Курсовая с практикой на тему Этапы становления и развития автономных округов как субъектов Российской Федерации, государственное управление Ненецкого автономного округа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика федеративного устройства РФ 6
1.1. Правовой статус субъектов РФ 6
1.2. Историческое развитие автономных округов как субъектов РФ 11
Глава 2 Государственное управление Ненецкого автономного округа 15
2.1. Законодательная власть 15
2.2. Исполнительная власть 17
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства, которая отражает способ формирования территориальных единиц, образующих государство и способ распределения властной компетенции между центральными органами государства, и органами власти на отдельных территориях государства. По форме территориального устройства различают унитарные и федеративные государства. Унитарное государство характеризуется тем, что не имеет в своем составе самостоятельных территориальных единиц в вопросах управления. А федерация состоит из субъектов, которые обладают определенной самостоятельностью в решении вопросов управления, в частности в формировании органов управления, вопросов взимания налогов, управления имуществом и в других сферах, которые определены законодательством.
Российская Федерация по своему территориальному устройству относится к федеративным государствам. Она состоит из самостоятельных территориальных образований — субъектов федерации, которые наделены собственными полномочиями по осуществлению государственной власти, вправе образовывать собственные властные органы, устанавливать правовые нормы, взимать налоги. Разграничение компетенции между органами федерации и субъектов определяется на основании Конституции РФ . При этом по всем вопросам ведения, не поименованным в Конституции субъекты РФ обладают правом самостоятельного управления. Таким образом законодательство предоставляет субъектам РФ определенную свободу в осуществлении управления.
Система государственных органов в субъектах РФ строится по определенной общей модели, характерной для принципа разделения властей. В субъекте образуется законодательный — представительный орган, образуется система исполнительных органов. Кроме того в субъекте РФ предусмотрена должность высшего должностного лица, который выполняет общие, руководящие функции. Актуальность исследования системы государственного управления субъектов РФ заключается в том, что рассмотрение данного вопроса позволит определить каким образом в РФ реализуется модель федеративного устройства, какими возможностями в сфере власти и управления обладают субъекты РФ. Также и исторический аспект формирования субъектов федерации и в частности автономных округов является важным, поскольку позволяет проследить, на основе каких принципов осуществлялось формирование территориального устройства РФ.
Данная тема в достаточной степени изучена в литературе. В работах теоретиков по конституционному праву, таких как: Баглай М.В., Безруков А.И. описываются общие принципы федеративного устройства и также основы организации и деятельности органов власти субъектов РФ.
Объект исследования — отношения связанные с организацией власти и управления в субъектах РФ.
Предмет исследования — история развития и организация государственного управления в Ненецком автономном округе.
Цель работы — определить основные этапы становления автономных округов как субъектов РФ и проанализировать организацию государственного управления в Ненецком автономном округе.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
• охарактеризовать общие принципы федеративного устройства и организации власти в субъектах РФ,
• рассмотреть этапы исторического развития автономных округов,
• проанализировать организацию законодательной и исполнительной власти в Ненецком автономном округе.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее закон об органах субъектов РФ).
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Носов С.И., Шахрай С.М. и др.
Методологию исследования составляют: описательный, системный, сравнительный и формально-юридический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что органы власти субъектов РФ постоянно осуществляют свою деятельность по решению вопросов управления. Изучение системы этих органов и принципов их работы позволит оценить реальную эффективность осуществления управления на соответствующей территории.
Новизна исследования заключается в выявлении основных практических проблем, возникающих при реализации органами власти субъекта РФ своих полномочий.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности правового статуса автономных округов и в частности Ненецкого автономного округа можно прийти к следующим выводам.
1. История России как федерации достаточно невелика. Первый опыт образования федерации относится к началу ХХ века, когда после революции определялась форма нового государства. Затем, в силу образования СССР, Россия вошла в его состав на правах субъекта федерации, но централизация власти была очень высокой и фактически субъекты федерации не обладали самостоятельностью в вопросах управления. Существование РФ как самостоятельного федеративного государство было закреплено и оформлено в Конституции РФ с 1993 года.
2. Федеративное устройство РФ основано на принципах государственной целостности, единства системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий, равенства прав всех субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлена самостоятельность в решении всех вопросов управления которые не относятся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов. Для решения этих вопросов в каждом субъекте РФ образуется система органов власти, состоящая из высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного органа и системы исполнительных органов.
3. Орган законодательной власти субъекта РФ формируется на основе проведения всеобщих выборов на территории соответствующего субъекта. Он выполняет законодательные и представительские функции. Система органов исполнительной власти возглавляется высшим исполнительным органом. Эти органы выполняют функции исполнения нормативных актов субъекта РФ, составления бюджета и контроля за его исполнением, а также разработки основных направлений политики для осуществления управления на территории субъекта. Помимо решения вопросов относимых к исключительной компетенции субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта также образуют единую систему с федеральными органами власти в сфере решения вопросов совместной компетенции. Систему исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ.
4. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий взаимодействуют. Например представители одной системы органов могут участвовать в заседаниях, проводимых другими органами власти. Законодательный орган может участвовать в формировании исполнительного органа, если это предусмотрено актами субъекта РФ. Указанное взаимодействие осуществляется в целях повышения эффективности деятельности рассматриваемых органов.
5. Государственное управление в Ненецком автономном округе в целом соответствует общим принципам организации органов власти субъектов РФ, установленным федеральным законодательством. В округе образованы и действуют органы законодательной и исполнительный власти, Уставом округа они наделены всеми необходимыми полномочиями по реализации власти в округе. В пределах установленных Уставом осуществляется также взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти. К особенностям осуществления управления можно отнести тот факт, что высшее должностное лицо не избирается населением, а назначается Собранием депутатов при том, что выборная форма распространена для большинства субъектов РФ. Возможно данное решение принято в связи с небольшой численностью населения округа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая характеристика федеративного устройства РФ
1.1. Правовой статус субъектов РФ
В зависимости от степени самостоятельности в управлении административно-территориальных единиц выделяют унитарное и федеративное государство. Традиционно в литературе в качестве формы государственного устройства выделяют также конфедерацию, однако необходимо учитывать, что конфедерация не является государством, а представляет собой государственное образование.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают самостоятельностью в решении вопросов осуществления государственной власти. В унитарном государстве существует единая система органов власти, единое гражданство, единая система налогов и система законодательства. Органы государственной власти осуществляют управление территориальными единицами. Местные органы, создающиеся в границах областей, провинций и т д. подчинены центральной власти. Большинство всех государств унитарные. (Франция, Швеция, Норвегия и др.). Унитарное государство обеспечивает государственное единство. Управление в нем является наиболее простым. в то же время унитарные государства должны быть небольшими по площади, для того чтобы обеспечить эффективное управление из центра.
Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом и самостоятельностью в решении некоторых государственных вопросов. Федерация часто возникает на основании договора между самостоятельными государствами, которые объединяясь утрачивают часть своей самостоятельности и передают ее центральной власти.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Для федерации характерно существование двух систем государственных органов – федеральной и субъектов федерации, двух систем законодательства, в некоторых федерациях двойное гражданство. Для федерации характерно законодательное разграничение полномочий между центральными , федеральными органами и органами субъектов федерации. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
В зависимости от порядка образования субъектов федерации различают территориальные и национальные федерации. Территориальные федерации образуются сугубо по территориальному принципу в соответствии с определенным делением территории. Национально-территориальные федерации образуются как по территориальному, так и по национальному принципам, учитывая места проживания отдельных национальностей на территории государства.
В зависимости от объема полномочий выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным объемом полномочий. В ассиметричных федерациях некоторые субъекты имеют больший объем полномочий чем другие.
«Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство — важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые оптимально обеспечивали бы осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства» .
По своему территориальному устройству РФ является федеративным государством, то есть состоит из равноправных территориальных образований – субъектов федерации, обладающих некоторой самостоятельностью в управлении. На федеративный характер российского государства указывает первая статья Конституции РФ. Разграничение территории РФ на территории отдельных субъектов Федерации производится на основании двух принципов: национально-территориального и административно-территориального. Национально территориальный принцип отражает формирование субъектов федерации в зависимости от национальности граждан проживающих на той или иной территории (республики, автономные округа). Иные субъекты федерации (края области, города федерального значения) формируются без учета национальных особенностей в соответствии с административным делением. Общие принципы федеративного устройства РФ закреплены в основах конституционного строя. Ст. 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в РФ, а также равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Принцип единства системы государственной власти появляется в закреплении нескольких нормативных положений. Во первых, федеральные органы власть издают обязательные для исполнения на всей территории РФ нормативные акты. Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему. В-третьих,органы прокуратуры осуществляют централизованный надзор за исполнением законодательства всеми органами власти на территории РФ.
Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами означает что Конституцией РФ предусмотрены сферы исключительной компетенции РФ, сферы совместной компетенции и сферы самостоятельной компетенции субъектов РФ.
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при осуществлении государственного управления. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их правового статуса, возможности всех субъектов иметь собственную систему органов власти и собственное законодательство.
Федеративное устройство РФ более подробно определяется в гл. 3 Конституции РФ. Ст. 65 определяет состав федерации, перечисляя наименования субъектов РФ. Хотя территория РФ и поделена на территории субъектов, но границ между ними, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств не существует.
Автономные округа являются равноправными субъектами РФ и обладают возможностями формирования своих органов власти в соответствии с общими принципами организации, установленными федеральным законом.
Определяющими в вопросах разграничения полномочий между РФ и ее субъектами являются ст. 71 и 72 Конституции относящие те или иные вопросы государственного управления к ведению федерации и к совместному ведению федерации и субъектов. «Исключительная компетенция РФ обеспечивает высокую централизацию в тех областях и вопросах, на едином, общем решении которых зиждется само существование федеративного государства, его единство и характер которых по самой своей природе требует руководства и управления из единого центра. Не случайно здесь речь идет прежде всего о вопросах основ конституционного строя страны, прав и свобод человека, международных отношений, обороны и вооруженных сил, единства правовой, судебной и прокурорской систем, путей сообщения и федерального транспорта, федеральных энергетических систем, информации и связи, бюджетно-финансовом и таможенном регулировании и др» . Отнесение тех или иных сфер государственного управления к ведению федерации, совместному ведению или же к исключительному ведению субъектов РФ не только определяет какие вопросы вправе решать органы государственной власти субъектов РФ, но и определяют порядок принятия нормативных актов по этим вопросам.
Таким образом можно охарактеризовать основные положения, определяющие основные особенности государственного устройства РФ.