Курсовая с практикой на тему Этапы становления делопроизводства в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ 6
1.1. Делопроизводство в Древнерусском государстве (X—XI вв.) и в период феодальной раздробленности (XI—XV вв.) 6
1.2.Особенности приказного делопроизводства 9
1.3.Коллежское делопроизводство 14
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНЦА XIX — XX ВВ. 17
2.1 Министерская система управления делопроизводства XIX — начала ХХ вв. 17
2.2.Развитие делопроизводства после 1917 г. 22
2.3.Современное делопроизводство в России 25
3.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность курсовой работы. Современное законодательство требует оформления огромного количества документов, которые фиксируют разные аспекты деятельности организации.
Изучение принципов регламентации делопроизводства без неразрывной, единой связи с историей её появления невозможно. С его началом связано возникновение современных принципов делопроизводства, огромное значение в появлении которого принадлежит разработке правил регламентации, которая характерна для времени петровских реформ.
В современное время организация работы с документами переживает новый подъем интереса к проблеме со стороны государственных структур, в т.ч. контролирующие и регулирующие органы. Регламентация документирования ведется в таких направлениях, как: стандартизация, законодательное регулирование, разработка нормативно-методических и нормативных документов общегосударственного действия.
Особенное внимание уделяется регламентации документирования: формируется законодательная база, нормативные документы, разработчики которых стараются, более отчётливо выразить принципы работы с документами, своей целью избрав выработку свода единых правил документирования.
Инструкции, постановления, законы и иные документы, которые содержат нормы документирования, нужны для профессиональной работы специалиста службы делопроизводства в компании, в связи с чем поэтому формирование нормативной и законодательной базы документов получает все большую актуальность.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что для того, чтобы понять современный процесс делопроизводства необходимо обратиться к его истории, рассмотреть процесс становления современной системы в России. Также, зная историю, можно проанализировать ее положительные и отрицательные стороны, а значит применить их в современном обществе.
Проблема. Недостаточная научно-теоретическая разработанность и отсутствие должного государственного внимания к созданию концептуальной базы и выработке единых подходов к организации документационного обеспечения управления влекут за собой различные отрицательные последствия, в частности, отрыв от международных правил и технологий, неэффективность и недостаточную ценность сохраняемых информационных ресурсов и т.д. Многоаспектный, межведомственный характер проблемы требует соответствующей организации фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, их координации и фиксирования.
Цель курсовой работы – изучить этапы становления делопроизводства в России.
Задачи курсовой работы:
– изучить делопроизводство в Древнерусском государстве (X—XI вв.) и в период феодальной раздробленности (XI—XV вв.),
– выявить особенности приказного и коллежского делопроизводства,
– рассмотреть министерскую систему управления делопроизводства XIX — ХХ вв.,
– изучить развитие делопроизводства после 1917 г.,
– определить особенности современного делопроизводства в России.
– рассмотреть порядок и принципы организации делопроизводства.
Объект курсовой работы – этапы становления делопроизводства в России.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе становления делопроизводства в России.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросы документирования и организации работы с документами в местных органах государственной власти, проблемы совершенствования делопроизводства изучались и многими другими исследователями, например, З.В. Бондаренко, М.В. Мурахиной, Н.Н. Мастеровой и С.Д. Дудник, Г.В. Поповым, В.Ф. Кузнецовой и Ю.В. Пришвой. Попытка обобщенного изложения вопросов исследования и разработки информационно-документационного обеспечения аппарата управления была предпринята В.И. Растегаевым.
Теоретические основы исследования. Для рассмотрения вопросов становления и организации делопроизводства использованы труды таких авторов, как: Варламова Л. Н., Быкова Т. А., Храмцовская Н. А., Ларин М. В., Янковая В. Ф., Кондакова Н. И., Кузнецов С. Л. и т.д.
Гипотеза – в РФ созрели необходимые предпосылки для широкого внедрения управления документацией в организациях для достижения эффективности управления и экономической деятельности организаций.
Методы курсового исследования. В работе были использованы следующие методы: диалектический и его принципы всесторонности, объективности, историзма и конкретности, а также общелогические методы (системный подход, обобщение, анализ).
Практическое значение исследования. Предпринятое исследование вводит в научный оборот новые материалы, восполняет пробел в изучении делопроизводства. Результаты диссертации могут быть полезны и при проектировании системы документационного обеспечения управления сегодня, особенно при сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении.
Источниковедческой базой исследования явились нормативные акты, постановления и распоряжения, регламентирующие вопросы делопроизводства на федеральном уровне. Весьма ценными источниками представляются общеотраслевые нормативные документы, издаваемые федеральными органами исполнительной власти России и другими ведомствами, касающиеся вопросов документирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Система делопроизводства в России прошла путь от старинных берестяных грамот до современного электронного документа. Время создания российской бюрократической системы, определившей работу с документами, относят к реформам Петра I. Тогда в структуре нового органа государственного управления, Сената, было выделено специальное подразделение — канцелярия, осуществлявшая контроль за ведением делопроизводства. Возглавлял ее секретарь, которому подчинялись регистраторы, архивариусы, писцы и переводчики. Работа каждого строго регламентировалась.
В 1811 г. вышел закон об учреждении новых органов управления- министерств. Помимо других вопросов закон определил и порядок ведения делопроизводства. Главная канцелярия получила статус департамента министерства. Она занималась делами министра и нескольких департаментов министерства. Внутри каждого департамента имелись свои канцелярии, в круг обязанностей которых входила работа с его документацией.
В министерстве была введена многоступенчатая система регистрации и учета документов, стал вестись журнал всех входящих документов. В каждом департаменте был аналогичный журнал учета, куда заносилась основная информация. Именно тогда впервые в исходящих документах появилась подпись лица, готовившего документ.
В первой половине XIX в. был распространен коллежский порядок ведения переписки. Его особенность состояла в том, что в начале документа излагалась вся предыдущая переписка. Позднее он был заменен составлением справки с краткими вставками из всех документов по этому вопросу — экстракта.
Манифестом от 08.09.1802 г. в России были созданы первые восемь министерств, взамен существующих Петровских коллегий: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, внешних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, государственное казначейство на правах министерства.
Министерства – в России центральные отраслевые учреждения, созданные в 1802 г., упраздненные после октября 1917 г. и восстановленные в 1946 г. коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. Смешение двух начал в системе управления порождало медлительность в разрешении дел, путаность делопроизводства. Манифест «Общее учреждение министерств» продолжал оставаться основным законодательным актом, определяющим существование министерств вплоть до октября 1917 г.
После 1917 г. порядок делопроизводства значительно упростился. В 20-х гг. произошел переход на карточную систему регистрации документов. Появились первые государственные стандарты на бланки учреждений и формы (деловое письмо, протокол заседания и т. п.).
Таким образом, делопроизводство прошло сложный путь зарождения, начиная с простейших форм документации и заканчивая детально регламентированным государственным делопроизводством. При этом, делопроизводство на этом этапе стало важнейшей частью государственного управления.
Фрагмент текста работы:
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
1.1. Делопроизводство в Древнерусском государстве (X—XI вв.) и в период феодальной раздробленности (XI—XV вв.)
Один из вопросов, который вызывает огромный интерес у архивистов, историков, специалистов-документоведов, – видовой состав документов, его изменения в разные периоды, трансформации документов, развитие и становление систем документации. Важность документирования процессов, фактов осознана была как историческая необходимость – желание в памяти потомков сохранить деяния предков, а также как потребность зафиксировать информацию для управления структурами, регулирования их деятельности.
Делопроизводство – сфера деятельности, которая обеспечивает организацию и документирование работы с документами. Информация, которая содержится в документах, нужна для стабильного функционирования каждой организации. На ее основании принимаются управленческие решения.
Навыки работы с документами вырабатывались и складывались на протяжении веков. Появились документы с возникновением письменности. Документ – латинское слово, в переводе – «свидетельство», «поучительный пример». Развивалось делопроизводство вместе с обществом, законы писались с развитием государств.
Изучение начать можно от Шумерской письменности, где на глиняных табличках, которые датированы III тысячелетием до н.э., оформлялись документы, которые содержали информацию о законах Шумеры и коммерческих сделках. Это доказательство практики управления и существования делопроизводства еще в древнем мире.
Дошедшие до нашего времени письменные документы свидетельствуют, что при формировании и расцвете Древнерусское государство имело письменность, которая применялась для документирования частной жизни (к примеру, письма на бересте новгородцев), охраны собственности (вкладные, жалованные грамоты), правовых отношений.
Во время феодальной раздробленности (XIII—XV вв.) развитие феодальных отношений фиксировалось в частноправовых актах (к примеру, купчие грамоты на землю и другое имущество; кабалы закладные, заемные, служилые на заем денег, недвижимого и движимого имущества; отпускные грамоты при отпуске на свободу; грамоты на продажу в рабство и т.д.).
Между княжествами отношения закрепляются в договорах удельных и великих князей. Созданы письменные памятники права — судные грамоты. Управленческие решения верховная власть подчиненным фиксировала в указных грамотах. В судебной Деятельности составлялись: правовые грамоты, судные списки, мировые, бессудные грамоты.
Вся работа с документами осуществлялась специальными должностными лицами, которые имели небольшой штат помощников. В XIV в. тех людей, которые профессионально занимались работой с документами, называли дьяками.
Писали документы на пергаменте. Это был достаточно дорогостоящий материал. Изготовляли его из телячьей или козлиной кожи, лучшие сорта доставлялись из Греции и ганзейских городов. Утративший значение и ценность текст счищали, а лист пергамента использовали заново.
Данный период характеризуется накоплениям традиций в сфере составления документов: создают формуляры документов, устанавливают приемы их удостоверения – печати, скрепы, подписи, появляются стадии написания документа — беловик и черновик.
Но говорить о делопроизводстве, как о системе приемов и правил работы с документами, еще пока нельзя. Это период накопления обычаев и традиций в работе с документами.
Человечество развивалось, после рисунков на скалах появилась письменность, укреплялись позиции государств и внутригосударственных коммуникаций и межгосударственных связей. Это привело к появлению делопроизводства и развитию документооборота. В документах отражали денежные займы, фиксировали права на частную собственность, разные завещания, соглашения, указы правителей.
С появление канцелярии при великом князе создается архив. С к. XV в. появляются копийные книги, которые составили Литовскую Метрику — основу государственного архива ВКЛ. В эти книги вносилась большая часть документов, которые изготавливались в великокняжеской канцелярии – так проводилось страхование документов на случай потери и при их выдаче частным лицам, создавался архивный фонд.
В ХV-ХVI вв. создаются формуляры-образцы документов, по которым писали акты.
Особенность организации государственного власти и управления породила большое многообразие в формах документирования. Большая часть документов, которые создавались в ВКЛ, имела общее название «лист», которое в то время использовалось практически для всех видов документов.
Долгое время законы ВКЛ оформлялись в форме великокняжеских грамот (привилеев). Готовились привилеи в государственной канцелярии, потом редактировались князем, утверждались и переписывались приложением печати государства, а позднее подписи князя.
Документирование деятельности сеймов отражение нашло в сеймовых постановлениях. Более распространенное название сеймовых постановлений с XVI в. — «уфалы» («ухвалы»), «универсалы». С сер. XVI в. встречается название «конституция», которое в ХVII-ХVIII вв. стало господствующим. Подразделялись постановления сеймов на временные и вечные, на общие и для сословий.
Сеймовые постановления, статуты, семские привилеи – основные законодательные акты ВКЛ, но документирование законодательной деятельности только данными видами документов не ограничивалось.
Подготовка документов, которые создавались в центральном аппарате ВКЛ, работа с теми документами, которые поступали в центр, возложена была на государственную канцелярию.
Во главе канцелярии – канцлер. Он – хранитель большой государственной печати, которой скреплялись более важные акты. Из-за расширения делопроизводства, а также необходимости нахождения хранителя печати при дворе государя для утверждения документов, в 1566 г. введена была должность вице-канцлера (подканцлера) – заместителя канцлера, хранителя малой печати, который должен сопровождать князя во время его отъездов из столицы.
В канцелярии под началом подканцлера и канцлера работали секретари, регенты, писари, дьяки, «толмачи» (переводчики).
Делопроизводство дореволюционной России включает три этапа:
– приказное делопроизводство (XVI — XVII в.);
– коллежское делопроизводство (XIII в.);
– исполнительное делопроизводство (XIX — начало XX в.).
1.2.Особенности приказного делопроизводства
Как система государственное делопроизводство складываться начинает с образования Русского централизованного государства в к. XV в. и начала процесса формирования аппарата государственного управления, который необходим для регулирования политической и хозяйственной жизни государства. Система государственных учреждений того периода в себя включала: законодательный высший орган — Боярскую думу, исполнительные центральные органы — приказы, на местах — приказные избы (земская, съезжая, губная и др.).
Период XVI-XVII вв. назвали «приказного делопроизводства» по названию государственных первых учреждений — приказов.
Как отраслевые центральные органы государственного управления, которые являлись исполнительными органами решений Боярской думы и Великого князя, сформировались не сразу. Из личных приказов (поручений) Великого князя боярам и князьям появились «дворы» или «избы». В сер. XVI в. они преобразованы в центральные постоянно действующие учреждения — приказы с конкретным кругом задач, структурными самостоятельными подразделениями, отдельным штатом служилых людей (подьячими, дьяками), а также определенной системой делопроизводства.
Приказ возглавлял приказной судья, в его подчинении – дьяк (могло быть их несколько) и подьячие, которые подразделялись на «старых», «средней руки» и «молодших». Структурные подразделения приказов – повытья или столы. В приказах принцип принятия решений — единоначальный или коллегиальный — до сих пор в научной среде вызывает споры, которые начались в XIX в.
Организация работы с документами во время приказного делопроизводства проводилась следующим образом. Ответственность за работу с документами (делопроизводство) возложено на дьяка. При поступлении на документе делалась отметка о дате получения (на оборотной стороне). Дьяк на документе проставлял резолюцию (помету), после чего документ отправляли в соответствующий стол, где проводилась подготовка ответного документа: средним подьячиим подбирался справочный материал, делались запросы в иные учреждения, потом старый подьячий составлял ответный документ, который передавал дьяку. Дьяк, при необходимости, вносил поправки, «чернил» проект, отправлял его на доработку или же молодым подьячим для переписки набело текста.
Потом беловой экземпляр сверяли с черновиком и удостоверяли «справой» (подписью) подьячего, которая означала ответственность подьячего за соответствие черновику беловика, но юридическую силу документу не придавала. Документ ее обретал после «приписи» дьяка. После этого документ отправлялся по назначению. Черновик оставляли в приказе в качестве копии ответа (отпуска).
Удостоверение документа в XVI—XVII вв. было достаточно своеобразным. Ни бояре, ни царь собственные подписи не ставили на них. Исключение – договорные грамоты с иными государствами.
Дьяк ставил свою подпись («припись»), на оборотной стороне документа по слогам, по местам склейки листов, так, чтобы буквы подписи захватывали оба конца листов. Этот способ подписания обеспечивал защиту документа, осложнял их фальсификацию. Узаконен он был Судебником 1550 г. Право «приписи» иметь мог и старший подьячий.
Писался текст на узких полосках бумаги (15—17 см) на одной стороне; оборотная сторона применялась для адреса, резолюций, помет. Вместо пергамента бумага применялась в России с XV в., привозили ее из Западной Европы. Производство бумаги в России началось только во 2-ой половине XVII в. Если текстом занималось несколько листов, то их склеивали в ленту по узкому краю, иногда достаточно большой длины (к примеру, Соборное уложение 1649 г. имело длину 309 м), которую скатывали в свиток – «столбец». Место склеивания листов – «сстав».
Использовались столбцы и для формирования документов в дела. В данном случае в начале столбца помещался инициативный документ (память, челобитную и т.д.), за которым подклеивались иные документы, которые возникали в процессе рассмотрения дела (выписки, сказки, расспросные речи и т.д.). Сохранились столбцы, которые представляют собой конгломераты тех документов, которые подклеены без системы по мере их накопления, т.е. для учреждений XVI—XVII вв. была характерна «столбцовая техника делопроизводства».
В приказах вместе со столбцами применялись тетради и книги. К примеру, в приказах велись писцовые книги, списки бояр (боярские книги). Ветхие столбцы переписывали в тетради. Но тетради и книги для делопроизводства XVI—XVII вв. характерны не были. Большая часть всех решаемых дел оформлялась столбцовым способом, который, несмотря на неудобства, сохранялся до петровских реформ.
Документирование деятельности государственных учреждений XVI—XVII вв. проводилось в конкретных разновидностях и видах документов.
От верховной власти в лице Боярской думы и царя подчиненным направляли приговоры, указы и грамоты Боярской думы. Приказы между собой сообщались памятями, направлялись подчиненным. В приказы из местных учреждений посылали отписки. Форма письменного обращения в государственные учреждения частных лиц– челобитные.
Также существовали системы документации, где фиксировались функции управления: дипломатическая, военная, хозяйственного и бухгалтерского учета и т.д. К примеру, дипломатические отношения с иностранными государствами оформлялись грамотами, договорами главам государств, грамотами на проезд по территории государства и т.д.; учетные данные вносили в книги: переписные, дозорные, писцовые и т.д.; хозяйственный учет требовал сметных списков, специальных книг по учету; судебная деятельность отражение нашла в судебных и правовых грамотах, судных списках, судебных приговорах, сыскных, сказках, пыточных, расспросных речах.
Документ данного периода – сплошной текст, реквизиты в нем не выделялись. Но в отдельных документах можно проследить некоторую последовательность в их расположении. Поэтому выявить вид документа XVI—XVII вв. можно лишь после прочтения текста, а также выявления расположения реквизитов, наличия словесных устойчивых формулировок.
К примеру, начинались многие грамоты с указания автора — царского титула, потом указывался адресат — лицо или группа лиц, проставлялась дата после текста — «Писана на Москве в 7168 г.». Приговоры, обычно, начинались с даты составления — «Лета 7261 г.», далее – царский титул. В приговоре – словесная формула — «Царь-государь указал, а бояре приговорили».
Наличие правил оформления и составления документов, которые придавали им устойчивую форму, привело к возникновению «образцовых» книг, которые включали образцы многих видов документов.
В делопроизводстве приказов формируются традиции хранения документов. Появляется учет и описание документов. Составляются описи документов. Огромный интерес имеет «Опись царского архива». Из нее можно узнать о видах документов, развитии изобразительного документирования — картах, чертежах. К описям документов в XVII в. составляли для наведения справок о документах указатели, в т.ч. «азбуки» (личных имен).
Кроме приказных подьячих и дьяков составлением документов занимались «площадные подьячие», которые за плату составляли челобитные и иные документы в государственные учреждения от частных лиц. Регулировалась деятельность «площадных подьячих» Соборным уложением 1649 г.
Главная особенность приказного делопроизводства в том, что его организация главным образом основывалась на нормах обычного права, т.е. на тех обычаях, традициях, которые передались из поколения в поколение в устной форме служилыми приказными людьми.
В 1550 г. издан был Судебник, который представлял собой акт кодификации правовых отношений; в 1649 г. Земским собором утверждается Соборное уложение. Данные законодательные акты, определяя организацию деятельности судебных органов, регламентировали правила оформления, состав документов, порядок их рассмотрения, ответственность должностных лиц за недобросовестную работу с документами, а также меру ответственности за нарушения.