Курсовая с практикой на тему Финансовая грамотность населения Российской Федерации: перспективы и состояния
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие финансовой грамотности, ее виды и функции 6
1.2. Методы изучения и система показателей финансовой грамотности 12
1.3. Информационная база для анализа финансовой грамотности 17
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ 20
2.1. Анализ показателей финансовой грамотности населения в отношении использования финансовых услуг 20
2.2. Особенность финансовой грамотности населения в отношении формирования сбережений 24
2.3. Анализ финансовой грамотности населения в отношении страховых услуг 30
3. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ И СОСТОЯНИЯ 37
3.1. Индекс знаний финансовой грамотности населения по регионам 37
3.2. Программы и стратегии развития финансовой грамотности 38
3.3. Перспективы развития финансовой грамотности населения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
Актуальность исследования. Финансовая грамотность играет важную роль в формировании национальной экономики страны и общего благополучия населения. Умения распоряжаться собственными средствами, позволяет населению поддерживать необходимый уровень благосостояния. Вопросы бедности в настоящее время остро стоят в нашей стране. Большая закредитованность граждан не всегда связана с падением реальных доходов граждан, в первую очередь это не хватка знаний об управлении кредитах, полной стоимости кредита и других необходимых знаний. Во вторых, жизнь не оп средствам приводит к негативным последствиям для личного бюджета.
Таким образом, именно необходимые знания позволяет рационально управлять личными финансами. Знания об управлении использованиями личных финансов и формируют финансовую грамотность. Перечисленные аспекты и обусловили актуальность курсовой работы.
Оптимизация расходов является творческим процессом для каждого человека, предоставляющим ему возможность достижения своих финансовых целей. Не стоит задавать вопросы — куда тратятся деньги?! Необходимо проанализировать ситуацию и навести порядок в своих финансах. При определении оптимизации затрат необходимо, в первую очередь, определить потребность в обучении, проанализировать стратегии и понять то, что мешает получить желаемое, преграда, сложности, дефициты на пути достижения необходимого результата.
Затем выявить и определить навыки и компетенции, недостатки существующего образования и понять необходимо ли повышать уровень образования при этом определить привлекательность данного образования. Затем провести реальную оценку специфики обучения и установить качественную и количественную потребность в обучении и дальнейшем востребованности предложения, а так же стоимости в различных учебных заведениях, при этом не жить в долг и изыскивать свободные средства для дальнейшего использования.
Затем определять общий уровень затрат на образование с целью корректировки бюджета в зависимости от тенденций развития рынка на выбранную образовательную услугу. Иметь четкую для себя и других мотивацию к накоплению денег на образование с учетом имеющейся в наличии денежных средств и их последующее предполагаемое поступление.
На основе вышесказанного, возрастает актуальность вопросов, связанных с финансовой грамотностью населения, с умением управлять своими расходами и доходами.
Изложенные моменты обуславливают актуальность темы исследования, а также определяют ее цель и задачи.
Объектом исследования является население Российской Федерации.
Предметом – показатели, с помощью которых оценивается финансовая грамотность населения, а также методы анализа финансовой грамотности.
Цель исследования состоит в оценке теоретических и практических проблем в области финансовой грамотности населения России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— изучить понятие финансовой грамотности, ее виды и функции 6
— раскрыть методы изучения и система показателей финансовой грамотности;
— определить информационную базу для анализа финансовой грамотности;
— провести анализ показателей финансовой грамотности населения в отношении использования финансовых услуг ;
— выявить особенность финансовой грамотности населения в отношении формирования сбережений;
— провести анализ финансовой грамотности населения в отношении страховых услуг;
Выбор периода исследования (2015-2018гг) обоснован тем, что в экономике страны происходят основные экономические реформы, которые находят отражение на благосостояния граждан, были приняты поправки во многие сферы жизни, но эффективного результата это не принесло.
В процессе написания работы были использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования финансовой грамотности населения, региональной экономики, социально-экономической статистики и эконометрическому моделированию, а также статистические данные Росстата, периодические издания, сеть Интернет, информационно-правовая система «Консультант-плюс» и прочие источники.
В ходе проведения исследования применялись такие методы, как табличный, графический, анализ структурных изменений, анализ рядов динамики, многомерные статистические методы.
Цели и задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения финансовой грамотности населения.
Большое внимание во второй главе уделено оценке финансовой грамотности населения России.
В третьей главе описаны проблемы и перспективы в области финансовой грамотности населения в России.
Текст работы:
Вопрос финансовой грамотности и уровня ее повышения уже давно волнует, при этом такой тенденцией занимаются как в России, так и во всем мире. Этот вопрос становится особенно актуальным, когда появляется возможность предоставления услуг удаленно, а также использования новых технологий, терминалов самообслуживания, оплаты услуг через свои мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х гг. происходит также более глубокое понимание как проблем, сопровождающих большинство граждан, так и перспектив и механизмов их решения. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения уровня финансовой грамотности населения. Необходимость в этом возникает особенно в кризисный период в экономике.
Финансовая грамотность-это прежде всего достаточный уровень знаний и умений в области финансов, который позволяет правильно оценить ситуацию на рынке и принять обоснованное решение. Знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике позволяют человеку полностью управлять своими деньгами. То есть они ведут учет доходов и расходов, избегают чрезмерных долгов, планируют личный бюджет, создают сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми учреждениями, и получать их на основе осознанного выбора. Наконец, использование накопительных и страховых инструментов. Следует отметить, что общий уровень финансовой грамотности населения страны во многом зависит от ее экономического развития. Низкий уровень знаний приводит к негативным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и реализация программ повышения финансовой грамотности является важным направлением государственной политики во многих развивающихся странах, таких как США, Великобритания и Австралия. Высокий уровень финансовой грамотности среди жителей, что способствует социально-экономической стабильности страны. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков слишком большого личного долга граждан по потребительским кредитам, снижению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и др.
Заключение:
Актуальность исследования. Финансовая грамотность играет важную роль в формировании национальной экономики страны и общего благополучия населения. Умения распоряжаться собственными средствами, позволяет населению поддерживать необходимый уровень благосостояния. Вопросы бедности в настоящее время остро стоят в нашей стране. Большая закредитованность граждан не всегда связана с падением реальных доходов граждан, в первую очередь это не хватка знаний об управлении кредитах, полной стоимости кредита и других необходимых знаний. Во вторых, жизнь не оп средствам приводит к негативным последствиям для личного бюджета.
Таким образом, именно необходимые знания позволяет рационально управлять личными финансами. Знания об управлении использованиями личных финансов и формируют финансовую грамотность. Перечисленные аспекты и обусловили актуальность курсовой работы.
Оптимизация расходов является творческим процессом для каждого человека, предоставляющим ему возможность достижения своих финансовых целей. Не стоит задавать вопросы — куда тратятся деньги?! Необходимо проанализировать ситуацию и навести порядок в своих финансах. При определении оптимизации затрат необходимо, в первую очередь, определить потребность в обучении, проанализировать стратегии и понять то, что мешает получить желаемое, преграда, сложности, дефициты на пути достижения необходимого результата.
Затем выявить и определить навыки и компетенции, недостатки существующего образования и понять необходимо ли повышать уровень образования при этом определить привлекательность данного образования. Затем провести реальную оценку специфики обучения и установить качественную и количественную потребность в обучении и дальнейшем востребованности предложения, а так же стоимости в различных учебных заведениях, при этом не жить в долг и изыскивать свободные средства для дальнейшего использования.
Затем определять общий уровень затрат на образование с целью корректировки бюджета в зависимости от тенденций развития рынка на выбранную образовательную услугу. Иметь четкую для себя и других мотивацию к накоплению денег на образование с учетом имеющейся в наличии денежных средств и их последующее предполагаемое поступление.
На основе вышесказанного, возрастает актуальность вопросов, связанных с финансовой грамотностью населения, с умением управлять своими расходами и доходами.
Изложенные моменты обуславливают актуальность темы исследования, а также определяют ее цель и задачи.
Объектом исследования является население Российской Федерации.
Предметом – показатели, с помощью которых оценивается финансовая грамотность населения, а также методы анализа финансовой грамотности.
Цель исследования состоит в оценке теоретических и практических проблем в области финансовой грамотности населения России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— изучить понятие финансовой грамотности, ее виды и функции 6
— раскрыть методы изучения и система показателей финансовой грамотности;
— определить информационную базу для анализа финансовой грамотности;
— провести анализ показателей финансовой грамотности населения в отношении использования финансовых услуг ;
— выявить особенность финансовой грамотности населения в отношении формирования сбережений;
— провести анализ финансовой грамотности населения в отношении страховых услуг;
Выбор периода исследования (2015-2018гг) обоснован тем, что в экономике страны происходят основные экономические реформы, которые находят отражение на благосостояния граждан, были приняты поправки во многие сферы жизни, но эффективного результата это не принесло.
В процессе написания работы были использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам исследования финансовой грамотности населения, региональной экономики, социально-экономической статистики и эконометрическому моделированию, а также статистические данные Росстата, периодические издания, сеть Интернет, информационно-правовая система «Консультант-плюс» и прочие источники.
В ходе проведения исследования применялись такие методы, как табличный, графический, анализ структурных изменений, анализ рядов динамики, многомерные статистические методы.
Цели и задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения финансовой грамотности населения.
Большое внимание во второй главе уделено оценке финансовой грамотности населения России.
В третьей главе описаны проблемы и перспективы в области финансовой грамотности населения в России.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие финансовой грамотности, ее виды и функции
Актуальность исследования проблемы финансовой грамотности населения обусловлена масштабным влиянием данного фактора на развитие национальной экономики, финансового рынка и благосостояние граждан. Предположения о положительном влиянии повышения финансовой грамотности населения на экономическую динамику, развитие отдельных сегментов финансового рынка и его финансовых институтов все чаще находят эмпирические подтверждения [7].
Программы повышения финансовой грамотности, разрабатываемые на государственном уровне коммерческими, некоммерческими и международными организациями, свидетельствуют о стремлении различных участников экономической системы реализовать на практике теоретически подтвержденное и экспериментально обоснованное позитивное влияние финансовой грамотности на экономику и общество.
Систематизация и обобщение исследований, посвященных проблематике повышения уровня финансовой грамотности, а также авторские идеи позволили сформулировать концептуальное представление о финансовой грамотности и ее проявлении в финансовом поведении населения.
По мнению авторов В.Дорждеев, Н.В.Горшкова, к компонентам, раскрывающим понятие «финансовая грамотность», относятся:
1) финансовые знания по следующим тематическим направлениям:
— личное финансовое планирование;
— бюджет доходов и расходов;
— банковские депозиты и кредиты;
— инструменты фондового рынка (акции, облигации, паи);
— механизм фондового рынка;
— страхование;
— налогообложение физических лиц и др.;
2) навыки, представляющие собой деятельность, сформированную путем повторения и доведения до автоматизма. На взгляд авторов А. В.Дорждеев, Н.В.Горшкова, к числу финансовых навыков относятся:
— личное финансовое планирование;
— ведение бюджета доходов и расходов;
— чтение договоров и других финансовых документов до их подписания и др.;
3) финансовые компетенции, представляющие собой способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в области личных финансов. Примерами финансовой компетенции могут быть:
— способность сравнивать существующие альтернативы при инвестировании и/или обращении за кредитом;
-умение осуществлять осознанный выбор финансовых услуг.
Представленные компоненты финансовой грамотности отражают преимущественно когнитивный аспект, тогда как на практике большое значение имеет сочетание определенного уровня финансовой грамотности граждан с их склонностью к риску. Влияние финансовой грамотности на склонность к риску представляется неоднозначным и требующим дополнительных исследований. Однако решение этой научной проблемы актуально и практически значимо с точки зрения снижения негативных эффектов для государства и общества от низкого уровня финансовой грамотности и высокой склонности к риску граждан.
Наряду с компонентами финансовой грамотности и склонностью к риску необходимо выделить и поведенческий аспект: установки, означающие предрасположенность к восприятию и поведению в отношении объектов и ситуаций, касающихся личных финансов.
С точки зрения авторов, к таким поведенческим установкам в финансовой сфере можно отнести:
1) доверие/недоверие к финансовым институтам;
2) экономический патернализм, предполагающий, что население ответственность за индивидуальные финансовые решения возлагает на государство, или экономический индивидуализм;
3) экономическая индифферентность, подразумевающая пассивное и безучастное отношение граждан к экономическим процессам в стране, или экономическая активность;
4) приоритет прибыли перед соблюдением закона или приоритет соблюдения закона перед получением прибыли;
5) отношение к деньгам.
Все перечисленные компоненты финансовой грамотности, склонность к риску и поведенческие установки взаимосвязаны друг с другом и на практике проявляются в финансовом поведении граждан [1].
В настоящее время в российском профессиональном и экспертном сообществе активно обсуждается вопрос финансовой грамотности населения, которая оказывает существенное влияние на принимаемые обществом экономические решения.
Широкое распространение получила цель повышения финансовой грамотности населения. В условиях расширения хозяйственных связей, межфирменной кооперации и открытости экономических систем, особое значение приобретает эффективность ведения бизнеса [1-2], т.е. возрастает роль руководителя компании или индивидуального предпринимателя. В области финансов, как и во всех остальных областях своей деятельности люди принимают решения и действуют под влиянием сложившихся стереотипов, иллюзий восприятия, предвзятых мнений, ошибок в анализе информации [3-5]. Нередко подобное поведение приводит к банкротству