Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Феномен жизнестойкости у подростков, занимающихся творческой деятельностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ 6
1.1. Понятие жизнестойкости в современной науке 6
1.2. Смысл жизни как основа жизнестойкости 7
1.3. Влияние творчества на жизнестойкость личности 16
1.4. Особенности подросткового возраста 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСТВОМ 29
2.1. Описание выборки и хода исследования 29
1.5. Методы исследования 29
1.6. Описание результатов 32
1.7. Анализ и обсуждение полученных результатов 33
1.8. Выводы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования:
Жизнестойкость является одним из наиболее важных ресурсов и ценностей в нашей жизни. Личное время жизни и ценности нашей жизни — ограниченный ресурс, оно течет только в одном направлении. Остановить, промотать вперед или вернуть назад неразумно потраченное время не получится, именно поэтому оно ценно для человека, требует ответственного отношения, строгой дисциплины и мудрости в организации. Эффективное управление временем предполагает прежде всего управление самим собой: своей волей, мыслями и действиями, а также объективную оценку своих способностей, умение планировать, ставить достижимые задачи, цели и определять приоритеты в жизни. Если бы у нас не было такого понятия, как «жизнестойкость», вокруг был бы хаос. Потому что именно она помогает создавать порядок нашей в жизни.
В среднем школьном возрасте учащиеся более активны в формировании своей жизнестойкости, чем, к примеру, в младшем школьном возрасте. Но даже в этом возрасте понятие времени достаточно абстрактно.
Актуальность исследования обусловлена спецификой восприятия жизнестойкости и зависимости данного понятия от творчества в подростковом возрасте.
Тема внедрения жизнестойкости, в дальнейшем — самоменеджмента, в деятельность специалистов психологов и специалистов социальной работы является актуальной потому, что Россия входит в мировое сообщество, а также происходит внедрение концепции социального развития государства, которое реализуется в социальной политике РФ. Концепция социального развития государства, которая осуществляется в современной России, убедительно доказывает эффективность решения многих социальных проблем средствами социальной работы.
Объект исследования: Жизнестойкость в подростковом возрасте
Предмет исследования: Связь жизнестойкости с творческой активностью в подростковом возрасте
Под понятием творческой познавательной активности мы понимаем высший уровень активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий и проявляется в постоянном поиске новых задач, овладении оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов.
Степень научной разработанности: Тема жизнестойкости у подростков, их особенности восприятия времени и специфики восприятия времени в целом изучается уже достаточно давно. Направления, методы и формы работы по повышению успеваемости студентов в своей работе рассматривают В.П. Шибаев и Л.М. Шибаева. В отечественной психологии понятия, которые являются приближенными понятию жизнестойкости, являются: ресурсы личности, субъектность (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н и др), смысл жизни (Чудновский В.Э.), жизнетворчество (Леонтьев Д.А.), личностный адаптационный потенциал (Маклаков А.Г.), жизнеспособность (Б.Г. Ананьев).
Цель исследования: Выявить связь жизнестойкости с творческой активностью в подростковом возрасте.
Задачи:
1) Раскрыть особенности феномена «жизнестойкость», описать структуру;
2) Проанализировать современные исследования жизнестойкости;
3) Раскрыть сущность жизнестойкости как элемента творческой деятельности;
4) Рассмотреть близость понятия жизнестойкость с темой ценностных ориентаций подростка;
5) Описать особенности подросткового возраста;
6) Провести эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости у подростков, занимающихся творческой деятельностью;
7) Анализ исследования зависимости жизнестойкости личности от творческой активности подростков.
Гипотеза исследования: Подросткам, активно занимающимся изобразительной деятельностью характерен более высокий уровень жизнестойкости, чем подросткам с низким уровнем творческой активности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение материалов литературных источников по теме, способствующих определению методологических и теоретических положений работы.
Эмпирические: опрос в печатной форме.
Структура исследования:
Курсовая работа состоит из введения; двух глав, заключения, списка использованных источников (20 штук) и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Структура творческой личности раскрывается на основании следующих показателей: 
— Нравственные ценностные ориентации. Речь идет о тех моральных ориентирах, которые определяют развитие личности и выстраивание отношений с окружающими;
— Интеллектуальные ценностные ориентиры – определяет развитие личности и основу саморазвития;
— Жизненные ценности как основа направленности личности, ее профессиональный рост.
«Я-концепция» включает в себя следующие характеристики, посредство которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку:
1. Социальное «Я». Появляется благодаря включенности личности в жизнь общества, в рамках которой жизнь человека начинает подчиняться определенным правилам – социальным ролям. 
2. Физическое «Я». Представляет собой формирование представлений о собственной схеме тела у подростков, приспособление к своему телесному, физическому облику.
3. Психологическое «Я». Представляет собой некий набор характеристик, с помощью которых каждый человек может описать свой характер и личностные особенности. Здесь выделяют: 
— «Я – реальное» — восприятие человека таким, какой он есть на самом деле. 
— «Я – идеальное» — представление о том, каким ему следует стать или каким человек мечтает стать.
 — «Я – глазами других» — каким, по нашему мнению, нас видят другие. 
«Я-концепция» возникает на основе взаимодействия человека с социумом, развивается посредством приобретения личностью жизненного опыта, самоактуализации личности в течение всей жизни. Так же, «Я» образ регулирует эмоциональное состояние человека, стабилизирует систему внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации в социуме. 
Жизненные стратегии, которые включают в себя все остальные направления, учитывают основные этапы становления личности. 
Они выступают характеристикой личности и реализуются как отражение развития человека. Можно выделить три основных характеристики личности человека и то, каким образом происходит развитие личности: 
— движение к людям – в основе такой личности лежит альтруизм и стремление служить людям;
— движение против людей — суть данного саморазвития заключается в том, что человек противопоставляется другим людям и не может принять ценности других; 
— движение от людей – человек не приспосабливается к другим людям и не противопоставляет себя им. Он выбирает форму несопротивления, что сказывается на восприятии реальности.
Жизненный путь человека определяется особенностями его взгляда на мир, спецификой восприятия реальности. В момент становления личности происходит активное ее развитие, определение системы ценностей и реализация направлений деятельности на основании сложившихся симптомов. 
Личность можно назвать зрелой только тогда, когда он может поставить себе «ограничение» удовлетворения моральных и духовных качеств личности, направляя свои жизненные силы на другие цели. Жизненный путь, таким образом, реализуется как способ развития личности по определенным направлениям, которые сам человек определяет для себя.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ

1.1. Понятие жизнестойкости в современной науке

Изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности, изучение ценностных образований как важнейших функциональных компонентов структуры личности активно ведется в рамках общей психологии. Понимание, какое влияние они оказывают друг на друга, позволит проще прогнозировать эффект и влияние как экстремально трудных жизненных ситуаций, так и ситуаций обычной жизни на ценностные ориентиры личности. С другой стороны, уточнение связей жизнестойкости и личностных ценностей позволит эффективнее развивать жизнестойкость.
Под жизнестойкостью мы понимали личностное качество, которое подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события в новые возможности. Восприятие человеком происходящих с ним изменений как возможностей позволяет воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, сохраняя внутреннюю сбалансированность. Жизнестойкость как черта личности, характеризуемая мерой преодоления заданных обстоятельств и, в конечном счете, степенью преодоления личностью самой себя, определяет эффективность прилагаемых усилий по работе субъекта над собой и над обстоятельствами своей жизни [4, c. 48].
Характер представлений о будущем, свойственных молодежи, заставляет по-новому поставить вопрос о жизнестойкости и ценностных ориентациях. Изменения во внешней среде происходят чрезвычайно быстро, заставляя человека постоянно под них подстраиваться. В этих условиях успешная адаптация может достигаться, в частности, вследствие отказа от принятия жесткой, устойчивой модели будущего в пользу более гибкой, легко изменяемой конструкции. Мы сталкиваемся не с отсутствием образа будущего, но со специфическими принципами его построения. Другими словами, нужно задуматься о формировании жизнестойкости, которая позволит впоследствии превращать эти изменения в возможности как на личностном уровне, так и на уровне организационном и социальном.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы