Курсовая с практикой на тему Факторы формирования ШОС и основные реалии ее развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Основные этапы формирования
ШОС.. 5
1.1. Основные предпосылки создания
ШОС.. 5
1.2. Этапы формирования ШОС.. 7
1.3. Основные направления и процесс
расширения ШОС.. 12
Глава 2. Основные направления
деятельности ШОС.. 17
2.1. ШОС и обеспечение безопасности в
Центральной Азии. 17
2.2. Экономическая составляющая в
деятельности ШОС.. 21
2.3. Социальное и культурное
взаимодействие в деятельности ШОС.. 23
Глава 3. Роль ШОС в современной
системе международных отношений. 26
3.1. ШОС как международная
организация. 26
3.2. Взаимодействие ШОС с
международными организациями. 29
3.3. Перспективы дальнейшего развития
ШОС в современной архитектуре международных отношений. 31
Заключение. 37
Список использованных источников и
литературы.. 39
Введение:
В настоящее время Шанхайская
организация сотрудничества (ШОС) является авторитетной международной
организацией, роль которой с каждым годом усиливается как в региональных, так и
в глобальных политических процессах. Изначально ШОС в виде «Шанхайской пятерки»
(Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) создавалась для решения
пограничных проблем между Китаем и постсоветскими государствами, что позволило
повысить уровень взаимного доверия друг к другу. В дальнейшем в процессе
эволюции ШОС страны-участницы расширили круг стратегических задач своей
деятельности и продемонстрировали пример новой модели регионального
сотрудничества в сфере безопасности, экономики и культуры[1].
На современном
этапе ШОС является важным элементом евразийской архитектуры безопасности. ШОС,
являясь одним из центров формирующегося многополярного мира, выступает за
соблюдение принципов и норм международного права. Создание ШОС стало важным
событием в мире после окончания холодной войны, убедительно опровергающее
теорию и практику однополярного мира[2][3].
Объект работы – Шанхайская
организация сотрудничества.
Предмет работы – предпосылки
и условия появления ШОС, основные перспективы развития.
Цель работы
– изучение факторов формирования ШОС и
основных реалий ее развития.
Задачи
работы:
— изучить основные
этапы формирования ШОС ;
— рассмотреть основные
направления деятельности ШОС;
— определить роль
ШОС в современной системе международных отношений;
— выявить перспективы
дальнейшего развития ШОС в современной архитектуре международных отношений.
Проводя
исследования по вопросам международных отношений и политики в государствах
Восточной Азии и зоны деятельности ШОС, одна из важнейших задач заключается в
объединении сил научно-экспертного сообщества, не зависимо от институциональной
принадлежности, для достижения целей. Цели эти – анализ ситуации в исследуемом
регионе и выработка рекомендаций по проведению наиболее оптимальной политики в
отношении государств и международных организаций, к нему относящихся. Среди них
– такие выдающиеся специалисты по региону, как заместитель председателя Совета
Федерации ФС РФ М. Е. Николаев, члена Совета Федерации ФС России, Чрезвычайный
и Полномочный Посол И. А. Рогачев, руководитель аппарата Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол Г. Ф. Кунадзе,
профессора кафедры востоковедения МГИМО(У), Чрезвычайный и Полномочный Посол В.
И. Денисов, директор Института Дальнего Востока РАН, академик РАН М. Л. Титаренко,
академики РАН В. С. Мясников и Н. А. Симония, члены-корреспонденты РАН Г. И. Чуфрин
и В. В. Михеев, главный научный сотрудника Института экономики РАН Л. П. Делюсина[4] и др.
Методология.
Изучение, анализ и обобщение литературы по изучаемому вопросу.
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и литературы. [1]
Ализода Н. Таджикистан и Шанхайская организация сотрудничества / Н. Ализода //
Вестник дипломатической академии министерства иностранных дел Кыргызской
республики им. Казы Дикамбаева. 2021. № 15. С. 84–87. [2]
Гарбузарова Е. Г. Роль ШОС в процессе нейтрализации региональных вызовов и
угроз / Е. Г. Гарбузарова // Проблемы постсоветского пространства. 2021. Т. 8.
№ 4. С. 425–436. [3]
Иманалиев М. С. ШОС как сообщество цивилизаций / М. С. Иманалиев // Вестник
дипломатической академии министерства иностранных дел Кыргызской республики им.
Казы Дикамбаева. – 2021. – № 15. – С. 121–125. [4] Центр
исследований Восточной Азии и ШОС // МГИМО. URL:
https://mgimo.ru/about/structure/ucheb-nauch/imi/civa/ (дата обращения:
05.05.2022).
Заключение:
К настоящему
времени ШОС стала полноценной международной организацией со своей
институциональной структурой, правовыми нормами и высоким региональным
авторитетом. Статус наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН говорит о ее
признании мировым сообществом. Ведущая роль ШОС в регионе подтверждается
принятием на Астанинском саммите Индии и Пакистана в качестве полноправных
членов организации, а также стремлением других государств присоединиться к ней
в качестве наблюдателя или партнера по диалогу. В условиях постоянного
появления новых интеграционных инициатив изучения опыта ШОС, в т. ч. принципов
ее расширения, механизмов взаимодействия, процедур урегулирования споров и
реализации принятых решений представляется чрезвычайно актуальным.
Деятельность ШОС
направлена на урегулирование широкого круга вопросов от обеспечения
безопасности границ и борьбы с терроризмом в регионе до углубления
сотрудничества в экономической сфере.
Очевидно, что на
сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества из всех существующих
межгосударственных объединений в регионе, несмотря на имеющиеся проблемы и
противоречия, является наиболее необходимой и перспективной, прежде всего для
государств Центральной Азии. Для стран Центральной Азии вхождение в ШОС
означает открытие новых перспективных направление многостороннего
сотрудничества в первую очередь в сфере безопасности и экономики.
ШОС уверенно
смотрит в будущее. Наработанный массив сотрудничества в различных областях,
утвердившийся в Организации дух взаимного доверия – «шанхайский дух»,
гарантируют долговременную устойчивость ШОС, ее неподвластность колебаниям
геополитической конъюнктуры.
Сложились
предпосылки для выведения ШОС на качественно новый уровень, характеризующийся
повышением эффективности сотрудничества в сферах политики, безопасности,
экономики, развития культурных и гуманитарных связей, расширения участия в
делах региона и процессе глобального регулирования.
Впереди ожидается
период динамичных перемен в международных отношениях, связанных со становлением
полицентричного мироустройства, укреплением регионального уровня глобального
управления и усилением позиций развивающихся стран.
Государства-члены
ШОС решительно настроены углублять партнерство друг с другом и всеми другими
странами, и международными объединениями, разделяющими идеалы и цели ШОС, в
интересах обеспечения мира, стабильности и совместного развития в регионе и во
всем мире, поиска ответов на вызовы современности.
На юбилейном
саммите в Таджикистане были подведены итоги деятельности организации за 20 лет
ее истории и выработаны направления будущего развития. ШОС следует
рассматривать как особый прецедент стабильного сотрудничества
государств-членов, которые значительно отличаются по военно-политическому и
экономическому развитию, имеют существенные культурные различия. Результативность
деятельности организации основана на том, что ее участники неукоснительно
придерживаются принципов взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела
друг друга, отказа от применения силы и претензий на доминирование.
За двадцать лет
ШОС справилась с рядом сложных задач по своему институциональному и
идеологическому оформлению, создала фундированную договорно-правовую базу,
выработала эффективные механизмы сотрудничества. «Шанхайский дух» определяет
политическую и идеологическую суть ШОС как организации, являющейся важной
площадкой для решения международных конфликтов мирными средствами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные этапы формирования ШОС 1.1. Основные предпосылки
создания ШОС
Возникновение
Шанхайской организации сотрудничества было обусловлено трансформацией,
сложившейся после Второй мировой войны системы международных отношений,
начавшейся в последнем десятилетии XX в. По большому счету, предпосылки к
созданию ШОС зародились еще в 1960-х гг., когда тесно переплелись необходимость
развития двусторонних отношений и проблема советско-китайской границы.
Видимым
результатом многолетнего предшествующего сотрудничества между заинтересованными
странами, получившего название «шанхайского процесса», явилось создание
организации.
Стоит
отметить, что основная причина возникновения ШОС – стремление объединившихся
государств оказать противодействие опасным и негативным тенденциям: росту
организованной преступности, сепаратизму, терроризму, экстремизму, активизировавшимся
в данном регионе на рубеже веков.
Принимая
решение о вхождении в Шанхайскую организацию сотрудничества, каждое из
государств-членов преследовало свои собственные цели экономического, политического
и иного характера. Общим для всех стимулом, побудившим Китай, Россию и
центрально-азиатские республики, включая до этого дистанцировавшийся от
регионального сотрудничества Узбекистан, объединиться в Шанхайскую организацию
сотрудничества явилось именно осознание необходимости борьбы с распространением
влияния в регионе неконтролируемых режимов и с центробежными силами[1].
Появление
объединения подобного ШОС следует считать исторической неизбежностью. В
Центральной Азии после распада СССР появилось несколько новых независимых
государств. По традиции, некоторые бывшие советские республики тяготели к
России. Часть стран предпочли ориентироваться на восточного гегемона – КНР, или
Запад. Сложившаяся ситуация была чревата конфликтами, возникновение которых – лишь
вопросом времени, учитывая наличие у ряда соседних государств застарелых
территориальных претензий друг к другу.
Еще
с конца прошлого века лидеры Китая, России и среднеазиатских республик, проявляя
политическую дальновидность, начали активное сотрудничество в сфере обеспечения
общей безопасности. В результате объединенных усилий в 1996 г. была создана «Шанхайская
пятерка». Учредителями межгосударственной структуры являлись КНР, РФ, Казахстан,
Киргизия, Таджикистан. Узбекистан присоединился к ним чуть позже. Члены
объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных
уровнях.
Важно
отметить, что деятельность Шанхайской организации сотрудничества обусловлена
повышением роли региональных организаций в международных отношениях с середины
XX – и к началу XXI в. Объективная основа этого – усиление процессов интеграции,
растущая взаимозависимость государств, когда решение многих проблем, имеющих
общий, трансграничный характер возможно только коллективными усилиями через
многосторонние отношения[2].
Ряд
экспертов называют Шанхайскую организацию сотрудничества противовесом НАТО. Но
ШОС не является военным блоком. К тому же ее стратегия не направлена против
третьих стран или организаций. Основные усилия нацелены на увеличение объемов
экономического сотрудничества. Большой интерес к ней со стороны множества
государств определяет закладываемый экономический и политический потенциал.
Согласно Хартии ШОС, она провозглашается открытой организацией. Вместе с тем,
правительства стран-членов ШОС и многие эксперты придерживаются мнения, что
необходимо временно воздержаться от количественного роста и приема новых членов
в организацию. Такую позицию они обосновывают необходимостью первоначального
укрепления ШОС в ее существующем составе и налаживании механизмов работы[3]. 1.2. Этапы
формирования ШОС
Если
обратиться к истории, то основы создания ШОС были заложены еще в 60-х годах XX
в., когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. Однако, после
распада Советского Союза появились новые субъекты отношений в лице России и
государств Центральной Азии[4].
Следует
подчеркнуть, что после того как удалось решить все территориальные вопросы РФ и
КНР с Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном – перед партнерами открылись
перспективы дальнейшего развития регионального сотрудничества и возможность
объединить усилия и потенциалы центрально-азиатских государств с целью
сдерживания возможной экспансии других государств.
Организация,
существовавшая до ШОС – «Шанхайская пятерка», изначально была разработана,
прежде всего, для укрепления доверия и сокращения вооруженных сил в
приграничных районах Китая с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и
Таджикистаном. Изменения на международном и региональном уровнях, мир и
развитие после «Холодной войны» стали тенденцией времени. Вопрос дня был –
укрепление отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и партнерства
между пятью вышеназванными, соседними государствами. В 1996 и 1997 гг. лидеры пяти
стран на заседаниях в Шанхае и Москве подписали «Соглашение о укреплении
доверия в военной сфере в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном
сокращении вооруженных сил в приграничных районах», которое стало значительным
историческим шагом, которое с самого начала привело к механизму под названием
«Шанхайская пятерка».
После
этого модель ежегодных встреч была создана и проведена попеременно в каждом из
пяти государств. Суть заседаний и, наконец, вопросы повышения доверия к
укреплению образования в приграничных районах, чтобы обсудить более выгодное
партнерство.
На
встрече глав государств и правительств пяти государств в Шанхае было принято
считать, что ежегодные встречи «Шанхайской пятерки» состоятся, что на самом
деле означало начало работы.
«Шанхайская
пятерка» проходила в своем развитии 3 этапа[5].
Первый
этап – с ноября 1989 г. по декабрь 1991 г. Между Китаем и СССР возник диалог о
взаимном сокращении вооруженных сил на приграничной территории и укреплении мер
укрепления доверия в военной сфере.
Второй
этап – с декабря 1991 г. по апрель 1997 г. Это время двусторонних переговоров
пяти стран, которые были, с одной стороны, Китай, а с другой – Объединенная
партия, состоящая из четырех стран: Российской Федерации, Казахстана,
Кыргызстана и Таджикистана. После развала СССР в декабре 1991 г. эти страны
сформировали совместную делегацию, продолжившую с Китаем переговоры по пограничным
вопросам, а также по проблемам сокращения численности войск в приграничных
районах и укрепления доверия в военной сфере
Сотрудничество
по развертыванию «Шанхайской пятерки» не происходило изолированно, а
формировалось на фоне китайского решения пограничных проблем с Россией,
Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, а также конвергенции, развивающейся
по характеру формирования двусторонних отношений в последних четырех
государствах.
26
апреля 1996 г. в Шанхае состоялась первая встреча лидеров Китая, России,
Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, на которой был подписан договор об
укреплении военного доверия. Таким образом, находящиеся на территории границы вооруженные
силы сторон не обязаны проводить нападения друг на друга, проводить военные
учения, направленные против другой стороны, при которых другая сторона возьмет на
себя функции возможного врага.
Вторая
встреча состоялась с 24 до 25 апреля 1997 г. На этой встрече стороны
представляли Китай, с одной стороны, с другой – Объединенная партия,
представляющая Россию, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Между Российской
Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой
Таджикистан и КНР было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных
сил на приграничной территории.
Третий
этап – апрель 1997 по 2000 гг. После эффективного завершения переговоров по
мерам укрепления доверия в военной сфере и взаимного сокращения вооруженных
сил, первоначальная структура переговоров двусторонний диалог, первая сторона –
Китай, а вторая – Российская Федерация, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан,
изменили по формуле «многосторонний диалог пяти государств». Был всеобъемлющий
обмен информацией по военным вопросам, политике, дипломатии и переговорному процессу.
Стороны выразили друг другу свою поддержку и между ними начала раскрываться
реальная работа команды[6].
С
3 по 4 июля 1998 г. в Алматы состоялась встреча лидеров пяти стран форума в
Шанхае, результатом которой стало подписание декларации «Алма-атинское соглашение».
Стороны предложили немедленно решить проблемы разоружения и быстро улучшить
переговоры. На совместное решение также выводятся такие проблемы, как
распространение оружия, экстремизм, терроризм, торговля наркотиками.
5
июля 2000 года в Душанбе состоялся саммит «Шанхайской пятерки», который привел
к принятию «Душанбинской декларации». Результатом этой встречи стало развитие
совместных подходов к войне против экстремизма и терроризма, которые
превратились в региональную угрозу безопасности всех стран региона.
13–15
июня 2001 г. в Шанхае прошла встреча глав государств «Шанхайского форума».
Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло
переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или
«Шанхайскую шестёрку».
Учитывая
перспективное расширение числа участников организации, президент Таджикистана
Э. Рахмон предложил инициативу переименования в «Шанхайский форум». Шанхайский
пятизвездочный форум был отмечен переходом Узбекистана от статуса наблюдателя к
статусу постоянного полноправного члена организации. На саммите лидеры
государств-членов подписали «Декларацию о создании Шанхайской организации
Сотрудничества».
Участники
заявили, что ««Шанхайская пятерка» во время развития создала «Шанхайский Дух» и
характеризуется взаимной выгодой для равенства, взаимных консультаций, уважения
культурного разнообразия в отношениях между странами-членами «Шанхайской
организации сотрудничества»[7][8].
В
отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из «Шанхайского
духа», придерживаются принципов равенства, взаимного доверия, взаимной выгоды, уважения
к многообразию культур и стремления к совместному развитию, взаимных
консультаций, а во внешних отношениях придерживается принципа несоюзничества,
не направленности против кого-либо и открытости.
Высшим
органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ).
Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам
Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС
(СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего
сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения
принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а
также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС
являются китайский и русский языки.
Помимо
заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей
парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел,
обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования,
здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и
арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС
служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК)[9].
Организация
имеет два постоянно действующих органа – Секретариат ШОС в Пекине и
Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в
Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС
ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года.
Таким
образом, в настоящее время:
—
государства-члены ШОС: Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская
Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан,
Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Исламская
Республика Иран;
—
страны, имеющие статус государства-наблюдателя при ШОС: Исламская Республика
Афганистан, Республика Беларусь, Монголия;
—
страны, являющиеся партнёрами по диалогу ШОС: Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая
Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая
Республика Шри-Ланка[10]. [1] Колегова,
О. Ю. ШОС как инструмент региональной интеграции: проблемы расширения //
Вестник МГИМО. 2013. № 1 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/shos-kak-instrument-regionalnoy-integratsii-problemy-rasshireniya
(дата обращения: 02.04.2022) [2] Кузовкина
Т. С. История становления и развития Шанхайской организации сотрудничества //
Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva1
(дата обращения: 02.04.2022) [3] Ильин И. В.
Теория и практика политической глобалистики // И.В. Ильин, О. Г. Леонова, А. С.
Розанов. М., 2013. С. 120. [4] Кузовкина
Т. С. История становления и развития Шанхайской организации сотрудничества //
Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva1
(дата обращения: 02.04.2022) [5] Воробьев
В. От Шанхая до Шанхая. К созданию Шанхайской организации сотрудничества //
Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 4. С. 6. [6] Шанхайская
организация сотрудничества и проблемы безопасности Евразии / М. В. Данилович [и
др.]; под ред. А. А. Розанова; Женевский центр по демократическому контролю над
вооруженными силами, Центр изучения внешней политики и безопасности, факультет
международных отношений БГУ. Минск / Алматы / Женева, 2012. 194 с. [7]Кирсанов
Г. В. Шанхайская организация сотрудничества: правовые аспекты развития
региональных антитеррористических институтов // Журнал российского права. 2004.
№ 3. С. 131. [8]
Прудников
А. С. Административная ответственность за нарушения правил режима
государственной границы и других пограничных территорий // Вестник Московского
университета МВД России. 2015. № 5. С. 42. [9] Кулинцев Ю. В. ШОС как международная региональная организация:
особенности становления / Ю. В. Кулинцев // Восток. Афро-Азиатские общества:
история и современность. 2019. № 5. С. 83–93. [10]О
Шанхайской организации сотрудничества. URL:
http://rus.sectsco.org/about_sco/20151208/16789.html (дата обращения:
02.04.2022)