Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении …(необходимо выбрать возрастную группу)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ.. 5

СПЛОЧЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1    Основные подходы к
понятию групповой сплоченности в психолого-педагогической литературе. Понятие
«коллектив». 6

1.2    Особенности формирования
групповой сплоченности в младшем школьном возрасте. 11

1.3    Факторы сплочения группы.. 18

1.4    Развитие
сплоченности учащихся в групповых формах учебной деятельности  19

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 26

2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ.. 27

ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 27

2.1 Методическая организация
исследования. 27

2.2 Результаты эксперимента. 31

2.3 Обсуждение  результатов. 36

2.4 Соответствуюшие выводы.. 38

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ   42  

Введение:

 

Изучением феномена коллектива занимаются различные
науки. С философской точки зрения коллектив — это сообщество людей. По мнению
социологов, каждый коллектив функционирует как самостоятельная социальная
система. Педагогика изучает организованные сообщества детей и взрослых. Психология,
в свою очередь, исследует групповые контакты людей, которые находятся в прямом
взаимодействии.

Актуальность
проблемы
выражается в том, что важный период в
формировании личности ребенка происходит в школьные годы. Благодаря совместной
деятельности сотрудники школы, благодаря различным взаимоотношениям,
обеспечивают всестороннее развитие личности и создают благоприятные условия для
подготовки детей к активному участию в общественной жизни. В процессе целенаправленного
педагогического воздействия на навыки и привычки поведения ребенка учитель
формирует начала личностных характеристик, которые определяют характер
отношений ребенка с другими людьми, и, таким образом, создают предпосылки для
развития коллективизма как черты личности. Вот почему так важно, особенно в
школьном возрасте, проявлять дух доброй воли среди детей со взрослыми и их
взаимоотношениями, развивать желание и способность детей помогать как пожилым,
так и друг другу посредством совместных усилий по достижению не только важных
целей. для ребенка, но и для всей группы.

В психолого-педагогической литературе проблема
согласованности команды достаточно изучена. Методологической основой
исследования является культурно-историческая теория психического развития (Л.
Выготский); подход к деятельности в образовательной психологии и психологии
развития (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин
Д.Б.); научные положения, согласно которым учебная деятельность младших
школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю.,
Леонтьев А.Н., Хухлаева О.В., Эриксон Е.).

Проблемами групповой сплоченности занимались такие
деятели как: А. и Б. Лотты, Л. Фестингер, К. Левин, Д. Морено, Т. Ньюком, А.В.
Петровский, В.В. Шпалинский, А.И. Донцов и др.

Теоретическими основами исследования являются работы
отечественных педагогов и психологов в области изучения образовательной
деятельности (Т.В. Габая, А.К.Маркова, О.И.Павлюк, А.В.Петровский, Б.Ф.Райский,
Г.А.Цукерман и др.); исследования общих закономерностей развития, связанных с
возрастом детей юных подростков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
И.Ю.Кулагина, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухина, Д.Б. Эльконин и др.); факторы,
влияющие на формирование и функционирование образовательной деятельности в
младшем школьном возрасте (Ю.З. Гильбуха, В.К. Дьяченко, И.А. Редковец, Г.И.
Щукина и др.).

Итак, на основе анализа психолого-педагогической
литературы мы пришли к следующему выводу: для того, чтобы создать оптимальные
условия для развития личности в образовательном процессе школы, необходимо
найти форму сообщества сверстников, которая могла бы наилучшим образом решить
образовательные проблемы, то есть стимулировать развитие личности ребенка, и
детский коллектив является таким сообществом.

Проблема
исследования:
каковы факторы, влияющие на групповую
сплоченность и их роль в обучении в начальной школе.

Цель
исследования:
решить вышеуказанную проблему.

Объект
исследования:
группа младших школьников.

Предмет
исследования:
факторы групповой сплоченности, их роль в
обучении указанной группы.

Гипотеза:
если мы разработаем содержание этапов в развитии отношений учащихся, а также
определим систему способов организации факторов группового взаимодействия в
процессе формирования учебной деятельности, можно будет сформировать сплоченный
коллектив учащихся в начальной школе.

Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд
задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического
исследования.

Задачи
курсовой работы:

1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать
диагностические методики для изучения факторов групповой сплоченности.

3. Провести
констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня
групповой сплоченности младших школьников.

4. Составить и
апробировать программу формирующего эксперимента, направленного на формирование
групповой сплоченности младших школьников.

5. Проследить
динамику уровня сформированности групповой сплоченности до и после проведения
формирующего эксперимента.

Методы
исследования:

1. Теоретический
анализ научной литературы.

2. Тестирование.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

5. Методы
математической обработки данных.

6. Методы
качественного и количественного анализа.

Экспериментальная база
исследования
разработана на основе опубликованной ВКР Зайка А. С., исследование
проводилось на базе МБОУ СОШ №120 г. Новосибирска. В качестве экспериментальной
группы были выбраны учащиеся 4 «А» класса. Всего в количестве 27 человек, 18
девочек и 9 мальчиков.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Младший
школьный возраст — особо ответственный период, т.к. является возрастом
первоначального становления личности ребенка.

В
это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Общение с детьми — необходимое условие психологического развития ребенка.
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно
является условием формирования общественных качеств личности ребенка,
проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе
класса начальной школы.

В
первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ
психолого-педагогической литературы и дали определение понятию «групповая
сплоченность». Так, мы пришли к выводу о том, что феномен групповой
сплоченности сам по себе крайне важен, но еще не вполне исследован. Во всяком
случае, можно сделать вывод, что сплоченность — это многомерное и
многофакторное явление. Групповая сплоченность- показатель прочности, единства
и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе,
характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и
удовлетворенностью группой.

На
основании различных концепций по изучению групповой сплоченности, нам удалось
вывести структуру групповой сплоченности. Подробно изучить особенности
формирования групповой сплоченности в группе младших школьников.

Для
проведения экспериментального исследования был подобран диагностический
комплекс с целью определения актуального уровня развития групповой сплоченности
у младших школьников.

По
результатам исследования были выявлены следующие особенности:

1)      дети младшего школьного возраста имеют
высокий уровень развития когнитивного компонента — у членов группы, совпадают
ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности.
Все члены группы принимают и усваивают свои ролевые требования, основанные на
требованиях группы. Происходит ориентация на общие цели и принятие групповых
норм.

2)      младшие школьники обладают средним и
высоким уровнем развития эмоционального компонента, где на среднем уровне члены
группы проявляют друг к другу равнодушие, не видят различий между своей и чужой
группой, наличествуют отдельные группировки по эмоциональным симпатиям. На
высоком — в группе существует справедливое отношение ко всем ее членам,
доброжелательность к новичкам, поддержка неопытных, ценится и уважается личность
каждого. Члены группы эффективно работают просто в силу самого членства в
данной группе (принадлежность как поощрение). Присутствует чувство доверия,
защищенности, общности, каждый рассматривает себя как неотъемлемую часть
коллектива. Участники открыто выражают чувства.

3)      учащиеся в младшем школьном возрасте имеют
средние показатели развития поведенческого компонента, где позитивная
деятельность группы ограничивается только рамками своего класса, а члены группы
участвуют в отдельных видах деятельности.

В
целом групповая сплоченность младших школьников развита на среднем уровне.

Анализ
работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая
значимость работы заключается в раскрытии различных точек         зрения        на
понятие групповой сплоченности,

особенностях
формирования групповой сплоченности в младшем школьном возрасте.

Практическая
значимость работы заключается в подборе диагностического комплекса, составлении
и апробации программы по формированию групповой сплоченности младших
школьников.

Материалы выпускной
квалификационной работы могут быть полезны учителям средних общеобразовательных
школ, практическим психологам, а также студентам, интересующимся данной
проблемой.
 

Фрагмент текста работы:

 

Групповая
сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных
взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной
эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

 

1.1   
Основные подходы к понятию групповой сплоченности в
психолого-педагогической литературе. Понятие «коллектив»

 

Понятие
«согласованность» используется для описания социально-психологических
характеристик небольшой группы, таких как степень психологического сообщества,
единство членов группы, тесность и стабильность взаимоотношений и межличностных
взаимодействий, а также степень эмоциональной привлекательности группы для ее
членов.

Групповая
согласованность также является предметом особого внимания отечественных и
зарубежных экспертов, которые не пришли ни к единственному определению этого
явления.

Многие
известные преподаватели и ученые изучили коллектив, его отличия и особенности,
этапы становления и развития. Каждый ученый определил свои этапы его развития.
Рассматривая законы развития малых групп как комбинацию процессов
дифференциации и групповой интеграции, как один из основных параметров развития
малых групп, большинство психологов определяют групповую согласованность или
групповое единство.

Л.
Фестингер принадлежит к наиболее распространенному и общепринятому определению
групповой сплоченности как «результат действия всех сил, действующих на членов
группы, чтобы удержать их в ней». Уровень сплоченности малой группы
определяется частотой и стабильностью прямых межличностных (прежде всего
эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и
влияния на нее следует проводить посредством изучения коммуникативных
взаимодействий между членами группы и влияния на общение в группе. [13]

Сплоченность
является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанным К. Левиным.
Сплоченность определяется им как «общее поле сил», заставляющее членов группы
оставаться там. Чем сплоченнее группа, тем больше она удовлетворяет потребности
людей в эмоционально насыщенных межличностных отношениях. В сплоченных группах
создается атмосфера взаимного внимания и поддержки, между ее членами
формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность также вызывает
эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает стабильность
группе даже в самых неприятных обстоятельствах и способствует выработке общих
стандартов, которые делают группу стабильной, несмотря на разнонаправленный
характер индивидуальных устремлений.

В
качестве основных методологических подходов для оценки сплоченности группы в
эмпирических исследованиях в малых группах мы использовали эмоциональную оценку
группы ее членами с точки зрения привлекательности и удовлетворенности
членством в группе.

По
словам Д. Морено, основным методом развития групповой сплоченности является
определение «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных,
коммуникативных и функциональных отношений внутри группы, с «микроструктурой»,
определяемой по результатам социометрических исследований. Исследования
определены. _0_.

Другой
теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т.
Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием
«групповое соглашение» (1965). Т. Ньюком определил последнее как сходство,
совпадение взглядов (мнений, восприятий и оценок) членов группы относительно
значимых явлений, событий и людей. Основным механизмом групповой сплоченности в
соответствии с этим подходом является достижение согласия между членами группы,
сближение их социальных установок, мнений и т. Д., Которое происходит в
процессе взаимодействия между людьми. [18]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы