Курсовая с практикой на тему «Филиоквийское богословие» в контексте перспектив экуменического движения христианства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Исторические основы формирования филиоквийского богословия 6
1.1 Предпосылки филиоквийского богословия. Происхождение учения о filioque. Исторический экскурс 6
1.2 Богословский аспект учения Запада об исхождении Святаго Духа от Сына………………………………………………………………………………19
1.3 Критика некоторых святоотеческих источников, на которые ссылаются римо-католики для подтверждения учения о filioque 20
Глава II. Экуменическое движение христианства и влияние на него филиокве………………………………………………………………………….24
2.1 Предпосылки становления экуменического движения 24
2.2 Православный экуменизм в «Тезисах о фелиокве» В. В. Болотова 30
2.3 Экуменическое православие после Первой мировой войны: особенности развития 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42
Введение:
Если верить официальным источникам церквей христианства, христианство как религия возникает в Палестине в период правления императоров Августа (31 год до н. э. — 14 год н. э.) и Тиберия (14-37 годы н. э.).
В то время Палестина была населена евреями, которые ждали обретения независимости территории. Может, в этом и была надежда на появление Спасителя, который спасет их рабства. В 63 г. до н.э. Помпей, полководец в Риме, соединяет Палестину с Сирией. Уже позже идея миссии воплощается в основателе христианства – Иисусе из Назарета. Основные постулаты христианства заключались в Никейском символе веры .
Возникают евангелия, которые рассказывают христианство:
1) Евангелие от Матфея (сыграло важную роль в создании монархического принципа построения церкви христиан),
2) От Луки,
3) От Марка,
4) От Иоанна (важная роль этого евангелие – создание церковных догм и принципов организации христианской религии)
Что же понимается под церковью в христианстве? Прежде всего, это общество, которое состоит из людей. Они объединяются общим авторитетом, или главой церкви.
Первые христиане были духовные и светские чины. Среди них не было чиновников.
После иудейской войны (66-70 гг.) христиане стали связаны с иудеями.
Христианство впитало в себя многие идеи предшествовавших религий и учений. Например, иудаизма, митраизма, древневосточные религии. Позднее христианство впитывало в себя идеи эллинизма, стоицизма.
Из иудаизма христианство взяло следующие идеи:
1) Идея монотеизма (признание одного бога, который создал этот мир) – в христианстве впоследствии возникает идея божественной троицы;
2) Идея мессианизма – в христианстве воплощается в идею спасения всех людей через искупительную жертву Христа;
3) Эсхатология (идея гибели существующего мира в результате вмешательства бога).
Символ веры – это краткое содержание того, во что верит Церковь. Он занимает приоритетное место в жизни Церкви. История говорит о том, что Символ веры формировался из подготовки новообращенных, кто готовился вступить в Церковь, к Таинству Крещения. Тот, кто крестился, обязательно читал его и, таким образом, выражал свою веру. Содержание Символа веры, с одной стороны, говорило об истине откровения, которую верующие принимали за догмат веры, а с другой стороны – выполняло защитную функцию .
Сам термин «символ» берет свое начало в Греции и переводится как «то, что соединяет, собирает, держит вместе». В нем содержатся истины, которые нужны человеку, чтобы чувствовать полноту жизни во Христе, чтобы спастись от греха и духовной гибели.
В первые три века у Римской, Александрийской, Кесарийской, Антиохийской и Иерусалимской Церкви был свой крещальный Символ веры.
В начале IV века арианские традиции получили широкое распространение. На I Вселенском Соборе (325) в Никее издается послание догматического характера – орос, куда вносится формулировка о единосущности Сына с Отцом. Сегодняшний Символ веры Православной Церкви был изначально одним из выражений никейской веры и составлялся после 370 г. из символов Крещения Антиохии и Иерусалима. Затем Символ веры уточняется отцами на II Вселенском Соборе (381) в Константинополе (Цареграде). Таким образом, за ним утвердилось название Никео-Цареградского (или Никео-Константинопольского) Символа веры.
