Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему «Феномен тревожности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности в младшем
школьном возрасте. 6
1.1. Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению
«тревожности»  6
1.2. Особенности проявления и динамики тревожности у детей младшего школьного
возраста. 11
1.3. Причины и факторы возникновения детской тревожности. 16
Выводы по 1 главе. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного
возраста  23
2.1 Организация и методы исследования. 23
2.2. Анализ результатов исследования. 27
Выводы по 2 главе. 40
Заключение. 42
Список литературы. 44
Приложение. 49

  

Введение:

 

Проблема детской тревожности является
весьма актуальной. На современном этапе увеличивается число детей,
характеризующихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. В
настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному
развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием
ребенка. Изучение данного вопроса важно именно сегодня в связи
с увеличением числа тревожных детей в общеобразовательной школе, а также в
связи с отсутствием достоверных данных, рассматривающих феномен тревожности.

Тревожность в детском возрасте является
устойчивым личностным образованием, способным сохраняться продолжительное
время; имеющим побудительные силы и устойчивые формы реализации с
доминированием защитных и компенсаторных проявлений.

Проблема исследования тревожности является одной из значимых в
современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на
решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного
обучения и воспитания младших школьников.

К
настоящему времени возникает ряд противоречий между
необходимостью коррекции тревожности школьников и недостатком практических
исследований по выявлению динамики тревожности на разных этапах школьного
обучения.

Цель
исследования: изучить особенности проявления
тревожности у детей младшего школьного возраста.

Объект
исследования: тревожность как психолого-педагогический
феномен.

Предмет
исследования: особенности проявления тревожности у
детей младшего школьного возраста.

Гипотеза
исследования: для младших школьников с симптомами
повышенной тревожности свойственно отсутствие произвольности в сдерживании
агрессивных реакций, эмоциональная нестабильность, признаки эмоционального
неблагополучия.

В соответствии с выдвинутой целью,
объектом и предметом исследования были определены задачи исследования:

1. Рассмотреть
отечественные и зарубежные подходы к определению  феномена "тревожности".

2. Выявить
особенности проявления и возрастной динамики тревожности у детей
в контексте школьного обучения.

3. Проанализировать
причины
и факторы возникновения детской тревожности путем анализа семейного воспитания
и школьной успеваемости.

4. Провести эмпирическое исследование
динамики тревожности у обучающихся младшего звена школы и дать анализ
результатам.

Методы исследования: определяются поставленными задачами:

— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической
научно-методической  литературы по
проблеме исследования; синтез; обобщение;
эмпирические: наблюдение; тестирование (тест на выявление школьной тревожности Филлипса; карта наблюдений
за состоянием и поведением учеников начальных классов для учителя; методика
«Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов); опросник эмоционального
неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.); методы
качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация
результатов.

Методологическая
основа исследования. Проблемой тревожности занимались многие
психологи: Л. И. Божович, А. М. Прихожан, А. Фрейд, Х. Хекхаузен, К. Хорни, и
др. Тревожность как базовое состояние
развития неврозов исследовали А.С. Спиваковская, Б.Д. Карвасарский,  З. Фрейд и др. А.М. Прихожан трактует
тревожность в качестве личностного свойства, формируемого посредством фрустрации
межличностной надежности со стороны ближайшего окружения. Ч. Спилбергер
дифференцирует тревожность на личностную и ситуативную, при этом личностная
тревожность как свойство личности рассматривается им как широкий спектр
объективно безопасных обстоятельств, воспринимаемых как угрожающие. Разные
исследователи при изучении тревожности выделяют такие ведущие факторы, как
посттравматический стресс (Л.А. Китаев-Смык), межличностные отношения (Г.С.
Салливан), внутренний конфликт (К. Роджерс), темперамент (Г.Ю. Айзенк, В.М.
Русалов и др.) В многочисленных литературных источниках
по психологии и педагогике можно встретить точки зрения различных авторов
(Овчарова Р.В., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Большаков В.Ю. и т.д.) представлены
наблюдения и предположения по поводу причин возникновения тревожности, форм её
проявления и последствий.

Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования теоретических выводов и практических
наработок педагогами и психологами. Результаты исследования могут служить
основой для решения задач в консультативной, тренинговой и психокоррекционной
практике при психологической помощи детям с повышенным уровнем тревожности. Результаты исследования
обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический
анализ состояния проблемы исследования позволил достигнуть цели исследования и
решить поставленные задачи. В ходе исследования установлено, что многие аспекты
данной проблемы остаются малоизученными и эмпирически неразработанными. В то же
время знание и понимание этих особенностей необходимы специалистам для
эффективной профессиональной работы: создания эффективных программ, позволяющих
скорректировать состояния повышенной тревожности у детей младшего школьного
возраста. Для прояснения некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой
проблемы нами было предпринято собственное теоретическое исследование.

Тревожность — устойчивое личностное
образование, длительно сохраняющееся и имеющее константные формы реализации в
поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Возрастными
причинами формирования тревожности у младших школьников являются: новые формы
ролевого взаимодействия со сверстниками, учителем; правила школьной жизни,
изменение режима дня, увеличение нагрузок, неблагоприятные взаимодействия с
одноклассниками и учителями. В школьном возрасте причинами развития тревожности
служат такие факторы, как увеличение количества учебных дисциплин и учителей;
смена классного руководителя; вариативность требований каждого учителя; учебные
перегрузки; неспособность ребенка справиться со школьной программой;
неадекватные ожидания со стороны родителей; регулярные оценочные ситуации
проверки знаний; неприятие ребенка коллективом и т.д.

Эмпирическое
исследование представлено следующими результатами.

В контексте
изучения школьной тревожности выявлено, что показатели большинства учеников
находятся в пределах нормы. Наиболее выраженными факторами стали следующие:
фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации
проверки знаний; проблемы и страхи в отношениях с учителями. Половина детей из
всей выборки имеют симптомы повышенной тревожности и беспокойства, что
проявляется в вегетативных признаках, свидетельствующие о том, что учителю
необходимо проанализировать режим учебы, нагрузки, трудности школьников.

У преобладающего
количества младших школьников отсутствует опасность закрепления
ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. Наиболее
выраженными симптомами проявления агрессии явились следующие: «агрессия,
направленная на взрослого»,
«на
сверстников»,
«аутоагрессия»
— большая часть младших школьников самостоятельно способны подавить свою
агрессию, длительность агрессии недолговременна, чаще всего дети могут сразу
подавить негативные реакции.

По оценкам
родителей присутствуют негативные тенденции в эмоциональной сфере младших
школьников. Наибольшей выраженностью у учеников отмечены следующие
характеристики проявления эмоционального неблагополучия: трудности
сосредоточения; напряженность во время выполнения заданий; склонность
испытывать смущение; вегетативные изменения в незнакомой обстановке ;
подверженность страхам, нетерпимость к ожиданиям; страх перед трудностями.

Наличие в выборке
учеников с признаками повышенной тревожности, агрессивности, эмоционального
неблагополучия диктует необходимость проведении с ними в дальнейшем
психокоррекционной работы, поскольку  эти
ученики требуют более пристального внимания со стороны педагогов и психологов и
нуждаются в оптимизации эмоциональной сферы.

Таким образом,
полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась.

Проведенное исследование не претендует на
исчерпывающее решение сложной многоплановой проблемы коррекции детской
тревожности, в связи с чем следует продолжить работу для получения оптимальных
результатов и достижения положительной тенден

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования тревожности в
младшем школьном возрасте 1.1. Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению
«тревожности»

Одним из интересных феноменов в
психологической науке является феномен тревожности. Среди наиболее актуальных
проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место
занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

На психологические разработки тревоги и
тревожности огромное значение оказала философия экзистенциализма. С.
Кьеркегором тревога трактуется в качестве психологического обоснования
обращения человека к религии и религиозной нравственности. В теориях экзистенциализма
страх и тревога являются важнейшими онтологическими категориями, и, по мнению
М. Хайдеггера, экзистенциалами, при этом тревожность служит глубинным,
иррациональным, метафизическим страхом, а боязнь — эмпирическим. Согласно К.
Ясперсу, тревожность (экзистенциальный страх) представляет собой одну из
благотворных сил, дающих человеку возможность прейти из повседневного бытия
("бытия в мире") в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли,
это то, что заставляет обращаться к трансцендентному. Тревожность служит
важнейшим элементом, который сталкивает индивида с напряжением пограничной
ситуации, способствующей выходу за пределы бытия к подлинной свободе.

В рамках отечественной
психологии Л.А. Карпенко, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский под термином
«тревожность» понимают: склонность индивида к переживанию тревоги,
характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги, одним из основных
параметров индивидуальных различий [4, с. 112].

Е.К. Лютова [27] и Г.Б.
Монина [30] определяют тревожность как индивидуально психологическую
особенность, заключающуюся в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы