Курсовая с практикой на тему Факторы, влияющие на структуру рынков и конкуренцию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЫНОЧНУЮ СТРУКТУРУ И КОНКУРЕНЦИЮ 4
1.1 Классификация факторов, влияющих на рыночную структуру и конкуренцию 4
1.2 Характеристика отдельных факторов, влияющих на рыночную структуру и конкуренцию 7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ РЫНОЧНУЮ СТРУКТУРУ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1 Роль государства в формировании факторов рыночной структуры в России 13
2.2 Приоритетные меры воздействия на факторы, формирующие структуру рынков в российской экономике 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Введение:
Изучение факторов, ограничивающих и задающих структуру рынков, важно в связи с тем, что необходимо понять, насколько данные факторы объективно формируют определенную структуру, действительно ли их влияние является неизбежным и приводит к несовершенству конкуренции. Искусственное сохранение ограничений приводит к снижению эффективности производства. По этой причине необходимо исследовать факторы, определяющие рыночную структуру и задающие уровень конкуренции в отрасли. В числе исследователей данного вопроса можно отметить Ежову В.А., Корытникова П. В., Ластовку И. В., Лузину И.А., Малых О.Е. Однако экономические условия постоянно меняются, появляются новые отрасли, развиваются новые технологии, изменяется законодательство – и все это постоянно меняет условия функционирования отраслевых рынков, а значит их изучение по-прежнему остается актуальным. Цель данной работы состоит в том, что изучить факторы, влияющие на структуру рынков и конкуренцию. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
— рассмотреть классификацию факторов, влияющих на структуру рынков и конкуренцию;
— охарактеризовать отдельные факторы;
— проанализировать роль государства в формировании факторов, влияющих на рыночную структуру и конкуренцию в российской экономике;
— выявить приоритетные меры воздействия на рассматриваемые факторы.
Объект исследования — структура рынков и конкуренция. Предмет исследования — факторы, влияющие на структуру рынков и конкуренцию. В работе использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, метод сравнения. Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Все факторы, влияющие на структуру рынков и конкуренцию, можно разделить на стратегические и нестратегические. Первые связаны с поведением фирм на рынке, вторые – внешние условия, которые зависят от условий спроса, предложения, государственной политики. Важнейшую группу факторов составляют барьеры входа и барьеры выхода. Также указанные факторы классифицируют на экономические, технологические, институциональные (административные барьеры).
В российской экономике в сравнении с экономикой зарубежных развитых стран наиболее значимым фактором, влияющим на рыночную структуру и уровень конкуренции, является деятельность государства. Влияние государства проявляется как в непосредственном участии в экономике через государственную собственность, так и в опосредованном через покупку долей в компаниях, установление законодательных основ деятельности рынков.
Уровень участия государства в российской экономике достаточно высок, что приводит к сращиванию бизнеса и власти, снижению конкуренции, росту концентрации рынков, а в ряде случаев оборачивается падением эффективности производства, ростом издержек. В числе первоочередных мероприятий, которые помогут повлиять на структуру рынков необходимо отметить необходимость реформирования российского законодательства о естественным монополиях, совершенствование механизмов закупок, реализацию государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЫНОЧНУЮ СТРУКТУРУ И КОНКУРЕНЦИЮ
1.1 Классификация факторов, влияющих на рыночную структуру и конкуренцию
Факторы, влияющие на структуру рынков можно разделить на стратегические и нестратегические. Нестратегические факторы формируются объективной реальностью рынка и, как правило, не зависят от поведения предприятия продавца. К таким факторам относят минимально эффективный выпуск продукции, степень концентрации продавцов и покупателей, иностранную конкуренцию, эластичность, направления и темпы изменения спроса и др. Факторы стратегического характера связаны со стратегией поведения предприятия на рынке и являются субъективными. К ним относят согласованность ценовой политики предприятий, ценовую дискриминацию, дифференциацию продукта, горизонтальную и вертикальную интеграцию субъектов рынка, политику неплатежей, рыночные барьеры и ограничения и другие факторы . Факторы стратегического характера являются результатом стратегии (действий) фирм на рынке, которые могут заключать между собой соглашения, осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию.
В классической теории отраслевых рынков структура рынков считается экзогенно заданной. В рамках гарвардской парадигмы эти факторы называются базовыми и соответствуют нестратегическим факторам. Гарвардская парадигма среди них выделяет факторы спроса (наличие товаров-заменителей, ценовая эластичность, сезонность) и факторы предложения (сырье, издержки на единицу продукции, технология, правовая система), формирующие структуру отраслевых рынков, а также фактор государства . В теории состязательных рынков К. Боумэна структура рынка зависит не только от внешних факторов, но также формируется в результате действий предприятий. Независимо от различий теорий организации рынка, все они признают барьеры и ограничения входа на рынок и выхода из него в качестве доминирующих факторов рыночной структуры. Отраслевые барьеры способствуют росту рыночной власти предприятий, препятствуя входу на рынок новых предприятий, а также выходу предприятий из отрасли. Барьеры выхода — это факторы, снижающие ликвидность активов предприятия при его выходе из отрасли (рынка). Отраслевые барьеры, так же, как и факторы, подразделяются на нестратегические и стратегические барьеры. Стратегические барьеры – это барьеры, создаваемые действиями предприятий. Нестратегические барьеры вызваны объективными факторами рыночной структуры, в их число входят экономические, технологические и институциональные барьеры.
Экономическими барьерами являются объем спроса, тип конкуренции, развитость рынка, иностранная конкуренция. В их числе можно обозначить макроэкономические, например, емкость рынка или сегмента рынка, которая определяет спрос на продукцию. Технологические барьеры определяются особенностями отрасли, такими как технология, количество производителей, уровень затрат, ценовая конкуренция. Новые, хорошо защищенные технологии лидера могут в существенной степени повысить барьеры выхода на рынок для других предприятий, поскольку это связано с крупными затратами на приобретение соответствующих технических знаний и «ноу-хау», а также ростом объемов и частоты инвестиций в НИОКР. Институциональные барьеры зачастую представлены административными барьерами, которые регулируют право на осуществление хозяйственной деятельности, доступ к ресурсам и право собственности на них .