Курсовая с практикой на тему Феноменология малой группы: классификация, типичные явления и процессы, пути развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты феноменологии малых групп 5
1.1. Феноменология группового процесса 5
1.2. Феномен группового мифа малой группы как коллективного субъекта…………………………………………………………………………12
Глава 2. Совершенствование управления конфликтами в малых группах 20
2.1 Разработка мероприятий по устранению конфликтной ситуации в малых группах 20
2.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по устранению конфликтной ситуации в ЗАО «Мир Посуды» 26
Заключение 30
Библиографический список 33
Введение:
Социально-психологическое воздействие групповой динамики на личность является весьма актуальной и одновременно недостаточно изученной проблемой. Среди специалистов нет однозначного понимания того, каким образом процессы, протекающие в группе, влияют на поведение индивида. Особого внимания заслуживает тот факт, что группы не только создают условия для получения личностного опыта, способствуют развитию самосознания, ориентируют на активную позицию, самовыражения, но и активизируют бессознательные страхи, способствуют возникновению нежелательных социальных эффектов.
Анализ последних исследований и публикаций. Специалисты обычно исследуют такие аспекты социально-психологического и психологического воздействия группы на индивида: эффективные изменения в установках личности (К. Левин) создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста; преобразования внутреннего мира участников группы благодаря переосмыслению жизненных ценностей, вследствие принятия ценностей и потребностей других с помощью группового взаимодействия (К. Рудестам) самосознания личности, которое может происходить в том числе при наблюдении за поведением других (Ф. Перлз) возможность предлагать различные пути решения проблем с помощью информации, которой обладают отдельные члены группе (В. Квин) создание безопасного пространства по испытанию нового опыта построения отношений с другими (Ю.Т. Ковалев).
Целью данной работы является изучение феноменология малой группы: классификация, типичные явления и процессы, пути развития.
Сообразно с этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть феноменологию группового процесса;
изучить феномен группового мифа малой группы как коллективного субъекта;
разработать мероприятия по устранению конфликтной ситуации в малых группах;
провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий по устранению конфликтной ситуации.
Объектом исследования являются малые группы.
Предмет исследования – феноменология малых групп.
Для написания курсовой работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Заключение:
Рассмотрены психологические, социально-психологические, коммуникативные процессы, составляющие основу межличностного внутригруппового взаимодействия. Охарактеризованы неоднозначные процессы социально-психологического и психологического воздействия групповой динамики на личность. Так, групповое взаимодействие способствует совершенствованию опыта, внутреннего и внешнего. Обычно это включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося потенциала личности.
В работе показана взаимозависимость индивидуальных интрапсихических и интерактивных психосоциальных процессов, связанных с групповой динамикой.
Предоставлен анализ структурных элементов группового бессознательного, заключается в определении групповой матрицы с учетом структурных элементов группового процесса на сознательном и бессознательном уровнях.
Такие сложные и противоречивые процессы необходимо учитывать при подготовке будущих психологов и специалистов по социальной работе.
Выводы. В настоящее время внимание многих исследователей сосредоточено на изучении бессознательных феноменов функционирования малой группы как неотъемлемой составляющей групповой динамики. Рассмотрение феномена группового мифа среди других феноменов группового бессознательного в качестве коллективной истории, отражает общие для членов группы миропонимания и опыт, становится важной задачей понимания сущности коллективного субъекта. Исследования С. А. Штрому свидетельствуют о том, что группа может выступать как субъект активности, направленной на самоподдержку и воспроизведения себя как целого.
Обобщая идеи различных подходов и концепций, мы можем выделить следующие функции группового мифа малой группы как коллективного субъекта:
1. Групповой миф служит основой идентичности группы, поддерживает идентичность группы как коллективного субъекта. В этом смысле миф помогает определить существенные различия, позволяющие малой группе дифференцировать себя в социальном пространстве среди других участников социального взаимодействия, определить себя как идентифицированного целостность, противопоставив другим общественных отношений. Так, групповой миф как коллективная история подчеркивает уникальность группы, на примере многочисленных этнических групп часто оборачивается проявлением этноцентризма.
2. В качестве коллективной истории, отражает общее миропонимание и опыт, групповые мифы и групповая символика сохраняют историчность малой группы как реально существующей общности и выражают главные ценности группы.
3. Как упоминалось выше, групповой миф может выполнять функцию защитного механизма в случае внутренней угрозы целостности малой группы. Леви-Стросс утверждает, что цель мифа — обеспечить логическую модель, способную преодолеть противоречия. Итак, кроме основы формирования идентичности группы, известно, что миф как фантазматического образование может замещать травматическое событие или скрывать факты, противоречащие самосознания группы как целого.
4. Благодаря функционированию группового мифа как коллективной истории появляется возможность идентификации членов малой группы с групповой ролью и особым местом каждого участника в процессе функционирования группы как системы, саморазвивающейся и способна к самоорганизации.
5. Другой важной функцией группового мифа, которую мы можем обнаружить, исходя из упомянутых ранее, это стабилизация функционирования малой группы как динамического целого.
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты феноменологии малых групп
1.1. Феноменология группового процесса
Групповой процесс может быть рассмотрен как модель внешнего мира, констелляция общественных, коллективных паттернов поведения, которые содержат в себе также социальные страхи и бессознательные индивидуальные конфликты.
К. Рудестам отмечает, что круг целей групп достаточно широк: от ориентированных на информацию или на задание, в ориентированных на понимание собственной личности; от центрированных на руководителя к центрированных на участника; в группах могут поощряться и жестко просчитаны, и спонтанные действия; основная роль в определении хода групповых процессов может принадлежать руководителю или самим членам группы; группы могут отличаться по степени структурированности и длительности существования.
Рассмотрим некоторые подходы к феноменологии групп и внутригрупповых процессов. Функциональный подход описывает влияние групп на индивида через определенные функции: группы способствуют тому, что человек приобретает навыки, которые необходимы для социальной жизни, усваивает нормы и ценности, разделяемые группой и обществом в целом; группы способствуют организации совместной деятельности людей; группы могут выполнять поддерживающую функцию в случае, если люди объединяются в тяжелой ситуации для решения проблемы; группы выполняют эмоциональную функцию, дают своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности.
М. Лекин выделил шесть процессов, которые, по его мнению, являются общими для разного рода групп. Группы: 1) облегчают выражение эмоций; 2) создают ощущение принадлежности к коллективу; 3) побуждают к самораскрытию; 4) знакомят с новыми моделями поведения; 5) позволяют сопоставить личностные особенности отдельных членов группы; 6) благоприятствуют распределения ответственности между руководителем и другими участниками .
Структура группы в рамках функциональных отношений помогает понять систему ролей членов группы в зависимости от их способности влиять на других членов в группе.
В. Дидерихс-Пешке, характеризуя процессы, которые происходят в группе, выделяет определенные специфические групповые феномены, а именно: социализацию; феномен зеркала; феномен конденсатора; обмен информацией; поляризацию; поддержку; коммуникацию. Благодаря этим процессам в группе признается индивидуальность каждого.
В интеракционной подходе акцентируется внимание на ключевом характере межличностного взаимодействия в групповой терапии. И.Ялом выделил одиннадцать первичных факторов группового процесса (характерных для большинства групп). Среди них он называет следующие: внушение надежды, универсальность переживаний, поставки информации, альтруизм, корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы, развитие навыков социализации, имитационное поведение, межличностное (интерперсональных) обучение, сплоченность группы, катарсис. С точки зрения И. Ялом, эти процессы «взаимозависимые и ни один из них не возникает и не действует в отрыве от других».
Социально-психологический подход предлагает для анализа широкое поле экспериментальных исследований групповых процессов, а также социально-психологического и психологического воздействия группы на индивида.
Д. Майерс на основании многих исследований описывает такие феномены группового влияния, как социальная фасилитация, социальная лень, деиндивидуализация. Эти феномены могут наблюдаться при минимальном взаимодействии, но они также влияют на поведение людей при постоянном взаимодействии. Он рассмотрел еще такие модели социальных воздействий во время группового взаимодействия, а именно: групповая поляризация, групповое мышление и влияние меньшинства.
В настоящее время социальная фасилитация рассматривается как усиление доминантных реакций человека (интенсификация выполнения привычных, хорошо усвоенных операций) в присутствии других людей, а также как усиление мотивации человека к решению поставленной перед ним задачи.