Курсовая с практикой на тему Этнокультурный центр как эффективный вид организации досуговой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурного центра ……………
8
1.1 Понятие досуговой деятельности, роль досуга в жизни общества, семьи, детей ……………………………………………………………………
8
1.2 Методологические и нормативно-правовые основы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурного центра …
15
Выводы по первой главе …………………………………………………….. 22
Глава 2. Анализ практики по организации и руководству досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области …………………………………………………………
23
2.1 Приоритеты досуговой деятельности на базе этнокультурного центра ………………………………………………………………………….
23
2.2 Традиции и инновации в сфере досуговой деятельности …………… 29
2.3 Проблемы и перспективы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области ………………………………………………………….
35
Выводы по второй главе ……………………………………………………… 39
Заключение ………………………………………………………………….. 40
Список литературы ………………………………………………………… 42
Приложения …………………………………………………………………. 48
Введение:
<p>Введение ……………………………………………………………………… 3<br />Глава 1. Теоретические основы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурного центра …………… <br />8<br />1.1 Понятие досуговой деятельности, роль досуга в жизни общества, семьи, детей …………………………………………………………………… <br />8<br />1.2 Методологические и нормативно-правовые основы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурного центра … <br />15<br />Выводы по первой главе …………………………………………………….. 22<br />Глава 2. Анализ практики по организации и руководству досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области …………………………………………………………</p>
<p>23<br />2.1 Приоритеты досуговой деятельности на базе этнокультурного центра …………………………………………………………………………. <br />23<br />2.2 Традиции и инновации в сфере досуговой деятельности …………… 29<br />2.3 Проблемы и перспективы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области ………………………………………………………….</p>
<p>35<br />Выводы по второй главе ……………………………………………………… 39<br />Заключение ………………………………………………………………….. 40<br />Список литературы ………………………………………………………… 42<br />Приложения …………………………………………………………………. 48</p>
<p> </p>
Заключение:
Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать и обобщить ряд выводов, состоящих в следующем.
Теоретические основы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурного центра рассмотрены в первой главе настоящей курсовой работы. Здесь получил подтверждение тезис, согласно которому одной из первостепенных ценностей для россиян различных возрастов, и прежде всего, современной молодежи является досуг.
Досуг как социо- и этнокультурная сфера жизнедеятельности россиян (включая детей и подростков) требует глубокого научного осмысления – в той же степени, как и проблемы организации досуговой деятельности. Исследуемая среда является, по меньшей мере, одним из определяющих факторов развития личности – и, вместе с тем, своего рода «слепком» с повседневной реальной действительности, в условиях которой происходит развитие человека. В ней на формирование личности влияет географическая, национальная (этнокультурная), школьная, семейная, социальная среда.
Организуемый в этнокультурной системе ценностей досуг, будучи весьма широк в своём понимании, в силу исследованных (и ещё большего числа латентных, скрытых до поры) особенностей являет собою активность, резко контрастирующую с отдыхом, как пресловутым «полным расслаблением».
На региональном уровне в Российской Федерации сфера культуры и досуга – это своего рода лицо области, края, республики, своеобразный индикатор уровня развития субъектов РФ и духовного состояния их населения. Поэтому в ряде аспектов организация досуговой деятельности на базе этнокультурных центров напрямую зависит от решений органов государственного и муниципального управления. Тогда как методика организации КДД для различных категорий граждан корреспондирует, по преимуществу, с их возрастными особенностями, запросами и интересами.
Анализ практики по организации и руководству досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области представлен во второй главе работы.
На конкретном материале действующих этнокультурных организаций (Этнокультурного центра МГУКИ и др.) показано:
— основные приоритеты досуговой деятельности на базе означенных Центров, при непосредственном (хотя и недостаточно системном) участии муниципальных органов, учреждений, служат выражением принципов, целей и задач правильной организации досуговой деятельности;
— Центры выступают неоценимым фактором в функционировании, восприятии и присвоении гражданами различных возрастов ценностей духовной культуры;
— сфера досуга становится областью освоения, воспроизводства и развития социо- и этнокультурного пространства, формирования позитивной активности москвичей и жителей Подмосковья, не говоря уже о возможностях её творческой реализации;
— о степени востребованности и эффективности различных форм организации досуговой деятельности этнокультурного плана в городе Москве и на территории Московской области можно судить по широкому спектру реализуемых проектов, – либо по ряду конкретных оценочных факторов (уро¬вень активности личности; уровень творческой насыщен-ности; содержательное разнообразие рекреационно-досуговых форм, и др.).
В итоге сформулирован ряд предложений, отражающих перспективы организации и руководства досуговой деятельностью на базе этнокультурных центров города Москвы и Московской области.
Таким образом, в курсовой работе дан системный видовой анализ организации разновозрастной досуговой деятельности на модельной базе этнокультурного центра как такового, а практически – на базе действующих этнокультурных центров города Москвы и Московской области. Основные цели исследования, в целом, достигнуты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА БАЗЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА
1.1 Понятие досуговой деятельности, роль досуга в жизни общества, семьи, детей
Одной из первостепенных ценностей для россиян различных возрастов, но прежде всего, современной молодежи (к каковой обобщённо относят детей и подростков) является досуг. Тем не менее, понятие досуга весьма далеко от единого, общепринятого научно-прикладного и даже обыденного толкования.
Так, наиболее обобщённо досуг отождествляется с возможностью человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [15]. С этой точки зрения виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам:
— отдых, который снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых сменяет предшествующее ему напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Отдых же активный чаще всего представляет собой физическую и культурную деятельность, «овеществляемую» средствами физкультуры и (или) туризма, чтением, слушанием музыки и т.п.;
— развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) носят компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений;
— праздники – сочетают в себе отдых и развлечения, позволяя индивиду ощутить эмоциональный подъём;
— самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями;
— творчество, каковое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности [15].
Досуг, рассматриваемый в ряду основ духовной культуры человека, нередко понимается, тем не менее, достаточно приземлено – например, как «время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору» [34]. Полагают даже, что досуговое время на протяжении суток можно рассчитать арифметически – «…путём вычета времени работы, учёбы, сна, использованного на самообслуживание и помощь другим» [34].
Трудно не согласиться с тем, что за время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, полнее самореализуется, в свободном режиме налаживает, а затем, с той или иной степенью регулярности, осуществляет свои отношения с людьми и окружающим миром [20; 28; 30]. В свою очередь, нельзя не подчеркнуть и то, что немалый резерв свободного времени для означенных целей таит в себе чёткая организация на рабочем месте и в домашнем хозяйстве, планирование дел – крупных и мелких, годовых и ежемесячных, еженедельных и ежедневных. Притом, что именно в суете последних нередко и «тонет» досуг.
В соответствии с теми же, наиболее вдумчивыми и содержательными подходами, досуг в семье признаётся организацией свободного времени в целях всестороннего развития личности ребёнка, создания в доме благоприятного нравственно-психологического климата [37]. Действительно, разумно организованный досуг детей и родителей выступает условием такого общения в семье, которое обогащает духовный мир, воспитывает эстетические чувства, стимулирует развитие способностей, интеллекта, воображения, активизирует познавательную и трудовую деятельность индивида. Причём – пожалуй, в любом возрасте, т.е. применительно буквально ко всем участникам семейного досуга.
Что же касается непосредственно родителей, то они гораздо лучше узнают своих детей как раз в свободной, раскованной обстановке домашней досуговой деятельности, в их общении со своими друзьями-сверстниками и «готовыми на отклик» взрослыми. Те же видят, каков растущий индивид в игре, в труде, как он относится к товарищам, как переживает неизбежные (опять же, в любом возрасте) ошибки и неудачи. И, конечно же, успехи – свои и других.
Понимание той непреложной истины, что досуг есть одна из наиболее естественных для человека любого времени форм жизнедеятельности, а содержание досуга – это совокупность элементов увлечений, интересов, хобби, позволило современной науке [33; 35; 39 и др.] раскрыть уже более сорока ведущих составляющих (структурно-содержательных) элементов досуга. К ним могут быть отнесены:
— кино и телевидение;
— техническое творчество и прикладной труд;
— художественное творчество и книги;
— экологическая деятельность и спорт;
— театр и музыка;
— туризм, коллекционирование и т.д.
При этом каждый элемент – вышеназванный либо оставшийся пока «за кадром» – имеет свои формы, вариации, модели и при определённом содержательно-смысловом наполнении может рассматриваться в той или иной этнокультурной системе ценностей [18; 23; 24; 36].
Так, в соответствии с идеями академика С.А. Шмакова и его последователей, досуг по содержанию подразделяется на ряд групп [40]. Первая из них, к которой следует отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры и т.п., связана с восстановлением различных сил индивида. При этом С.Н. Литвинова, адресуя нас к неоднократно упомянутому выше «детскому приоритету», особо подчёркивает: «спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости» [29, с. 3].
Вторая группа форм досуга связана в этнокультурной системе ценностей с повышением эрудиции (иначе – эрудированности) разновозрастных граждан, приобщением их (пусть даже запоздалым, происходящим в зрелые годы) к духовным ценностям. К данной категории можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание форм досуга, отнесённых к данной группе, стимулирует познавательную активность индивида, способствует освоению им общечеловеческой и этнокультуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения.
Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей личности, с её активной творческой деятельностью: научно-исследовательской, художественно-театральной, технической, спортивно-игровой, трудовой, прикладной. Что касается детей и подростков, молодёжи, то их включение в эту группу досуга «…развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, её самоактуализации в творческой деятельности» [29, с. 3].