Курсовая с практикой на тему Финансовое планирование на предприятии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы финансового
планирования на предприятии. 5
1.1. Экономическое содержание
финансового планирования. 5
1.2. Принципы и методы финансового
планирования. 8
1.3. Основные этапы финансового
планирования. 13
2. Анализ финансового планирования на
предприятии. 13
2.1. Организационно-экономическая
характеристика предприятия. 16
2.2. Анализ финансового состояния и
оценка механизма управления финансами
предприятия. 19
2.3. Организация финансового
планирования на предприятии. 24
3. Рекомендации по рациональной
организации финансового планирования на предприятии. 31
3.1. Разработка комплекса мероприятий
для эффективного финансового планирования на предприятии. 31
3.2. Экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 49
Введение:
Актуальность исследования. рыночных и экономического предполагает предпринимательской необходимой подъема увеличения товаров потребления, населению. В молодого предприятия форм должны первостепенное стратегическому и планированию.
Сбалансированный финансовый план фирме ощутимые четкую программу деятельности, обратную апробированную совершенствования высокую мораль и всеобщую персонала к сокращение производства.
Проблеме эффективности
управления предприятиями на современном этапе развития экономики уделяется все
больше внимания. В менеджменте эффективность определяется уровнем достижения
организацией поставленных целей и задач, обозначая тем самым планирование как
неотъемлемую часть управления.
В экономике СССР и России
существенное место занимают перемены, обусловленные историческими событиями и
экономическими инициативами власти. Безусловно, это оказало и оказывает влияние
на формирование экономических систем, состоящих из различных экономических
этапов, систем государственного планирования и, в частности, систем
планирования на предприятиях. Результатом исследования стала интерпретация
эволюции систем планирования, в отечественной экономике начиная с 1918 г.
Целью данной работы является
раскрытие системы финансового планирования на предприятии.
Для раскрытия темы ставится ряд
задач:
— раскрыть теоретические основы
финансового планирования: содержание основных понятий финансового планирования;
— провести исследование системы
финансового планирования в Объектом исследования –
Общество с ограниченной ответственностью «Центральная Дистрибьюторская
Компания»;
— раскрыть основные направления
совершенствования финансового
планирования и финансового контроля на предприятии.
Объектом исследования –
Общество с ограниченной ответственностью «Центральная Дистрибьюторская
Компания»
Предметом исследования является
финансовое планирование
Теоретической и методологической
основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по проблемам
финансового и управленческого учета, анализа, аудита, статистические материалы,
данные бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности предприятия.
В процессе исследования
использовались моделирование, анализ и синтез, агрегирование и
дезагрегирование, общенаучные методы познания экономических явлений и
процессов.
Теоретическое и практическое
значение исследования заключается в возможности использования основных
положений и выводов для дальнейших теоретических разработок по построению
системы бюджетирования и контроля на предприятии. Кроме того, результаты
исследования могут быть применимы для научного анализа экономических отношений
субьектами хозяйствования в рамках эффективного финансового планирования и
управления.
Данная состоит из тﺍрех заключения, литеﺍратуры и
Заключение:
Эффективное управление
прибылью торговой организации заключается в решении задач по достижению роста
конечных финансовых результатов. Управление прибылью можно представить как два ключевых
направления: управление доходами и управление расходами. Управление
соотношением доходов и расходов помогает поддерживать рентабельность на должном
уровне и сохранять необходимый минимум персонала. В итоге сохраняется
функциональность предприятия в целом.
Проведенный анализ
показал, что в течение 2018-2019 годов постоянно снижалась выручка ООО
«Центральная Дистрибьюторская Компания»: в 2019 году по сравнению с 2018 годом
– на 12% (темп роста составил 88%) и на 31% в 2019 году. Такая динамика
свидетельствует о снижении товарооборота, снижении эффективности хозяйственной
деятельности компании. Себестоимость продаж характеризуется аналогичной
динамикой. Она снизилась на 14% в 2019 году и 33% в 2019 году. При этом, стоит
отметить, как положительный фактор превышение темпов роста выручки над темпами
роста себестоимости. В результате такой динамики выручки и себестоимости
валовая прибыль предприятия выросла на 1% в 2019 году и существенно снизилась в
2019 году – на 21%. Темпы ее роста составили 101% и 79%, соответственно.
В 2019 году произошел
рост коммерческих расходов предприятия на 3% и появились управленческие расходы
в сумме 20 млн. рублей, которые увеличились в 2019 году на 155%, составив 51
млн. рублей. В результате прибыль от продаж резко снизилась в 2019 году – на
25%. Сильное снижение выручки, рост
управленческих расходов и отрицательное сальдо прочих доходов и расходов
предприятия отрицательно сказались на динамике прибыли до налогообложения,
которая в 2019 году выросла на 131% и резко упала в 2019 году на 47%. В 2019
году компания уплатила налогов с прибыли на сумму 37 млн. рублей, что на 118%
больше показателя 2018 года. Но чистая прибыль предприятия оказалась в росте –
на 134%, составив 138 млн. рублей. В 2019 году динамика чистой прибыли
характеризуется отрицательно: резкое снижение на 41%
На изменение суммы
прибыли от продаж в 2019-2019 годах негативно повлияло снижение объема продаж,
негативные сдвиги в ассортименте продукции, высокая себестоимость товаров, а
также рост коммерческих расходов и появление управленческих расходов.
Отрицательное воздействие всех этих факторов компенсировало только повышение
реализационных цен и сокращение коммерческих расходов в 2019 году.
Далее, основываясь на
полученных результатах, в рамках управления прибылью были выявлены резервы
увеличения прибыли компании и разработаны рекомендации по реализации
мероприятий, направленных на увеличение прибыли ООО «Центральная
Дистрибьюторская Компания». Основными способами увеличения прибыли предприятия
являются увеличение объема продаж и снижение себестоимости.
На основе выявленных
проблем в управлении прибылью в ООО «Центральная Дистрибьюторская Компания»
предложены следующие рекомендации по его совершенствованию:
1. Для увеличения объема
продаж:
1.1. Выработка
эффективной ассортиментной политики (проведение анализов рентабельности
ассортимента, выявление наиболее прибыльных товарных позиций).
1.2. Строгое соблюдение
договоров поставок.
1.3. Строгое соблюдение
заключенных договоров по поставкам товаров.
1.4. Проведение
масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала.
1.5. Совершенствование
системы мотивации персонала.
1.6. Выбор правильной
стратегии в работе с клиентами, повышение их лояльности, улучшение качества
обслуживания.
2. Для снижения
себестоимости:
2.1. Планирование и
координация затрат.
2.2. Нормирование
расходов.
2.3. Бенчмаркинг.
2.4. Правильное
планирование оплаты труда персонала.
2.5. Снижение
непроизводительных расходов и потерь.
2.6. Внедрение в практику
оперативного учета затрат.
Системный подход к проведению данных мероприятий, неотъемлемой
частью которого является оценка эффективности проведенного мероприятия, — ключ к
разработке и воплощению по-настоящему эффективной программы увеличения прибыли.
В связи с этим в данном
исследовании были предложены два варианта увеличения чистой прибыли ООО
«Центральная Дистрибьюторская Компания», которые в свою очередь можно разделить
на оптимистический и реальный подходы.
При оптимистическом
подходе, мы предлагаем увеличить объемы выручки за счет устраиваемых акций и
дифференциации реализуемой продукции. Чистая прибыл при этом в 6 раз, чистая
рентабельность вырастет до 6 %.
При реальном подходе, мы
предлагаем сократить уровень постоянных затрат: расходы на аренду, рекламные
расходы. В данном случае мы исходили из того, что объемы выручки и
себестоимости останутся неизменными, но при этом сократятся иные расходы.
Чистая рентабельность в данном случае не измениться, но уровень чистой прибыли
увеличится на 78%.
Проведенный анализ
наглядно показал экономическую эффективность мероприятий по увеличению прибыли
ООО «Центральная Дистрибьюторская Компания».
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы финансового планирования на
предприятии 1.1. Экономическое содержание финансового планирования
Системность в данном случае предполагает, что планирование это некая
система взаимосвязанных процессов, элементов, инструментов, которые в
совокупности используются для достижения некой цели. В частности, говоря о
финансовом планировании, это стратегическое предвидение, обоснование,
своевременная корректировка плана, его конкретизация, детальное описание
деятельности хозяйствующего субъекта. В зависимости от временных рамок
планирования оно может определить как ближайшую, так и довольно отдалённую
перспективу хозяйственной деятельности. Комплексность планирования заключается
в том, что в единую систему объединяются абсолютно все сферы, стороны, все
составляющие хозяйствующего субъекта [15, с.
96].
Планирование взаимоувязывает вопросы ресурсного обеспечения организации и
вопросы обеспечения результатов финансово- хозяйственной деятельности. Ресурсы
рассматриваются в их взаимодействии, а результаты деятельности в их
взаимозависимости, взаимообусловленности. Совокупность финансово –
экономических ресурсов образует внутренний потенциал предприятия. Планирование
внутреннего потенциала это сложный процесс, реализуемый в несколько этапов,
которые образуют между собой прямую и обратную связь. Так, например, планируя и
нормируя оборотные средства с целью обеспечения непрерывности, периодичности и
ритмичности деятельности хозяйствующего субъекта, нельзя не учитывать
обеспеченность основными производственными фондами. Необходимо учесть
состояние, предельную мощность и прочие характеристики для оптимальной загрузки
материально–технической базы. В то же время, планируя расширение, наращивание
основных фондов, опираются на возможность их загрузки, т.е. обеспечение сырьем,
спрос на продукцию [10, с. 47].
Так, планирование определяет, обосновывает целесообразность и возможность
наращивания внутреннего экономического потенциала в соответствии с требуемыми
рынком результатами финансово – хозяйственной деятельности. Однако отношению к
планированию и прогнозированию в РФ неоднозначное. Этому есть ряд абсолютно
объективных причин. Несмотря на хорошую научную школу планирования и
прогнозирования, методологическую базу наработанную в стране где экономика была
полностью плановая на всех уровнях, несмотря на огромный методический
инструментарий, включающий экономико–математические методы, прогнозирование
заключалось лишь в переносе ранее выявленных и существующих в настоящее время
тенденций, закономерностей, факторов на будущее. Эволюционный процесс развития
экономических отношений игнорировался. Изменяющиеся потребности, спрос,
возможности населения во внимание не брались. В свою очередь планирование
опиралось на прогнозирование.
Характерен был в основном
нормативный метод планирования. Общество растет и развивается, а нормы
оставались стационарными. Нормативный подход к планированию привел к
образованию существенного дефицита различных товаров, в том числе относящихся к
факторам производства. Что в результате сдерживало и рост, и развитие
производственных предприятий. Негативный опыт нормативного планирования остался
в прошлом, в последние годы в экономической литературе вновь заговорили о
преимуществах планирования и прогнозирования на различных уровнях: предприятие,
фирма, муниципалитет, государство как таковое. К тому же изучается зарубежный
опыт и подходы к планированию и прогнозированию [14, с. 78].
Безусловно, планирование если и не панацея успешного экономического роста и
развития, то определенная карта, маршрут, выбранный и обоснованный, вариант
развития бизнеса. Сегодня в литературе множество теоретических наработок и для
индикативного и для директивного планирования, как на микро, так и на
макроуровне. Планирование на любом уровне осуществляется поэтапно, и не
сводится к расчету системы экономических показателей. Наряду с показателями в
план обязательно включаются конкретные меры и мероприятия, которые необходимо
выполнить, реализовать для достижения расчётных показателей. Однако внешняя
среда непостоянна. И все внешние условия, и факторы объективно и субъективно
меняются. Если объективные изменения еще можно спрогнозировать, то субъективные
изменения учесть практически невозможно.
С этой точки зрения планы должны не только контролироваться, но и иметь
взаимность своевременной корректировки с минимальными негативными
последствиями. Конечно, чем сложнее производство, сложнее организационная
структура предприятия, тем сложнее и организация планирования и разработанный
план. Особые трудности могут возникнуть при конгломератном способе (форме)
построения компании, когда в бизнес – портфель входят несвязанные виды
деятельности, несвязанное производство (т.е. была выбрана стратегия несвязанной
диверсификации) [11, с. 747].
Составной частью финансового планирования является бизнес – планирование. В
свою очередь бизнес – планирование может рассматриваться и как самостоятельное
направление деятельности. Являясь составляющей функции системы управления
предприятием в её первой стадии, бизнес-планирование испытывает повышенное
влияние следующих факторов:
— рост уровня неопределенности внешней среды,
— рост роли социальных процессов в планировании,
— смещения акцента интересов в сторону краткосрочного (оперативного)
планирования при принятии управленческих решений,
-рост требований к качеству
прогнозов и составленных на их основе планов. В современных кризисных условиях
одним из наиболее актуальных направлений развития большинства экономической
систем стал поиск дополнительных резервов для целей повышения эффективности
бизнеса. Имея соблазн отказаться от всех видов планирования, кроме оперативного
(аналогичный опыт управления бизнесом реализовывался в 90–е годы прошлого
столетия, когда бизнес-планированию отводилось второстепенное значение), часть
руководителей предприятий вынуждены оценивать экономическую эффективность
расходов на организацию планирования.
Альтернативой научным методам планирования и прогнозирования в этом случае
выступает интуиция. Фактор экономической эффективности планирования стал иметь
существенную, если не главенствующую роль при оценке функций планирования.
Организаторы планирования на предприятиях – сотрудники плановых служб и отделов
на предприятии, вынуждены реагировать на появившиеся с течением кризиса вызовы.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии……………5
1.1. Сущность, цель, задачи финансового планирования……………………………5
1.2. Роль финансового планирования в управлении предприятием в современных условиях………………………………………………………………………………..12
2. Анализ состояния финансового планирования ООО «Комус»………………….17
2.1. Организационная характеристика предприятия………………………………..17
2.2. Оценка эффективности финансового планирования в ООО «Комус»………..22
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………………31
Введение:
Актуальность темы исследования. Успех организации в условиях рыночной экономики заключается в правильном планировании и управлении внутренними ресурсами. Одно из важных мест в системе управления занимает финансовое планирование. Во время планирования фирма оценивает состояние своего бюджета, рассматривает степень возможных притоков финансовых ресурсов и дальнейшее направления их в наиболее эффективное развитие. И на основе финансового анализа принимаются управленческие решения. План движения денежных средств, разработанный с разделением по месяцам, показывает только поверхностную основу управления денежными приходами и расходами фирмы. План движения денежных средств, разработанный по дням в течении одного месяца, может характеризовать нестабильность денежных потоков организации. Устранить эти недостатки поможет эффективное оперативное управление финансами организации.
Вопрос совершенствования финансового планирования на предприятии актуален как в зарубежной, так и в российской практике. Особенно актуальной представляется разработка оптимальных методов управления для России в условиях рынка. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не могут быть использованы в условиях рыночной экономики. Эффективное же функционирование предприятия и управление его финансовыми ресурсами возможно лишь при наличии системы финансового планирования, соответствующей рыночным условиям.
Развитие любой организации представляет собой сложный процесс, который находится под влиянием целого комплекса факторов, оказывающие свое воздействие как извне, так и изнутри самой организации. Все это является причиной крайней нестабильности во взаимодействии, как отдельных элементов, так и системы в целом. Данные обстоятельства являются объективным затруднением на пути перед достижением конкретных целей, которые организация перед собой ставит, основной из которых является максимизации прибыли.
Правильно организованное финансовое планирование помогает предприятию развиваться, завоевывать новые позиции на рынке, обеспечивает его финансовую устойчивость.
Цель курсовой работы – проанализировать систему финансового планирования в ООО «Комус».
Цель выпускной квалификационной работы предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансового планирования предприятия;
провести анализ финансового состояния предприятия;
дать оценку состоянию финансового планирования в ООО «Комус».
Объектом исследования является ООО «Комус».
Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии ООО «Комус».
Информационной основой для разработки данной темы явились нормативные документы, публикации ведущих специалистов в периодической печати, а также учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и анализа позволят наметить пути и резервы повышения эффективности использования имущественного комплекса, а также вовремя обнаружить и скорректировать негативные отклонения в составе, структуре и управлении основным капиталом, которые в дальнейшем могут повлечь серьезные последствия для успешной деятельности предприятия.
Заключение:
Рассмотрев аспекты финансового планирования, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии. Разработка финанс.овых планов должна проводитьс.я на пос.тоянной ос.нове. Необходимо учитывать, что они быс.тро ус.таревают, пос.кольку с.итуация на рынке меняетс.я динамично. В с.вязи с. этим рабочие верс.ии должны пос.тоянно обновлятьс.я. В компании должны иметьс.я варианты финанс.овых планов, предназначенные для различных адрес.атов в завис.имос.ти от целей.
Ос.новное назначение и с.ущнос.ть финанс.ового планирования – разработка и ос.ущес.твление финанс.овых планов, обес.печивающих грамотное управление финанс.ами предприятия не только для дос.тижения безубыточной работы предприятия, но и для его пос.тупательного развития в с.оответс.твии с. требованием времени.
Финанс.овое планирование предприятия – это планирование вс.ех доходов и направлений рас.ходования денежных с.редс.тв, предприятия для обес.печения его развития. Финанс.овое планирование ос.ущес.твляетс.я пос.редс.твом с.ос.тавления финанс.овых планов разного с.одержания и назначения в завис.имос.ти от задач объектов планирования и во многом определяетс.я приоритетами, выбранными руководс.твом предприятия.
Вопрос. с.овершенс.твования финанс.ового планирования на предприятии актуален как в зарубежной, так и в рос.с.ийс.кой практике. Ос.обенно актуальной предс.тавляетс.я разработка оптимальных методов управления для Рос.с.ии в ус.ловиях рынка. Методы планирования, принятые в ус.ловиях централизованной экономики, не могут быть ис.пользованы в ус.ловиях рыночной экономики. Эффективное же функционирование предприятия и управление его финанс.овыми рес.урс.ами возможно лишь при наличии с.ис.темы финанс.ового планирования, с.оответс.твующей рыночным ус.ловиям.
Компания «Комус» занимает лидирующие позиции российского рынка как комплексный поставщик товаров для офиса и бизнеса: от снабжения канцелярией, компьютерной техникой, продуктами и мебелью до обеспечения производственных площадок. В ассортименте компании представлен большой спектр товаров для упаковки и маркировки, профессиональная химия, рабочая одежда, складская техника, оборудование для торговых залов, гостиничная косметика, товары для медицины и многое другое.
ООО «Комус» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Итак, как итог, следует отметить, что роль и значение финансового планирования является важным фактором на промышленном предприятии. Заметим, что анализируя подходы относительно толкования сущности термина «финансовое планирование» среди отечественных и зарубежных авторов не существует определенного подхода. По нашему мнению, под термином «финансовое планирование» следует понимать — процесс разработки на определенный период системы финансовых планов, планирование всех доходов и направлений их расходования для обеспечения экономического развития предприятия. Владельцам предприятий нужно было уделять более внимания в планировании своей деятельности, ведь на сегодняшний день существует целый ряд методов финансового планирования (расчетно-аналитический, нормативный, экономико-математического моделирования и другие), а также отечественным предприятиям необходимо применять зарубежный опыт стран с развитой экономикой.
Итак, основными задачами финансового планирования на предприятии являются: расчет возможного объема финансовых ресурсов, определение источников их формирования и направления использования.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1. Сущность, цель, задачи финансового планирования
Фактором успешного финансового развития предприятия является наличие финансовых планов высокого качества и механизмов их эффективной реализации. Основой теоретической базы финансового планирования является общая теория планирования. По мнению Г. Дж. Болта планирование следует понимать как «…продуманное определение и систематизация факторов, которые обеспечивают успешную деятельность предприятия».[8] Планирование является необходимым для финансового обеспечения успешной деятельности предприятия.
Современное финансовое планирование — это процесс разработки на определенный период системы финансовых планов, который заключается в планирование всех доходов и направлений их использования для обеспечения экономического развития предприятия.
В странах с развитой рыночной экономикой финансовое планирование является особым и необходимым элементом управлением экономики. Но каждая страна, в соответствии с учетом особенностей национальной экономики, применяет различные механизмы финансового планирования, как на уровне предприятий, так и на государственном уровне. Финансовое планирование должно обеспечивать высокий уровень управления расходами и доходами, результатом такой деятельности непременно должно стать предпринимательский успех. Итак, можно сказать, что от должной организации финансового планирования зависит успешность каждого отдельного предприятия так и страны в целом.
Современные условия рыночной экономики предъявляют высокие требования к качеству финансового планирования, за то, что в настоящее время банк самостоятельно несет ответственность за негативные последствия своей деятельности. Следует также отметить, что недостаточная эффективность финансового планирования может привести к негативным последствиям в производственно-хозяйственной деятельности предприятия или даже к банкротству[12].
Для реальной оценки текущих и будущих финансовых потребностей на предприятии составляют финансовый план. Задачей финансового планирования являются: формирование, распределение и использование финансовых ресурсов. Составление финансового плана базируется на анализе хозяйственной деятельности, влияния внешней среды — экономических, финансовых, валютных, кредитных, конкурентных и других условий. Определенно соответствующий финансовый план дает четкое представление о реальности достижения поставленных задач. С помощью этого плана возможно быстрое реагирование на изменение как внешних, так и внутренних факторов.
Финансовое планирование на отечественных предприятиях осуществляется при помощи общеприменимых методов. Под методами планирования следует понимать конкретные способы и приемы для расчета показателей. В целом, ученые выделяют следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, оптимизации плановых расчетов, экономико-математического моделирования, корреляционного моделирования, экономико-статистический, прогноза объемов реализации, баланса денежных расходов и поступлений, бюджет наличности бюджет дополнительных вложений капитала, определение потребностей во внешнем финансировании, регрессионного анализа и другие[9].
На сегодняшний день в РФ существует ряд проблем, которые связаны с организацией финансового планирования на предприятиях. К основным проблемам финансового планирования, на отечественных предприятиях, следует отнести: небрежное отношение руководства относительно реальности выполнения финансовых планов для достижения успеха на рынке и низкий уровень внедрения опыта стран с развитой рыночной экономикой.
Как показывает практика, субъекты хозяйствования в процессе финансового планирования часто ограничиваются разработкой плана доходов, расходов и прибыли, не уделяя должного внимания ресурсному обеспечению кругооборота производственных фондов с одновременной поддержкой финансовой устойчивости и платежеспособности. Однако без четкого согласования прогнозируемых объемов операционной, инвестиционной и других видов деятельности с источниками их финансирования трудно обеспечить ожидаемые финансовые результаты и создать предпосылки финансовой устойчивости предприятия. Поэтому даже при условии выполнения плана по реализации продукции (товаров, работ, услуг), такие предприятия не всегда получают ожидаемую прибыль от операционной и обычной деятельности[11].
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии 5
1.1. Понятие финансового планирования, его принципы и методы. Финансовый план: назначение, структура, оценка эффективности 5
1.2. Корпоративное стратегическое планирование 8
1.3. Бюджетирование как современная форма стратегического финансового планирования 11
2. Анализ системы финансового планирования на предприятии ООО «Типография Арбат» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Система финансового планирования на предприятии 20
3. Пути улучшения системы финансового планирования в ООО «Типография Арбат» 28
Заключение 34
Список литературы 37
Приложения 39
Введение:
Эффективная работа предприятий в рыночных условиях будет не-возможна без применения современных методов управления финансами. Для того чтобы повышать эффективность деятельности организации необ-ходимо финансовое планирование и контроль.
В настоящее время кризисные явления в мировой и отечественной экономике продолжают усугубляться, ставя перед наукой и практикой управления компаниями новые задачи.
Успешная деятельность каждой компании зависит от того, насколько успешно она распоряжается своими ресурсами, и в условиях современного рынка эффективность любой компании зависит не только от объема ис-пользуемых или привлекаемых ресурсов, но в первую очередь от эффек-тивности использования этих ресурсов и эффективности взаимодействия между ними. В каждой современной компании можно выделить так назы-ваемую триаду ресурсов – материальные, человеческие и финансовые ре-сурсы. Очевидно, что даже при наличии сильной материальной базы, без высококвалифицированных специалистов не может быть достигнут макси-мум производственной эффективности, или же при наличии специалистов и материальных ресурсов, при отсутствии финансовых возможностей невоз-можно начать эффективное производство.
Планирование в системе управления компании является одной из главных, центральных функций, которая определяет конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. В процессе финансового планирования определяются основ-ные направления развития компании и источники финансирования этого развития. На сегодняшний день финансовое планирование деятельности компании является не только возможностью по определению ею своих приоритетов, но и необходимостью, которая позволит выбрать правиль-ное стратегическое поведение в условиях меняющейся внешней среды. Но-вые условия ставят требование четкого и заранее определенного направ-ления движения компании для наиболее эффективного достижения постав-ленной цели. Именно здесь и приходит на помощь стратегическое финан-совое планирование. Учитывая вышеназванные причины, можно утвер-ждать, что изучение процесса финансового планирования на сегодняшний день становится одним из первоочередных задач современной науки.
Планирование и прогнозирование в системе управления компаниям играют ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований эконо-мики России планирование и прогнозирование как институт был практиче-ски ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании и прогнозировании остро встал на всех уровнях управле-ния.
Отечественный практический опыт и опыт зарубежных стран пока-зывает, что актуальной проблемой все еще остается финансовое планиро-вание на микроуровне. В условиях непредсказуемости рыночных отноше-ний планирование стабилизирует деятельность предприятия. Планирова-ние помогает разрабатывать и принимать целевые установки в количе-ственном и качественном выражении, определяет пути для их эффективно-го достижения.
Во многих коммерческих организациях плановая работа осуществ-ляется только на короткий промежуток времени (3 месяца) и сводится к определению более или менее точного размера авансовых взносов налого-вых платежей. Однако слишком короткий горизонт планирования ком-мерческой организации со временем превращается в барьер развития биз-неса и ведет к акцентированию на текущих проблемах. Поэтому еще большее значение следует придавать стратегическому и перспективному планированию. В этой связи является позитивной эволюция поведения российского бизнеса: завершилась волна передела собственности и кон-троля, компании реализуют новые стратегии развития, ориентированные не на месяц или квартал, а на годы.
Целью исследования является разработка рекомендаций по улучше-нию финансового планирования на предприятии.
Задачи исследования:
• изучить понятие финансового планирования, его принципы и мето-ды. Рассмотреть назначение, структуру и оценку эффективности фи-нансового плана;
• изучить корпоративное стратегическое планирование;
• изучить бюджетирование как современную форму стратегического финансового планирования;
• охарактеризовать исследуемое предприятие;
• изучить систему финансового планирования на предприятии;
• предложить пути улучшения финансового планирования на пред-приятии.
Объектом исследования является ООО «Типография Арбат».
Предметом исследования является использование финансового плана в стратегическом планировании деятельности предприятия.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями, интернет-источниками по вопросам стратегического финансового плани-рования в деятельности предприятия.
Заключение:
Стратегический менеджмент — это процесс разработки и реализации стратегических решений, главным звеном которого является стратегиче-ский выбор, основанный на анализе собственного ресурсного (производ-ственного, трудового, управленческого, маркетингового) потенциала предприятия общественного питания с потенциальными возможностями и возникшими угрозами динамичной внешней среды с активным комплекс-ным применением таких методик как SWOT-анализ, PEST-анализ и ФМОМ (функциональная модель оценки менеджмента).
Стратегическое планирование — это система действий и решений, предпринимаемых руководством компании с целью разработки функцио-нальных стратегий для решения задач корпоративного развития.
Различают разнообразные методы планирования. Методы планиро-вания – это четкие способы и приемы плановых счетов. Методы бывают следующие: расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптими-зации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Разработка стратегического плана проходит несколько этапов в сле-дующей последовательности:
1. Анализ среды хозяйствования.
2. Формулировка целей бизнеса.
3. Стратегический анализ.
4. Процесс экономических расчетов.
5. Разработка программы действий и составление графика работ.
6. Формирование бюджета.
7. Мониторинг и корректировка плана.
Система финансового планирования является частью системы плани-рования организации в целом.
Финансовый план включает:
• план доходов и расходов;
• план денежных поступлений и выплат;
• балансовый план на начало эксплуатации оборудования и на конец каждого года в течение всего срока, рассматриваемого при анализе проекта.
Главным инструментом краткосрочного финансового планирования является бюджетирование.
Важнейшим элементом бюджетного планирования (управления) яв-ляется система бюджетов, которая состоит из основных и операционных бюджетов.
Таким образом, финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы компании, подчиня-ется миссии и общей стратегии компании.
Исследуемое компания является Обществом с ограниченной ответ-ственностью и предоставляет полиграфические услуги.
В ООО «Типография Арбат» существует разработанная система фи-нансового планирования. На будущее компания планирует расширить ас-сортимент оказываемых услуг. Для этого специалистами компании прове-дено финансовое планирование доходов и расходов с учетом финансиро-вания лизинга, кредита и собственных средств.
Проведенная оценка эффективности кредита, лизинга и за счет соб-ственных средств выявила, что финансирование за счет собственных средств компании выгоднее, так как наблюдаются более высокие показате-ли прибылей.
Проведенный анализ системы финансового планирования ООО «Ти-пография Арбат» выявил:
текущее финансовое планирование осуществляется непосредственно финансово-аналитическим отделом и сводиться к составлению годо-вых финансовых планов, характеризует формирование чистой при-были;
с целью создания текущего плана на будущий год и подготовки не-обходимых материалов для утверждения руководству экономиче-ский отдел компании представляет бизнес-план в прогнозных ценах на очередной финансовый год;
инструментом финансового планирования на предприятии выступает программный пакет Microsoft Excel. Однако, несмотря на возмож-ность проведения всестороннего финансового планирования дея-тельности компании, большинство функций специалистами не ис-пользуются, в частности, трендовый и сценарный анализ;
результатом неполного использования функционала программного пакета для планирования деятельности компании его финансовое со-стояние характеризуется кризисным состоянием, неликвидным ба-лансом и несоответствием финансовых показателей деятельности принятым в финансовом менеджменте нормативам.
Существенным недостатком является планирование только произ-водства продукции компании, прочая же деятельность не планируется, что обуславливает риски неучитывания результатов деятельности в целом по компании. Так, на основании прибыльности производства делается вывод о совокупной прибыльности деятельности в целом, хотя фактически ком-пания терпит убытки по оказанию некоторых услуг, что снижает финансо-вый результат.
Также стоит отметить, что планирование проводится на основании нормативного метода. Однако, недостатком является погрешность в расче-тах – берется средний показатель за последние 3 года и на основании его формируется норматив на будущий год (а в случае многократного увели-чения или снижения показателя плановое значение остается на уровне предыдущего периода). При этом, не учитываются возможные изменения в рыночной среде в будущем периоде, что сказывается на точности плани-рования.
По результатам выявленных недостатков в системе финансового пла-нирования деятельности ООО «Типография Арбат» для компании было разработано комплексную систему финансового планирования деятельно-сти.
Условием формирования эффективного механизма управления де-нежными потоками ООО «Типография Арбат» является наличие в его структуре следующих элементов:
информационное обеспечение, представляющее собой совокупность данных бухгалтерского, налогового и управленческого учета, иной внутрифирменной информации. При этом, нужно акцентировать внимание на необходимости наличия возможности получения данной информации внутренними пользователями в режиме реального вре-мени (on-line);
комплекс регламентации и стандартизации, основой которого явля-ется существующая нормативно-правовая база (действующее зако-нодательство) и внутрифирменные нормативные акты компании;
совокупность компонентов эффективного управления денежными по-токами ООО «Типография Арбат».
Таким образом, эффективное управление денежными потоками ком-пании должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: комплексность финансового управления, непрерывность финансового пла-нирования (а также его вариативность), учета и контроля, анализа и регу-лирования, корреляция достижения запланированных результатов и си-стемы мотивации, унификация и единство используемых форм документа-ции, взаимосвязь и взаимозависимость функциональных подсистем компа-нии.
Основным преимуществом предлагаемого механизма управления де-нежными потоками компании, по сравнению с существующим, является то, что он позволяет не только управлять ликвидностью и платежеспособно-стью компании, но и ориентироваться на достижение его финансовой устойчивости в перспективном периоде, поскольку предполагает нацелен-ность на результат (на достижение ключевых показателей деятельности), создавая, таким образом, фундаментальную основу для стратегического развития компании и роста его рыночной стоимости через комплексную систему финансового планирования деятельности.
С учетом неиспользования на предприятии функциональных воз-можностей программного пакета Microsoft Excel, ООО «Типография Ар-бат» предлагается использовать метод прогнозирования. Это позволит проводить оценку показателей хозяйственной деятельности компании на основе показателей прошлых периодов.
Преимуществом трендового анализа является возможность не только определить направление изменения финансового состояния компании, дать этому процессу количественную оценку по отношению к базовому перио-ду, но и прогнозировать изменения на основе различных статистических методов.
Таким образом, предложенный вариант прогнозирования позволит более точно планировать деятельность компании.
Также рекомендуется внедрить специализированное программное обеспечение для осуществления планирования: «1С: Полиграфия 8».
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы финансового планирования на пред-приятии
1.1. Понятие финансового планирования, его принципы и ме-тоды. Финансовый план: назначение, структура, оценка эффек-тивности
Для планирования деятельности организации существует два связан-ных между собой аспекта:
• общеэкономический – с точки зрения теории фирмы;
• управленческий – как функция менеджмента, которая основывается в навыке прогнозирования деятельности компании и в умении приме-нять этот прогноз в целях ее развития.
Ниже приведены преимущества планирования:
• планирование дает удобный способ использовать подходящие воз-можности в условиях, когда рыночная конъюнктура изменяется;
• в процессе планирования выясняются различные проблемы;
• планирование стимулирует управленческую деятельность;
• предусматривается четкая координация действий между структур-ными подразделениями предприятия;
• у руководства предусматривается наличие нужной информации — оп-тимизируется распределение ресурсов [6, с. 47].
В процессе финансового планирования организация глобально оце-нивает свое финансовое состояние, выявляет шанс увеличения финансовых ресурсов и определяет направления наиболее действенного их использова-ния. Финансовое планирование происходит исходя из анализа информа-ции о финансах хозяйствующего субъекта, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности. Исходя из продолжительно-сти планируемого периода, итогов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики главных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий формулируется стремление финансового планиро-вания.
В сложных системах принципы финансового планирования опирают-ся на общие принципы теории планирования:
1) Принцип единства полагает то, что планирование основывается на системном характере.
2) Координация планов отдельных подразделений заключается в том, что запрещено планировать деятельность одних подразделений фир-мы вне связи с другими.
3) Принцип участия предполагает, что все специалисты фирмы явля-ются участниками плановой деятельности вне зависимости от должности и выполняемой функции.
4) Принцип непрерывности является принципом, чей процесс плани-рования происходит систематически в границах установленного цикла.
5) Принцип гибкости непосредственно касается принципа непрерыв-ности. Его смысл в том, что плану и процессу планирования придается склонность изменяться благодаря возникшим непредвиденным обстоятель-ствам.
6) Принцип точности заключается в том, что планы предприятия яв-ляются конкретизированными и детализированными.