Курсовая с практикой на тему Финансовые методы повышения качества жизни населения в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования политики регионального развития качества жизни населения 5
1.1 Региональное развитие в системе национальной экономики 5
1.2 Стратегическое планирование как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития региона 7
Глава 2. Исследование моделей финансового выравнивания регионов в России и за рубежом 14
2.1 Анализ качества жизни населения регионов России 14
2.2 Модели финансового выравнивания отдельных территорий в России 17
2.3 Зарубежный опыт финансового выравнивания отдельных территорий… 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития. Выравнивание уровней социально экономического развития регионов являются важнейшей закономерностью развития производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но страны в целом.
Современный этап развития национальной экономики характеризуется глубокой дифференциацией регионального развития, что влечет различный уровень качества жизни наеления.
Проблема наличия диспропорций в территориальной структуре экономики страны свойственна многорегиональным экономическим системам, к которым относится и Российская Федерация. В 1990-е гг., в связи с формированием нового экономического пространства и нового типа модели экономического развития страны, данные диспропорции резко усилились. В первую очередь, это объясняется тем, что российские регионы вступили на путь преобразований с различными стартовыми условиями, что было обусловлено неоднородностью пространственного развития страны и, в значительной мере, территориальным разделением труда, концентрацией и специализацией производства, накоплением капитала, характером расселения населения.
Таким образом, целью исследования является анализ финансовых методов повышения качества жизни населения в РФ благодаря моделям финансового выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных территорий.
Исходя из цели исследования поставим такие задачи:
1) Рассмотрим теоретико-методологические основы формирования политики регионального развития.
2) Проанализируем качество жизни населения в разных регионах РФ.
3) Оценим модели финансового выравнивания отдельных территорий в России.
4) Рассмотрим зарубежный опыт финансового выравнивания отдельных территорий.
Объект исследование — финансовые методы повышения качества жизни населения в РФ. Предмет исследования – развитие финансовых методов повышения качества жизни населения в РФ.
Теоретические и прикладные аспекты комплексной проблемы разработки и реализации финансовых методов повышения качества жизни населения в РФ исследованы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности, А.И. Амоша, Я.Б. Базилюк, С.И. Бандура, М.П. Бутко, А.С. Виханского, А.С. Гальчинского, В.И. Пили, Р.А. Фатхутдинова и др.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы формирования политики регионального развития. Во второй главе проведено исследование качества жизни населения в регионах РФ и моделей финансового выравнивания регионов.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Заключение:
Подводя итоги отметим, что регионов с низким и крайне низким уровнем жизни в России гораздо больше, чем благополучных, а разрыв между ними остается колоссальным. В отдельных субъектах РФ наблюдается хроническая бедность, а безработица в 4—5 раз превышает среднероссийскую. Основным очагом неблагополучия является Северный Кавказ, но локальные проблемы есть также в Сибири, на Юге, в Поволжье и в Центральном округе.
Высокие цены на нефть, рост федеральных трансфертов и хорошая собираемость налогов с населения и компаний пошли на пользу региональным бюджетам: в первом полугодии их доходы увеличились почти на 10%, а дефицитных бюджетов осталось всего 25. Но это не избавило от многих проблем. В разной степени слабых субъектов в составе России по-прежнему гораздо больше, чем сильных, положение жителей в некоторых из них, мягко говоря, незавидно.
Большинство слабых регионов отличает отдаленность, во многом — натуральное хозяйство, а также большая доля самозанятых и занятых в теневом секторе. Поэтому к данным Росстата, особенно по доходам, следует относиться несколько скептически — уровень бедности, фиксируемый статистикой, в случае с такими регионами может быть завышенным (это, к слову, характерно не только для России, но и для других стран с похожей структурой населения).
Анализируя мировой опыт в свете вышесказанного, можно определить немецкий опыт финансового выравнивания как условно отрицательный: выравнивание есть, а рост замедляется. Опыт же США, где слабым субъектам федерации предоставляется целевая поддержка для обеспечения минимальною уровня государственных услуг, можно считать условно положительным.
Ведь федерация не только дает регионам определенные права, но подразумевает довольно жесткие обязанности, в том числе и финансового характера. Ситуация, когда регион, имеющий широкую бюджетную автономию, постоянно возлагает ответственность за свои расходы на центр, нельзя рассматривать иначе как неправомерную.
Таким образом, можно дать краткое описание оптимальной, на наш взгляд, модели финансового выравнивания. Эта модель, конечно, не может быть введена в России с 1 января будущего года. Однако есть уверенность, что основные принципы данной модели могут быть осуществлены в России в результате поэтапного реформирования существующей системы.
Эта модель в базируется на следующих положениях:
1) Не выравнивание, а эффективность и общее увеличение социально—экономических благ — вот критерий региональной финансовой политики.
2) Политика регионального выравнивания предполагает достижение социально-экономического равновесия между регионами только как долговременную тенденцию
3) Методика расчета целесообразности финансовой помощи должна приближаться к методикам расчета эффективности коммерческого проекта по чистой дисконтированной стоимости с учетом социального фактора.
4) Интересы Федерации должны иметь приоритет перед интересами отдельных ее регионов.
5) Нельзя наказывать эффективные регионы за то, что они эффективны, но можно и нужно возложить основную тяжесть налогового бремени на богатые территории в связи с тем, что они имеют лучшие по сравнению с другими территориями условия развития.
6) Перераспределение будет достигнуто за счет перечисления налога на капитал и большинства косвенных налогов в федеральный бюджет, а уменьшенных налогов на эффективность — в региональный.
7) Выравнивание с помощью перераспределения федерального бюджета должно осуществляться целевым способом, подразумевая ответственность региональных властей.
Все это позволит создать такую модель финансового выравнивания, которая отвечает принципам как эффективности, так и социальной справедливости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования политики регионального развития качества жизни населения
1.1 Региональное развитие в системе национальной экономики
Региональное развитие в системе национальной экономики России осуществляется через формирование и проведение государственной региональной политики, которая нацелена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качества жизни. Региональная политика должна управлять экономической, социальной и политической жизнью регионов, координировать отношения, сотрудничать с центром и регионами, способствовать эффективному развитию внутри региональных отношений.
В соответствии с этим, основным приоритетом регионального развития является создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов; реализации потенциала развития каждого региона; преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений; создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала; проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирования систем государственного управления и местного самоуправления .
Региональная политика понимается не только как политика органов государственной власти России, но и как политика региональных органов власти, реализована властями страны в тесном контакте с бизнесом и институтами гражданского общества. Через регионы (субъекты Федерации) проводится государственная социально-экономическая политика, включая промышленную политику и политику импортозамещения.
Объективной предпосылкой региональной политики в России является значительная протяженность экономического пространства страны, его структурная неоднородность в природно-географических, ресурсных, экономических, социальных, экологических, этнических и политических аспектах. Подобная неоднородность заставляет любое мероприятие осуществлять с учетом интересов и особенностей регионов, в условиях значительных различий между субъектами Федерации о наличии и разнообразии природных ресурсов, уровней развития производства, социальной сферы и других факторов обусловливает необходимость разработки и проведения региональной политики как важнейшей управленческой политики России.
Отсутствие в прошлом такой политики породило усиление межрегионального диспаритета, обрекло субъекты Федерации и города в зависимости от федеральной поддержки, привело к гипертрофированной межрегиональной конкуренции на базе неправильно выбранной модели государственной региональной политики «поляризованного развития». Государственная региональная политика должна сочетать в себе два внешних противоречивых направления: поддержку депрессивных и отсталых регионов и поддержку региональных «точек роста» .
Конечная цель развития в каждом регионе — создание социально-экономического потенциала, необходимого для развития региона и обеспечение возможностей эффективной реализации этого потенциала. Основными рычагами управления регионом является прогнозирование, программирование, региональная диагностика, использование государственных финансов для решения региональных проблем.
В современных условиях социально-экономического развития регионов важная роль отводится стратегическому планированию и управлению. Стратегии развития регионов строятся с учетом их миссии (концептуальных намерений двигаться в определенном направлении) и целей социально-экономического развития (конкретизации миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации).
Миссия государственной региональной политики заключается в содействии социально экономическому развитию регионов — субъектов РФ и муниципального образований — с целью повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России; обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире. Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования ресурсов можно провести социально-экономические преобразования, что, с одной стороны, позволяет значительно увеличить ВВП, а с другой — реализовать комплекс мер по снижению уровня бедности.
Средствами достижения цели социально-экономического развития являются региональные программы, которые представляют собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс плановых мероприятий, которые взаимосвязаны по заданию, сроками осуществления, исполнителями и ресурсами и обеспечивают наиболее эффективное достижение цели и решение задач социально-экономического развития регионов и страны в целом.
1.2 Стратегическое планирование как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития региона
Обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов России является важной предпосылкой ее экономического роста. Однако регионы России в силу объективных и субъективных факторов развиваются неравномерно. В свою очередь, диспропорции регионального развития и уровня жизни населения создает предпосылки для социального напряжения в обществе, угрожает территориальной целостности страны, сдерживает динамику социально-экономических показателей, замедляет рыночные преобразования и снижает их эффективность .
Для преодоления разбалансированности и диспропорций в развитии регионам нужны четко обозначенные, научно обоснованные социально-экономические приоритеты с учетом долгосрочных тенденций. Выработка эффективной государственной политики устойчивого социально-экономического развития регионов невозможна без стратегического планирования.
Социально-экономическое развитие региона — это объективный процесс, происходящий под влиянием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов.
Категория «стратегия» — происходит из древнегреческого языка: STRATOS — армия, войско; AGOS — я руковожу. Берет начало с военного менеджмента, что означало искусство или науку быть полководцем .
В табл.1.1 приведены определения понятия «стратегии» различными авторами.