Курсовая с практикой на тему Феномен тревожности в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревожности в подростковом возрасте 6
1.1. Понятие «тревожность» в научных исследованиях, ее виды и проявления…………………………………………………………………………6
1.2. Тревожность личности в подростковом возрасте 13
Заключение по 1 главе 21
2. Исследование проявления тревожности в подростковом возрасте 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования 25
Заключение по 2 главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, созданной в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, в том числе психологическим.
Этот факт подтверждается также Стратегией развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой в перечень приоритетов государственной политики в области образования входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития. детей. Подростковый возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит формирование его личности, а также формируются и во многом определяются его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. Успех его обучения в школе, отношения со сверстниками, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом во многом зависят от уровня тревожности ребенка на этой возрастной стадии.
В настоящее время феномен тревожности в подростковом возрасте достаточно актуален и при этом существует довольно давно. Исследованиями этой проблемы занимались не только в психологии, но и в психиатрии, социологии, физиологии и других науках. Чрезмерное проявление тревожности отражается не только на физическом и психологическом состоянии здоровья, но и влияет на жизнедеятельность в целом. Это необходимо учитывать, потому что в подростковом возрасте чрезвычайно высокий уровень тревожности может привести к возникновению серьезных психологических проблем. Ведь именно на этом возрастном этапе человек принимает наиболее важные, определяющие в дальнейшем его жизнь, решения: выбор будущей профессии и учебного заведения, поиск смысла жизни и свое место в ней, взаимодействие с окружающими и т.д. Проявление у подростков высокого уровня тревожности может привести к эмоциональной неприспособленности к различным ситуациям. А это, в свою очередь, порождает неуверенность личности в себе, отсутствие мотивации, конфликты с социумом, а также проблемы в учебной деятельности.
Степень научной разработанности. Исследование проблемы тревожности осуществляли отечественные ученые: К.Э.Изард, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин. Впоследствии, феномен тревожности был рассмотрен в трудах В.М. Астапова, Э. Гинзбурга, А,П. Рачина, Е.П.Михайловой. В зарубежной психологии, феномен тревожности рассматривался Дж. Локком, А. Фрейдом, Ч.Д. Спилбергом и др. Феномен тревожности у детей и подростков так же нашел отражение в научных исследованиях: А. Валлон, Э. Гинзбург, А.М. Прихожан, А.А. Реан, В.М. Астапов, М.В. Данилова, С.А. Кириллина, Т.В. Петренко и др.
Несмотря на то, что круг научных трудов по вопросам тревожности достаточно изучен в научной литературе, многие вопросы по ее профилактике и коррекции именно в подростковом возрасте остаются мало изученными.
Объект исследования: тревожность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявление тревожности в подростковом возрасте.
Цель исследования: проанализировать особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: уровень тревожности в подростковом возрасте снизится при проведении программы психолого- педагогической коррекции, включающей комплекс психотехнических упражнений и психогимнастических игр.
Для осуществления данной цели нужно решить следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к феномену тревожности в научной литературе,
2. проанализировать причины и проявление тревожности в подростковом возрасте,
3. провести первичное исследование уровня тревожности у подростков,
4. предложить методы коррекции, направленные на снижение уровня тревожности у подростков,
5. путем повторного тестирования определить эффективность разработанных методов.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, психологическое тестирование по методикам: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптации Ю.Л. Ханина); методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптации В.Г. Норакидзе).
3. Математико-статистические методы: Т-критерий Вилкоксона.
Этапы исследования. Данное исследование было проведено в три этапа:
1 этап. На данном этапе изучалась научная литература по теме исследования, определялась выборка и методики для проведения диагностики.
2 этап. На данном этапе проходил констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении уровня тревожности у подростков. Так же разрабатывались и апробировались методы коррекции тревожности у подростков.
3 этап. На данном этапе была повторна проведена диагностика тревожности у подростков с целью определения эффективности предложенных методов коррекции. Были сделаны выводы и оформлена работа.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что в работе предложенные методы коррекции по снижению уровня тревожности могут быть предложены в практической деятельности педагогов и психологов. Основные выводы работы могут быть положены в основу дальнейшего исследования феномена тревожности у подростков.
Структура работа. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия тревожность и ее видов, а также высказываний и исследований научных деятелей по поводу данного феномена. В основном ученые рассматривают понятие тревожности дифференцированно — как личностную характеристику и как ситуативное явление. Так, в психологии под тревожностью понимается состояние беспокойства, нервозности и напряженности в ситуации высокой эмоциональной, интеллектуальной и другой нагрузки
Состояние тревожности демонстрируется в таких эмоциональных переживаниях как: напряженность, беспокойство, нервозность, опасения, чувство угрозы и т.д. Огромное количество авторов анализируют понятие тревожность как свойство личности, проявляющееся в готовности эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства, являющиеся абсолютно безопасными для других людей. Так, тревожный человек в совершенно обыденных ситуациях может чувствовать исходящую для него опасность.
Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных этапов в жизни человека. Так как в этом возрастном периоде окончательно определяется физическое и психическое развитие человека, а также происходит становление его дальнейшей жизни и личностных особенностей. Для юношей и девушек, в этот возрастной период, самым главным является чувство своей значимости для других, формирование качественных и эффективных взаимоотношений между другими людьми. Чрезмерное и постоянное проявление тревожности не дает возможности осуществления данного взаимодействия, а также значительно снижает познавательную и трудовую деятельность, не позволяя двигаться к своей жизненной цели.
Наше исследование было организовано в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По результатам констатирующего этапа было выявлено с помощью методики измерения уровня тревожности удалось выявить, что у 4 (40%) испытуемых преобладает средний уровень тревожности, характеризующийся ответственностью, уверенность в себе и своих силах, общительностью, внимательностью. А также столько же 4 (40%) человек испытывают высокий уровень тревожности, который характеризуется застенчивостью, чрезмерным беспокойством, неуверенностью, сложностью в выстраивании межличностных отношений. Полученный результат может быть связан с тем, что учащиеся беспокоятся и испытывают стресс перед предстоящим экзаменами и выбором дальнейшего учебного заведения.
Нами была предложена программа коррекции тревожности для подростков, которая состояла из 10 занятий, которые проводились на протяжении 1,5 месяца. Каждое занятие включает в себя 4-5 упражнений. Программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию тревожности на основе: снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития уверенности в собственных силах, формирования адекватной самооценки, активной жизненной позиции и оптимистического взгляда на будущее.
Математическая обработка полученных результатов повторной диагностики после проведения вышеописанной программы показала, что интенсивность показателей положительного сдвига уровня тревожности преобладают над показателями отрицательного сдвига, но значения незначительны. Благодаря полученному выводу, выясняется, что сформированная программа психолого-педагогической коррекции вполне способна благоприятно повлиять на уровень тревожности.
Результаты могут быть полезными практическим психологом, педагогам, кто работает с подростками. Это позволит, с одной стороны, объективно оценить ситуацию развития ребенка, а с другой стороны, разработать необходимые коррекционные или профилактические занятия по снижению тревожности подростков.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к изучению феномена тревожности в подростковом возрасте
1.1. Понятие «тревожность» в научных исследованиях, ее виды и проявления
Не смотря на большую разницу во времени издательства различных источников, смысл определения тревожности практически не изменился.
Тревожность — довольно сложное и многоуровневое образование в структуре личности индивида.
В психологическом словаре тревожность трактуется как индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям напряжения, беспокойства, волнения, а также низким порогом их возникновения .
В словаре под редакцией Ю.Л. Неймера прописано, что тревожность представляет собой определенную индивидуальную психологическую особенность, которая может проявляться в определенной склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния повышенной тревоги, а также в низком пороге возникновения данного состояния .
Тревожность при этом рассматривается как личностное образование или как определенное свойство темперамента, которое обусловлено слабостью нервных процессов
С точки зрения К. Изарда, понятие «тревожность» понимается как специальный комплекс отрицательных эмоций, которым можно отнести: страх, гнев и печаль . Определённый уровень тревожности представляет собой специфическую особенность активной деятельности личности. У каждого человека при этом может существовать свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.
По мнению Н.Е. Аркелова, «тревожность — это психическое состояние, выражающееся как опасения и нарушения покоя, вызванные возможными неприятностями» .
Проблема тревожности личности, которая, в большинстве случаев, является деструктивным психическим состоянием — сегодня одна из самых актуальных. Существует ряд теорий, объясняющих природу и суть тревожности. Считается, что как собственно психологическая проблема она была впервые поставлена и специально рассмотрена в трудах З. Фрейда.
Интерес к тревожности у З. Фрейда возник тогда, когда он получил первые результаты проведенной им терапии.
В зависимости от того, что является источником возникновения тревожности, Фрейд выделил три ее вида :
1) реалистичная тревога — эмоциональный ответ на угрозу внешнего мира, она является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно бороться с источником угрозы;
2) невротическая тревога — в данном случае исходит из страха, что, когда человек сделает что-то плохое, это будет иметь тяжелые негативные последствия;
3) моральная тревога — обусловлена чувством вины, стыда или самообвинения.
Итак, основная функция тревожности, по З. Фрейду, — помогать человеку избежать осознания своих негативных импульсов и удовлетворять их приемлемым путем в нужное время. Исследователи отмечают, что за З. Фрейдом тревожность выступает повторением в фантазиях человека ситуаций, связанных с испытаниями, которые были в прошлом опыте, переживаниями беспомощности.
Проблема тревожности в дальнейшем развивалась в русле неофрейдизма, и в частности в работах К. Хорни, Г. Салливана и Э. Фромма.
В отличие от Фрейда, Е.В. Барсукова не сочла, что тревожности является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что она возникает в результате отсутствия ощущения безопасности в межличностных отношениях, и считала, что в детстве у человека есть две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности .
Согласно концепции Ч. Спилбергера следует различать тревожность, как состояние (ситуативную) и тревожность, как свойство личности (личностную) .
Ситуативная тревожность — это состояние тревоги, возникает как реакция человека на различные социально-психологические стрессоры. Как правило, ситуационная тревожность в одной и той же человека бывает разной в разное время.