Курсовая с практикой на тему Европейские разработки истории и теории конфликторазрешения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ XIX-XX ВВ. 5
1.1 Европейские теории конфликтов XIX-XX вв.: зарождение, основные принципы 5
1.2 Особенности европейских теорий конфликторазрешения XIX-XX вв. 11
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕОРИЙ КОНЛИФТОРАЗРЕШЕНИЯ 15
2.1 «Школа конфликта» XIX-XX вв. 15
2.2 Теория социального равновесия 19
2.3 Теория социального насилия и агрессии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Под конфликтом понимается столкновение интересов различных сторон, которое имеет свою структуру, этапы и пути завершения. Несмотря на устоявшееся мнение о том, что конфликт чаще всего связан с негативным результатом, это нельзя считать истиной, потому как итоги конфликта порой могут нести за собой положительные последствия. Однако вне зависимости от этого, конфликт, даже конструктивный по своей природе не может длиться вечно, а его прерывание чаще всего может привести к возобновлению. Поэтому необходимо знать и владеть техниками разрешения конфликта.
С момента тщательного изучения конфликта как области социологического знания, исследователи задумывались о том, каким образом конфликт можно завершить. Понимание его причин вело к пониманию того, что может стать ключом к его окончанию.
В настоящее время конфликты в социуме ощущаются сильнее и имеют множество причин, как субъективных, так и объективных. Общество буквально погружено в борьбу всех против всех, а потому поиск различного рода технологий разрешения конфликта на данный момент является актуальным исследованием.
Объектом данной работы являются европейские теории конфликтологии.
Предметом данной работы являются технологии конфликторазрешения в европейских теориях конфликта.
Целью данной работы является изучение и характеристика технологий конфликторазрешения в европейских теориях конфликта.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Изучить европейские теории конфликта;
— Проанализировать технологии конфликтаразрешения характерные для «школы конфликта»;
— Проанализировать технологии конфликтаразрешения характерные для теории социального равновесия;
— Проанализировать технологии конфликтаразрешения характерные для теории социального насилия и агрессии.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Как уже было отмечено ранее, теории конфликта находили свое отражение, в различных научных дисциплинах наиболее ярко раскрывшись в социологии и психологии. На протяжении XIX-XX веков сложились различные конфликтологические концепции, которые предполагают различные взгляды на причины, природу и способы разрешения конфликтов. Концепции следующие:
1) Социально-биологическая концепция. В ее основе лежит взгляд на то, конфликт присущ человеку как биологическому виду, что сближает его с животными. ( Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Саммер);
2) Социально-психологическая концепция. Конфликт объясняется через теорию напряженности. (З.Фрейд, К. Лоренц)
3) Структурно-функциональный конфликт. Конфликт в данной концепции предполагается как аномалия, которая несет разрушительные последствия целостности общества. (Т.Парсонс,Э.Мейо, Р.Мертон)
4) Диалектическая концепция. Согласно ей конфликт созидателен для общества и социальной системы. (Л.Козер,Р.Дарендорф,К.Боулдинг)
На протяжении долгого времени изучения конфликта как социального феномена, исследователи давали ему различные оценки исходя из которых видели различные пути к его завершению.
Так по Г. Зиммелю конфликт может быть завершен только в том случае если одна из сторон в этом заинтересована или же находится на грани усталости. Конфликт по Зиммелю является не патологией, а вполне закономерным процессом общественного развития, который влияет на удержание разнородных общественных элементов в целости. Искусственное прерывания конфликта в таком случае не имеет смысла, если его природа конструктивна.
Для функционального конфликта характерны паталогические оценки, так как конфликт в данном случае является элементом разрушения работающих систем. Однако факт его возникновения указывает на проблему внутри самой системы, а именно в разнородности целей и средств ее достижения. Таким образом, конфликт будет следствием этой разнородности, который должен либо исправить ее, либо усугубить.
Для теории агрессии и насилия характерно рассмотрение конфликта не только как закономерного социального процесса, но и как личностной реакции на внутренний и внешний раздражитель. Агрессия может быть как следствием ранее начатого конфликта, так и источником нового. Однако иногда она выступает в качестве механизма конфликторазрешения, но не всегда является продуктивным способом. Чаще всего она влияет разрешение внутреннего конфликта, который далее может проявиться вновь.
Подводя итог, отметим, что в работе учитывались лишь европейские теории конфликта, которые оказали значительное влияние на мировую конфликтологию. Благодаря указанным теориям, появилось не только понимание конфликта как феномена, но и работа над его профилактикой в дальнейшем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ XIX-XX ВВ.
1.1 Европейские теории конфликтов XIX-XX вв.: зарождение, основные принципы
На рубеже XIX-XX веков социология стала играть ведущую роль в исследовании феномена конфликта, отодвигая на второй план социальную философию, формулируя собственные выводы на основе данных добытых с помощью научных методов. Такие методы оказали влияние на изучение многих общественных процессов, не только конфликтов, и среди них можно выделить анкетирование, сравнительно-исторические обобщения, создание теоритических моделей общественных явлений и т.д.
Проблематика конфликта рассматривалась различными направлениями в социологии. Не каждое направление видело в конфликте исходную точку социологических концепций, однако роль конфликта в общественных отношениях и его значение никогда не ставилось под сомнение. Именно поэтому был необходим анализ данного явления.
Первые теории, в которых обосновывалась роль конфликта в общественных отношениях, были созданы во второй половине XIX века. Мысль о том, что конфликт является универсальным общественным явлением, прослеживается в работе «Основы социологии» Герберта Спенсера. Противоборство, то есть конфликт, по Спенсеру универсально и обеспечивает равновесие, как в общественной жизни, так и между природой и обществом. По Спенсеру закон конфликта является основополагающим. Он влияет на развитие общества, которое бесконечно и способно остановиться лишь в случае достижения полного равновесия между всеми группами людей. Спенсер выделял два типа общества:
1) Воинственный. Борьба в таком обществе выражается в военных конфликтах и насильственных действиях, в которых побежденный должен быть порабощен победителем.
2) Промышленный. Борьба в таком обществе выражена в экономической конкуренции, а сильнейшим является не тот чья физическая сила развита на максимум, а тот, кто превалирует за счет своего морального и интеллектуального потенциала.
Очевидно, что борьба конкурентная представляет собой благо для общества, потому как двигает общество в различных сферах деятельности. Таким образом по Спенсеру конфликт – это необходимый элемент общественного развития, который может быть как условным «злом» так и очевидным благом.
Еще одним социологом, который привнес в изучение конфликта как социального феномена свои идеи, был Людвиг Гумплович. Его теории строились на культурных особенностях, а не на одном лишь процессе эволюции. По его мнению, борьба рас за существование – это основная суть исторического процесса.
Взгляды Гумпловича относительно социального конфликта можно свести к следующим тезисам:
1) Конфликты составляют сущность исторического процесса, у них разный характер, но они являются фактором прогресса;
2) Дифференциация общества на господствующих и подчинённых – явление вечное, поэтому конфликт тоже вечен;
3)Конфликты способствуют единству общества и возникновению более широких объединений.
По мнению Гумпловича, человек вне зависимости от развития цивилизации, внутри остается агрессивным «дикарем». Основной закон, который движет обществом, согласно Гумпловичу, сводится к стремлению каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, которая стоит на ее пути достижения целей.
Теория социального конфликта прочно закрепляется в социологии с работами Макса Вебера и Георга Зиммеля. По мнению исследователей, конфликт является неотъемлемой частью человеческого бытия.
Конфликт и его проблематика включен в три направления социолога Макса Вебера:
1) Социологию политики;
2) Социологию религии;
3) Социологию экономической жизни.
Изучая властные отношения, Вебер пришел к выводу о том, что все человеческое общество это совокупность статусных групп, следовательно социальные конфликты неизбежны, так как между группами не может быть постоянного согласия или равенства между друг другом. Их нельзя предотвратить, но возможно решить, так как интересы людей способны меняться в течение всего конфликта – это и становится причиной поиска консенсуса.
Г. Зиммель считал, что деление общества на группы на самом деле объединяет его. Конфликты в таком обществе нельзя избежать, однако это не является негативным показателем, а совсем наоборот. Считается что термин «социология конфликта» введен в науку именно Зиммелем. Исследователь занимался анализом «чистых форм» социального взаимодействия, среди которых и конфликт, который Зиммель считал важной формой социального взаимодействия. По мнению исследователя конфликт способствует социальной интеграции и определяет характер конкретных социальных образований. Взгляды Зиммеля легли в основу исследований «чикагской школы», к которой относились Р. Э. Парк, Э.У. Берджесс, А.В. Смолл и др. Социальный процесс рассматривался «чикагской школой» в аспекте четырех типов взаимодействия:
1) Соревнование;
2) Конфликт;
3) Приспособление;
4) Ассимиляция.