Курсовая с практикой на тему Эволюция детства в истории человечества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические подходы к понятию «детство» в
психологии и педагогике. 5
1.1. Научные подходы к понятию «детство». 5
1.2. Эволюция научные подходов к понятию «детство». 7
2. Проблема исторического происхождения
возрастных периодов. 13
2.1. Периоды в развитии детства. 13
2.2. Основные теории детского развития. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Термин «детство» широко распространено на всех уровнях
научного знания и в разных сферах общества: в социально-практическом и
социально-организационном плане, особенно в государственных и общественных
документах, в научных исследованиях — этнографических, социологических,
психологических, образовательных. При всей важности собранных научных данных и
наличии теоретических положений, определяющих его особенности, протекающих
психических процессов в онтогенезе, эволюция детства, как особого социального
явления, как и его социально-психологическая роль в развитии общества до сих
пор не выявлена. Проблема обособления, определения и понимания детства как
целостного явления, как особого пласта общества, его «не-взрослого» (на
биологическом и социальном уровне) состояния приобретает особое значение в современной
психологической и педагогической науке, что дает возможность изучить многие
закономерности, черты и эволюцию его развития.
Проблема эволюции понятия
«детство» — одна из самых сложных в современной детской психологии, потому что
в этой области невозможно наблюдать или экспериментировать.
Теоретически вопрос об историческом происхождении
детства, периодизации, отмечено в трудах П.П. Блонского, Л. Выготского, Д.
Эльконина.
Начало ХХ знаменует собой новые направления изучения
«детства»:
1) психолого-педагогические (которые могут содержать также
элементы экономических, юридических и других теорий) рассматривают детей как
объект воспитания взрослыми, «недозрелую», «подчиненную» обществу социальную
группу;
2) философско-исторические, в центр своего анализа ставят
изучение истории возникновения и развития феномена детства и различных моделей
взаимодействия общества с ребенком;
3) культурно-антропологические теории в своем анализе
предлагают изучение культурно-антропологичних характеристик обществ, в которых
дети растут и воспитываются;
4) социологические теории, имеют предметом изучения
закономерности формирования и функционирования детства в обществе в системе
различных социальных взаимодействий.
На основании вышесказанного обозначим аппарат данного
исследования.
Объект
исследования — детство, как целостный историко-психологический феномен.
Предмет
исследования — процесс становления понятия «детство» в научных психологических
направлениях и трудах.
Цель исследования
— проанализировать эволюцию понятия «детство» в научных психологических
направлениях и трудах.
Задачи
исследования:
1. изучить теоретические подходы к понятию
«детство»,
2. выявить проблемы и теории исторического
происхождения возрастных периодов.
Основными методами
для написания данной работы выступили: критический анализ и обобщение научных
исследований, систематизация, описание, сравнение.
Практическая
значимость результатов данной работы заключается в том, что основные выводы
могут послужить основой для дальнейшего научного исследования понятия «детство»
и его эволюцию.
Структура
исследования. данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Проанализировав существующие
теоретические и концептуальные подходы к изучению детства, следует подчеркнуть,
что и западные, и российские ученые понимают детство как автономную и
полноценную часть общества и готовы к его изучению.
В данной работе рассматриваются
основные теоретические подходы к исследованию детства
(психолого-педагогические, философско-исторические, культурологические,
антропологические и социологические теории).
Оказалось, что понятие «детство»
междисциплинарно. Анализ подходов к изучению детства показывает, что: Каждый
подход рассматривает детство как конкретный объект изучения, разница — предмет
исследования.
Детство
— это период онтогенетического развития человека от рождения до подросткового
возраста (10-11 лет), который имеет биологическую основу, опосредованный
социально-культурными факторами, воспитанием и обучением, и в течение которого
происходит интенсивное физическое и умственное развитие личности, формирование его
высших психических функций, социальное становление.
Теории детского развития фокусируются
на объяснении того, как дети меняются и растут в детстве. Такие теории
сосредоточены на различных аспектах развития, включая социальный, эмоциональный
и когнитивный рост.
Развитие детства от рождения до
взрослой жизни в значительной степени игнорировалось на протяжении большей
части истории человечества. Дети часто рассматривались как просто уменьшенные
копии взрослых, при этом мало внимания уделялось многим достижениям в
когнитивных навыках, использовании языка и физическому росту, которые
происходят в детстве и юности.
Интерес к области детского развития
наконец начал расти в начале 20 века, но в основном он был сосредоточен на
ненормальном поведении. Со временем исследователи стали все больше
интересоваться другими темами, в том числе типичными факторами развития ребенка
и факторами развития.
Понимание развития ребенка важно,
поскольку оно позволяет нам в полной мере оценить когнитивный, эмоциональный,
физический, социальный и образовательный рост, который дети испытывают от
рождения до раннего взросления.
Некоторые из основных теорий развития
ребенка известны как великие теории; Они пытаются описать каждый аспект
развития, часто используя пошаговый подход.
Сегодня современные психологи часто
полагаются на разные теории и точки зрения, чтобы понять, как дети растут,
ведут себя и думают. Эти теории — лишь некоторые из различных представлений о
развитии ребенка.
Чтобы понять, как дети меняются и
растут в детстве, необходимо учитывать множество различных факторов, влияющих
на физический и психологический рост, гены, окружающую среду и их
взаимодействие — они же и определяют, как дети растут физически и умственно.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к понятию «детство» в психологии и
педагогике 1.1. Научные подходы к понятию «детство» Проблема детства, ее исследования по-особенному рассматривались в
философии, психологии, истории, этнографии, социологии и имеет достаточно
многокомпонентное терминологическое определение в научно-справочной литературе.
В словарях «детство» трактуется как «детский возраст» и «детские годы»,
как этап развития человека, предшествующий взрослости, этап интенсивного роста
организма, формирования высших психических функций [3, c. 125].
«Детство
— этап развития человека, предшествующий взрослению; характеризуется
интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций»[5, с.
72].
«Детство
— возрастной этап развития человека. Детство является социокультурным
феноменом, который имеет конкретно-исторический характер, охватывает период
жизни от рождения и примерно до младшего юношеского возраста. По возрастной
периодизации, в педагогике, детством является период до 11 лет, включает:
период младенчества — до 1 года, раннее детство — до 3 лет, дошкольный возраст
— до 7 лет, младший школьный возраст — до 10-11 лет»[3 с. 69 — 70].
«Детство
— этап онтогенетического развития человека, который охватывает период от рождения
до подросткового возраста»[4, с. 147].
С
точки зрения современной психолого-педагогической науки (И.Бех, Л.Божович,
Леонтьев, А. Савченко и другие) детство выступает самоценным периодом,
сохраняет развивающую тенденцию, то есть детство — это не «застывший возраст»,
а интересная, насыщенная бурная жизнь, возраст беззаботной радости, сказки,
игры, фантазии, радужного познания.
В
работах Т.Кочубей установлено, что детство — динамическая система, на которую
влияет не только общая культура общества, но и педагогическое начало. Оно выступает
периодом интенсивного воздействия взрослых на детей через институт семейного
воспитания и институты социальной системы обучения и воспитания ребенка,
периодом адаптации индивида к жизни, овладение им социальными нормами. Учитывая
это детство, рассматривается как особое состояние и образ бытия ребенка,
природа ребенка, особенности познания, восприятия, мышления, формирования мировоззрения
в детские годы с целью учета их в системе обучения и воспитания.
Анализ
имеющихся в современном научном пространстве концепций понимания детства
(И.Бех, Л.Обухова, Д.Фельдштейн и другие) позволил констатировать единство
ученых в позиции признания самоценности детства, которое определяется как
структурный элемент общества, а также акцентируется внимание на расширении
возрастных границ детства.
Исследования
психологов (Л.Выготского, Д.Эльконина и других), показали, что детство является
социокультурным феноменом, который носит конкретно-исторический характер и
имеет свою историю развития.
Главная
социальная функция детства, заключается в подготовке человека к взрослой
самостоятельной жизни, определяет специфику возрастной дифференциации,
продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных
периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и
этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и система
общественного воспитания. Выдающимися психологами, педагогами (П.Гальперин,
Д.Эльконин, А.Запорожец и другие) доказано, что психические новообразования,
которые формируются в детстве, имеют большое значение для развития способностей
и формирования человеческой личности.
Д.Эльконина
выделил два парадокса детства [4]:
1)
потенциал человека от рождения, служит определяющим механизмом ее поддержки на
протяжении всей жизни (физическое строение, организация и тип нервной системы,
тип деятельности и способы ее урегулирования в зависимости от высшей нервной
деятельности); однако очевидно, что при рождении ребенок является, наиболее,
беспомощным созданием всего эволюционного ряда;
2)
несмотря на столетние наращивание темпов и обогащения материальной и духовной
культуры, новорожденный ребенок практически не изменился (антропологические
исследования не подтвердили существенных различий в анатомо-морфологическом
построении современных людей и людей, живших много веков или даже тысячелетий
назад. Однако, чем выше стоит живое существо в эволюционном развитии, тем
дольше длится его детство).
Таким
образом, можно сделать вывод, что детство — это период онтогенетического
развития человека от рождения до подросткового возраста (10-11 лет), который
имеет биологическую основу, опосредованный социально-культурными факторами,
воспитанием и обучением, и в течение которого происходит интенсивное физическое
и умственное развитие личности, формирование его высших психических функций,
социальное становление.