Курсовая с практикой на тему Факторы риска социального здоровья для молодежи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы
исследования проблемы здорового образа жизни молодежи. 6
1.1.Содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе. 6
1.2.Факторы формирования здорового образа жизни у
молодежи. 13
Глава 2. Возможности социально — культурной
деятельности в приобщении молодежи к ценностям здорового образа жизни на
примере Частного общеобразовательного учреждения «Школы – интернат № 33». 16
2.1.Анализ состояния проблемы здорового образа
жизни у молодежи в современных условиях. 16
2.2Характеристика деятельности Частного общеобразовательного учреждения «Школы –
интернат № 33». 26
Заключение. 31
Литература. 33
Приложение 34
Введение:
Актуальность темы. Проблема здоровья относится к глобальным проблемам,
решение которых способствует дальнейшему развитию любого государства. Особого
внимания требует осознание каждым человеком ценности здоровья, понимание
определяющей роли здорового образа жизни и формирования на этой основе
индивидуального поведения.
Социально-экономические
преобразования в России, глобальный экологический
кризис актуализировали проблему сохранения физического, психического, духовного
и социального здоровья подрастающего поколения. Это поставило перед системой
образования задачу создания таких условий развития учащихся, которые бы
способствовали утверждению здорового образа жизни, гармонизации их
взаимоотношений с окружающей средой.
Как свидетельствуют результаты
многих исследований молодежи (10-22
лет), показатели поведения учащихся и молодежи, которые уже вышли из школьного
возраста, указывают на отсутствие навыков сохранения здоровья. Регулярное
занятие физической культурой не становится привычной нормой для большинства
молодых людей стремительно распространяется употребление алкогольных напитков,
типичной является частая смена сексуальных партнеров. Из этого делаем вывод,
что у подавляющей части молодежи не сформировано сознательное и ответственное
отношение к своей жизни и здоровью.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность
деятельности личности в направлении укрепления и развития личного
(индивидуального) и общественного здоровья.
Для сохранения здоровья не надо надеяться на какие-то чудеса. Прежде
всего, необходима культура поведения, культура жизни и культура мысли.
Учебное заведение является
самым эффективным учреждением формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни и культуре поведения детей. Актуальность формирования позитивного
отношения к здоровому образу жизни показывает, что деятельность в этом
направлении практических психологов в учреждениях образования крайне
необходима, ведь лучше предотвратить негативным явлениям, чем констатировать их
наличие.
Цель исследования: раскрыть факторы риска социального
здоровья для молодежи.
1. Рассмотреть
понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни» в научной литературе;
2. раскрыть
основные социально-психологические особенности молодежиого возраста и
необходимость их учета в организации работы по приобщению молодежи к ценностям
здорового образа жизни;
3. выявить факторы
формирования здорового образа жизни у молодежи;
4. проанализировать
состояние проблемы здорового образа жизни у молодежи в современных условиях;
5. охарактеризовать
деятельность частного общеобразовательного учреждения «Школы – интернат № 33»;
Объект: молодежь.
Предмет
исследования: Факторы риска социального здоровья для
молодежи.
Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни будет
более успешным если: — будут изучены
теоретические, психолого-педагогические, физиологические аспекты здорового
образа жизни молодежи; — выявлены и
эффективно использованы возможности, потенциал
средств социально-культурной деятельности в формировании здорового
образа жизни у молодежи.
Методологическая основа. Основой исследования являются идеи и
положения: в области психологии здоровья (В.М. Бехтерев, К.А.
Абдульханова-Славская, Р.И. Айзман, С.В. Алексеев и др); в области изучения
подрастающего поколения (И.И.Бецкой, П.В. Вахтеров, А.С. Виренис, Н.П.
Гундобинидр.); о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья
(Н.А. Амосов, В.М. Антропова, И.А. Таршевский и др.); по проблемам здоровьесберегающего подхода
педагогики (Л.П. Анастасов, М.В. Антропова, Г.К. Зайцев, И.Д.Зверев, Е.И.
Кальченко и др.); в области социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский,
Т.И. Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов и др.) На протяжении последних десятилетий
проблема формирования ЗОЖ является объектом
изучения многих исследователей (А.М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г.А.
Бутко, И. В. Журавлева, Ю.П. Лисицын,
В. М. Нилов,
В. П. Петленко, А. А.
Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г.И.
Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.) [7]. В отечественной науке имеются
немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования
представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у молодежи (Н.Г. Быкова, Л.Г.
Касьянова, М. В. Меличева, О. С.
Шнейдер и др.)
Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании
задач были использованы методы теоретического анализа психолого- педагогической
литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования здорового
образа жизни у молодежи, анкетирование, беседа.
Практическая значимость: заключается в том, что рассмотрение
теоретико-методологических основ исследования проблем здорового образа жизни молодежи,
социально — культурную деятельность в системе факторов формирования здорового
образа жизни, могут быть использованы с молодежии в культурно-образовательных
учреждениях.
База исследования: школа-интернат № 33.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи
является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей
страны.
Сегодня Россия в целом в силу неблагоприятных факторов находятся в
глубоком демографическом кризисе, который характеризуется резким снижением
рождаемости, высокой смертностью, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья
населения, в том числе молодежи.
Молодежь — особый контингент в составе населения, состояние здоровья
которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского
обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в
здоровье населения в последующие годы.
По данным Минздрава РФ около 80% детей, обучающихся в школах, имеют
хронические заболевания, по прогнозу к 2015 году хроническая заболеваемость
может достигнуть 95%. В структуре заболеваемости 31% составляют болезни органов
дыхания, на второе месте занимают болезни эндокринной системы, расстройства
питания и нарушения обмена, на третьем — болезни органов пищеварения. В 2-3
раза увеличилась распространенность болезней костно-мышечной системы, в
1.6-сердечно-сосудистой системы, в 1.2 раза заболеваний глаза и его
придаточного аппарата.
Ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего
поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака,
потребление алкоголя и наркотиков. Так по данным социологических исследований
по России курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. Основной причиной
потребления алкоголя является наличие компании друзей в 60%.
Поэтому особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления
здоровья подрастающего поколения.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи,
наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»:
окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы школьной
молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит
от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а
на 50% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к молодежи,
поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических,
функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят
функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Основными задачами работы по пропаганде здорового образа жизни и
организации спортивно-массовой занятости учащихся является агитация и
пропаганда физической культуры и спорта; повышение интереса учащихся к занятиям
на уроках физической культуры; создание условий для поддержания стабильного
здоровья учащихся; пропаганда здорового образа жизни; профилактика правонарушений;
привлечение родителей к участию в организации оздоровительных мероприятий.
Отношение молодежи к собственному здоровью и особенности восприятия
ими здорового образа жизни имеют фрагментарный характер и не ориентированы на
необходимость воплощения в жизнь системы действий, направленных на поддержание
здоровья и формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, задачи курсовой работы решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретико-методологические
основы исследования проблемы здорового образа жизни молодежи
1.1.Содержание понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни» в
научной литературе Современная наука рассматривает здоровье личности как сложный феномен,
включающий в себя философский, социальный, экономический, биологический и
медицинский аспекты и выступает как индивидуальная и общественная ценность.
Сейчас существуют различные определения понятия — «здоровье», и
ученые, соответственно, предъявляют различные модели этого понятия.
Мы в нашей работе хотели бы взять за основу определение понятия
«здоровье», предложенное ВОЗ.
Здоровье – это состояние
полного физического, психологического, духовного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Как видно из этого определения, здоровье – понятие многоплановое, все
его аспекты одинаково важны и рассматриваются во взаимосвязи. Аспекты здоровья:
Физическое здоровье – это
состояние организма, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным
факторам среды обитания, уровнем физического развития и функциональной
подготовкой организма к физическим нагрузкам. Физическое здоровье определяют такими
факторами, как индивидуальные особенности анатомического строения тела,
физиологические функции организма в различных условиях существования,
генетическая наследственность, уровень физического развития органов и систем
организма[3,c.122].
Психическое, эмоциональное
здоровье – индивидуальные особенности психических процессов и возможностей
человека. Например, возбудимость, эмоциональность. Психическое здоровье связано
с особенностями мышления, характера, способностей личности. Все эти
составляющие определяют особенности индивидуальных реакций на одинаковые
жизненные ситуации.
Психическое здоровье определяется показателями:
— Как мы относимся к себе;
— Как мы относимся к друзьям;
— Как мы решаем жизненные проблемы.
К аспектам психического здоровья психологи относят и интеллектуальное
здоровье – умение усваивать информацию и использовать ее при решении
разнообразных умственных задач.
Хорошее состояние высших отделов центральной нервной системы
обуславливают высокую умственную работоспособность.
Психологическое здоровье определяет уровень развития личности
человека, обеспечивает ее приспособление (адаптацию) к социальной среде и
душевное благополучие.
Духовное здоровье зависит от наполненности внутреннего мира личности и
определяется его отношением к морально-этическим ценностям общества, религии,
искусства, образования и науки.
Социальное здоровье
обеспечивает эффективное взаимодействие человека с окружающей средой[10,c.327].
Успешные отношения (идентификация) личности со значимыми социальными
группами (семьей, трудовым коллективом, обществом).
Некоторые авторы выдвигают экологический аспект здоровья – отношение
человека к окружающей среде.
Профессиональное здоровье – это успешность человека в профессиональной
деятельности. Таким образом, в современном представлении здоровья человека уже
не рассматривается как чисто медицинская проблема. Более того, считается, что
комплекс медицинских аспектов составляет лишь малую часть феномена здоровья.
Обобщенные выводы
многочисленных научных исследований утверждают, что примерно 10% всего
комплекса воздействия приходится на уровень развития системы здравоохранения,
остальные 90% приходятся на: условия окружающей среды-20%, наследственность –
20%, образ жизни – 50%.
По оценкам медиков, практически здоровыми оканчивают школу около 5-7%
учащихся, 30% школьников страдают психическими расстройствами.
До окончания 11 класса 42% учащихся хронически больны, 50% школьников
имеют нарушения в развитии, строении и функциях различных систем организма.
Такое состояние здоровья молодежи обусловлено тем, что сегодня дети
нерационально питаются, живут в загрязненной окружающей среде, не занимаются
полноценно физической культурой, постоянно испытывают нервные перенапряжения.
Раннее начало употребления алкоголя и курения не может не влиять на
состояние здоровья современных детей и молодежи и на их развитие в целом.
По статистике: 82% юношей и 72% девушек до 18 лет имеют опыт курения.
Как и ранее высокий уровень употребления алкоголя среди школьников. 88%
учеников в возрасте 13-16 лет имеют опыт употребления алкогольных напитков[5,c.86].
Основные причины, которые приводят к распространению вредных привычек
это:
— Интерес к допингу (нужно все в жизни попробовать);
— Предложение друзей (за компанию);
— Желание расслабиться, снять напряжение путем допинга, уйти от
проблем. Исследования последних лет показали, что средний возраст, в котором
происходит первый сексуальный контакт у юношей – 16,5 лет, а у девушек – 17
лет. Именно раннее начало половой жизни повышает риск заражения инфекционными
болезнями. Может привести к незапланированной беременности, бесплодию.