Курсовая с практикой на тему Европейские стандарты права на исполнение судебного акта: практика Европейского Суда по правам человека. Их влияние на систему обеспечения конституционноых прав в Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 6
1.2 Европейский суд по правам человека: понятие и сущность 6
1.2 Европейский суд и Конституционный суд РФ 11
ГЛАВА 2 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 14
2.1 Европейские стандарты права на исполнение судебного акта: практика Европейского Суда по правам человека 14
2.2. Европейские стандарты справедливого правосудия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность курсовой работы. В последнее время увеличилось количество разговоров об эффективности Европейского суда в контексте самой возможности исполнения решений ЕСПЧ. Катализатором стало известное дело ЮКОСа (выплата €1,866 млрд), с которым связывают появление в России механизма, позволяющего правительству обращаться в Конституционный суд с вопросом о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ. На самом деле дело ЮКОСА в ЕСПЧ было далеко не первым, с исполнением которого возникли сложности в России, но оно без сомнения стало причиной появления легального механизма для возможности неисполнения актов Европейского суда.
Надо отметить, что такая ситуация, однако, на сегодняшний день не приводит к серьезным проблемам для заявителей. Ситуации массового неисполнения решений ЕСПЧ нет. Если судить по сухим цифрам статистики, то можно говорить даже об увеличении в бюджете расходов на выплаты по постановлениям ЕСПЧ (с 500 млн. рублей в 2016 году до 1 млрд. Рублей в 2017 году). Поэтому можно дать утвердительный ответ на вопрос: Выплачивает ли Россия по искам ЕСПЧ?
Россия в большинстве случаев исполняет решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), связанные с денежной компенсаций и применением индивидуальных мер (в т.ч. пересмотром судебных актов (приговоров)), однако с трудом идет на принятие мер общего характера, то есть изменения законодательства и практики применения законов, ставших причиной для массового обращения в ЕСПЧ.
Все сказанное выше означает, что обжалование в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) по-прежнему является эффективным механизмом для защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том случае если при рассмотрении дел в отношении них были нарушены нормы конвенции. Значение Европейского суда нельзя недооценивать.
Объект исследования ‒ защита прав и свобод человека, как естественно правовой феномен, через рассмотрение Европейского суда по правам человека.
Предмет исследования ‒ общественные отношения, связанные с изучением способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Европейском суде по правам человека.
Цель исследования – рассмотреть Европейский суд по правам человека, его деятельность, цели.
Задачи, поставленные перед автором работы:
‒ провести исторический анализ возникновения и развития института защиты прав и свобод;
‒ дать характеристику Европейского суда по правам человека;
‒ рассмотреть проблемы защиты прав и свобод человека в Европейском суде по правам человека.
Среди авторов, разрабатывавших различные аспекты защиты прав человека на международном уровне, следует отметить А.Х. Абашидзе, А.Н. Азарова, М.М. Бирюкова, А.Л. Буркова, В.А. Туманова, Г.И. Тункина, Б.Н. Топорнина, А.Я. Капустина, М.В. Каргалову, Р.А. Касьянова, С.Ю.Кашкина, А.И. Ковлера, Е.А. Лукашеву, Т.Д. Матвееву, Д.Ю. Матвеева, К.А. Москаленко, А.Н. Руссова, С.В. Черниченко, Л.М. Энтина, Ю.М. Юмашева и др.
Нормативной базой исследования являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней, Регламент Европейского Суда по правам человека, судебная практика Европейского Суда по правам человека. Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1986 г., а также другие международные договоры и документы в области защиты прав человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для оценки деятельности существующих региональных систем защиты прав человека.
Практическая значимость исследования обусловлена выделением самых эффективных мер по совершенствованию региональных систем защиты прав человека и предложением новых.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Акты ЕСПЧ являются источником права, следовательно, они должны быть включены в российскую правоприменительную практику при условии их соответствия законодательству Российской Федерации, и прежде всего Конституции РФ.
ЕСПЧ выполняет важную задачу, непосредственно влияющую на систему принудительного исполнения, — выявляет системные проблемы в национальном законодательстве и практике его применения.
Из широкого круга стандартов в сфере исполнительного производства основными являются признание исполнения решения суда неотъемлемым элементом права человека на суд, обеспечение эффективности правосудия и доступа к нему, ответственность государства по собственным обязательствам и обязательствам его публичных агентов, а также исполнение судебного акта в разумный срок.
Одним из наиболее актуальных вопросов в последние годы остается применение решений ЕСПЧ на стадии исполнения судебных актов, вынесенных в пользу заявителя, соответствующими государственными органами внутри страны, в особенности по искам против государства или его публичных агентов.
К числу выявленных ЕСПЧ причин неисполнения или чрезмерно длительного исполнения судебных актов можно отнести причины не только организационного, но и социального характера (например, недостаточность денежных средств у органа государственной власти — ответчика). Среди причин организационного характера Судом отмечены слабая межведомственная координация, неясность нормативного регулирования в части определения органа, к которому надлежит предъявлять соответствующее требование, отсутствие единообразного механизма, позволяющего полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов, и др.
Российской Федерацией в целях решения проблемы чрезмерно длительного исполнения решений национальных судов был предпринят ряд скоординированных мер, которые касались совершенствования порядка обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, подготовки и направления на исполнение исполнительных листов данной категории, усиления бюджетных гарантий, а также совершенствования правоприменительной деятельности государственных органов и их должностных лиц. Был принят Закон N 68-ФЗ, который называет практику ЕСПЧ ориентиром для определения размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ст. 2). Однако он вводит лишь компенсаторное средство правовой защиты и потому не устраняет причины неисполнения судебных актов.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в российской правовой системе превентивное средство правовой защиты, которое ускоряло бы процесс исполнения решений ЕСПЧ, вынесенных против Российской Федерации, для чего возможно наделение судебных приставов-исполнителей полномочиями по принуждению государственных органов к выплате присужденных судом сумм.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
1.2 Европейский суд по правам человека: понятие и сущность
После рассмотрения существующих в мире региональных систем защиты прав человека кажется логичным остановиться на рассмотрении самой развитой и эффективной из них – на европейской системе защиты прав человека. Безусловно, её нельзя назвать идеальной, но несмотря на все свои недостатки она является наиболее эффективной из всех существующих ныне систем. Отдельного внимания заслуживает и действующий в рамах данной системы суд по правам человека – Европейский Суд по правам человека. Эффективная деятельность ЕСПЧ является гарантией соблюдения прав человека в рамках Совета Европы и улучшения ситуации с правами человека во всем европейском регионе.
Основой для деятельности ЕСПЧ является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней Также к базе для его деятельности можно отнести иные документы, касающиеся его процессуальной формы содержащие материальные нормы, которые используются при осуществлении его деятельности.
Составляющие правовой основы деятельности ЕСПЧ можно условно разделить на три группы. В первую группу вошли Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней, Регламент Суда и его прецедентная практика, в которых содержатся процессуальные и материальные нормы, которыми руководствуется Суд при отправлении правосудия. Ко второй группе относятся документы, которые не применяются непосредственно ЕСПЧ, но так или иначе влияют на его деятельность. Например, Всеобщая декларация прав человека. Данные акты включены во вторую группу так как они не могут стать основой для решения Суда, но Суд не может вынести решение, противоречащее им. Третью группу составляют документы, которые были разработаны самим ЕСПЧ и связаны с практическими вопросами его деятельности – практические инструкции. Данные документы являются своеобразными рекомендациями по деятельности Суда и их соблюдение значимо для успеха того или иного процессуального действия стороны и для оптимизации работы ЕСПЧ.
Рассмотрим подробнее названные документы.
ЕКПЧ представляет собой основной документ СЕ в сфере прав человека, который был ратифицирован всеми странами-участницами Совета Европы. История данного документа начинается с окончания Второй мировой войны и связана со значительными политическими, экономическими и социальными потерями. Существенным отличием ЕКПЧ является тот факт, что данный документ накладывает на государства ряд обязательств по соблюдению, обеспечению реализации и защите прав человека и предусматривает создание контрольного механизма. В ЕКПЧ были конкретизированы и дополнены неотъемлемые права и свободы, гарантированные Всеобщей декларацией прав человека, а именно право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, совести и религии, выражения мнения и пр., то есть те права и свободы, регламентация которых необходима для справедливого и законного взаимодействия граждан и государства, под юрисдикцию которого они попадают, устанавливая при этом право человека на эффективные средства правовой защиты в национальных инстанциях. На протяжении всего действия ЕКПЧ она дополнялась Протоколами, направленными на расширение сферы ее действия.
По мнению А. Азарова и Р. Войтер, Конвенция является наиболее совершенным и эффективным договором в сфере прав человека в мире, на что указывает ростом числа жалоб, поданных в ЕСПЧ. Если до 1985 г. регистрировалось лишь около 600 жалоб в год и только дважды это количество было превышено, то затем это число постоянно возрастало и достигло только в 2002 г. более 30 тысяч .
Необходимо отметить, что применение положений ЕКПЧ на национальном уровне позволяет интерпретировать каждую правовую ситуацию по-разному: применение и толкование внутри- государственного законодательства судами должно соответствовать пониманию прав человека, закрепленному в указанном международном правовом акте, так как ратифицировавшие его государства приняли на себя такие обязательства. В свою очередь, это понимание разъясняется в постановлениях Европейского Суда.
Также, внимания заслуживает и тот факт, что ЕКПЧ постоянно развивается, в ней отражается процесс изменения международных социальных стандартов, потребности и запросы государств-участников. Так, в деле «Тайрер против Соединенного Королевства» Суд подчеркнул, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года является живым инструментом, который должен интерпретироваться в свете актуальных событий. Соответственно, например, узаконенная практика телесных наказаний несовершеннолетних правонарушителей, приемлемая в 1956 г., не может допускаться в 1978 г .
По мнению С. Водолагина, принципиальное отличие ЕКПЧ от других международно-правовых актов о правах человека – это наличие контролирующего органа за соблюдением декларируемых прав и свобод. Контроль осуществляет Европейский Суд по правам человека. В связи с этим можно сказать о том, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года с её контрольным механизмом носит даже не межгосударственный, а надгосударственный характер. Европейские государства добровольно подчинили себя юрисдикции независимого наднационального судебного органа, имеющего право принимать юридически обязательные для них решения. Таким образом, контроль над соблюдением прав человека перестал быть исключительно национальным, внутренним делом. Более того, для национальных судов и правоохранительных органов является обязательным и толкование ЕКПЧ, осуществляемое Европейским Судом .