Анализ и описание памятника Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Эволюция ночного пейзажа в творчестве Винсента Ван Гога на примере работ: «Звездная ночь над Роной» и «Звездная ночь»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1
ГЛАВА. ТВОРЧЕСТВО ВАН ГОГА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ.. 10

1.1.
Ван Гог и французская живопись конца 19 века. 10

1.2.
Эволюция художественной манеры Ван Гога. 12

2
ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ НОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ ВАН ГОГА.. 17

2.1.
Описание картины «Звездная ночь над Роной». 17

2.2.
Описание картины «Звездная ночь». 18

3
ГЛАВА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕЙЗАЖЕЙ ВАН ГОГА «ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ НАД РОНОЙ» И
«ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ». 25

3.1.
Особенности пейзажной живописи Ван Гога. 25

3.2.
Сравнительный анализ пейзажей «Звездная ночь над Роной» и «Звездная ночь»  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

Список
использованной литературы: 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 36

  

Введение:

 

Французская живопись 19-20 веков до сегодняшнего дня привлекает внимание
как рядовых любителей искусства, так и серьезных ученых разных областей:
культурологов, искусствоведов, историков. Это вызвано тем, что история
французской живописи указанного периода представлена несколькими
художественными направлениями и огромным количеством мастеров, среди которых
одним из самых ярких и неповторимых был Винсент Ван Гог.

Одновременно во Франции развивались импрессионизм, неоимпрессионизм,
постимпрессионизм, а также, фовизм. И ко всем этим направлениям можно отнести
творчество Ван Гога того или иного периода, при том, что жизнь художника была
совсем не длинной. Он родился в 1853 году в семье пастора голландской
протестантской церкви. В 15 лет мальчика отдали в ученики торговца картинами,
содержавшего гаагский филиал престижной французской галереи. Работа увлекла Ван
Гога. Он посещал музеи и выставки, читал специальную литературу, начал собирать
коллекцию гравюр с самых знаменитых картин. Вскоре молодой человек оказался в
лондонском, а затем, в парижском филиале фирмы. Однако, проснувшееся увлечение
религией помешало работе, и Винсент был уволен.

Он получает место в английской воскресной школе и читает там проповеди. В
27 лет Ван Гог решает стать художником. «Я — человек одержимый, способный и
обреченный на более или менее безрассудные поступки, в которых мне приходится
потом более или менее горько раскаиваться…Находясь в окружении картин и
произведений искусства, я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления
любовью»[1]
— писал Ван Гог своему брату Тео. Он изучает живопись и читает книги по технике
рисунка. Эти занятия составляли основную часть образования художника, он будет
продолжать их всю жизнь.

Чтобы общаться с другими художниками, Ван Гог переезжает в Брюссель, но
жизнь в этом городе оказывается слишком дорогой, поэтому он возвращается к
родителям, а затем, после очередной ссоры с ними, возвращается в Гаагу, где
обосновалась группа пейзажистов, назвавших себя «гаагской школой».

В 1885 году Винсент Ван Гог оказывается в Париже. Жить ему к тому времени
остается всего пять лет. После смерти Ван Гога Писсаро скажет: «Я заранее знал,
что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит всех нас далеко позади, но я никак
не предполагал, что он сделает и то и другое»[2].
Лучшие картины художника были написаны во Франции, поэтому французы считают Ван
Гога своим, но для голландцев Ван Гог — гордость национального искусства. Во
Франции раскрылась «вторая манера»[3]
Ван Гога. Исследователи, анализируя два периода творчества художника,
утверждают, что при явных различиях (голландские работы очень темные по
колориту, их тематика отличается социальной направленностью; французские работы
сочные и яркие по живописи, в них уже нет пафоса социального служения
искусства), «глубокий внутренний драматизм объединяет произведения Ван Гона,
созданные в разное время»[4].

Как пишет автор монографии о Вон Гоге Н.А. Дмитриева: «Литература
о Ван Гоге огромна, практически необозрима и очень разнохарактерна.
«Вангогиана» включает и солидные монографические труды, и исследования
отдельных сторон творчества художника или отдельных его периодов, и
беллетризованные биографии, а также романы и пьесы, и великое множество кратких
эссе, и специальные медицинские статьи о болезни художника, и статьи,
посвященные нашумевшей истории с подделками»[5].

Одним из первых авторов, посвятивших Ван Гогу
искусствоведческое исследование, был Немецкий критик Ю. Мейер-Грефе. В
различных статьях с 1904 по 1920 год исследователь прослеживает эволюцию Ван
Гога, анализирует его цветовую манеру, «гигантскую борьбу красок, которые
получают почти значение предметов»[6].
Именно Мейер-Грефе принадлежит авторство легенды о двух Ван Гогах, почти не
имеющих ничего общего: голландском и французском. До этого критика такого никто
не делал. Однако, многие отмечают загадочность художника, о чем говорят даже
сами названия «Кто был Ван Гог?», «Таков был Ван Гог», «Тайна Ван Гога»,
«Загадка Ван Гога», «Символический язык Ван Гога».

В 1956 году появилось новое исследование, посвященное
художникам-постимпрессионистам, сделанное американским историком искусства Д.
Ревалдом. Во введении автор признается, что «место, отведенное на этих
страницах Ван Гогу, возможно, превышает все пределы разумного»[7].
И, действительно, в своей книге уделяет огромное внимание именно фигуре этого
художника. Несмотря на название «Постимпрессионизм», Ван Гог представлен в
книге в тесной связи с направлением символизма в искусстве. Он «пытался
красками и формами выражать состояния души, т есть делал нечто родственное
тому, что символисты пытались сделать словами-образами и звуками»[8].

Некоторые исследователи применяют к искусству Ван Гога
методы психоанализа, во многом, из-за его болезни. В этой связи любопытно вспомнить
книгу Х. Грэтца «Символический язык Ван Гога». Критик отдает главное внимание
самим мотивам и предметам, которые художник избирал. Каждый мотив оказывается
подсознательным или зашифрованным символом чего-либо относящегося к внутренней
жизни Ван Гога и интимным фактам его биографии.

Первой русскоязычной книгой о творчестве Ван Гога стала
монография Е. Муриной «Ван Гог»[9].
Опираясь на биографию художника и активно привлекая эпистолярное наследие, автор
демонстрирует прочную связь жизненной и творческой позиций Ван Гога, создает
образ одинокого художника в буржуазном мире.

Хочется также отметить книги Давида Азио «Ван Гог» из
серии «Жизнь замечательных людей», а также, «Жизнь Ван Гога», написанную Анри
Перрюшо – одним из авторитетнейших людей мира искусства во Франции. Широко
представив биографию Ван Гога, авторы представляют его в контексте
художественной жизни Европы конца 19 века.

Опубликованы также статьи о творчестве художника таких
исследователей как Н. Смирнов, О. Петрочук и др. В них фигура Ван Гога получает
разностороннее освещение, сделаны попытки осмыслить феномен Ван Гога в его
этическом, эстетическом и историческом контексте.

Большую роль в изучении творчества Ван Гога сыграла
организованная в 1971 году выставка в Москве, на которой русские зрители
увидели подлинные картины мастера. Еще раньше, в 1966 году на русский язык были
переведены письма Ван Гога его брату Тео, считающиеся очень важным источником в
понимании творчества художника. В этих письмах Ван Гог пишет о своей жизни,
подробно рассказывает об учебе, творческих планах, описывает картины и
наброски. Над которыми в данный момент работает. Он рассуждает об искусстве, о
своем месте в нем, о будущем. Исследователи выдвигают предположения, что Ван
Гог воспринимает брата практически как свое альтер-эго, он зовет его к себе,
чтобы вместе заниматься живописью, но у Тео был иной жизненный путь.

Когда художник переезжает в Париж или в Арль, Тео
получает подробные отчеты о переменах в жизни брата, причем эти перемены
затрагивают не только и даже не столько бытовую строну, сколько творчество. Так,
оказавшись в Провансе, Ван Гог страстно описывает яркость и сочность красок
поразившей его южной природы, признается, что испытывает необычайную смелость и
свободу творчества, непреодолимое желание писать, стремление успеть создать как
можно больше.

Письма Ван Гога брату являются неоценимым источником
живой, непосредственной информации о художнике, его творческих поисках, удачах
и сомнениях. Именно поэтому практически все исследователи творчества Ван Гога
обращаются к ним в своей работе, много цитируют, опираются на содержащиеся в
письмах факты биографии. Во многом, письма Ван Гога брату помогали в установлении
даты или места написания той или иной картины, потому что сам Ван Гог далеко не
всегда подписывал свои работы.

Помимо монографических, «портретных» очерков о Ван
Гоге, появляются и работы, где живопись его рассматривается в контексте
искусства его современников. Так, в книге В. Прокофьева «Постимпрессионизм»
убедительно показано, что творчество Сезанна, Ван Гога и Гогена, сколь разными
ни были эти мастера, в совокупности образует целостный исторический этап,
закономерно следовавший за импрессионизмом. Исследователь выявляет общие для
всех художников стилистические особенности пространственных построений, а также
дает трактовку развития направления импрессионизм.

