Курсовая с практикой на тему Факторы, влияющие на развитие личности подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 4
1.1. Развитие и формирование личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 4
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.3. Факторы развития личности подростков 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 17
2.1. Организация исследования развития личности подростков 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
2.3. Рекомендации по развитию личности подростков 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность исследования. Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Проблема личности является значимой и сложной в сфере психологии и занимает важное место в теориях и практиках отечественных и зарубежных психологов.
К пониманию развития личности существуют три подхода. Так, первый говорит о том, что личность является социальной сущностью формируется и развивается только под влиянием общества (социализация), второй предполагает, что личность объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир, третий – личность является активным участником деятельности. Другими словами, в психологии можно выделить три сферы, в которых происходит становление и развитие личности: деятельность, социализация и самосознание.
Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных отношений.
Степень изученности темы. Изучением процесса развития личности, ее социального воспитания, на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Цель исследования – изучить факторы, которые влияют на развитие личности в подростковом возрасте.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития и формирования личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
3. Выделить факторы развития личности подростков.
4. Организовать исследование особенностей развития личности подростков.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать рекомендации по развитию личности подростков.
Объект исследования – развитие личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования – факторы развития личности подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование и тестирование)
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы.
Заключение:
Отечественные и зарубежные психологи полагают, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Известно, что человек является социальным существом, который включен в разного рода социальные взаимодействия.
Определяя процессы развития личности в ее социализации, деятельности и самосознании, можно сказать, что первый социальный опыт приобретается в собственной семье, в последующем постоянно приобретает новый опыт, который и становится частью его личности. Такой процесс называется социализацией, которая в свою очередь неразрывно связана с общением и деятельностью человека.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности
В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, то есть становится личностью.
Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.
Отметим, что эффективность социализирующего влияния современного общеобразовательного учебного учреждения является ярким результатом совокупности абсолютно всех сторон современной школьной жизни, а именно формальных и неформальных. Отметим, что последние включают существующую атмосферу школы, существующие межличностные отношения всех участников современного педагогического процесса, активные доминирующие символы, все стили педагогической деятельности, пути решения конфликтных ситуаций, проблем, кризисных ситуаций, организационную культуру и тому подобное
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Развитие и формирование личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
В данном параграфе мы рассмотрим основные теории о развитии и формировании личности, которые нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Так, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского говорит о том, что развитие личности целостно. Данная теория раскрывает социальную сущность человека и опосредованный характер его деятельности. Автор отмечает, что развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности, что говорит о том, что движущей силой развития личности можно назвать обучение.
На первых стадиях обучение возможно только во взаимодействии со взрослыми и взаимоотношениях со сверстниками, далее оно становится достояние самого ребенка. Согласно мнению автора, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, и лишь впоследствии становятся его индивидуальными функциями и способностями. Например, сначала речь является средство общения, а уже в ходе развития она начинает выполнять интеллектуальную функцию и становится внутренней [7].
Формирование личности заключается в формировании новых потребностей и мотивов, а также в их преобразовании. Любая личность развивается постепенно, проходит определенные этапы, которые поднимают ее на качественно иную степень развития.
Рассмотрим основные этапы формирования личности по мнению такого исследователя как А.Н. Леонтьев, которые говорит, что первый этап соотносится с дошкольным возрастом, который знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. Второй этап начинается в подростковом возрасте. Данный этап характеризуется появлением способностей осознавать свои мотивы и проводить работу над их подчинением. При этом, осознавая свои мотивы человек, может изменять их структуру, что говорит о способности к самосознанию и руководству собой [13].
Л.И. Божович предлагает выделять два критерия, которые определяют человека как личность. Первым является то, что в мотивах человека есть в наличии иерархия, когда он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-либо социально значимого. Вторым критерием является то, что человек способен к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, когда он может считаться личностью [6].
Другой исследователь, А.В. Мудрик выделяет три критерия развития личности:
1. Личность может существовать только в развитии. До тех пор пока она свободно развивается, ее нельзя определять по какому-либо поступку, так как она может измениться уже в следующих момент.
2. Личность является множественной, но при этом сохраняет целостность. Другими словами, человек имеет множество противоречивых сторон, и в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.
3. Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации [14].
Мнения зарубежных психологов на развитие личности так же характеризуется большой обширностью. Это психодинамическое направление З. Фрейда, который одним из первых психологов, выделял элементы развития личности. Он говорит, что личность включает три элемента:
• «ид» — источник энергии, который стимулируется стремлением к удовольствию;
• «эго» — осуществление контроля личности, на основе принципа реальности;
• «суперэго» — нравственный оценочный элемент.
Фрейд представляет развитие личности как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех элементов, составляющих каждую личность [25].