Курсовая с практикой на тему Федеральный бюджет Российской Федерации: оценка современного состояния и проблемы сбалансированности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Роль бюджета в экономике 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета 5
1.2. Характеристика доходов и расходов бюджетной системы РФ. 9
Сбалансированность бюджетов: бюджетный дефицит и профицит 9
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета (2018-2019 гг.) 11
2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ 11
2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ 14
3. Стратегия развития бюджетных отношений 18
3.1. Проблемы формирования федерального бюджета в РФ 18
3.2. Направления и стратегии развития бюджетной системы РФ 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях обеспечение эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает стабильность формирования государственного бюджета. В данном контексте особое значение имеют формирование налоговых доходов государственного бюджета, а точнее обеспечение своевременного и полноценного поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны в целом. Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок и регламентация их взимания представляют особую важность. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Во всем мире фискальная политика признается одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, оказывающим решающее воздействие на стабильность национальной экономики и экономическую конъюнктуру. В настоящее время от правильности проведения бюджетно-налоговой политики зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Применение неверных фискальных мер приводит к формированию негативных тенденций в национальной экономике, зачастую создает предпосылки к образованию дефицита государственного бюджета и другие проблемы. Эти факты подтверждают актуальность темы исследования.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса целесообразно рассматривать глобальные экономические связи с точки зрения:
1) устойчивости;
2) постоянства структуры и сбалансированности.
Государственное регулирование в таких условиях вынужденно обращаться к более прямым рычагам регулирования экономики, а именно – через непосредственное вмешательство, в т.ч. и императивными методами в экономический сектор. Осуществлять такое вмешательство сравнительно успешно можно лишь с опорой на значительное государственное участие в воспроизводственном процессе общества (будь то существенные социальные трансферты с приоритетом национального производителя или непосредственные госинвестиции).
В условиях современного динамического развития национальных экономик, расширение функций государства и роста его потребностей особенно актуальным является обеспечение государственных бюджетов достаточным объемом средств и их рациональное использование. Решение этой крайне важной проблемы в значительной степени зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться фискальная политика государства. Мировая практика показывает, что может быть основой для общего экономического подъема в стране. Но для этого должна быть создана благоприятная финансовая среда, что является одной из задач фискальной политики.
Вопрос бюджетной политики изучался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить В.В. Алексеев, И.А. Василенко, А.В. Брызгалин, Д.В. Дементьев, А.М. Годин, В.М. Мельник, А.В. Перов, Д.Г. Черник и другие. Главной проблемой как отечественной, так и зарубежной научной мысли в плоскости поднятого вопроса является отсутствие чёткого содержательного определения бюджетно-налоговой (фискальной) политики и размытость границ научного исследования с переходом в сферы финансов или публичного управления.
Цель исследования — изучение теоретических постулатов, раскрывающих сущность и особенности бюджетной политики, а также оценка структуры и динамики доходов федерального бюджета в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Заключение:
Проведенный анализ проекта федерального закона № 556362–7 «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» свидетельствует о том, что при формировании бюджета были в первую очередь реализованы цели обеспечения его текущей сбалансированности при сохранении сложившейся в 2014–2018 гг. структуры расходов и реализации требований бюджетного правила. С одной стороны, такой подход создает основу для обеспечения стабильности финансирования расходных обязательств Российской Федерации и устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе, с другой — снижает результативность государственного финансового регулирования социально-экономического развития страны и не позволяет рассматривать бюджетную политику как активный инструмент реализации основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. При этом только часть бюджетных рисков на средне- и долгосрочную перспективу идентифицирована, что не позволяет сформировать финансовые резервы в объеме, достаточном для эффективного управления ими.
Ориентация бюджетной политики преимущественно на решение внутренних проблем функционирования бюджетной системы (в части обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетов) приводит к нарастанию негативных явлений в экономике и социальной сфере страны, что подтверждает и анализ динамики основных макроэкономических и бюджетных показателей в Российской Федерации в 2000–2021 гг.: замедляются темпы экономического роста, сокращаются доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации по отношению к ВВП, снижается количество прибыльных предприятий и т.п.
Фрагмент текста работы:
Государственный бюджет — это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, в течение бюджетного периода. Как экономическая категория бюджет отражает финансовые отношения по формированию и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. Государственный бюджет как основной финансовый план государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления собственных полномочий. Он отражает размеры финансовых ресурсов, которые необходимы государству и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления потраченных средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [2].
Бюджет является одной из важнейших частей экономики, с помощью которой осуществляется финансовое регулирование и формирование финансовых ресурсов. Изучение бюджетной системы позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких количествах приходят денежные средства, на какие цели они направляются и в каких объѐмах они расходуются. Бюджет государства – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и у органов местного самоуправления по поводу перераспределения национального дохода на экономические, социальные и политические интересы общества [7, с. 307].
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему финансовых отношений между государством и другими субъектами экономики. Данные отношения направлены на образование, распределение и расходование денежных ресурсов, которые обеспечивают функции государственной власти по предоставлению населению услуг [9, с. 38].
Бюджет государства имеет различные организационно-правовые формы проявления: федеральный, республиканский, областной, краевой, национального округа, автономной области и др.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система нашего государства состоит из бюджетов следующих уровней [2]:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая направлена на финансовое обеспечение общегосударственных, региональных и местных программ. Данные программы подразумевают собой регулирование экономики, содержание и развитие социальной сферы, обеспечение общественного порядка, национальной безопасности и др.
На основании данных отношений формируются государственные и муниципальные финансовые ресурсы, которые направляются во все сферы государства. Для этого необходимо органам власти выполнять определѐнные функции бюджета.
Выделяют две основные функции бюджета государства как экономической категории: распределительная и контрольная. Также можно выделить такие дополнительные функции, как воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, фискальную и социальную [15, с. 178].
Первой главной функцией является распределительная функция, которая представляет собой перераспределение денежных доходов между различными сферами деятельности, уровнями государственного управления и др. Границы действия данной функции достаточно широки, поскольку в бюджетных отношениях участвует большое количество лиц общественного производства [13, с. 34].
Контрольная функция – это процесс выявления всех отклонений в движении бюджетных средств и процесс контроля результатов расходования бюджетных и финансовых средств [21, с. 173].
Задача контрольной функции заключается в выявлении финансового положения определѐнных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства и территориальных образований. Но стоит отметить, что не все финансовые ресурсы данных субъектов проходят через бюджет.
Данная функция позволяет проанализировать своевременность и полноту финансовых ресурсов, и их поступление в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также происходит исследование точности сбалансированности пропорций бюджетных средств [16, с. 15]