Курсовая с практикой на тему Этапы и факторы формирования ассортимента розничного торгового предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Ассортимент и его значение в деятельности торгового предприятия 5
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров 5
1.2 Свойства и значение ассортимента 10
Глава 2. Формирование ассортимента розничного торгового предприятия 12
2.1 Понятие и сущность формирования ассортимента. Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента торгового предприятия 12
2.2 Этапы формирования товарного ассортимента 15
Глава 3. Совершенствование формирования ассортимента в торговом предприятии на примере магазина «Рыбацкая жилка» 20
3.1 Общая характеристика магазина «Рыбацкая жилка» 20
3.2 Анализ особенностей формирования ассортимента товаров в магазине «Рыбацкая жилка» 21
3.3 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента в магазине «Рыбацкая жилка» 25
Заключение 28
Список использованной литературы: 30
Введение:
Актуальность исследования. Главным условием успешной продажи товаров, начиная от мелких торговцев и заканчивая руководителями современных супермаркетов, считается насыщения широким и разнообразным ассортиментом товаров. Прогрессивные тенденции современного рынка привели к ситуации, когда количество производителей и производство продукции растет, расширяется и обновляется ассортимент — и через такое товарное разнообразие потребитель сталкивается с проблемой выбора товаров, а розничные предприятия — с реализацией своей продукции. Возникает проблема: найти такой маркетинговый подход, который бы дал возможность определить, какие именно товары необходимы потребителю на данный период времени, гармонично соединить их спрос с целями и задачами предприятия.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждой из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.
Ассортиментная структура спроса городского и сельского населения, а также населения отдельных районов государства обладает особенностями, вызванными географическими, климатическими, национальными и другими факторами. Даже в пределах одного города отдельные магазины (большие или малые, в центре или окраине) имеют особенности в структуре спроса населения.
Для принятия управленческих решений работникам торговли и промышленности нужна разная информация о спросе и факторах, которые его формируют, по всему ассортименту товаров. Каждое звено аппарата управления в зависимости от характера принимаемых решений, выдвигает особые требования к объему, составу и качеству информации, на основе которой принимаются решения.
Факторы, которые влияют на потребителя определяют его поведение на товарном рынке. Такими факторами выступают качество и цена продукта, степень коммуникационного воздействия. Естественно, что от поведения потребителя в большой степени зависит и политика производителя, который должен, если не руководствоваться поведением потребителя, то хотя бы учитывать ее.
Проблемы анализа формирования товарного ассортимента, их принципы исследовались зарубежными и отечественными учеными: М. Коуплендом, Л. Баклин, Г. Армстроном, Ф. Котлер, Дж. Сондерсом, В. Вонгом, М. Леви, А. Волчанка, А. Павленко, С. Горковенко, В. Кардашем, В. Липчук и другие. В их трудах основательно освещена характеристика, классификация, структура, критерии оценки товарного ассортимента.
Объектом данной курсовой работы был выбран магазин «Рыбацкая жилка», который находится по ул. Мира, 1. Магазин занимается розничной продажей товаров для рыбалки.
Предмет исследования — особенности управления ассортиментом в торговом предприятии.
Целью курсовой работы является исследование принципов формирования ассортимента в магазине.
Цель работы предполагает выполнение следующих задач:
1. Изучить понятие, классификацию и свойства ассортимента товаров;
2. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров;
3. Охарактеризовать пути совершенствования методов формирования товарного ассортимента;
4. Исследовать формирования ассортимента на предприятие;
5. Осветить процесс планирования товарного ассортимента и управления товарным ассортиментом.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Заключение:
Ассортиментная политика торгового предприятия — это целенаправленная деятельность в сфере товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Формирование ассортимента — это целенаправленная деятельность торгового предприятия по подбору, обеспечению и поддержке групп, видов и разновидностей товаров в соответствии с общественно необходимыми потребностями, потребительским спросом.
Удовлетворения потребительского спроса является главной целью формирования товарного ассортимента. Он должен соответствовать запросам потребителей с учетом ассортиментной структуры. Ha основание изучения спроса принимаются решения — что закупать и предлагать клиентам, в каком объеме и ассортименте.
Использование рыночных принципов для формирования и оптимизации ассортимента связано с введением в деятельность предприятий системного подхода с определенными целями и задачами. Основу формирования и оптимизации ассортимента должны составлять систематический сбор и анализ информации о реальной структуре потребностей потребителей, реальных производственных, финансовых и кадровых возможностей предприятия.
Исследование товарной политики в магазине «Рыбацкая жилка» показало, что важным условием поддержания оптимальной товарной политики является соблюдение процедуры анализа. Доля запасов рыболовного оснащения в магазине «Рыбацкая жилка» характеризуется тенденцией к увеличению. Ассортимент товаров достаточно разнообразен и представлен производителями как отечественного, так и зарубежного производства. Для повышения эффективности формирования товарной политики в магазине «Рыбацкая жилка» необходимо придерживаться следующих требований:
— Четко реагировать на изменения спроса населения или на сезонные колебания;
— Обеспечивать с помощью соответствующего подбора товаров условия для роста товарооборота и повышение эффективности работы магазина;
— В магазине должен быть представлен широкий ассортимент товаров, который допускается наличием оборотных средств, объемом товарооборота и нормативами товарных запасов, с включением при этом в ассортимент сопутствующих товаров.
Для осуществления всего вышесказанного надо всегда быть в курсе всех изменений на рынке товаров, совершенствовать как ассортимент товаров, так и практические навыки всего персонала; искать новые перспективные методы проведения товарной политики, используя, при этом, совершенные ретроспективные пути. Необходимо заметить, что сегодня главное внимание уделяется конкурентоспособности, рыночной новизне, полноте ассортимента, рекламе, уровню послепродажного сервисного обслуживания. Поэтому в конкурентной борьбе выигрывает тот из конкурентов, кто способен предложить более конкурентоспособный товар с широким комплексом услуг.
В заключение проведенной работы был предложен ряд мероприятий по решению проблем, связанных с общей системой формирования товарным ассортиментом в магазине «Рыбацкая жилка», которые необходимо применить на практике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ассортимент и его значение в деятельности торгового предприятия
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
Ассортимент является одной из важнейших характеристик деятельности торгового предприятия. Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, сырью, способу производства и т.п.). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы.
С экономической точки зрения ассортимент — это, прежде всего отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности отраслей и предприятий, производящих товары, т.е. это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий [6, с. 85]. Но ассортимент представляет собой и логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Благодаря этому ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и потребительского спроса.
Ассортимент товаров — это совокупность их видов, разновидностей и сортов, сочетающихся по определенному признаку.
В таблице 1 систематизированы точки зрения
Классифицируют ассортимент товаров по различным признакам. В зависимости от места нахождения и уровня подготовки к потреблению и использованию различают производственный и товарный ассортимент [2, c. 37].
Производственный ассортимент — это перечень товаров, которые выпускают промышленные или сельскохозяйственные предприятия. Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит от характера отрасли, степени специализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенный рынок (региональный, национальный, международный). Товары, производственного ассортимента требуют участия торговых предприятий по доведению продукции до конечного потребителя.
Торговый ассортимент — это ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он включает две большие товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из этих отраслей делится на товарные группы, состоящих из товаров, объединенных определенным признакам (однородностью сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента и др.) [13, c. 69].
В зависимости от вида потребительского спроса различают постоянный и переменный ассортимент товаров.
Постоянная часть ассортимента связана с твердосформированным спросом. Товары, на которые есть твердосформированный спрос, должны обязательно присутствовать в составе ассортимента.
С переменной частью ассортимента связан альтернативный и импульсный спрос. Особенности этих видов спроса требуют максимальной разновидности ассортимента, систематического его обновления. Покупатели охотно посещают магазины, в которых постоянно появляется что-то новое, интересное для выбора. Но меняя ассортимент тех или иных товаров, следует хранить постоянные, неизменные признаки: размеры, рост, полноту. Правильное сочетание постоянного и переменного ассортимента создает условия для более полного удовлетворения спроса покупателей [14, c. 51].
Торговый ассортимент имеет такую специфическую характеристику как совместимость (сбалансированность). Совместимый ассортимент — это результат логического и последовательного сочетания различных товарных групп в соответствии с целями торгового предприятия и возможностями рынка [18, c. 53].
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, куда входят товары, однородные по признаку единства производственного происхождения (например, обувь кожаная, текстильная, резиновая и т.п.). Каждая подгруппа состоит из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские). Товары каждого вида делятся по определенным признакам (артикулам, сортам и др.) на разновидности.
Имея в виду распределение товаров на группы, подгруппы и виды, ассортимент товаров тоже разделяют на групповой и внутренне групповой (развернутый).
Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуры предприятия. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент -детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностями товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с широтой и глубиной ассортимента. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а глубина — количеством разновидностей товара в пределах каждой товарной группы. Чем больше товаров различных наименований в определенной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире [21, c. 42].
В зависимости от широты охвата товаров различают виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах (оптовые базы и крупные универмаги).
Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков, которые удовлетворяют аналогичные потребности (одежда, обувь, игрушки и т.д.).
Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, является основной частью группового ассортимента.
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия 5
1.1 Сущность управления ассортиментом розничного торгового предприятия 5
1.2 Планирование ассортимента розничного торгового предприятия 9
2 Этапы и факторы формирования ассортимента розничного торгового предприятия на примере ООО «АРБОЛЕДА» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 12
2.2 Анализ существующей системы формирования ассортиментом 13
3 Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента ООО «АРБОЛЕДА» 21
3.1 Предложения по улучшению формирования ассортимента ООО «АРБОЛЕДА» 21
3.2 Эффективность предложенных мероприятий 22
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 28
Введение:
Роль процесса управления ассортиментом заключается в умелом сочетании финансов компании с ассортиментной политикой компании, что обеспечивает рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика компании служит руководством для руководства, общему курсу которого должна следовать компания, что в свою очередь позволяет сотрудникам компании ориентировать свою работу в наиболее выгодных направлениях. Правильный выбор управления ассортиментом компании служит своеобразной гарантией того, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом компании всегда актуальна.
Объектом исследования является ООО «АРБОЛЕДА».
Предметом исследования являются вопросы теории и практики управления ассортиментом товаров на предприятии.
Цель работы – провести анализ управления ассортиментом продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность управления ассортиментом;
представить краткую организационно-экономическую характеристику компании;
провести анализ существующей системы управления ассортиментом;
разработать новую стратегию управления ассортиментом;
дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам теории организации производства, создания и функционирования систем качества и ассортимента, обеспечения выпуска высококачественной продукции: Басовского Л.Е., Ермасовой Н.Б., Исаева Р.А., Карасевой И.М., Мизиковского Е.А., Шевчука Д. и др.
Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного, логического и системного анализа, экономико-математического и организационного моделирования.
В процессе работы над исследованием были использованы материалы, опубликованные в зарубежной и отечественной печати, методические разработки, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Грамотно выбранная ассортиментная политика является основательным инструментом управления и базирования компании на рынке.
Товарный ассортимент организации должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Качественно разработанная ассортиментная политика позволяет не только модернизировать процесс обновления ассортимента товара, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности. Развитие и реализация ассортиментной стратегии политики необходимы для определения условий экономичной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в формирование бизнеса.
ООО «АРБОЛЕДА» осуществляет следующие виды деятельности:
розничная торговля;
производство дверей.
На сегодняшний день ООО «АРБОЛЕДА» разработало следующие коллекции дверей:
1. Гранд.
2. Тренд.
3. Сигма.
4. Антик.
5. Престиж.
6. Квадро.
7. Классика.
8. Модерн.
9. Стиль.
10. Элит.
11. Оптимум.
Авс анализ ассортимента – это один из ключевых анализов, который распределяет ассортимент любого предприятия.
Группу А составляют Раздвижные межкомнатные двери и Распашные межкомнатные двери, группу Б – Внутренние двери-книжки, группу В – Складные межкомнатные двери и Стеклянные межкомнатные двери.
В целях расширения ассортимента ООО «АРБОЛЕДА» предлагаем наладить производство межкомнатных дверей из экошпона.
Экошпон — это технологичный многослойный материал нового поколения CPL (означает «ContiniousPressure Laminates», то есть, подвергнутый продолжительному прессованию), который получается из древесных волокон и синтетического связующего. Он отличается экологичностью, натуральностью, высокой степенью практичности. Стойкость к истиранию, к механическим воздействиям выгодно выделяют его из среды более дорогостоящих собратьев.
Можно сделать вывод, что проект является эффективным, т.к. показатель ЧДД больше 0, показатель ИД больше 1, а срок окупаемости проекта меньше нормативного срока окупаемости и составляет 2 года и 8 месяцев.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы формирования ассортимента розничного торгового предприятия
1.1 Сущность управления ассортиментом розничного торгового предприятия
Ассортимент — это соотношение различных видов продукции, услуг и товаров на коммерческих и производственных предприятиях, а также перечень разновидностей продукции и товаров, отличающихся определенными характеристиками .
Ассортимент продукции — это набор продуктов, которые объединены в соответствии с одним конкретным признаком или набором признаков. Для изучения и упорядочения формирования ассортимента принято классифицировать его по следующим признакам. В зависимости от местонахождения товаров существует различие между производством, торговлей и спектром услуг. Производственный ассортимент — это ассортимент продукции, выпускаемой непосредственно производителем, исходя из его производственных возможностей .
Предприятия, производящие сами товары, в большинстве своем имеют ограниченную ассортиментную матрицу товарных единиц, поэтому данный фактор дает им возможность совершенствовать технологию своего производства, повышать качество выпускаемой продукции, а также совершенствовать ассортимент выпускаемой продукции.
Поэтому продукты, которые они производят, должны быть дополнительно отсортированы в соответствии с требованиями торговли. Такая сортировка чаще всего применяется на оптовых предприятиях, так как там производится основная часть товаров широкого ассортимента .
Торговый ассортимент относится к группе товаров, реализуемых в розничной и оптовой сети. По сравнению с производственным ассортиментом, торговый ассортимент состоит из продукции разных производителей, за исключением магазинов, реализующих продукцию только одного производителя. Формирование торгового ассортимента осуществляется с учетом спроса и назначения, целевого рынка товаров .
Торговый ассортимент делится на две товарные отрасли: производственную и непроизводственную. Каждая группа подразделяется на продуктовые группы, в которые входят продукты, сгруппированные по ряду признаков (однородность сырья, потребительское назначение, уровень сложности ассортимента). Товарные группы подразделяются на товарные подгруппы, к которым относятся продукты, однородные по признаку единства происхождения продукции. Каждая из подгрупп формируется из различных видов продукции. Внутри каждого типа продукта могут быть различия в определенных характеристиках, то есть они могут быть разделены на разновидности .
По широте охвата продукции различают простой, сложный, расширенный и смешанный ассортимент. Простой ассортимент-это ассортимент продукции, представленный небольшим количеством групп, наименований и типов, удовлетворяющих ограниченному числу потребностей. Например, ассортимент молочного магазина, ассортимент алкогольного магазина и т. д.
Комплексный ассортимент — это ассортимент продукции, представленный значительным количеством групп, разновидностей, наименований и видов, отличающихся по исходным материалам, конструкционным и другим характеристикам, а также удовлетворяющих различные потребности человека. Например, ассортимент современных супермаркетов и универмагов, таких как Лента, Метро и др.