Курсовая с практикой на тему Факторы, влияющие на развитие личности подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения факторов, влияющих на развитие личности подростков 5
1.1 Социальная среда как институт воспитания. Факторы среды, оказывающие влияние на процесс социализации личности 5
1.2 Особенности личностного развития и ведущие новообразования в подростковом возрасте 9
1.3 Семья и школа как факторы личностного становления подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния факторов среды на развитие личности подростков 21
2.1 Организация и проведение процедуры исследования 21
2.2 Результаты исследования влияния факторов среды на развитие личности подростков 22
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 35
Введение:
Актуальность. Личность человека обладает присущим только ей набором психологических черт и особенностей, составляющих ее индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, темперамента, детерминирующих интегральную характеристику индивидуальности. Современные условия предъявляют высокие требования к личности, а точнее к ее жизнестойкости, стрессоустойчивости, продуктивности и работоспособности.
Подростковый возраст — это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием, зависящим от изменения условий взаимодействия с окружающими людьми. Это относится к взаимоотношениям не только со значимыми взрослыми, но, в первую очередь, со сверстниками, приобретающими на данном этапе возрастном этапе особую значимость.
Особую актуальность в психологических исследованиях представляет выявление специфики и содержания социальных факторов и условий, оказывающих значительное воздействие на развитие личности в подростковый период. Социальная среда, окружение подростков оказывают огромное влияние на формирование личности подростков. Ключевая роль в этом принадлежит родителям, школе и группам сверстников. Школа и группы сверстников также способствует закреплению базовых черт характера, сформированных в условиях семьи. На формирование личностных характеристик огромное влияние оказывает опыт взаимодействия подростка со сверстниками и взрослыми, отношение к подростку социального окружения.
В настоящее время существует множество работ, посвященных изучению подросткового возраста, однако, выявляется недостаточная разработанность исследований, посвященных изучению влияния окружения школьника на развитие индивидуально-типологических характеристик личности.
Объект исследования: личность подростков.
Предмет исследования: влияние факторов социальной среды на развитие личности подростков.
Цель работы: изучить влияние факторов социальной среды на развитие личности подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями характера (как свойства личности) школьников и характером взаимоотношений с окружающими (как фактора социальной среды);
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальную среду как институт воспитания и описать факторы среды, оказывающие влияние на процесс социализации личности.
2. Охарактеризовать особенности личностного развития и ведущие новообразования в подростковом возрасте.
3. Показать роль семьи и школы как факторов личностного становления подростков.
4. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления особенностей влияния факторов среды (особенностей межличностного отношения с окружающими) на развитие личности подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование, методы качественного и количественного анализа. В работе использованы: методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) и опросник «Особенности межличностных отношений» (ОМО) (А.А. Рукавишников).
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
При рассмотрении в научной психолого-педагогической литературы проблемы изучения факторов, влияющих на развитие личности в период подросткового возраста, было установлено, что среди ведущих факторов, способных оказывать влияние на формирование личности подростков, можно назвать семью, школу и сверстников, улицу, жизненные случаи, средства массовой информации. К факторам, характеризующим среду жизнедеятельности в контексте средовой педагогики, относят: специфику социокультурной среды, характер взаимоотношений подростков, взрослые как пример для подражания и др.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было организовано эмпирическое исследование влияния социальной среды (школы и классного коллектива сверстников) на межличностные отношения подростков.
В ходе эксперимента были применены диагностические методики: методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), опросник «Особенности межличностных отношений» (ОМО) (А.А. Рукавишников) для выявления личностно-характерологических акцентуаций, оценки типичных способов отношения подростков к окружающим, определения особенностей межличностного поведения, а также коэффициенттов совместимости в группе.
По итогам эмпирического исследования установлено, что подростки, которым присуща выраженная демонстративность поведения, отличаются легкостью в установлении контактов, стремятся к лидерству, склонны к эгоцентризму. Учащимся в большей степени присущ гипертимный и аффективный типы акцентуаций темперамента. Подростки расположены к поиску друзей и социальных групп, имеют потребность в социальном принятии, не приемлют контроля, предпочитают сами принимать решения.
Выявлена следующая зависимость между окружением школьника и формированием характера: стремление к поиску социальных групп, благоприятные взаимоотношения с окружающими способствуют формированию демонстративности характера. Стремление быть принятым среди других, находиться с ними в близких отношениях и включать других в свое общество также приводит к демонстрации эмоциональной лабильности и импульсивности.
К ригидности как акцентуации характера имеют предрасположенность подростки, которые избегают принятия решений и взятия на себя ответственности и установления контроля над остальными, им свойственна потребность в зависимости от окружающих, они часто проявляют недоверчивость к окружающим и отличаются умеренной общительностью.
Подростки со склонностью к педантичности избирательны в контактах, склонны избегать принятия решений и ожидают контроля со стороны окружения, осторожны при установлении близких взаимоотношений с окружающими и не склонны делиться с ними своими эмоциональными переживаниями.
Неуравновешенность и возбудимость как характерологическая особенность свойственна подросткам, которые индифферентно относятся к принадлежности к различным социальным группам и имеют тенденцию как быть принятыми социальным окружением, так и к возможности общаться с ограниченным кругом людей. Эти подростки скорее ожидают контроля со стороны окружающих и не стремятся принимать на себя ответственность. Однако у них присутствует склонность устанавливать близкие взаимоотношения с окружающими, что свидетельствует об ослаблении позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений. Вместе с тем им свойственна повышенная импульсивность, грубость, конфликтность, раздражительность, вспыльчивость.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что все задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения факторов, влияющих на развитие личности подростков
1.1 Социальная среда как институт воспитания. Факторы среды, оказывающие влияние на процесс социализации личности
Социальная среда — это достаточно многоплановое понятие, используемое как в педагогической, так и в социологической и социально-психологической науке. Социальная среда является одной из основных категорий социальной психологии, социальной философии, социологии, социальной педагогики. Но только социальная педагогика и теория воспитания всесторонне рассматривают педагогические аспекты, воспитательное воздействие на личность, обосновывают воспитательные функции социальной среды.
В отечественной науке существуют различные определения понятия социальной среды. В условиях социальной среды (общества во всех его сферах и проявления) происходит реализация способностей каждой личности. В.Г. Бочаровой, З.А. Галагузовой, И.А. Липским, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, В.Д. Семеновым исследуется феномен среды в соответствии с проблемами социализации .
Социальная среда рассматривается Г.А. Ковалевым, Е.А. Климовым, В.И. Слободчиковым , В.А. Ясвиным в контексте изучения школьной среды.
С.Т. Шацкий как основоположник педагогики среды данное понятие понимает как теорию и практику изучения педагогической организации социальной среды, окружающей воспитанника, которая выступает объектом воздействия общества, государства, его институтов и органов; проявление среды в качестве субъекта воспитания, обладающего воспитательными потенциалами и способами их практической реализации . С.Т. Шацким среда рассматривается как общественный фактор, влияющий на ребенка, призванная выступать как социокультурный феномен, позволяющий передавать и развивать культуру подрастающего поколения.
Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой социальная среда определяется как широкая социальная действительность, общество, государство, а также как непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование . При этом процесс социализации личности основывается, с одной стороны, на присвоении социального опыта, с другой стороны, на проявлении личностью индивидуальности. А.В. Мудриком подчеркивается, что социализация представляет собой процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом .
Специфика социальной среды включает:
— Обстановка, в которой находятся дети, является характеристикой отношений, оценочных суждений и примеров для поведения, окружающих ребенка. Данная обстановка выступает фоном для воспитания, это может быть коллектив сверстников, в которых проводит большую часть времени подросток. Это своеобразная среда взаимовоспитания, особый мир детской субкультуры.
— Характер взаимоотношений детей и подростков, определяющий эффективность усвоения ими норм и правил поведения. В коллективах подростков образуются микрогруппы со своими взаимоотношениями.
— Преимущественная деятельность подростков в коллективе сверстников. С.Т. Шацким выделена деятельность как важнейший источник развития личности, и к таким видам деятельности относятся игры, учеба и труд, каждый из которых обладает педагогическими перспективами.
— Взрослые как соучастники среды выступают для подростков примером для подражания, культуры отношений, образа жизни и поведения.
Социальная среда в ходе воздействия социально-педагогических отношений, способствует формированию следующих педагогических результатов:
— образовательные результаты — основаны на понимании личностью происходящих в социуме процессов и событий, осознании своего места в жизни, расширение кругозора, создание условий для приобретения знаний;
— воспитательные результаты включают формирование моральных, политических убеждений, взглядов, отношения личности к государственным и общественным институтам; вырабатывают приверженность к традициям, обычаям, и т.д.;
— обучающие — снабжают знаниями по различным аспектам жизни, деятельности и поведения;
— развивающие — способствуют социализации потребностей, интересов, склонностей, развивают интеллект, уровень культуры и нравственности.
Социальная среда включает семью, школу, улицу, досуговые учреждения, неформальные объединения сверстников, информационные технологии (Интернет), средства массовой коммуникации.
К факторам среды относят семью, школу, улицу, жизненные случаи, оказывающие влияние на развитие личности.
В условиях современного общества существует определенная система социальных институтов, как исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций номинальными группами членов общества. Различные социальные институты выполняют регулирующие функции, обусловленные их социально-функциональной ролью: семья регулирует репродуктивную, воспитательную функции; воспитание и производство — социально-общественную деятельность; власть, политика — устойчивость общественной организации; кино, музеи — сферу культуры; средства массовой коммуникации — общественное сознание .
Социальная микросреда как особое пространство включает определенные способы взаимоотношений, традиции, предметную сферу, которые способствуют социализации и индивидуализации личности.
Среда оказывает огромное значение в формировании и развитии личности. Процесс функционирования социальной среды необходимо рассматривать на уровнях, являющихся факторами социализации личности:
— мегауровень социальной среды включает все человеческое сообщество, при этом социальное развитие личности на данном уровне имеет стихийный характер: одними людьми активно воспринимаются новые идеи, традиции и отношения, другие воспринимают их только со временем;
— макроуровень социальной среды включает социальную среду государства, в котором существуют определенные обычаи, традиции, правила. Процесс социализации на данном уровне происходит относительно направленным способом — при создании обществом правовых, организационных, материальных и нравственных условий для личностного развития;
— мезоуровень социальной среды охватывает регионы, этносы, при этом процесс социализации происходит либо стихийно либо социально обусловленно в соответствии с особенностями конкретного общества;
— микросреда включает социальную среду семьи, образовательных учреждений, социокультурную среду социума.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 4
1.1. Развитие и формирование личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 4
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.3. Факторы развития личности подростков 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 17
2.1. Организация исследования развития личности подростков 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
2.3. Рекомендации по развитию личности подростков 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность исследования. Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Проблема личности является значимой и сложной в сфере психологии и занимает важное место в теориях и практиках отечественных и зарубежных психологов.
К пониманию развития личности существуют три подхода. Так, первый говорит о том, что личность является социальной сущностью формируется и развивается только под влиянием общества (социализация), второй предполагает, что личность объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир, третий – личность является активным участником деятельности. Другими словами, в психологии можно выделить три сферы, в которых происходит становление и развитие личности: деятельность, социализация и самосознание.
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных отношений.
Степень изученности темы. Изучением процесса развития личности, ее социального воспитания, на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Цель исследования – изучить факторы, которые влияют на развитие личности в подростковом возрасте.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития и формирования личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
3. Выделить факторы развития личности подростков.
4. Организовать исследование особенностей развития личности подростков.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по развитию личности подростков.
Объект исследования – развитие личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования – факторы развития личности подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование и тестирование)
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы.
Заключение:
Отечественные и зарубежные психологи полагают, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Известно, что человек является социальным существом, который включен в разного рода социальные взаимодействия.
Определяя процессы развития личности в ее социализации, деятельности и самосознании, можно сказать, что первый социальный опыт приобретается в собственной семье, в последующем постоянно приобретает новый опыт, который и становится частью его личности. Такой процесс называется социализацией, которая в свою очередь неразрывно связана с общением и деятельностью человека.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности
В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, то есть становится личностью.
Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.
Отметим, что эффективность социализирующего влияния современного общеобразовательного учебного учреждения является ярким результатом совокупности абсолютно всех сторон современной школьной жизни, а именно формальных и неформальных. Отметим, что последние включают существующую атмосферу школы, существующие межличностные отношения всех участников современного педагогического процесса, активные доминирующие символы, все стили педагогической деятельности, пути решения конфликтных ситуаций, проблем, кризисных ситуаций, организационную культуру и тому подобное
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Развитие и формирование личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
В данном параграфе мы рассмотрим основные теории о развитии и формировании личности, которые нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Так, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского говорит о том, что развитие личности целостно. Данная теория раскрывает социальную сущность человека и опосредованный характер его деятельности. Автор отмечает, что развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности, что говорит о том, что движущей силой развития личности можно назвать обучение.
На первых стадиях обучение возможно только во взаимодействии со взрослыми и взаимоотношениях со сверстниками, далее оно становится достояние самого ребенка. Согласно мнению автора, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, и лишь впоследствии становятся его индивидуальными функциями и способностями. Например, сначала речь является средство общения, а уже в ходе развития она начинает выполнять интеллектуальную функцию и становится внутренней [7].
Формирование личности заключается в формировании новых потребностей и мотивов, а также в их преобразовании. Любая личность развивается постепенно, проходит определенные этапы, которые поднимают ее на качественно иную степень развития.
Рассмотрим основные этапы формирования личности по мнению такого исследователя как А.Н. Леонтьев, которые говорит, что первый этап соотносится с дошкольным возрастом, который знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. Второй этап начинается в подростковом возрасте. Данный этап характеризуется появлением способностей осознавать свои мотивы и проводить работу над их подчинением. При этом, осознавая свои мотивы человек, может изменять их структуру, что говорит о способности к самосознанию и руководству собой [13].
Л.И. Божович предлагает выделять два критерия, которые определяют человека как личность. Первым является то, что в мотивах человека есть в наличии иерархия, когда он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-либо социально значимого. Вторым критерием является то, что человек способен к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, когда он может считаться личностью [6].
Другой исследователь, А.В. Мудрик выделяет три критерия развития личности:
1. Личность может существовать только в развитии. До тех пор пока она свободно развивается, ее нельзя определять по какому-либо поступку, так как она может измениться уже в следующих момент.
2. Личность является множественной, но при этом сохраняет целостность. Другими словами, человек имеет множество противоречивых сторон, и в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.
3. Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации [14].
Мнения зарубежных психологов на развитие личности так же характеризуется большой обширностью. Это психодинамическое направление З. Фрейда, который одним из первых психологов, выделял элементы развития личности. Он говорит, что личность включает три элемента:
• «ид» — источник энергии, который стимулируется стремлением к удовольствию;
• «эго» — осуществление контроля личности, на основе принципа реальности;
• «суперэго» — нравственный оценочный элемент.
Фрейд представляет развитие личности как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех элементов, составляющих каждую личность [25].