И сегодня интерес к творчеству Ван Гога не ослабевает. Пишутся
статьи, защищаются диссертации. Интересными представляются исследования в
области влияния на творчество Ван Гога японского искусства. Востоковед Н.С.
Николаева в своем труде «Япония-Европа. Диалог в искусстве. Середина 17 начало
20 века» посвящает этому вопросу отдельную главу «Утопическая Япония Винсента
Ван Гога». Автор отмечает, что обращение европейских художников к японскому
искусству было очень характерным явлением второй половины 19 века, после того,
как Япония открыла свои порты для европейских судов, и начался диалог западной
и восточной культур. Ван Гог видел в японских гравюрах самодостаточность цвета,
то, что занимало его самого, поэтому для художника Япония была мечтой, которую
он нашел в Арле, и которая не имела ничего общего с реальной страной.

Переводятся с иностранных языков книги. В 2005 году
переведена на русский язык очень необычная и эмоциональная книга Антуана Арто
«Самоубитый обществом», в которой автор рассматривает фигуру Ван Гога на фоне общественности,
окружавшей художника. В 2014 году на русском языке вышла книга Н. Эник «Слава
Ван Гога. Опыт антропологии восхищения», а в 2017 – статья Е. Р. Котляр и Ф. С.
Эмирусеиновой «Особенности уникальной технологии живописи Винсента Ван Гога».

Тем не менее, при таком значительном количестве трудов
о Ван Гоге, исследования, посвященного его ночным пейзажам, нам обнаружить не
удалось, между тем, как именно ночные пейзажи художника кажутся нам самыми
необычными и очень важными в творчестве Ван Гога. Они составляют вместе целую символическую
серию со своим внутренним развитием, эволюцией, своей философией, которая
проливает свет на мировоззрение одного из самых популярных и самых загадочных
художников мира. В изучении серии ночных пейзажей Ван Гога состоит актуальность
нашей работы.

Цель работы — проследить эволюцию ночного пейзажа Ван
Гога

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть творчество Ван Гона в контексте развития
западноевропейского искусства второй половины 19 века;

2. Проследить эволюцию живописи художника;

3. Раскрыть особенности пейзажной живописи Ван Гона на примере ночных
пейзажей художника

4. Проанализировать пейзажи «Звездная ночь над Роной» и «Звездная ночь».

5.Сделать анализ пейзажа, как характерного произведения позднего периода
художника.

6. Провести сравнительный анализ пейзажей Ван Гога «Звездная ночь над
Роной» и «Звездная ночь».

Объект исследования живопись Ван Гога

Предмет исследования ночные пейзажи Ван Гога

Методы исследования: библиографический, аналитический, синтетический,
культурологический

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, состоящих
из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. [1]
Ван Гог. Письма к друзьям / пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука —
Аттикус, 2012. [2]
Дмитриева Н. А. Ван Гог. Человек и художник. – М.: Наука, 1980. – с. 57 [3]
Костеневич А. Французская живопись 19-начала 20 века в Эрмитаже. — Ленинград:
Аврора, 1979.- с.84 [4]
Там же. С. 85. [5]
Дмитриева Н.А. Ван Гог. Человек и художник. – М.: Наука, 1980. С. 361. [6]
Мейер-Грефе Ю. Импрессионисты. М., 1913, с. 174. [7]
Ревалд. Д. Постимпрессионизм. – М.: Искусство, 1962. — С. 11. [8]
Там же. С. 226. [9]
Мурина Е. Ван Гог. – М., 1978.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Винсент Ван Гог считается одним из
самых популярных и самых загадочных художников в мире. Известно, что при жизни
он продал только одну картину за 400 франков, а спустя сто лет его «Портрет
доктора Гаше» на аукционе Кристи» был куплен за 82,5 миллиона долларов.

Ван Гог прожил недолгую жизнь, к тому
же довольно поздно начал писать картины, однако благодаря своей уникальной
работоспособности, он создал огромное количество работ, многие из которых
считаются мировыми шедеврами.

Искусство Ван Гога было исторически
обусловлено и развивалось в русле если и не похожих, то стадиально близких
явлений. Ведь и сам он с убежденностью настаивал на том, что он не «одиночка»,
а лишь принимает участие в возрождении современного искусства. Имя Ван Гога
связывают с различными направлениями мировой живописи: импрессионизм
постимпрессионизм, неоимпрессионизм, экспрессионизм. Безусловно, художник имеет
отношение ко всем этим явлениям, однако, яркому темпераменту художника было
невозможно подчиниться ни одной системе.

Особенность и непохожесть на других
ярко выражена в ночных пейзажах Ван Гога. Стоит отметить, что ни
импрессионисты, ни постимпрессионисты не изображали ночные пейзажи, так как для
них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа
на пленере. Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью
творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над
Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных пейзажах Ван Гога
можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования важных
элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего и
желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти. В связи с этим
в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или интересующих
художника реальных световых эффектов, но акцентировалась выразительность и
необычность световых и цветовых эффектов. Поэтому световые и цветовые эффекты
утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в картинах.

Символика цвета обычно исходит из
внутренних качеств каждого цвета или оттенка, которые воспринимаются на
интуитивном уровне восприятия как абсолютно объективный факт. Цветам
приписывают соответствующее воздействие, связанное с планетами, звездами и природными
явлениями: солнце, звезды, луна, дождь, снег, гладь воды, увядание природы или,
наоборот, ее расцветание, свежая зелень, яркие цветы.

Восприятие цвета всегда вызывает в
человеке эмоционально-психологические ассоциации, об этом свидетельствуют
многочисленные исследования в области психологии, семиотики, литературоведения,
ис­тории культур: С. Л. Рубинштейн «Психофизическое действие цветов», В. Ф.
Петренко «Взаимодействие эмоций и цвета», Е. Брилинг «Психологическое
восприятие цветовых образов», В. В. Иванов «Восприятие и название цвета». Художники
часто создают в своих произведениях цветовые образы, несущие особое
эмоциональное значение. Оно глубже раскрывает внутренний мир автора, передает
общий эмоциональный фон, а также, помогает более полно осмыслить идейную
глубину произведения в целом.

В ночных пейзажах Ван Гога основными
цветами являются синий и желтый, создавая контрастные сочетания друг с другом.
На языке символов синий и желтый – это стремление ввысь, к духовным высотам, и,
в конце концов. – к бессмертию.

Сравнивая «Звездную ночь» с более
ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых экспрессивных,
эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры письма на
протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой нагрузки,
динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной», написанная в 1888
г. — за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той кульминацией эмоций,
выразительности, цветовым богатством и техническими решениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ГЛАВА. ТВОРЧЕСТВО
ВАН ГОГА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ

1.1.
Ван Гог и французская живопись конца 19 века За десять лет,
прошедших после смерти Ван Гога, его слава возросла до невероятных размеров. За
ним закрепилось имя «ведущего художника своего времени, оказавшего колоссальное
значение на все искусство 20 века», в котором ему жить не довелось.

Если историю
искусства понимать, как закономерную смену стилей и направлений, которая
возникает на основе развития традиций и национальных школ, то Ван Гог выпадает
из всех направлений. «Пасынок» голландской, «незаконный сын» французской школы,
он «перетасовал» все те многочисленные направления, которыми интересовался и на
основе которых учился. И если импрессионисты, Сезанн, Сера, даже Гоген и другие
делали «революцию» в русле непрерывно развивающихся традиций, то Ван Гог
утвердил революцию как новую живописную традицию. Именно его называют «первооткрывателем
трагической коллизии между свободой самовыражения и великим художественным
опытом и знанием, накопленным человечеством — коллизии, явившейся ичточником
многих противоречий и парадоксов в развитии искусства 20 века»[1].

В 1874 году на
неофициальной выставке в Париже демонстрировались работы Клода Моне, Огюста
Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и некоторых других художников. Они
тогда еще не назывались импрессионистами. Это слово было сказано в насмешку.
Оно происходит от названия одной из картин Клода Моне «Впечатление» (Impression)
(ПРИЛОЖЕНИЯ. Рис.1). Именно в передаче живых впечатлений и находится ключ к
пониманию картин импрессионистов. Импрессионисты сосредоточили свои усилия на
фиксацию мимолетных впечатлений. Они, как никто до них, ощутили изменчивость
реальной световоздушной среды, которая стала для них источником бесчисленных
впечатлений.

На выставках
импрессионистов показывал свои работы Поль Сезанн. Он решил пойти дальше в
своих творческих поисках. Он закладывает фундамент новой системы, используя в
качестве строительного материала открытые импрессионистами элементы нового
пластического языка. Уже ранняя работа Поля Сезанна «Девушка у пианино» (ПРИЛОЖЕНИЯ.
Рис.2) обнаруживает черты, отличающие манеру Сезанна от импрессионистов:
подчеркнутая материальность плотно положенных мазков, общая статичность, темная
палитра.

Стремление к
большей содержательности и вызванные им поиски «большой формы» отличали
творчество Сезанна, присоединяя его к направлению постимпрессионизма.

В
1886 году прошла последняя выставка импрессионистов. В ней не участвовали ни
Моне ни Сислей ни Ренуар. Писсаро, примкнув к молодым художникам Сера и Полю
Синьяку показал картины в стиле, который стали называть неоимпрессионизмом или
пуантилизмом (от французского слова point — точка). Это направление
представляло живопись цветными точками, которые существовали не слитно на [1]
Хомбург К. Сокровища Ван Гога. — М.:ОЛМА медиагрупп, 2008.- с. 125.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы