Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Этапы становления и развития автономных округов как субъектов Российской Федерации, государственное управление Ненецкого автономного округа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика федеративного устройства РФ 6
1.1. Правовой статус субъектов РФ 6
1.2. Историческое развитие автономных округов как субъектов РФ 11
Глава 2 Государственное управление Ненецкого автономного округа 15
2.1. Законодательная власть 15
2.2. Исполнительная власть 17
Заключение 27
Список литературы 29

  

Введение:

 

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства, которая отражает способ формирования территориальных единиц, образующих государство и способ распределения властной компетенции между центральными органами государства, и органами власти на отдельных территориях государства. По форме территориального устройства различают унитарные и федеративные государства. Унитарное государство характеризуется тем, что не имеет в своем составе самостоятельных территориальных единиц в вопросах управления. А федерация состоит из субъектов, которые обладают определенной самостоятельностью в решении вопросов управления, в частности в формировании органов управления, вопросов взимания налогов, управления имуществом и в других сферах, которые определены законодательством.
Российская Федерация по своему территориальному устройству относится к федеративным государствам. Она состоит из самостоятельных территориальных образований — субъектов федерации, которые наделены собственными полномочиями по осуществлению государственной власти, вправе образовывать собственные властные органы, устанавливать правовые нормы, взимать налоги. Разграничение компетенции между органами федерации и субъектов определяется на основании Конституции РФ . При этом по всем вопросам ведения, не поименованным в Конституции субъекты РФ обладают правом самостоятельного управления. Таким образом законодательство предоставляет субъектам РФ определенную свободу в осуществлении управления.
Система государственных органов в субъектах РФ строится по определенной общей модели, характерной для принципа разделения властей. В субъекте образуется законодательный — представительный орган, образуется система исполнительных органов. Кроме того в субъекте РФ предусмотрена должность высшего должностного лица, который выполняет общие, руководящие функции. Актуальность исследования системы государственного управления субъектов РФ заключается в том, что рассмотрение данного вопроса позволит определить каким образом в РФ реализуется модель федеративного устройства, какими возможностями в сфере власти и управления обладают субъекты РФ. Также и исторический аспект формирования субъектов федерации и в частности автономных округов является важным, поскольку позволяет проследить, на основе каких принципов осуществлялось формирование территориального устройства РФ.
Данная тема в достаточной степени изучена в литературе. В работах теоретиков по конституционному праву, таких как: Баглай М.В., Безруков А.И. описываются общие принципы федеративного устройства и также основы организации и деятельности органов власти субъектов РФ.
Объект исследования — отношения связанные с организацией власти и управления в субъектах РФ.
Предмет исследования — история развития и организация государственного управления в Ненецком автономном округе.
Цель работы — определить основные этапы становления автономных округов как субъектов РФ и проанализировать организацию государственного управления в Ненецком автономном округе.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:
• охарактеризовать общие принципы федеративного устройства и организации власти в субъектах РФ,
• рассмотреть этапы исторического развития автономных округов,
• проанализировать организацию законодательной и исполнительной власти в Ненецком автономном округе.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее закон об органах субъектов РФ).
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Носов С.И., Шахрай С.М. и др.
Методологию исследования составляют: описательный, системный, сравнительный и формально-юридический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что органы власти субъектов РФ постоянно осуществляют свою деятельность по решению вопросов управления. Изучение системы этих органов и принципов их работы позволит оценить реальную эффективность осуществления управления на соответствующей территории.
Новизна исследования заключается в выявлении основных практических проблем, возникающих при реализации органами власти субъекта РФ своих полномочий.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные особенности правового статуса автономных округов и в частности Ненецкого автономного округа можно прийти к следующим выводам.
1. История России как федерации достаточно невелика. Первый опыт образования федерации относится к началу ХХ века, когда после революции определялась форма нового государства. Затем, в силу образования СССР, Россия вошла в его состав на правах субъекта федерации, но централизация власти была очень высокой и фактически субъекты федерации не обладали самостоятельностью в вопросах управления. Существование РФ как самостоятельного федеративного государство было закреплено и оформлено в Конституции РФ с 1993 года.
2. Федеративное устройство РФ основано на принципах государственной целостности, единства системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий, равенства прав всех субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлена самостоятельность в решении всех вопросов управления которые не относятся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов. Для решения этих вопросов в каждом субъекте РФ образуется система органов власти, состоящая из высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного органа и системы исполнительных органов.
3. Орган законодательной власти субъекта РФ формируется на основе проведения всеобщих выборов на территории соответствующего субъекта. Он выполняет законодательные и представительские функции. Система органов исполнительной власти возглавляется высшим исполнительным органом. Эти органы выполняют функции исполнения нормативных актов субъекта РФ, составления бюджета и контроля за его исполнением, а также разработки основных направлений политики для осуществления управления на территории субъекта. Помимо решения вопросов относимых к исключительной компетенции субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта также образуют единую систему с федеральными органами власти в сфере решения вопросов совместной компетенции. Систему исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ.
4. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий взаимодействуют. Например представители одной системы органов могут участвовать в заседаниях, проводимых другими органами власти. Законодательный орган может участвовать в формировании исполнительного органа, если это предусмотрено актами субъекта РФ. Указанное взаимодействие осуществляется в целях повышения эффективности деятельности рассматриваемых органов.
5. Государственное управление в Ненецком автономном округе в целом соответствует общим принципам организации органов власти субъектов РФ, установленным федеральным законодательством. В округе образованы и действуют органы законодательной и исполнительный власти, Уставом округа они наделены всеми необходимыми полномочиями по реализации власти в округе. В пределах установленных Уставом осуществляется также взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти. К особенностям осуществления управления можно отнести тот факт, что высшее должностное лицо не избирается населением, а назначается Собранием депутатов при том, что выборная форма распространена для большинства субъектов РФ. Возможно данное решение принято в связи с небольшой численностью населения округа.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общая характеристика федеративного устройства РФ

1.1. Правовой статус субъектов РФ

В зависимости от степени самостоятельности в управлении административно-территориальных единиц выделяют унитарное и федеративное государство. Традиционно в литературе в качестве формы государственного устройства выделяют также конфедерацию, однако необходимо учитывать, что конфедерация не является государством, а представляет собой государственное образование.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают самостоятельностью в решении вопросов осуществления государственной власти. В унитарном государстве существует единая система органов власти, единое гражданство, единая система налогов и система законодательства. Органы государственной власти осуществляют управление территориальными единицами. Местные органы, создающиеся в границах областей, провинций и т д. подчинены центральной власти. Большинство всех государств унитарные. (Франция, Швеция, Норвегия и др.). Унитарное государство обеспечивает государственное единство. Управление в нем является наиболее простым. в то же время унитарные государства должны быть небольшими по площади, для того чтобы обеспечить эффективное управление из центра.
Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом и самостоятельностью в решении некоторых государственных вопросов. Федерация часто возникает на основании договора между самостоятельными государствами, которые объединяясь утрачивают часть своей самостоятельности и передают ее центральной власти.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Для федерации характерно существование двух систем государственных органов – федеральной и субъектов федерации, двух систем законодательства, в некоторых федерациях двойное гражданство. Для федерации характерно законодательное разграничение полномочий между центральными , федеральными органами и органами субъектов федерации. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
В зависимости от порядка образования субъектов федерации различают территориальные и национальные федерации. Территориальные федерации образуются сугубо по территориальному принципу в соответствии с определенным делением территории. Национально-территориальные федерации образуются как по территориальному, так и по национальному принципам, учитывая места проживания отдельных национальностей на территории государства.
В зависимости от объема полномочий выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным объемом полномочий. В ассиметричных федерациях некоторые субъекты имеют больший объем полномочий чем другие.
«Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство — важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые оптимально обеспечивали бы осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства» .
По своему территориальному устройству РФ является федеративным государством, то есть состоит из равноправных территориальных образований – субъектов федерации, обладающих некоторой самостоятельностью в управлении. На федеративный характер российского государства указывает первая статья Конституции РФ. Разграничение территории РФ на территории отдельных субъектов Федерации производится на основании двух принципов: национально-территориального и административно-территориального. Национально территориальный принцип отражает формирование субъектов федерации в зависимости от национальности граждан проживающих на той или иной территории (республики, автономные округа). Иные субъекты федерации (края области, города федерального значения) формируются без учета национальных особенностей в соответствии с административным делением. Общие принципы федеративного устройства РФ закреплены в основах конституционного строя. Ст. 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в РФ, а также равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Принцип единства системы государственной власти появляется в закреплении нескольких нормативных положений. Во первых, федеральные органы власть издают обязательные для исполнения на всей территории РФ нормативные акты. Во-вторых, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему. В-третьих,органы прокуратуры осуществляют централизованный надзор за исполнением законодательства всеми органами власти на территории РФ.
Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами означает что Конституцией РФ предусмотрены сферы исключительной компетенции РФ, сферы совместной компетенции и сферы самостоятельной компетенции субъектов РФ.
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при осуществлении государственного управления. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их правового статуса, возможности всех субъектов иметь собственную систему органов власти и собственное законодательство.
Федеративное устройство РФ более подробно определяется в гл. 3 Конституции РФ. Ст. 65 определяет состав федерации, перечисляя наименования субъектов РФ. Хотя территория РФ и поделена на территории субъектов, но границ между ними, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств не существует.
Автономные округа являются равноправными субъектами РФ и обладают возможностями формирования своих органов власти в соответствии с общими принципами организации, установленными федеральным законом.
Определяющими в вопросах разграничения полномочий между РФ и ее субъектами являются ст. 71 и 72 Конституции относящие те или иные вопросы государственного управления к ведению федерации и к совместному ведению федерации и субъектов. «Исключительная компетенция РФ обеспечивает высокую централизацию в тех областях и вопросах, на едином, общем решении которых зиждется само существование федеративного государства, его единство и характер которых по самой своей природе требует руководства и управления из единого центра. Не случайно здесь речь идет прежде всего о вопросах основ конституционного строя страны, прав и свобод человека, международных отношений, обороны и вооруженных сил, единства правовой, судебной и прокурорской систем, путей сообщения и федерального транспорта, федеральных энергетических систем, информации и связи, бюджетно-финансовом и таможенном регулировании и др» . Отнесение тех или иных сфер государственного управления к ведению федерации, совместному ведению или же к исключительному ведению субъектов РФ не только определяет какие вопросы вправе решать органы государственной власти субъектов РФ, но и определяют порядок принятия нормативных актов по этим вопросам.
Таким образом можно охарактеризовать основные положения, определяющие основные особенности государственного устройства РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы