Курсовая с практикой на тему Финансовая безопасность в системе экономической безопасности РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой безопасности России 6
1.1. Понятие финансовой безопасности и факторы, ее определяющие 6
1.2. Теоретические аспекты расчета индикаторов финансовой безопасности населения 10
Глава 2. Оценка финансовой безопасности населения России 14
2.1. Общая оценка уровня экономического развития российской экономики 14
2.2. Оценка динамики индикаторов финансовой безопасности населения страны 15
ГЛАВА 3. Направления повышения уровня финансовой безопасности населения России 18
3.1. Разработка рекомендаций по повышению уровня финансовой безопасности населения страны 18
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Приложение А Система показателей оценки финансовой безопасности 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2017-2019 ГГ., % ПРИРОСТА 27
ПРИЛОЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В 2016-2021 ГГ. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ДИНАМИКА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В 2016-2021 ГГ., ПРОЦЕНТОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ В 2016-2021 ГГ. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Е ДИНАМИКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ В 2016-2021 ГГ. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ НА СТРАХОВОВМ РЫНКЕ В 2016-2021 ГГ. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ З УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ В 2016-2021 ГГ. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ДЛЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОВЕНЬ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Л УРОВЕНЬ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ М ИЗМЕНЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Н УРОВЕНЬ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ К ЧИСЛУ РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2021 ГОД 42
Введение:
Обеспечение финансовой безопасности населения зависит от самых различных иногда совершенно разнонаправленных факторов, социального, экономического, политического характера. В долгосрочных, стратегических планах развития экономики страны необходимо учитывать влияние данных факторов изучать причинно-следственные связи их влияния на финансовую безопасность населения. Анализ этих взаимосвязанных факторов позволяет формулировать основные проблемы финансовой безопасности населения и намечать мероприятия по снижению влияния отрицательного воздействия на финансы домохозяйств.
Финансовая политика государства является одним из главных факторов, влияющих на финансы домохозяйств, и включает в себя такие направления как бюджетная политика, социальная политика, фискальная политика государства.
Изучая научную литературу, мы столкнулись, с проблемой не достаточного исследования показателей финансовой безопасности домохозяйств. Большинство научных работ посвящены исследованию проблем финансовой безопасности страны и регионов, а финансовая безопасность населения исследована мало.
Понятие финансовой безопасности напрямую не прослеживается во взаимосвязи государственная финансовая политика и государственная социальная политика, ее социальная эффективность и решения вопросов финансовой безопасности домохозяйств. Можно выделить только отдельные элементы государственной финансовой политики прямо или косвенно воздействующих на финансовую безопасность населения.
Таким образом, проблема обеспечение финансовой безопасности населения, безусловно, актуальна, и представляет большой практический интерес.
Цель работы – провести анализ динамики индикаторов финансовой безопасности населения России и разработать рекомендации по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие финансовой безопасности и факторы, ее определяющие;
раскрыть теоретические аспекты расчета индикаторов финансовой безопасности;
провести общую оценку уровня финансовой безопасности страны;
оценить динамику индикаторов финансовой безопасности;
разработать рекомендации по повышению уровня финансовой безопасности населения страны;
оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования мониторинг финансовой безопасности.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, обеспечивающих финансовую безопасность страны.
Теоретическую базу исследования составили научные труды ученых по проблеме обеспечения финансовой безопасности населения, а также нормативно-правовые акты по данной проблеме.
Методологическую базу исследования составили: методы эконометрического анализа; сравнительный метод; факторный анализ; методы классифицирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, разделенных по два параграфа каждый, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Финансовую безопасность населения определяет состояние, которое гарантирует параметры защищенности финансовых интересов населения, обеспечивает защиту от эндогенных и экзогенных угроз. Выделяют две разновидности финансовой безопасности населения: основанную на его самоактивности, саморегуляции, собственных усилиях и т.д.; основанную на его социальной поддержке со стороны других домохозяйств (более старших поколений), общества и государства. Факторы финансовой безопасности населения определяются такими категориями как риск и угроза.
Вопросами диагностики уровня финансовой безопасности в течение последних лет занималось достаточно большое число исследователей, в результате чего появилось несколько авторских методик, апробированных на базе Свердловской, Кемеровской, Орловской, Воронежской области и Краснодарского края. Необходимый методический инструментарий по вопросам оценки финансовой безопасности представлен в работах В.В. Бурцева, С.Ю. Глазьева, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, В.Л. Тамбовцева и др.
В работе была использована методика , предложенная Н.В. Березиной и А.Ю. Сергеевым, которая предлагает оценку финансовой безопасности населения по следующим показателям: уровень бюджетных доходов на душу населения; объем налоговых доходов на душу населения; число кредитных организаций и их филиалов на 100000 чел. населения; сумма банковских вкладов физических лиц в рублях, привлеченных кредитными организациями, на душу населения; объем выданных физическим лицам кредитов на душу населения; количество страховых компаний на 100 000 чел. населения; объем страховых премий; объем страховых выплат; инвестиции в основной капитал надушу населения; иностранные инвестиции на душу населения; среднедушевые денежные доходы населения; удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума; средний размер назначенных пенсий; коэффициент Джини.
Российская экономика на сегодняшний день отличается недостаточным уровнем экономической безопасности в целом и финансовой безопасности населения в частности. Такой вывод позволяет сделать оценка динамики таких показателей, как валовый внутренний продукт (в 2019 году снизился до 1,3 процентов с отрицательным прогнозом в 2020 году), выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (находится в состоянии стагнации и составляет 2,4 процента по состоянию на 2019 год), промышленное производство (сократилось до 1,8 процентов в 2019 году), грузооборот транспорта (опустилось до отрицательных значений в минус 0,8 процентов). Состояние финансовой безопасности населения также нельзя назвать достаточным. Это связано, в первую очередь с данным по таким показателям, как соотношение динамики вкладов и кредитов. В частности за три года объем вкладов населения России вырос на 13,8 процентов, Волгоградской области на 16,8 процентов, в то время как объем выданных кредитов на 37,93 процентов и 75,36 процентов соответственно. В целом по России объем выданных физическим лицам кредитов на душу населения превышает сумму банковских вкладов физических лиц в рублях, привлеченных кредитными организациями, на душу населения. Конкурентная среда на финансовом рынке так же снизилась. Число кредитных организаций и их филиалов на 100000 чел. Населения за три года сократилось с 1,41 ед. до 1,08 ед, число страховых компаний с 2,91 ед. до 2,81 ед. Особенно тревожной остается динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, которые стагнируют на уровне России, а в Волгоградской области показывают отрицательные значения на протяжении последних трех лет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
1.1. Понятие финансовой безопасности и факторы, ее определяющие
Лидирующие экономические страны стараются гарантировать себе долгосрочные стратегические преимущества. С данной целью используют пути внешнеэкономических войн, сдерживание развития национальных инфраструктур, целенаправленное формирование геополитических ситуаций. Государства, не приспособленные выдержать ритм воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, осуществляют вспомогательную роль. Посредством внешнеэкономических связей государственное благополучие более слабых стран гарантирует сохранение всемирного воспроизводственного процесса, однако сами они оказываются изолированы от распределения мирового дохода.
Неравномерность формирования различных стран и неравная заинтересованность к их роли в интернациональных экономических отношениях делают позиции сторон неравными, формируют вероятность давления и даже экономического шантажа. Зачастую, таким образом, складываются взаимоотношения «бедных» и «богатых» стран в международных торгово-экономических и валютно-финансовых отношениях. Все вышеперечисленное подразумевает недостаток защищенности в мировой экономике. Раньше у стран существовали две дифференцированные области безопасности, в которых она обеспечивалась различными институтами. В конце ХХ в. эта грань разрушается. Прежде государство, добившись внутренней устойчивости, могло уберечь себя и вовне. В настоящее время международная сфера проявляет сильное воздействие на внутреннюю сферу и расшатывает ее.
Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и касается в неравной доле интересов всех стран. Впервые проблема экономической безопасности возникла среди развивающихся стран. Она нашла отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности (1974 г.). В 1984 г. вопрос международной безопасности был поставлен экономическим совещанием стран – членов СЭВ, а в 1985 г. СССР впервые внес данную проблему на рассмотрение ООН. Под безопасностью социальной системы, как целого, обычно понимается конкретное частное проявление феномена, связанное с конкретной социальной системой и ее безопасностью. Данное определение дает возможность понимать и другие проявления феномена, как граней целого – видов безопасности конкретной социальной системы.
По сути, ЭБ — это в первую очередь защищенность национальных интересов государства. Так же есть и множество других определений этого термина, которые могут быть разделены по группам. В первой группе авторы соединяют термин «экономическая безопасность» с защитой государства от внешних и внутренних угроз, например, В. Паньков написал об ЭБ: «Это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних влияний, нарушающих естественное действие процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существования государства».
Авторы 2-ой группы (В. Сенчагов, Г. Гутман и др.) под ЭБ имеют в виду состояние экономики страны, обеспечивающее защиту ее важнейших интересов.
Авторы 3-ей группы (А. Городецкий, А. Архипов и др.) считают, способность экономики рентабельно удовлетворять социальные нужды на международном и межнациональном уровнях, первостепенным показателем экономической безопасности.
Все же, не смотря на многообразие всех терминов, они позволяют прийти к выводу, что ЭБ должна расцениваться по величине национальной безопасности страны, потому что является главной и неотделимой её частью. Поэтому для России важно найти баланс между открытостью экономики и защитой национальных интересов, для того чтобы обеспечить ЭБ.
В более широком смысле можно выделить две составляющие экономической безопасности:
1. Приоритеты и задачи в сфере внутреннего развития страны, поддержание суверенитета государства;
2. Позиция, занимаемая Российской Федерацией в международных отношениях, мировой торговле, международных финансовых сегментах.
Так же отсутствует законодательное установление понятия «экономическая безопасность», что так же усложняет понимание этого термина. В ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2016)»О безопасности» предлагается следующее определение. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно положения п. 3.17 ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Одним из видов безопасности является ЭБ. А значит, в формулировании этих понятий должен применяться общеметодологический подход. Но изначальная неадекватность закрепления термина безопасности в Законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ и ГОСТ Р 1.0-92 привела к его двойственной трактовке. Это противоречие было преодолено рассмотрением понятия экономической безопасности как «состояние экономики».
В ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.02.2020 г. № 32-ФЗ) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предоставляется подобное установление, ЭБ – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и современного формирования Российской Федерации, надежность и самостоятельность её финансовых заинтересованностей согласно взаимоотношению к допустимым внешним и внутренним угрозам. Проанализировав применение в нормативно-правовых актах российского законодательства понятия «экономическая безопасность» можно вывести следующее заключение.
Рассматриваемое понятие включает три составных части. В первой выделяется суть ЭБ (состояние экономики). Во второй закреплены первоочередные задачи, которые должны выполняться для достижения отсутствия опасностей (доказательная степень социального, политического и оборонного существования и усиливающегося развития Российской Федерации, надежность и самостоятельность ее экономических интересов). В третьей отражается комплекс негативных условий и факторов, которые проявляют себя в условиях небезопасности (внешние и внутренние угрозы).
Экономическая безопасность вмещает сложную структуру, в которой можно заострить внимание на трёх её важнейших элементах: Экономическая независимость. Нельзя сказать, что этот элемент носит абсолютный характер, потому что в условиях международного разделения труда национальные экономики взаимозависимы друг от друга. Поэтому в таковых условиях экономическая независимость делает возможным контроль над национальными ресурсами. Уровень производства и качества продукции должен быть таковым, чтобы была обеспечена её конкурентоспособность на мировом рынке и предоставляет возможность равноправного участия в кооперационных связях и обмене разработками научно-технического плана. Постоянность и фундаментальность национальной экономики, образование основательных условий и гарантий в целях предпринимательской деятельности, защита всех форм собственности, удерживание факторов, нарушающих динамику экономических процессов в стране. Восприимчивость к саморазвитию и прогрессу. Разработка подходящей среды для инвестиций и инноваций, постоянное усовершенствование производства, усиление высокопрофессиональной, учредительной и культурной степени работников оказываются главными требующимися условиями стабильности и самосохранения национальной экономики.
Наиболее верным считается подход к обозначению термина характеризующим «сущность экономической безопасности», как положение, реализующее гарантированную защиту с воззрения экономики и институтов власти национальных интересов, а так же необходимая социальная нацеленность политики, оборонный потенциал, даже в присутствии неблагоприятных обстоятельств развития внутренних и внешних процессов.