Курсовая с практикой на тему Эволюция жанра натюрморт в изобразительном искусстве от Возрождения к авангардизму
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История жанра натюрморт 5
1.1 История натюрморта как жанра 5
1.2 Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи 9
1.3 Особенности эпох Возрождения и авангардизма 10
Глава 2. Анализ эволюции натюрмортных работ от Возрождения к авангардизму 17
2.1 Анализ натюрмортных работ эпохи возрождения 17
2.2 Анализ натюрмортных работ эпохи авангарда 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Искусство натюрморта имеет свою давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира. Идейно-творческие принципы натюрморта постоянно меняются. Очередные художественные эпохи вносили новые идеи и трансформировали.
Изначально к жанру «натюрморт» относились предвзято и ставили его на второстепенное место среди жанров изобразительного искусства. В ходе культурно-исторического развития жанр стал более многообразным, отражающим многие новаторские тенденции в творчестве различных художников.
В эпоху Возрождения натюрморт играл значительную роль, так как отражал окружающий его мир. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. Авангардизмом в искусстве в начале двадцатого века стали называть экспериментальные, модернистские направления. Названий у этих направлений много: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм.
Объект исследования – жанр натюрморт в контексте художественных тенденций в эпоху Возрождения и авангардизма
Предмет исследования – особенности интерпретации натюрморта в эпоху Возрождения и авангардизма.
Цель исследования определение особенностей развития художественного языка и интерпретации жанра «натюрморт» в эпоху Возрождения и авангардизма.
1. Ознакомиться с историей натюрморта как жанра;
2. Рассмотреть самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи;
3. Охарактеризовать особенности эпох Возрождения и авангардизма;
4. Проанализировать эволюции натюрмортных работ от Возрождения к авангардизму.
Методы исследования — искусствоведческий, исторический, описательный, формального анализа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Натюрморт, жанр изобразительного искусства (особенно стенд), посвященный изображению предметов, помещенных в одну среду и организованных в группу.
В 15.-16. века, в эпоху Возрождения, натюрморт играл важную роль, так как отражал окружающий мир. Предметы быта приобрели благородство и гордую значимость своего владельца, тому, кому они служили. Однако в изображении этих вещей было так много поэтической любви к природе, их значение настолько сильно одухотворено, что здесь уже можно увидеть все те характеристики, которые определили самостоятельное развитие всего жанра в дальнейшем.
Авангард — это стиль, который отказывается от классических, традиционных канонов и создает новые современные формы в соответствии с господствующими в обществе настроениями. Основной стиль – это цвет и форма, которые обязательно находятся в конфликте друг с другом. В целом, контраст — одна из главных черт стиля Vanguard. Следует отметить, что в этом стиле можно сочетать совершенно несочетаемые предметы и материалы. Основа авангардного стиля – цвет и форма, в которые обязательно добавляется контраст. Стиль содержит яркие и чистые цвета, такие как белый, черный, красный, желтый, зеленый. Допускается использование нескольких контрастных цветов в одной части. Считается, что это добавляет динамичности и выразительности.
В русском искусстве натюрморт возник в 18 веке вместе со становлением светской живописи, отражающей познавательный пафос эпохи и стремление к реальной и точной передаче предметного мира («приемы» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянов и др.). Дальнейшее развитие натюрморта носит эпизодический характер.
Натюрморт со временем превратился в форму изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления складывалось все более сложное и постоянно обогащающееся представление о мире. Искусство развивалось путем раскрытия вновь понятых свойств вещей и выражения своего современного отношения к действительности, происходила переоценка ценностей, мера понимания действительности. До сих пор натюрморт как вид изобразительного искусства имеет свои особенности и черты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История жанра натюрморт
1.1 История натюрморта как жанра
Античные авторы упоминают о первом мастере натюрморта, жившем в эллинистическую эпоху, — греческом живописце Периаке. В знаменитой «Естественной истории» древнегреческий ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Парразием: Зевксис так достоверно нарисовал виноград, что птицы слетались его клевать. Парразий, однако, изобразил занавес в своей мастерской настолько идеально, что сам Зевксис принял это как должное [4].
Кроме того, мотивы натюрморта как детали композиций, декоративно-символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта включены в древнеримские фрески и мозаики I века до н.э.
Применительно к восточному, то есть китайскому и японскому искусству, трудно говорить о натюрморте в классическом понимании. Отчасти произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов сопоставимы с жанром натюрморта.
Рождение натюрморта как полноценного самостоятельного жанра связано с общим развитием современного европейского искусства, появлением самостоятельной живописи и созданием целостной системы жанров. Уже в работах итальянских и особенно голландских мастеров Возрождения заметно внимание к материальному миру. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он считался частью исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозным образом, обрамлявшим фигуры Богоматери и Христа цветочными венками [15].
Натюрморт окончательно складывается как самостоятельный жанр живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Предметы натюрморта этого периода часто содержат в себе скрытую аллегорию – либо эфемерность всего земного и неотвратимость смерти (Vanitas), либо – в более широком смысле, страсти и воскресение Христово.
Вообще XVII век в Европе отмечен расцветом натюрморта. В этот период возникли все основные разновидности натюрморта. Кроме того, несмотря на символическое наполнение смыслом всех изображаемых в то время предметов, художников не меньше интересовала их бытовая красота. Например, в картинах голландца Петера Аартсена и его последователей, иногда еще религиозных, большое место отведено изображению кухонь и лавок с нагромождением продуктов и утвари.
Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветок занимают фламандский бархат Брейгеля не меньше, чем их символизм [14].
Разнообразие видов и форм натюрморта, сложившихся в этот период, объясняется активным замыслом национальных школ, каждая из которых привнесла в жанр что-то свое. Оформление итальянского натюрморта во многом определяется реформами Караваджо, популярными темами становятся цветы, овощи и фрукты, морепродукты и т.д.
Традиции караваджо ощутимы и в испанском натюрморте. Изображения вещей (часто бытовых) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значимостью, как бы отделенной от повседневности.
Но одной из самых ярких национальных школ этого периода, несомненно, остается фламандская.
Его развитие связано с именами величайших художников Фландрии, вошедших в историю западноевропейского искусства: Франса Снейдерса и его ученика Яна Вейта.
Их картины представляют собой огромные орнаментальные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, плодов, мертвых птиц, голов кабанов и оленей, забитых мясных туш, различных рыб, от самых распространенных до редких и экзотических видов. Все, чем богата земля Фландрии, что попадает в сети фламандских рыбаков, скапливается в горах на столах и витринах, висит и падает на тяжелые дубовые столешницы. Сами полотна представляют собой оригинальный и неповторимый натюрморт, который получил название «лавка» [11].
Еще одна сильная школа натюрморта известна как «голландский натюрморт». Авторами этих работ были художники из Гарлема Виллем Хеда и Питер Клас.
Они стали создателями Национального натюрморта, на котором изображены накрытые столы, заставленные множеством предметов, типичных для голландской буржуазной семьи 1630–1640-х годов. Простота и серьезность этих произведений отражают образ жизни, вкусы и настроения первого поколения голландской буржуазии.
С развитием академической системы обучения появляется учебный или постановочный натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. В середине 18 в. возник термин «натюрморт», отражавший пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, полем деятельности которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Идеи классицизма отнесли натюрморт к ряду «низких» жанров, но именно в это время появляются великолепные полотна Ж.Б. Шарден, возрождающий мир «натюрморта» [10].
Интерес к натюрморту резко возрос во второй половине 19 века. Импрессионизм, постимпрессионизм, а также направления изобразительного искусства 20 века дали новый толчок развитию этого жанра. Импрессионисты во Франции подчеркивают живописность восприятия мира вещей, решают проблемы световых и цветовых отношений и до сих пор интерпретируют натюрморт как некое декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения изображения.