Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русская литература

Курсовая с практикой на тему Эволюция жанра элегии в русской литературе 19 века (Жуковский, Пушкин, Некрасов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты эволюции жанра элегии в
русской литературе  XIX века. 5
1.1. Элегия и ее трансформация в русской лирике. 5
1.2. Вклад Некрасова Н.А. в развитие жанра элегия. 7
Глава 2. Трансформация элегического жанра в русской
литературе  XIX века  16
2.1. Вклад Жуковского В.А. в развитие жанра элегия. 16
2.2. Вклад Пушкина А.С. в развитие жанра элегия. 26
Заключение. 29
Список используемой литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность работы. История
русской элегии имеет неразрывную связь с эволюцией данного поэтического вида в
западных литературах.

На
первый взгляд, сложившееся представление об элегии отличается стабильностью.
Оно восходит к известной формуле Белинского В. Г. – «песня грустного содержания».
Однако, это не совсем так.

Несмотря
на устойчивость данного представления, в историческом контексте элегия
демонстрирует способность к внутренней перестройке и даже к кардинальному
обновлению.

Динамика
ее становления определяется и национальным литературным процессом, и
общественными тенденциями европейского искусства. Ко времени своего появления в
русской поэзии элегия уже имела многовековую, богатую историю.

Как
известно, элегический жанр зародился в Древней Греции. В античной литературе его
отличительным признаком был особенный размер – элегический дистих.

Хотя
элегия развивалась из причитания, плача над умершим, она первоначально не имела
обязательно скорбный характер, как утверждал Фризман Л. Г..

И
по литературным формам, и по темам элегия была близка к эпосу, к тем
размышлениям, призывам, которые эпические поэты вкладывали в уста своих героев.

Объект исследования – жанр
элегии.

Предмет исследования  – жанр
элегии в русской литературе.

Цель исследования – изучить
особенности эволюции жанра элегии в русской литературе XIX века.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность элегии
и ее трансформацию в русской лирике

2.
изучить вклад Некрасова Н.А. в развитие жанра элегия;

3.
рассмотреть вклад Жуковского В.А. в развитие жанра элегия;

4.
проанализировать вклад Пушкина А.С. в развитие жанра элегия.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, эволюция жанра элегии в русской литературе связаны не только с
замыслами эпической, исторической поэмы. Процессы взаимодействия направлений,
взаимовлияния, наложения одних жанровых модусов на другие в рамках
«традиционных», обновляемых, новых жанров представляют собой закономерное
явление. На это указывают многие исследователи.

Так,
Ю.В. Манн отмечает: «Связь романтической поэмы с лирическими формами (прежде
всего с элегией и дружеским посланием) – это проблема предромантических основ
романтической поэмы».

В
этой связи важным представляется наблюдение Вацуро об эстетической значимости
«элегической школы» в русской литературе начала XIX в.: литературовед полагает,
что выдвижение и развитие элегии имеет органическую связь с длительными, сщетсвенными
и сложными культурными процессами, не обусловленными непосредственно формальной
реакцией на «высокие жанры».

Изначально
в русской жанровой традиции и до сегодняшнего дня элегия в сознании авторов и
читателей связана с особым эмоциональным настроем (печаль) и, соответственно,
имеется ряд образов, этот настрой провоцирующих: «ряд традиционных элегических
локусов (кладбище, руины и т.п.)»[1].

Тоска
героя по уходящему времени воплощена во многих традиционных и продуктивных в
последующие годы для элегий образах: слез, разлуки, смерти, но сами по себе эти
образы не становятся жанрообразующими.

Очень
важно определить специфику жанрового ядра элегии. На этот счет существует
несколько точек зрения. «В качестве жанровых доминант элегии можно назвать
элегический хронотоп, основанный на совмещении временных планов (прошлого и
настоящего), замкнутость, закрытость, медитативность, переходность элегического
состояния, смешанную природу чувств лирического субъекта.

Элегический
модус – это modus vivendi русской культуры первой четверти XIX века, который обнаруживается
в различных жанрах и только сфокусированный элегией.

Наблюдая
эволюцию элегического жанра, мы можем наблюдать, как, меняясь, обращаясь к
иным, до этого несвойственным ей темам, осваивая новые поэтические средства,
элегия сыграла в истории русской литературы существенную, а в первой трети XIX
века – первостепенную роль.

Это
историческая роль обусловлена необычайной толерантностью и емкостью элегического
жанра, который способен воплотить самые различные темы, использовать разнообразные
образные и стилистические средства.

Кроме
того, всегда были и остаются темы, к которым элегия на протяжении всей своей
истории оказывалась особенно склонна, есть образы, интонации, эпитеты, к
которым авторы элегии обращались так часто, что за ними закрепилось название
элегических.

Потому
история элегии представляет собой не только историю жанра, однако и историю
определенных тем в поэзии и выразительных средств языка и стиля. [1] Тюпа В.И. Дискурс/ Жанр. Москва:
Intrada, 2013. 211 с. — С. 135

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты эволюции жанра
элегии в русской литературе  XIX века

1.1. Элегия и ее трансформация в русской
лирике Элегия
стала одним из тех жанров, которые достаточно хорошо изучены (среди
исследователей элегии И.Л. Альми, А.А. Боровская, В.Э. Вацуро, В.А. Грехнев,
Г.А. Гуковский, С.И. Ермоленко, И.В. Козлов, В.И. Тюпа, Л. Флейшман, Л.Г.
Фризман и др.).

Изначально
в русской жанровой традиции и до сегодняшнего дня элегия в сознании авторов и
читателей связана с особым эмоциональным настроем (печаль) и, соответственно,
имеется ряд образов, этот настрой провоцирующих: «ряд традиционных элегических
локусов (кладбище, руины и т.п.)»[1].

Тоска
героя по уходящему времени воплощена во многих традиционных и продуктивных в
последующие годы для элегий образах: слез, разлуки, смерти, но сами по себе эти
образы не становятся жанрообразующими.

Очень
важно определить специфику жанрового ядра элегии. На этот счет существует
несколько точек зрения. «В качестве жанровых доминант элегии можно назвать
элегический хронотоп, основанный на совмещении временных планов (прошлого и
настоящего), замкнутость, закрытость, медитативность, переходность элегического
состояния, смешанную природу чувств лирического субъекта.

Гармония
противоречий, лежащая в основе эстетической концепции жанра, реализуется в
субъектной организации произведения: носителем речи является условное
элегическое «я», которое характеризует отчужденность от лирического настоящего
и некоторая ироничность.

Традиционализм жанровой
формы элегии выражается в известной формульности (образы «забвенья» и
«прекрасного света», [1] Тюпа В.И. Дискурс/ Жанр. Москва:
Intrada, 2013. 211 с. — С. 135

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы