и иные свойства товара могут быть связаны с
местом его происхождения.  Когда
производитель хочет подчеркнуть этот факт, он использует наименование места
происхождения товара. Для возникновения исключительного права на наименование
места происхождения товара требуется его государственная регистрация в
Роспатенте и выдача соответствующего свидетельства. В данной сфере произошли
некоторые правовые изменения и теперь наряду с наименованием места
происхождения товара предприниматели также вправе регистрировать географическое
указание. Эти средства индивидуализации сходны между собой, их предназначение в
том, чтобы связать свойства товара с географической территорией его производства.
Но условия для регистрации географического указания несколько облегчены для
правообладателей по сравнению с наименованием места происхождения товара.

4. Коммерческое обозначение используется для
индивидуализации предприятий.  Оно, в
отличие от фирменного наименования может использоваться и некоммерческими
организациями и индивидуальными предпринимателями. Назначение его в том, чтобы
индивидуализировать конкретное предприятии, как производящее тут или иную
продукцию правообладателя. Использованием средств индивидуализации, сходных до
степени смешения с другими подобными, если это способно ввести в заблуждение
участников гражданского оборота запрещено. 
Исключительное право на использование средства индивидуализации любым не
противоречащим закону способом принадлежит правообладателю или лицу, которому
оно передано по договору (например, коммерческой концессии). Незаконное
использование средств индивидуализации влечет обязанность возместить
правообладателю все причиненные
 

Фрагмент текста работы:

 

особенности

 

1.1. Понятие и правовое регулирование фирменного
наименования как средства индивидуализации субъектов гражданского оборота

 

Фирменное
наименование — это понятие, являющееся одним из средств индивидуализации
юридического лица.

Наименование,
фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его
учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
Отсюда можно увидеть, что понятия наименование и фирменное наименование не равнозначны.  «Наряду с понятием фирменного наименования ГК
РФ использует и понятие "наименование юридического лица" (ст. 54 ГК
РФ). Эти понятия соотносятся как видовое и родовое, фирменное наименование
является видом наименования юридического лица. Однако исключительное право
предусмотрено только в отношении фирменного наименования, которое может
принадлежать лишь коммерческой организации. Наименование некоммерческой
организации, таким образом, не охраняется в рамках части четвертой ГК РФ, хотя
интересы некоммерческой организации могут защищаться с помощью норм общей части
ГК РФ»[1].

Более подробно
определение фирменного наименования содержится в части четвертой ГК РФ[2],
в частности в ст. 1473. В соответствии с ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо,
являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим
фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и
включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной
регистрации юридического лица. «В действующем законодательстве и международных
договорах не дается понятие фирменного наименования. Фирменное наименование
представляет собой наименование коммерческой организации, которое позволяет
отличать его от других участников гражданского оборота и возникает при
регистрации юридического лица. Гражданский кодекс РФ не предусматривает
какой-либо специальной регистрации фирменных наименований, что соответствует
нормам Парижской конвенции по охране промышленной собственности»[3].

 Фирменное наименование юридического лица
должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно
наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов,
обозначающих род деятельности.

Назначение фирменного
наименования в том, чтобы индивидуализировать юридическое лицо в гражданском
обороте. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо участвует в
гражданско-правовых отношениях, защищает свои интересы в суде. Фирменное
наименование это аналог фамилии, имени и отчества гражданина для юридических
лиц. В фирменное наименование включается организационно-правовая форма
юридического лица, что важно для определения его правового статуса, а также
определенное оригинальное наименование. Использование которого позволяет
отличить данное юридическое лицо от других участников гражданского оборота.
Поскольку фирменное наименование — это средство индивидуализации, ему
предоставляется правовая охрана, с тем чтобы оно могло использоваться только
тем юридическим лицом, которое его зарегистрировало. «Российский законодатель
понимает фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица
— участника предпринимательского оборота, т.е. самого субъекта права. Однако
индивидуализация субъекта права — это сфера действия личных неимущественных
прав. При этом нельзя отрицать, что фирменное наименования влияет на спрос на
товары, работы или услуги, связи с контрагентами и партнерами юридического
лица, формирует его деловую репутацию. Таким образом, без сомнения, фирменное
наименование обладает определенной имущественной ценностью и выступает
своеобразным нематериальным активом так же, как и тесно связанная с ним деловая
репутация»[4].

Таким образом, назначение фирменного наименования
состоит в том, чтобы по фирменному наименованию его можно было отличить от других
субъектов гражданского оборота. С фирменным наименованием тесно связаны
представления потребителей и 
контрагентов о данном юридическом лице, его деловая репутация,
совокупность его право и обязанностей по отношению к другим лицам. Именно
поэтому фирменному наименованию предоставляется правовая охрана. «
В соответствии с законодательством об интеллектуальных
правах основная функция фирменных наименований — индивидуализировать в глазах
третьих лиц конкретное юридическое лицо. С одной стороны, они формируют у
третьих лиц ассоциативный ряд между конкретным обозначением (при использовании
его в гражданском обороте в отношении конкретных товаров, работ или услуг) и
правообладателем, защищая интересы



[1]     Научно-практический
комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / В.О.
Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой.
М.2014. С. 149.

[2]        Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ
(ред. от 26.07.2019, с изм. от 24.07.2020)  // Собрание законодательства РФ. —
25.12.2006.- № 52 (1 ч.). — Ст. 5496.

[3]     Гражданский
кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место
происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе
76 / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова и др.; под ред. П.В.
Крашенинникова. М.2015. С.10.

[4]     Кондратьева
Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.2014. С.52.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы