Курсовая с практикой на тему Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Групповая сплоченность, как элемент групповой динамики классного коллектива 6
1.1. Понятие сплоченности, ее виды 6
1.2. Основные функции сплоченности, ее роль в детском коллективе 8
1.3. Возрастные особенности младших школьников 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению групповой сплоченности младших школьников, ее влияние на процесс обучения 17
2.1. Методы диагностики взаимоотношений младших школьников в классном коллективе 17
2.2. Ход исследования по выявлению уровня групповой сплоченности младших школьников 22
Выводы по 2 главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 1 – Социометрия классного коллектива 34
Введение:
В широком перечне разделов современной социально-психологической науки классный коллектив, несомненно, занимают значимую позицию. Проблемы взаимодействия школьников в ходе их обучения являются весьма приоритетными во многих отраслях педагогической и психологической наук.
Групповая сплоченность является одним из процессов групповой динамики, определяющей степень приверженности членов классного коллектива к данной группе. Исследование непосредственно процесса формирования сплоченности в группе является весьма важным, т.к. приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение находить среди них друзей являются одной из главных задач развития младшего школьника. С его приходом в школу уменьшается колличество коллективных связей по сравнению с подготовительной группой в ДОУ. Это связано с новой, непривычной для ребенка учебной деятельностью и совершенно иной социальной средой. Разнообразные психологические факторы по-разному влияют на формирование сплоченности классного коллектива, а также на психологический климат в нем.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы обусловлена потребностью в новых фактах, которые позволят более точно понять влияние групповой сплоченности на обучение младших школьников. Кроме того, выявленные факторы групповой сплоченности позволят более точно описать климат классного коллектива и при необходимости найти пути его улучшения.
Изучением факторов групповой сплоченности коллектива и их роли в обучении младших школьников занимались такие ученые в области психологии, как Н.П. Аникеева, А.С. Калюжный. Также известны работы специалистов в области психологии образования (М.Р. Битянова, А.В. Семенович), социальной психологии (Н.Д. Никандров), а также психологии развития (Н.Д. Никандров) и возрастной психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающим альтернативные точки зрения, а именно разнообразие степени и характера влияния групповой сплоченности на обучение младших школьников, а также отсутствие четкого перечня факторов сплоченности классного коллектива.
Однако до сих пор проблема изучения факторов групповой сплоченности обучающихся и их роли в обучении младших школьников не ставилась и не решалась.
Целью данной курсовой работы является выявление факторов групповой сплоченности, а также изучение их роли в обучении младших школьников. Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие сплоченности, рассмотреть ее виды;
2. Выявить основные функции сплоченности, ее роль в детском коллективе;
3. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников;
4. Изучить методы диагностики взаимоотношений младших школьников в классном коллективе;
5. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня групповой сплоченности младших школьников;
Объектом данной курсовой работы является групповая сплоченность младших школьников, предметом – роль факторов групповой сплоченности в обучении младших школьников.
Гипотеза. Предположим, что чем более сплоченным является детский коллектив, тем более продуктивно осуществляется учебная деятельность младших школьников.
Теоретическая значимость данной курсовой работы видится в анализе и систематизации имеющихся знаний по вопросом формирования групповой сплоченности коллектива младших школьников, а также выявления основных ее факторов и изучения их влияния на обучение. Практическая значимость заключается в возможности дальнейшей разработки тренингов и спецкурсов, направленных на улучшение групповой сплоченности коллектива младших школьников на основе проведенного эмпирического исследования, кроме того, полученные данные могут быть использованы для написания научных и студенческих работ по схожей тематике.
Методами теоретического исследования являются текстологический анализ, ранжирование, метод индукции. Методы эмпирического исследования – метод наблюдение, анкетирование, опрос.
Методики эмпирического исследования:
— Методика оценки психологического климата в классе Л.Н. Лутошкина;
— Проективный тест «Рисунок класса»;
— Социометрия (по Дж. Морено).
Эмпирическая бала исследования – 13 человек, ученики 3 класса средней общеобразовательной школы.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретическую, раскрывающую понятие групповой сплоченности, как элемента групповой динамики классного коллектива, и практической, в которой представлены результаты эмпирического исследования по выявлению групповой сплоченности младших школьников, а также заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Заключение
Изучив понятие сплоченности коллектива и рассмотрев ее виды, мы пришли к выводу, что групповая сплоченность – это есть показатель прочности, единства и устойчивости межличностных социальных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциоциональной притягательностью членов данной группы и ее удовлетворенностью. Существуют факторы, способствующие групповой сплоченности, такие как совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций каждого их участников группы, состав групп, атмосфера психологической безопасности, а также активная деятельность.
Нами было выявлено, что основная функция сплоченности, как способа достижения статусности связана с обладанием возможностями влияния на других членов группы. Личностная функция сплоченности позволяет успешно организовывать групповую активность, а также развить в индивиде такие качества, как напористость, энергичность, активность, эмоциональную стабильность, уверенность, и доброту. В динамическом аспекте сплоченность рассматривается, как способ непрерывной связи с социально-психологическим механизмами влияния. Сплоченность играет важную роль в формировании детского коллектива. Она способствует его становлению.
Охарактеризовав возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что под началом младшего школьного возраста принято понимать момент поступления ребенка в школу. Младший школьник в своем возрасте уже располагает достаточно объемным резервом развития. На протяжении всего младшего школьного возраста осуществляются важные изменения, как в физическом развитии ребенка, так и в психическом, развивается познавательная сфера, формируются основные черты личности младшего школьника, образовывается сложная система отношений с окружавшими.
Педагогам и психологам необходимо проводить регулярные исследования межличностных отношений в коллективе младших школьников, чтобы избежать возникновения нездоровых отношений в классном коллективе. При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно применить следующие методики Анкета для родителей, воспитателей и учителей, Анкета для оценки привлекательности классного коллектива, Фрактальный рисунок, Проективный тест «Рисунок класса», Методика оценки психологического климата в классе (Л.Н. Лутошкин), Диагностика нравственного климата в коллективе, Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля), а также методика социометрия (по Дж. Морено).
Как показало исследование, большинство учащихся неудовлетворены эмоциональным климатом в коллективе. В подгруппе много аутсайдеров. Классный коллектив имеет средний уровень благоприятности, коллективе присутствует разрозненность, дети не желают заступаться друг за друга, или сопереживать друг-другу, у них не возникает чувства гордости за своих товарищей. При этом классный коллектив весьма отзывчивый и готов к совместной деятельности. Вероятно, детей привлекает не столько взаимодействия в ходе различной совместной работы, сколько непосредственно сама работа. Для данного коллектива актуальным будет проведение тренингов на командообразование, внеклассные мероприятия и игры-ледоколы.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о взаимосвязи сплоченности детского коллектива и продуктивности учебной деятельности младших школьников была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Групповая сплоченность, как элемент групповой динамики классного коллектива
1.1. Понятие сплоченности, ее виды
Групповая сплоченность – это есть показатель прочности, единства и устойчивости межличностных социальных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциоциональной притягательностью членов данной группы и ее удовлетворенностью. [13, c. 26-28] Групповая сплоченность может быть как целю психологического тренинга, так и необходимым условием успешной работы, учебы, или иной совместной деятельности. В группе, состоящей из незнакомых людей какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который нужен для решения поставленных групповых задач.
Согласно А.А. Александрову, сплоченность определяет успех совместной работы индивидов уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к негативным эмоциональным переживаниям, возникающим в ходе их совместной деятельности, а также помогает преодолевать возрастные кризисы. [2, c. 48-56]
По мнению Ж. Годфруа, сплоченность отражает внутреннее психологическое единство группы, объединяющий людей способных удовлетворить разнообразные потребности коллектива. Сплоченность педагогического коллектива является одним из ключевых условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. [2, c. 64]
А.И. Донцов утверждает, что сплоченность выступает в роли интегральной характеристики межличностных отношений в коллективе и является психологическим результатом групповых процессов, возникающих в ходе совместной деятельности людей. Сплоченность тесно связана с другими характеристиками социально-психологической структуры группы, например, со стилем лидерства и межличностной привлекательностью, а также с психологическим климатом и групповой направленностью. [10, c. 167-168]
Эмпирическим индикатором уровня сплоченности выступает степень единства мнений, установок, мотивов, ценностей членов группы по различным аспектам ее деятельности, важных для эффективного функционирования и развития данной группы. Большинство эмпирических исследований сплоченности направлено именно на анализ ее связи с эффективностью совместной деятельности. [15, c. 67-72]
И. Вачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
— совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций каждого их участников группы;
— достаточно ысокий уровень гомогенности состава групп, в особенности по возрастному показателю;
— атмосфера психологической безопасности, доброжелательности и принятия;
— активная, эмоционально наполненная коллегиальная деятельность, направленная на достижение значимой для каждого из участников цели;
— привлекательность лидера группы, как образца оптимально функционирующего участника коллектива;
— наличие другого коллектива, который может быть рассмотрен как соперничающий;
— присутствие в коллективе человека, способного противопоставить себя всей группе, отличающегося от большинства участников. [8, c. 217]
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить возникновение в коллективе более мелких подгрупп, а также отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей членов коллектива, вялая групповая динамика. [14, c. 79-81]
Именно групповая сплоченность определяет и регулирует успех совместной работы, так коллектив более устойчивым, помогает преодолевать кризисы в развитии.
Иногда достижение высокой групповой сплоченности становится приоритетной целью для педагога. С этой целью проводятся разнообразные внеклассные мероприятия, подготовки к публичным выступлениям, конкурсы, игры и тренинги.