Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Феномен лидерства в неформальных группах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К
ЛИДЕРСТВУ КАК ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.. 6

1.1. Понятие о характере и лидерстве в психологических
исследованиях. 6

1.2. Психодиагностика как технология определения акцентуаций
характера. 15

Выводы по первой главе. 20

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ВЫДЕЛЕНИИ ЛИДЕРСКИХ АКЦЕНТУАЦИЙ В ХАРАКТЕРЕ ЛИЦ
ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.. 23

2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования. 23

2.2. Методика исследования. 23

2.2.1. Испытуемые. 23

2.2.2. Используемые методики. 23

2.2.3. Процедура проведения эксперимента. 25

2.3. Результаты исследования. 26

2.4. Обсуждение результатов. 32

Выводы по второй главе. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Успешность любой деятельности во многом
определяется характером побуждений к ней, то есть тем, что побуждает человека к
совершению деятельности. То особое состояние человека, которое заставляет его
действовать в определённом плане, называется мотивом и является составляющей
мотивации.

Изучение
психологической устойчивости является актуальным направлением современной
психологии в связи с ростом социальной и экономической нестабильности и
действием интенсивных стрессовых факторов, которые влияют на человека в течение
его жизни и ведут к снижению успешности профессиональной деятельности,
формирование негативных психических состояний, ухудшение уровня общего
здоровья. Особого внимания требует определение факторов повышения
психологической устойчивости современной молодежи, что позволит разработать
эффективные программы психологической поддержки лиц юношеского возраста. Вместе
с тем, исследования, проводимые в этом направлении, немногочисленны.

Психологические особенности юношества традиционно интересуют
психологов, как практиков, так и теоретиков. В психологической науке наработан
солидный материал по развитию мотивационной и познавательной сферы, становление
самопознания, специфики взаимоотношений юношества со взрослыми и сверстниками.
Проблемы юношества исследовали, в частности, М.Кле, О. Вейнингер, И. Дубровина,
В. Абраменкова, Х. Ремшмидт.

Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей
специфические особенности развития личности. При этом главной задачей
социального воспитания, обеспечивающей многогранное развитие, духовное и
физическое здоровье личности, является не прямая апелляция к сознанию с
разъяснениями преимуществ «хорошего» по сравнению с «плохим», не абстрактное
стремление к культуре чувств и богатства эмоций, а формирование системы потребностей
и их набора, иерархии и норм удовлетворения (А. Козлов, А. Лисовский).
Формирование системы потребностей должно происходить в процессе становления и
проявляться в стиле жизнедеятельности человека.

Особый статус юношеского периода в развитии человека отражено в его
названиях: «переходный», «переломный», «тяжелый», «критический». В них
зафиксирована сложность и важность процессов развития, которые происходят в
этом возрасте и связанные с переходом от одной «эпохи» жизни к другой. Переход
от подросткового возраста к взрослости содержит основное содержание и
специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического,
морального, умственного, социального. При этом происходит становление
качественно новых образований, в результате перестройки организма закрепляются
элементы взрослости, усиливается лидерское самосознание в отношениях со
взрослыми и сверстниками, появляются новые интересы, активизируется
познавательная деятельность и тому подобное. Это довольно непростые
преобразования, и они могут обусловливать появление серьезных проблем.

Цель работы заключается в
исследовании возможности использования психодиагностических методик в
исследовании лидерства в неформальных объединениях.

Объект исследования – возрастные
акцентуации характера лиц юношеского возраста.

Предмет исследования –
возможности использования психодиагностических методик в исследовании лидерства
в неформальных объединениях.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие о характере и
лидерстве в психологических исследованиях;

2. Охарактеризовать психодиагностику как
технологию определения акцентуаций характера;

3. Подобрать психодиагностические методики
и выделить условия исследования лидерства в
неформальных объединениях;

4. Проанализировать результаты
исследования;

Методы исследования. Для решения
поставленных в исследовании задач применялся комплекс взаимосвязанных методов:
анализ психологической и педагогической литературы.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть
использованы в дальнейших работах, посвященных теме.

Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Я-концепция представляет собой
совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и
тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный
каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция
образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах
саморегуляции и самоорганизации личности.

Оптимизация
социально-воспитательной среды в развитии Я-концепции личности в имеет свои
особенности. Дети из обеих возрастных групп показали почти одинаковые
результаты, расхождения незначительные. Специфика этого процесса заключается в
том, что он осуществляется опосредованно – через реализацию
социально-психологического и социально-педагогического потенциала среды
образовательного учреждения путем включения личности в различные виды
социокультурной деятельности. Важно с раннего детства формировать у человека
позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в себе и своих силах, способствующие
более полной жизненной реализации.

Для
формирования «Я-концепции» личности важную роль играет подростковый период, в
этом возрасте влияние родителей на развитие личности снижается, формирование их
социального поведения зависит от самих подростков, в процессе которых
межличностное общение имеет большое значение.

Многие
личностные теории трактуют «Я-концепцию» в качестве понятия, являющегося
центральным. Однако до сих пор отсутствуют как универсальное определение, так и
терминологическое единство. Зарубежными исследователями термин «Я-концепция»
трактуется в качестве совокупности, которую представляют все индивидуальные
представления, которые индивид имеет относительно себя.

Самосознание
подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослого человека.
Известно, что личностное развитие сопряжено с идентификацией, когда ребенок
принимает социальную роль, связанную со значимым лицом, устанавливая с ним
эмоциональную связь, а также включая в состав собственного внутреннего мира и
принимая как собственные определенные нормы, образцы и ценности. Таким образом
отождествляются человек и референтная группа, принимаются взгляды, поведение и
установки группового поведения.

Определяющим компонентом в работе с развитием
Я-концепции личности в детском и подростковом возрасте был
личностно-ориентированный подход, который предполагает выстраивание партнерских
отношений между ребенком и педагогом или психологом, учет и поддержку детской
инициативы и интересов, уважение к точке зрения, мыслей и чувств ребенка,
индивидуализацию способов взаимодействия с ребенком и методов обучения.

Исходя из результатов исследования данных методик,
можно выделить основную проблему и пути её решения: у большинства детей и
подростков преобладают средний и высокий уровни развития самооценки, т.е.
склонность к лидерству может присутствовать, но не всегда доходит до стадии
реализации.

Адекватность детской
самооценки зачастую определяется и тем, насколько те, кто дают эту оценку,
опытны, в какой сфере осуществляют свою деятельность, насколько ее результаты
наглядны, насколько они осознают собственные умения, усваивают истинные
критерии оценивания определенной области, каковы притязания ребенка в той или
иной отрасли.

Так, гораздо выше
вероятность того, что дети адекватно оценят выполненный ими рисунок по
конкретной теме, чем то, что они правильно оценят, какая роль отводится им в
личных отношениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКЛОННОСТИ
К ЛИДЕРСТВУ КАК ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1.1. Понятие о характере и лидерстве в психологических
исследованиях

В
психологической науке и практике понятие самоактуализации используется довольно
широко. В силу априорной сложности и из-за применения категории
самоактуализации в различных областях научного знания существует целый ряд
трактовок её семантики. Обозначим основные значения (и их поля), вкладываемые в
термин «самоактуализация»[1].

Проблема коммуникации многогранна. В последние годы
она стала предметом многих наук. Проблемой общения занимались и философов,
социологов, экономистов, юристов и учителей. Следует отметить, что общение
является обязательным условием для формирования каждого человека. Без общения
не было бы возможно возникновение, существование и развитие человеческого
общества[2].

Когда люди общаются, они  производят обмен своими знаниями, опытом,
информацией. Взаимодействуя, они достигают соглашения о совместном предприятии;
устанавливают единство идей, отношений, настроений; достигают общности мыслей,
переживаний, отношения к различным событиям, других людей, самого себя. При
общении передаются, нравы, обычаи, манеры, стиль поведения, проявляются
сплоченность и солидарность, которые различают групповую и коллективную
деятельность. Наконец, общение является существенным фактором в сложном
процессе социальной детерминации человека, стимулятора личностного развития[3].

При
взаимодействии с детьми учитель должен учитывать их возраст и психические
характеристики. Если между учителем и учеником нет понимания, или школьник
упрям, и часто ребята считают, что упрямство демонстрирует сильный характер —
ситуация жизни влияет на них лучше, факты впоследствии анализируются их
старшими. Влияя на учеников, желательно подчеркнуть благородство в действиях,
дисциплину в поведении и верить в лучшие качества учеников и хорошие отношения
с ними.

Говоря с
учащимися, необходимо помнить, что они очень чувствительны к оценке их личности
другими. Описывая себя, учащиеся часто повторяют высказывания литературных
героев, суждения своих старших, внимательно прислушиваются к комментариям,
стремятся к самосовершенствованию. Следовательно, учитель должен дать
убедительные примеры, показать способы самообразования. В этом возрасте
особенно важно укреплять веру учеников в самих себя, развивать чувство
самоуважения[4].

Учащиеся,
мальчики и девочки ищут независимость. Подготавливаясь к разговору с ними,
необходимо выяснить мотивы их действий, их место в коллективе, ситуацию в
семье. Особенно тщательно проанализируйте причины успеха и неудачи учащихся.

Учитывая
сложность общения, необходимо определить структуру, которая идентифицирует три
взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный
аспект коммуникации — это обмен информацией между людьми, то есть обмен не
только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивный аспект коммуникации
означает процесс восприятия и знания друг друга партнерами в общении и установление
взаимопонимания на этой основе[5].

Ученые —
педагоги, психологи различают возможные функции коммуникации (по Л. А.
Карпенко):

— контакт,
целью которого является установление контакта как состояния взаимной готовности
принимать и передавать сообщение и поддерживать взаимосоединение в форме
постоянной взаимной ориентации;

— передача
сообщений, то есть получение и передача любой информации в ответ на запрос, а
также обмен мнениями, планы, решения;


побудительное стимулирование деятельности партнера в области коммуникации,
направленное на выполнение определенных действий;


координация — взаимная ориентация и координация действий в организации
совместной деятельности;

— понимание — не
только адекватное восприятие смысла сообщения, но и понимание друг друга
партнерами;

— эмотивное
возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение
с помощью его собственных переживаний и состояний; [1] Белкин, А.С. Диагностика
педагогической запущенности учащихся [Текст] / А.С. Белкин. – Свердловск: ПИ,
1979. – 107 с. [2]
Клейберг Ю.А. Социальная
работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. –
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 133 с. [3]
Галузяк В.М. Две личности –
две парадигмы воспитания / В.М. Галузяк, Н.И.Сметанский // Педагогика. – 2002.
– №3. – С. 83-88. [4]
Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореф. дис… д. психол.н. / С.А. Беличева. – М., 1989. – 28 с. [5]
Беличева С.А. Основы
превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр
Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 c.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы