Курсовая с практикой на тему Федеральные социо-культурные программы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы реализации
федеральных социокультурных программ 5
1.1. Сущность социально-культурной сферы.. 5
1.2. Роль федеральных социокультурных программ. 11
Глава 2. Особенности реализации федеральных
социокультурных программ 17
2.1. Анализ реализации федеральных социокультурных
программ. 17
2.2. Проблемы и перспективы реализации федеральных
социокультурных программ 26
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы курсовой работы
определяется значимостью влияния органов власти на социокультурное развитие
территории. Эффективность государственной власти, в том числе, зависит от учета
социокультурной среды, которая определяет совокупность различных условий
жизнедеятельности, культурного и социального поведения каждого человека.
Игнорирование социокультурных факторов, неспособность управлять социальными
процессами оказывает негативное влияние на процесс управления государством в
целом.
Характер взаимоотношений культуры и государства всегда
являлся предметом дискуссий в научном мире. В современных условиях в России
присутствует программно-целевой метод не только планирования, но и, как
следствие, исполнения расходов бюджета в рамках реализации государственных
программ как одного из инструментов бюджетирования, ориентированного на
результат.
За счет государственных программ вливается весьма
существенный объём финансирования социально-культурной сферы. Программы
позволяют государству последовательно развивать систему образования,
финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в
медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать
уровень их социального обеспечения
Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации
федеральных социокультурных программ.
Предметом исследования в
курсовой работе являются механизмы реализации федеральных социокультурных
программ.
Целью выпускной
курсовой
является анализ состояния, проблем и перспектив реализации федеральных
социокультурных программ.
Достижение намеченной цели
предусматривает решение следующих
задач курсовой работы:
— раскрыть сущность социально-культурной сферы;
— изучить роль федеральных социокультурных программ;
— провести анализ реализации федеральных социокультурных программ;
— выявить проблемы и перспективы реализации федеральных социокультурных
программ.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные методы
познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы:
логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативную базу курсовой
работы составили Конституция РФ[1], кодексы, федеральные законы РФ.
Автором изучены учебная
литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики.
Информацией для
проведения анализа была использована официальные данные Федеральной службы
государственной статистики и ее территориальных органов.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах авторов по проблемам реализации федеральных
социокультурных программ.
Практическая
значимость темы курсовой
работы заключается в том, что основные теоретико-методологические
положения, практические выводы и рекомендации могут быть
использованы при реализации федеральных социокультурных программ.
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. [1] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Российская газета. – 1993. — от 25 декабря.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социально-культурная сфера жизни общества — это
совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления,
осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления
товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, что
позволяет удовлетворять культурные и информационные потребности населения.
Значение социально — культурной сферы жизни общества раскрывается в том, что
она позволяет обеспечивать права и свободы человека и гражданина, что, в свою
очередь, реализует основные функции государства. По своей структуре
социально-культурная сфера жизни общества иерархична, многопрофильна и
межведомственна, поскольку в её работе затрагивается работа правоохранительных
органов, системы здравоохранения, социального обслуживания, городских
коммуникаций, учреждений культуры. Основными элементами социально-культурной
сферы жизни общества является сфера образования, сфера здравоохранения,
физической культуры и спорта, социального обеспечения.
2. В период рыночных отношений повышается роль федеральных
социокультурных программ, которые компенсируют несовершенства рыночного
саморегулирования экономики и служат инструментом управления экономикой в
соответствии с государственными и общественными интересами.
3. Задачей рассмотренных
государственных программ является обеспечение достойного уровня жизни
населения, создание равных жизненных возможностей для всех граждан Российской
Федерации и формирование высококачественного человеческого капитала. В
заключение отметим, по мнению авторов, в первую очередь необходимо провести
работу по приведению государственных программ и национальных проектов в
соответствие с указами Президента РФ и документами стратегического планирования.
Цели и задачи должны быть согласованы между собой, четко определены и
подкреплены обоснованными значениями показателей по мероприятиям. С учетом
того, что имеется опыт их реализации по годам, уже можно провести
инвентаризацию показателей для их исключения или замены другими, а также
включения в систему статистического наблюдения ранее отсутствующих, но
необходимых.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод с
помощью каких аспектов станет возможным минимизировать существующие на данный
момент негативные явления при реализации государственных программ в
социально-культурной сфере.
4. Приходится констатировать также недостатки и сдерживающие
факторы программного бюджетирования, такие как: слабая синхронизация
федеральных и региональных государственных программ; избыточная, формальная и
порой не взаимоувязанная структура документов стратегического планирования;
слабая проработанность вопросов целеполагания и оценки эффективности; сложность
выявления эффекта от управления; отсутствие достаточного опыта реализации
программ в рамках трансформирующейся экономики; отсутствие эффективных
механизмов государственно-частного партнерства.
По нашему мнению, в первую очередь необходимо провести работу по
приведению государственных программ и национальных проектов в соответствие с
указами Президента РФ и документами стратегического планирования. Цели и задачи
должны быть согласованы между собой, четко определены и подкреплены
обоснованными значениями показателей по мероприятиям. С учетом того, что
имеется опыт их реализации по годам, уже можно провести инвентаризацию
показателей для их исключения или замены другими, а также включения в систему
статистического наблюдения ранее отсутствующих, но необходимых.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы реализации
федеральных социокультурных программ
1.1. Сущность
социально-культурной сферы Социально-культурная
сфера (СКС) — сложное, понятие и неоднозначное. Специалисты определяют по —
разному ее состав. Длительное время ее, по сути, отождествляли с отраслью
«Культура и искусство», включая в состав организации, выполняющие только
социально значимые функции общества актуальные для культурного уровня. Это такие
организации, как: театры репертуарные, музеи, музеи-заповедники, библиотеки[1].
С другой стороны СКС отождествляли со сферой услуг
(сервисный сектор экономики), упрощая и принижая значимость удовлетворения
населением духовных потребностей. Лет десять назад в некоторых энциклопедиях и
публикациях термином «социально-культурная сфера» стали заменять «немодный»
термин «непроизводственная сфера», существенно расширяя при этом состав сферы
за счет организаций жилищно — коммунального хозяйства, бытового обслуживания и
пассажирского транспорта и др.
Таким образом, вопросам функционирования СКС было посвящено
достаточно много исследований. Однако часть из них рассматривала сферу излишне
узко, часть — излишне широко, многие авторы предметом исследования выбирали
только конкретные направления социальнокультурной деятельности. Объектами
исследования при этом, как правило, выступают только государственные и
муниципальные организации.
Наиболее полное исследование, на наш взгляд, было
представлено преподавателями кафедру экономики в монографии «Экономика
социально — культурной сферы: перспективы развития и современное состояние», в
которой была выявлена взаимосвязь между наличием духовных (точнее,
социально-культурных) потребностей населения и наличием предприятий и организаций,
которые способны эти потребности удовлетворять.
Анализ различных взглядов на классификации потребностей
индивидуумов, социальных групп и общества, в целом, позволило отнести к
социально-культурным следующие (укрупненные) виды потребностей, формирующих состав
СКС[2]:
1. Совокупность
художественно-эстетических, творческих и зрелищных потребностей. В состав СКС
входят следующие организации, способные данные потребности удовлетворять (прямо
или косвенно): театры, концертные организации, цирки, зоопарки, спортивно-концертные
комплексы; киностудии, прокатные конторы, кинотеатры, развлекательные радио и
телевизионные каналы; музеи, выставочные залы, галереи и художественные салоны,
музеи-заповедники, художественные учебные заведения, массовые библиотеки;
учреждения клубного типа, дансинги, модельные агентства и Дома моды,
дизайнерские студии, салоны красоты, студии тату, мастерские по изготовлению
изделий народных промыслов, сувениров и др.
2. Совокупность
познавательных, информационных потребностей и потребностей в саморазвитии. В
состав СКС входят следующие организации, способные данные потребности
удовлетворять (прямо или косвенно): учреждения науки и образования, курсовая
сеть, научные библиотеки и читальные залы, архивы, все средства информации, в
том числе, радио, телевидение, книжные, журнальные, газетные издательства,
рекламные агентства, типографии; информационные ресурсы интернета, туроператоры
и турагенты (познавательный туризм); магазины и киоски по продаже печатной и
аудио- видео продукции; и др.
3. Совокупность
рекреационных потребностей. В состав СКС входят: учреждения физической культуры
и спорта — стадионы, спортивные клубы, секции; фитнес — центры, тренажерные
залы, спа-салоны, бассейны; солярии, сауны, массажные кабинеты; санатории, дома
отдыха, пансионаты, турбазы; кафе, рестораны, бары, ночные клубы; парки
культуры и отдыха, парки развлечений, аквапарки, гостиницы, туроператоры и
турагенты (рекреационный туризм); магазины по продаже спортивной одежды, обуви
и туристского снаряжения и др.
4. Совокупность
социальных потребностей. В состав СКС входят: учреждения здравоохранения,
государственные радио — и телевизионные каналы, социальные учреждения и службы,
предприятия связи, банки и компании страховые (в области обслуживания
физических лиц), политические, некоммерческие общественные организации и
объединения, благотворительные фонды и др[3].
Предприятия и организации сами не могут удовлетворять
социально-культурные потребности. Средством удовлетворения потребностей
выступают разнообразные блага (продукты, услуги), которые они предоставляют.
В рыночных условиях хозяйствования определенный интерес
вызывают источники возмещения затрат в связи с производством и реализацией
продуктов и услуг СКС. Своеобразие развития товарно- денежных отношений в
социально-культурной сфере заключается в том, что затраты, которые
компенсируются источником организации затрат не всегда выступают доходы
населения.
Услуги, затраты по которым компенсируются организациям СКС
ассигнованиями из федеральных, региональных или местных (муниципальных)
бюджетов, принято считать наиболее важными (общественными благами). Их
значимость определяется необходимостью реализации в стране основных направлений
государственной социальной политики в области культуры, образования, социальной
защиты населения. Эти услуги, по мнению государства, должны быть предельно
доступны для граждан независимо от их уровня платежеспособности, что на
практике предполагает либо их бесплатность, либо низкую цену. В условиях рынка
предоставление услуг на подобных условиях возможно только тогда, если бюджет
государства, либо полностью, либо частично компенсирует затраты организации.
В настоящее время часть социально значимых услуг, которые
оказываются населению, финансируется не только бюджетными средствами
государственных внебюджетных целевых фондов страхования социального и
обеспечения. Например, расходы денежных средств на бесплатные
лечебномедицинские, профилактические и консультационные услуги учреждениям
здравоохранения компенсируются из средств фондов обязательного медицинского страхования[4].
Переход к рыночной экономике сопровождался
появлением в СКС не только частных коммерческих, но и некоммерческих
организаций (негосударственных социальных учреждений).
Часть из них компенсирует свои затраты за
счет благотворительных средств или фондов (благотворительные организации,
негосударственные социальные службы и т.п., оказывающие определенным слоям
населения бесплатные услуги).
В то же время, все больше организаций СКС, в том числе и
некоммерческих, осуществляет компенсацию своих затрат по реализации и
производству услуг за счет населения, т.е. его доходов, предлагая свои услуги
за определенную плату. Средства данного населения могут либо частично, либо
полностью компенсировать затраты определенных организаций. Данная особенность
напрямую связана с выделением в предлагаемой типологии экономических благ,
создаваемых в СКС, коммерческих и некоммерческих услуг (продуктов).
На наш взгляд, под социально-культурной
сферой понимается совокупность предприятий, учреждений, организаций,
осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию
потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения,
обеспечивая тем самым удовлетворение социально-культурных и информационных
потребностей населения.
Эта сфера представляет совокупную социально-культурную
организацию общества и включает в себя следующие группы или отрасли[5]:
1. образование и профессиональная подготовка кадров;
2. наука и научное обслуживание;
3. здравоохранение и социальное обеспечение;
4. жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;
5. культура, искусство и средства массовой информации;
6. физическая культура и спорт;
7. индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг.
В социально-культурной сфере, как и в других отраслях
общественного производства, проявляются определенные экономические отношения.
Они складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в
вещественной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда,
потребляемого в процессе его производства[6].
Объектом отрасли социально-культурной сферы тесно
связаны с деятельностью отраслей общественного производства, в том числе и
производственной сферы, поставляющей социально-культурной сфере свою продукцию.
С другой стороны, отрасли социально-культурной сферы,
представляя населению, в том числе и занятому в общественном производстве,
разнообразные услуги, оказывают воздействие на потенциал рабочей силы,
трудоспособность, образовательный и культурный уровень[7].
Предметом изучения социально-культурной сферы являются
теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием,
финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации отраслей этой
сферы.
Среди проблем, которые исследует такая наука как экономика
социально-культурной сферы, важное значение имеют проблемы развития отношений
собственности в конкретных отраслях и особенности их становления в современный
период. В период развития в стране рыночных отношений, отрасли, которые в
плановой экономике практически полностью относились к государственной
собственности, активно используют концепцию разделения их
материально-вещественного, имущественного и научно-интеллектуального комплекса
на государственную (в форме федеральной и муниципальной собственности),
коллективно-акционерную, частную собственность и сочетание этих форм[8].
Таким образом, социально-культурная сфера жизни общества —
это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления,
осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию
потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения,
что позволяет удовлетворять культурные и информационные потребности населения.
Значение социально — культурной сферы жизни общества раскрывается в том, что
она позволяет обеспечивать права и свободы человека и гражданина, что, в свою
очередь, реализует основные функции государства. По своей структуре
социально-культурная сфера жизни общества иерархична, многопрофильна и
межведомственна, поскольку в её работе затрагивается работа правоохранительных
органов, системы здравоохранения, социального обслуживания, городских
коммуникаций, учреждений культуры. Основными элементами социально-культурной
сферы жизни общества является сфера образования, сфера здравоохранения,
физической культуры и спорта, социального обеспечения. [1] Экономика и менеджмент культуры: учеб. пособие /
ред.: Н.В. Кротова, Е.В. Галаева, И.В. Чарная. — М.: МГУКИ, 2017. — 459 с. [2] Точиев А.А. Социально-культурная сфера как среда и
цель развития экономических систем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2020.
Т. 10. — № 4-1. — С. 297-304. [3] Каранец С.М. Экономические отношения в
социокультурной сфере. СПб.: ОЦЭ и М, 2017. — 246 с. [4] Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий
социокультурной сферы. — СПб: Из-во Михайлова, 2018. — 324 с. [5] Ласточкина О.С. Особенности социально-культурной
инфраструктуры в современной России // Развитие территорий. — 2021. — № 4 (26).
— С. 20-31. [6] Чажаев М.И., Арсанова Х.Х., Шидеева П.А. Социально-культурная
сфера как отрасль экономики // ФГУ Science. — 2019. — № 3 (15). —
С. 198-202. [7] Рудакова О.В., Калянов А.В., Соловьева И.А. Социально-культурная
сфера как среда формирования человеческого капитала // Вестник ОрелГИЭТ. — 2019. —
№ 2 (48). — С. 197. [8] Александрова Л.А. Зарубежный опыт
социально-культурной деятельности как новый вектор развития
социально-культурной сферы в России // Научная палитра. — 2020. — № 2 (28).
— С. 8.