Курсовая с практикой Гуманитарные науки Социология

Курсовая с практикой на тему Фашизм и неофашизм в молодежной среде в Липецкой области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Фашизм и неофашизм в молодежной среде: теоретико-концептуальный подход 6
1.1 Проблема фашизма и неофашизма в современных исследованиях 6
1.2 Особенности формирования идеологии неофашизма в постсоветской России 17
Глава 2. Специфика проявления фашизма и неофашизма в молодежной среде Липецкой области 23
2.1 Исследование проблем развития идей и ценностей фашизма и неофашизма в молодежной среде в региональном измерении (на примере студенческой молодежи Липецкой области) 23
2.2 Социальный проект по проблеме предотвращения распространения идеологии неофашизма в молодежной среде Липецкой области 37
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 47

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. 1 сентября 2019 года исполняется 80 лет со дня начала Второй мировой войны, которая потрясла все человечество звериной сущностью и безумием. Ее идейно-политическим вдохновителем и организатором стал фашизм. Поэтому не случайно, что к проблеме фашизма, раскрытию его сущности приковано внимание многих исследователей.
Молодежь, являясь отражением государственной системы образования и воспитания, представляя будущее страны, а, по большому счету, ее активное настоящее, формирует тот человеческий капитал, который способен как сохранить стратегическую линию развития территории, так и развернуть ее вектор кардинально. Жизненные стратегии и ценностные диспозиции молодежи – вот те системы измерений, способные при должной аналитике вывести формулу будущего страны.
Изучение сущности неофашизма достаточно трудная задача. Данной теме посвящено немало трудов отечественных и зарубежных авторов, однако единого мнения об онтологии данного явления так и не сложилось. Причины этого заключаются в том, что, во-первых, неофашизм трудно постижим с точки зрения его интеллектуально-смысловой структуры и наполнения, так как он вырос не из какой-либо философии, а из «злобы дня». Более того, он мифологичен, а это значит, что он иррационален, и вдобавок ко всему агрессивен. Реальность, перемешанная с вымыслом, твердые научные знания – с фантастикой, настоящее – с прошлым. Мифы о превосходстве нации, об украденной свободе или победе, об античном героизме подкрепляются ритуальностью, церемониальностью и обрядностью. Страх и фанатизм – основа как фашизма, так и неофашизма.
Во-вторых, неофашистские организации гетерогенны по своему характеру и составу. Они умело маскируются, нарочито дистанцируясь от фразеологии фашизма.
В-третьих, существует активная политика по замалчиванию деятельности неофашистских группировок во многих государствах.
В связи с чем возникает ряд вопросов. Что же такое неофашизм? Является ли неофашизм продолжением фашизма, какими отличительными особенностями он обладает? Существуют ли сегодня правовые меры борьбы с неофашизмом?
Степень разработанности проблемы.
Большой вклад в изучение феномена фашизма и неофашизма внесли советские и российские ученые А.А. Галкин, Б.Р. Лопухов, Г.Л. Розанова, Л.И. Гинцберг, Л, В. Овчинникова, Галактионов Ю.В., Мельников Д.Е. Фомин В.Т., Г.С. Филатов, Н.П. Комолова, П.Ю. Рахшмир и другие. Они рассматривают феномен фашизма с разных сторон: социально-исторической, экономической, политической, идеологической, организационной, военной.
Особенно актуальны для дальнейшего исследования природы фашизма и неофашизма в наши дни являются их методологические и теоретические положения о взаимосвязях нацизма и крупного капитала Запада, отказ от представления о фашизме как неизбежной ступени в развитии капиталистического общества, на смену которого придет социализм.
Проблеме ценностей, а также их формированию у молодёжи, представляющего собой важную социальную группу общества, посвящены исследования таких российских авторов, как А.Ш. Агаевой, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинского, С.Д. Лебедева и др.
Объект исследования – фашизм и неофашизм в молодежной среде.
Предмет исследования – специфика проявления фашизма и неофашизма в молодежной среде Липецкой области.
Целью исследования является анализ особенностей формирования идеологии неофашизма в постсоветской России.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
— изучить проблему фашизма и неофашизма в современных исследованиях;
— рассмотреть особенности формирования идеологии неофашизма в постсоветской России;
— провести исследование проблем развития идей и ценностей фашизма и неофашизма в молодежной среде в региональном измерении (на примере студенческой молодежи Липецкой области);
— разработать Социальный проект по проблеме предотвращения распространения идеологии неофашизма в молодежной среде Липецкой области.
Гипотеза исследования: для молодежи Липецкой области характерно признание проблем в отношениях между национальностями и в то же время не наблюдаются неофашистские тенденции.
Методами научного исследования являются совокупность научных методов познания социальных процессов как общенаучного, так и социологического характера. К ним относятся, с одной стороны, принципы системности, целостности, а с другой стороны, принципы структурно-функционального анализа, диагностики социальных процессов. Кроме того, в работе использовались общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Задачи прикладного социологического исследования обусловили необходимость применения таких методов как наблюдение, экспертный опрос, анализ документов.
Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами определена следующая структура работы: ведение, в котором обосновывается актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования; две главы, последовательно раскрывающие поставленные задачи; заключение, в котором представлены основные выводы проведенного исследования, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Анализ данной проблемы позволяет сделать следующие обобщения и выводы:
1. В наши дни неофашизм можно рассматривать как диалектическое развитие «исторического» фашизма в рамках крайнего (ультра правого и левого) праворадикалистского движения с присущими ему национальными особенностями. Большинство сторонников нового фашизма, сообразуясь с нынешними обстоятельствами доминирования толерантности в общественном сознании и исторической памятью старших поколений, не выступают открыто с профашистскими программами, расистскими и националистическими лозунгами, не создают военизированных отрядов, не призывают к свержению существующих государственных режимов, не преследуют и не совершают актов насилия против инакомыслящих и самостоятельных в своем поведении граждан. По своей сути – это популярная демагогия социальных компромиссов. Но история свидетельствует, что при резких сменах социально-экономических условий в любой стране мира, фашизм может возродиться с новой силой не в форме потенциально существующих в обществе признаков, оттенков, а полноценной «коричневой чумы» уже XXI века.
2. Главная опасность, исходящая от фашизма – это война. По своей природе фашизм является не столько инструментом войны, с помощью которого антидемократические режимы стремятся решить острые общественные проблемы, сколько ее сущностью, ибо его практика физического истребления целых народов, не близких ему по «крови и духу», обеспечивает абсолютную монополию необходимой ему власти и капитала. Необходимо констатировать, что «война-фашизм-война-неофашизм» – это причинно-следственная связь между двумя общественными явлениями, которая выступает исторической закономерностью. Первая мировая война, источником которой был империализм, породила фашизм в Италии, Германии и других странах мира. Европейский фашизм (апологет империализма) во главе с германским породил вторую мировую войну. Вторая мировая война и крах в ней германской коалиции трансформировали фашизм в неофашизм. Неофашизм ХХI века является потенциальным источником возможной новой мировой войны, потому что коренные интересы монополистического капитала и порождающие ими противоречия (борьба за источники сырья и рынки сбыта товаров и др.) не только не исчезли, но и обострились.
3. В современном мире вероятность развязывания новой мировой войны возрастает как со стороны ультраправых радикалистских движений, партий режимов, так и ультралевых, которые по своей сути являются неофашистскими. Их центр из Западной Европы переместился в США. Здесь они выступают мощной силой, влияющей на вектор внешней и внутренней политики государства. Поэтому не случайно США является источником агрессии и угрозы миру. Несмотря на распад Советского Союза и отсутствие угрозы коммунизма, на которую они ссылались, США продолжают экономическую экспансию в отношении независимых и суверенных государств, опираясь на грубую военную силу, наращивают гонку вооружений. Поэтому борьба за мир, предотвращение новой глобальной катастрофы XXI века должна сочетаться с борьбой против всех форм проявления фашизма-неофашизма, как крайне правого (левого) террористического и экстремистского радикального движения.
На основании вышеизложенного следует прийти к выводу, что неофашизм сложная, многогранная категория, охватывающая философский, политический, психологический и правовой аспекты. Необходимо помнить, что фашизм проявил себя в период, когда человечество еще не имело опыта пребывания в реальности, сотворенной фашистскими доктринами. Однако сегодня, когда человечество прошло через все ужасы фашизма, стоит объединить все усилия, чтобы препятствовать распространению неофашизма в глобальном мире.
Исследование, проведенное в рамках работы подтвердило нашу гипотезу: для молодежи Липецкой области характерно признание проблем в отношениях между национальностями и в то же время не наблюдаются неофашистские тенденции. Тем не менее, в целях профилактики неофашизма и экстремизма в молодежной среде разработан и предложен к реализации социальный проект «Предотвращение распространения идеологии неофашизма в молодежной среде Липецкой области».