Позже этот Символ веры распространился по всем Церквам Востока и Запада. Наконец, III Вселенский Собор (431) постановил своим седьмым правилом, чтобы этот Символ оставался навеки неприкосновенным.
Согласно Западной Церкви, Отец и Сын исходят из Духа Святого в силу единства Своей природы. Святой Дух – это связь между Отцом и Сыном. В таких трактовках часто теряется нить учения об Ипостасях Святой Троицы. Чтобы выразить единосущие Духа Отцу и Сыну, александрийские и западные отцы говорили о том, что Дух Святой – это Дух Отца и Сына, что Он исходит от Отца и получает от Сына или же от Отца и Сына то, что принадлежит Отцу и Сыну. Святитель Амвросий Медиоланский говорит о том, что Он исходит от Отца и Сына. Понимаемое таким образом выражение «филиокве» может получить православный смысл.
Заключение:
Данная работа посвящена рассмотрению филиоквийского богословия в контексте перспектив экуменического движения христианства.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Значение учения о филиокве велико. Так, в Лионе (1274 г.) и во Флоренции (1439 г.) создались унии. В 1054 году учение фелиокве также спровоцировало Великий раскол до Римо-Католической Церкви, позволившей себе свободно обращаться с догматами Церкви. Но кто-то, например, В. В. Болотов, прот. Ливерий Воронов, продолжали понимать под филиокве теологумен (поскольку, например, Блаженный Августин не осуждали за введение филиокве, но большинство все-таки воспринимало филиокве как ересь).
На Западе формируется, таким образом, новое учение, которое инициирует впоследствии стагнацию (по мнению многих) духовности в странах, где оно распространялось.
Результаты долгих споров между Востоком и Западом подвел св. патр. Фотий в своей книге о Тайне Св. Духа и в окружных посланиях и письмах архиепископу Аквилейскому. Согласно этому, Сын не может быть посредником между Отцом и Духом, поскольку последний не есть собственность Сына. Предположим, что у Бога есть два начала. Тогда эти два начала бы уничтожили Единство Бога. При участии Сына в Личном Свойстве Отца, Сын и Дух разрушают свое личное качество. Это инициирует полу-савелианство. Если предположить, что в Боге есть два начала, одно из которых – самостоятельное, а другое – происходит от первого, то это разрушает понимание Бога с точки зрения христианства. Поскольку Отец – начало не как природы Божества, а как Своего личного свойства, и поскольку Ипостась Отца не содержит в себе Сына, тогда Сын – это не начало.
Филиокве воспринимали как «ересь», «диавольское учение» (Св. Фотий). Согласно св. Фотию, в Боге – общее всех трех Лиц. Общее между Лицами – только то, что имеет отношение к Сущности. А то, что есть личностное, принадлежит только одному Лицу. И то, что есть у Личности – это только личное. Значит, ничто не может принадлежат сразу двум Лицам, исключая третье. Св. Фотий аргументирует относительно включения филиокве в Символ веры. Фотий аргументирует это следующими пунктами:
1) Идея единоначалия Святой Троицы.
2) Аргументация исхождения Духа Святого от Отца. Если это совершенно, то излишним является исхождение от Сына. Исхождение Духа от Сына – это либо тождество исхождения от Отца, или противоположность ему. Последнее, по мнению Фотия – ереси Манеса и Маркиона. Первый являлся основоположником доктрины манихейства, а Маркион – представитель гностиков.
3) Согласно св. Фотию, филиокве нарушает единство число личных свойств трех Ипостасей. Поэтому филиокве ставит Лица в положение, когда они не одинаково близки друг к другу. Свойство личности Сына – рождение от Отца. Свойством Духа Святого является исхождение от Отца. В том случае, если Дух исходит и от Сына, тогда Дух отличается от Отца большим числом личных свойств, по сравнению с Сыном. Св. Фотий называет «ересью
4) Противопоставление общих и личных свойств Святой Троицы – исхождение Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам. Св. Фотий считает, что если исхождение Духа – это общее свойство, в таком случае, оно должно принадлежать Самому Духу. Значит, Дух должен исходит от Самого Себя. Быть причиной самого себя. Фотий говорит о том, что не нужно приводить в доводы внутритроичные свойства как категории логики в приоритет тому или иному учению.
Филиокве же разделяет надвое Личность Отца. Ипостась Сына становится итогом Ипостаси Отца. Никита Стифат говорит о том, что католики неразумно вводят диархию в Троицу и становятся либо савелианцами, либо арианцами при разделении Троицы. Католики говорят о том, что Сын – это Отец. Если нужно было бы исходить Св. Духу от Сына, чтобы Сын был единосущен Отцу, то и Св. Дух должен был тоже что-то давать, для единосущности отцу и Сыну.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Исторические основы формирования филиоквийского богословия
1.1 Предпосылки филиоквийского богословия. Происхождение учения о filioque. Исторический экскурс
Согласно исповеданию Православной Церкви, учение об исхождении Святого Духа от Отца является истинным, которая закреплена в Священном Писании.
Западные отцы в своем трактовании троичного догмата отталкивались от единой природы Бога, чтобы после перейти к трактованию Божественных Лиц в Ипостастях. Восточные отцы шли противоположным путем – от трех Лиц к единству, что более соответствует Священному Писанию и Никео-Константинопольскому Символу .
Учение о Святой Троице рассказывает нам всю сущность учения о Боге. Мы видим учение и о Боге в Самом Себе, и Боге в ипостасях (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой). Мы видим учение о Боге и Его отношении к миру и человеку. Полная взаимосвязь этих отношений, связей, качеств, свойств с красоты природы Бога включается в Пресвятой Троице. Исповедование Единого Бога — это исповедование троичного в Лицах (Троица в Единице и Единица в Троице) и исповедование по существу. Согласно Григорию Богослову, слово Троица обозначает «совокупность равных и равночестных», причем наименование интегрирует то, что соединяется по своей природе.
Октоих, включающий в себя троичные каноны на полуношнице, обращается к Троице следующим образом: «Непостижимое едино Господоначалие, и едино Троическое Богоначалие, Трисиянного света Твоего мя сподоби: яко да воспою Тя, певаемое непрестанно Трисвятыми песньми, ангельскими усты». И в другом месте: «троицу Богоначальную да прославим Ипостасьми, единственное же Естество Трех, Соприсносущную, Сопрестольную…» .
Вышеперечисленное – это учение о Боге-Троице. Это рассказ о равенстве, равночестии, того, что дух и любовь Лиц Святой Троицы неразделимы. Эта любовь связана крепко с жизнью православного христианина, так как высшая точка богословия и настоящее благочестие находится в исповедании тайны Троицы.
Божественная Троица – это Начало и Конец духовного пути православного христианина. Если путь изменяется, это говорит о неправильном трактовании догматов, когда происходит привнесение чуждого. Н. Бердяев, светский философ, например, говорил о важности правильного трактования догматов. По мнению философа, догматы – это не статичные тезисы, и эпоха духовной жизни, которая показывает христианину путь спасения. Значит, исходная классификация и различие Востока и Запада, католиков и православных – это не итог истории, а итог догматического определения и сознательного выбора в сфере исповедания веры. Церковь связывает духовную жизнь и догматы, мистику и богословие. Иустин Попович (Сербия), богослов и архимандрит, рассуждает о том, что кризис Европы как цивилизации находится как раз в расхождении веры в проблеме исхождения Святого Духа. Действительно, богословская мысль, пути и культура Востока и Запада совершенно разнятся.
Еще до Миланского эдикта (313 г.), во времена гонения Церкви, на Востоке появляются движения и течения, которые по-другому толковали толкования Предания Апостолов (рисунок 1).
381 год. На II Вселенском Соборе в Константинополе принимается тест, признающий Божественность Святого Духа: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки». Изначально Древняя Церковь и все Восточные Церкви учили об исхождении Святого Духа от Бога Отца: 15:26: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» .