 

Заключение:

 

Актуальность курсовой работы. 1 сентября 2019 года исполняется 80 лет со дня начала Второй мировой войны, которая потрясла все человечество звериной сущностью и безумием. Ее идейно-политическим вдохновителем и организатором стал фашизм. Поэтому не случайно, что к проблеме фашизма, раскрытию его сущности приковано внимание многих исследователей.
Молодежь, являясь отражением государственной системы образования и воспитания, представляя будущее страны, а, по большому счету, ее активное настоящее, формирует тот человеческий капитал, который способен как сохранить стратегическую линию развития территории, так и развернуть ее вектор кардинально. Жизненные стратегии и ценностные диспозиции молодежи – вот те системы измерений, способные при должной аналитике вывести формулу будущего страны.
Изучение сущности неофашизма достаточно трудная задача. Данной теме посвящено немало трудов отечественных и зарубежных авторов, однако единого мнения об онтологии данного явления так и не сложилось. Причины этого заключаются в том, что, во-первых, неофашизм трудно постижим с точки зрения его интеллектуально-смысловой структуры и наполнения, так как он вырос не из какой-либо философии, а из «злобы дня». Более того, он мифологичен, а это значит, что он иррационален, и вдобавок ко всему агрессивен. Реальность, перемешанная с вымыслом, твердые научные знания – с фантастикой, настоящее – с прошлым. Мифы о превосходстве нации, об украденной свободе или победе, об античном героизме подкрепляются ритуальностью, церемониальностью и обрядностью. Страх и фанатизм – основа как фашизма, так и неофашизма.
Во-вторых, неофашистские организации гетерогенны по своему характеру и составу. Они умело маскируются, нарочито дистанцируясь от фразеологии фашизма.
В-третьих, существует активная политика по замалчиванию деятельности неофашистских группировок во многих государствах.
В связи с чем возникает ряд вопросов. Что же такое неофашизм? Является ли неофашизм продолжением фашизма, какими отличительными особенностями он обладает? Существуют ли сегодня правовые меры борьбы с неофашизмом?
Степень разработанности проблемы.
Большой вклад в изучение феномена фашизма и неофашизма внесли советские и российские ученые А.А. Галкин, Б.Р. Лопухов, Г.Л. Розанова, Л.И. Гинцберг, Л, В. Овчинникова, Галактионов Ю.В., Мельников Д.Е. Фомин В.Т., Г.С. Филатов, Н.П. Комолова, П.Ю. Рахшмир и другие. Они рассматривают феномен фашизма с разных сторон: социально-исторической, экономической, политической, идеологической, организационной, военной.
Особенно актуальны для дальнейшего исследования природы фашизма и неофашизма в наши дни являются их методологические и теоретические положения о взаимосвязях нацизма и крупного капитала Запада, отказ от представления о фашизме как неизбежной ступени в развитии капиталистического общества, на смену которого придет социализм.
Проблеме ценностей, а также их формированию у молодёжи, представляющего собой важную социальную группу общества, посвящены исследования таких российских авторов, как А.Ш. Агаевой, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинского, С.Д. Лебедева и др.
Объект исследования – фашизм и неофашизм в молодежной среде.
Предмет исследования – специфика проявления фашизма и неофашизма в молодежной среде Липецкой области.
Целью исследования является анализ особенностей формирования идеологии неофашизма в постсоветской России.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
— изучить проблему фашизма и неофашизма в современных исследованиях;
— рассмотреть особенности формирования идеологии неофашизма в постсоветской России;
— провести исследование проблем развития идей и ценностей фашизма и неофашизма в молодежной среде в региональном измерении (на примере студенческой молодежи Липецкой области);
— разработать Социальный проект по проблеме предотвращения распространения идеологии неофашизма в молодежной среде Липецкой области.
Гипотеза исследования: для молодежи Липецкой области характерно признание проблем в отношениях между национальностями и в то же время не наблюдаются неофашистские тенденции.
Методами научного исследования являются совокупность научных методов познания социальных процессов как общенаучного, так и социологического характера. К ним относятся, с одной стороны, принципы системности, целостности, а с другой стороны, принципы структурно-функционального анализа, диагностики социальных процессов. Кроме того, в работе использовались общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Задачи прикладного социологического исследования обусловили необходимость применения таких методов как наблюдение, экспертный опрос, анализ документов.
Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами определена следующая структура работы: ведение, в котором обосновывается актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования; две главы, последовательно раскрывающие поставленные задачи; заключение, в котором представлены основные выводы проведенного исследования, список литературы и приложение.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Фашизм и неофашизм в молодежной среде: теоретико-концептуальный подход

1.1 Проблема фашизма и неофашизма в современных исследованиях

В соответствии со взглядами ученого-исследователя А.А. Галкина, «развитие капитализма от монополистического к государственно-монополистическому необязательно должно пройти через фазу фашизма. Если бы не объективные потребности капитализма, переживавшего глубокий кризис, фашизм, возникший в Италии, так и Германии, никогда не стал бы политической силой» . Многочисленные теории о фашизме, его возникновении и развитии, как исторического явления ХХ века, бесспорно, доказывают его связь со стремлением капиталистических монополий к мировому господству. И фашизм, как политический режим, идеология и практика – главное орудие их реализации.
В совокупности получается, что фашизм и крайне реакционный государственно-монополистический капитализм – это цельное историческое явление и образование современной эпохи. Без финансовой помощи крупного капитала фашизм, как идеология, движение и организации в Германии, Италии и других странах не пришел бы к власти. «К концу 20-х годов сложился союз между ведущей фашистской партией страны – национал-социалистами, с одной стороны, и влиятельными финансовыми и промышленными группами – с другой. Их поддержка сыграла решающую роль в назначении главой правительства А. Гитлера» .
Экономические корни фашизма произрастают из интересов крупного капитала, который в острые периоды кризисов в обществе, боясь народно-демократических преобразований, потери власти и своих богатств сознательно прибегает к смене формы государственной власти, меняя буржуазную демократию на диктатуру реакционных сил. К сожалению, послевоенные события подтверждают данный факт. «Как не парадоксально – пишет историк Б.Р. Лопухов – конец фашизма стал началом зарождения неофашизма». И в наши дни, изучая процессы, связанные с проявлением неофашизма, мы не могли игнорировать факта его поддержки со стороны крупного капитала: значительные суммы в национал-демократическую партию поступают от западногерманского филиала международного концерна, банков, от двух крупных монополий по производству оружия, приборостроительного концерна . Как видно, крупный капитал, который привел фашизм к власти, сохранил свои позиции. Поэтому и сегодня актуально определение фашизма, сформулированное в 1933 г. на XIII Пленуме Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала, как открытой террористической диктатуры «наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала» .
Исследуя феномен фашизма, его диалектику в 70-80-ые годы ученые историки, в частности, А.А. Галкин, раскрыли общие и особенные черты праворадикальных движений в странах Запада (Англия, США, ФРГ, Швеция, Португалия, Италия и др.), объединяемые понятием «неофашизм» и редко внешне мало похожих друг на друга. Анализируя особенности этих движений, он выделяет два направления в их развитии. Первое – трансформированное фашистское движение, пытающее сохранить все, что можно из фашистского наследия 30-40-х годов (традиционалистское). Второе – сторонники этого направления стремятся избавиться от всех политических программ, теорий и лозунгов, методов и форм борьбы, которыми пользовались их предшественники-фашисты. «Они отвергают, если не полностью, то частично действия традиционного фашизма, уличая его в грубейших ошибках, обвиняют в измене идеалам (обновленческий). Участники этого движения не носили форму с фашистской атрибутикой, не устраивали погромы и физические расправы над людьми не согласных с их взглядами и политикой. Они адаптировались к новым социально-историческим условиям, нашли опору в лице молодежи и других социальных групп, приобрели особенные черты:
— отвергают идею чрезмерной централизация государства, поскольку она ущемляет права других областей и граждан;
— социальную функцию государства считают неприемлемой, обвиняют его в сползании к ненавистному социализму;
— провозглашают себя защитниками демократии на словах, на деле отрицание политической системы в целом, сотрудничество с реакционными представителями промышленно-финансового капитала и государственной власти;
— действуя в интересах части господствующего класса, он апеллирует к массам, к обывателю города и деревни, проникаясь их идеями;
— лозунги и требования иные по форме, но по своей сути служат государственно-монополистической системе;
— духовная мобилизация масс на основе таких ценностей как «в защиту жизни», «в защиту традиционной семьи», «в защиту морали», «укрепление национальной безопасности и «борьба с коммунизмом».
Однако, сбросив с них маску хамелеона, которую они создают благодаря своей социальной мобильности, способности улавливать настроение масс и влиять на них своим популизмом, можно выявить присущие им черты, сближающие с фашизмом и объединяющие в праворадикальное движение ультра правого или левого толка:
— занимают правые, крайние политические позиции, даже в отношении консервативных правительств;
— социальная мобильность, использование массового недовольства политикой властей, популизм;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы