Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения геометрического материала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников в процессе
изучения геометрического материала. 6
1.1. Эстетическое
воспитание, сущность и составляющие компоненты.. 6
1.2.
Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.. 12
1.3. Эстетическая
составляющая содержания геометрического материала. 20
Выводы по первой
главе. 24
Глава 2.
Методические аспекты эстетического воспитания младших школьников в процессе
изучения геометрического материала. 26
2.1. Диагностика
уровня эстетической воспитанности младших школьников 26
2.2. Анализ
результатов диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников. 29
2.3. Методические
рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников в процессе изучения
геометрического материала. 38
Выводы по второй
главе. 44
Заключение. 46
Список литературы.. 48
Приложение. 51
Приложение 1. 51
Введение:
Актуальность
темы исследования. Эстетическое воспитание является частью
воспитательно-образовательного процесса личности. Особую важность приобретает
эстетическое воспитание в курсе обучения в начальной школе. Основной
педагогической задачей при работе с детьми младшего школьного возраста
становится приобщение детей ко всему прекрасному, к красоте внешней и
внутренней. При этом можно отметить особое значение эстетического воспитания в
личностном развитии детей, что объясняется тем, что такое воспитание
способствует формированию многогранной личности.
Каждая область человеческой жизнедеятельности находит свое
отражение в эстетическом воспитании, которое способствует формированию
характера личности, творческих способностей. При этом влияние эстетического
воспитания сказывается на всех сторонах общественной жизни:
культурно-просветительской, профессиональной, научной, образовательной и многих
других.
Изучением вопросов эстетического воспитания детей занимались
многие авторы, исследователи, педагоги. К их числу можно отнести Б.Г. Ананьева,
А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова. Особую роль в этом воспитании имеет период
младшего школьного возраста. Данный период является сензитивным для
эстетического воспитания, так как именно тогда происходит формирование основа
межличностных отношений между детьми и взрослыми, формируются нравственные
качества и мотивы поведения. В данном периоде у детей складывается определенный
взгляд на мир, формируются определенные эстетические качества.
В процессе эстетического воспитания дети учатся познанию
природы и искусства, учатся видеть прекрасное и красоту. При этом в личностном
плане у детей формируются такие черты как художественный и эстетический вкус,
эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть и чувствовать
красоту и гармонию и эстетически её оценивать.
Задачей педагога в эстетическом воспитании детей является демонстрация
учащимся начальной школы окружающего мира с чувственной и
художественно-творческой стороны.
В условиях современного информационного общества проблема
эстетического воспитания подрастающего поколения относится к одним из главных
для области образования.
.Опираясь на требования ФГОС НОО можно сделать вывод, что общеобразовательное
учреждение должно способствовать развитию у обучающихся художественного вкуса,
учить анализировать явления с позиции
эстетики, создать условия для нравственного развития личности
Приобщение школьников к красоте способствует их духовному обогащению,
вызывает у них желание создавать прекрасное в разных видах деятельности. Принято
считать, что эстетически воспитывать школьников в основном целесообразно на
занятиях по предметам гуманитарного цикла. Однако и естественно-математические
дисциплины, в том числе и математика, обладают значительным эстетическим
потенциалом.
Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников
средствами математики обусловливает необходимость теоретического и экспериментального
исследования процесса развития эстетической культуры обучающихся при изучении
математики с целью определения конкретного геометрического материала, направленного
на формирование у учащихся эстетических представлений.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – эстетическое воспитание
младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Цель
исследования – теоретически обосновать и опытным путем доказать
необходимость проведения работы по эстетическому воспитанию младших школьников
в процессе изучения геометрического материала.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать эстетическое
воспитание, сущность и составляющие компоненты.
2. Проанализировать
психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.
3. Выявить эстетическую составляющую
содержания геометрического материала.
4. Провести диагностику уровня
эстетической воспитанности младших
школьников.
5. Проанализировать результаты
диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников.
6. Разработать методические
рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников в процессе изучения
геометрического материала.
Методы
исследования:
анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования,
систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение педагогического
опыта; проведение экспериментальной работы, качественный и количественный
анализ результатов экспериментальной работы.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
В результате выполненной работы были получены следующие
результаты:
1. Теоретический анализ структурных компонентов эстетического
воспитания личности позволил сделать вывод, что эстетическое воспитание младших
школьников предполагает формирование у учащихся начальных эстетических
представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также
многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений
действительности и произведений искусства. На этой основе у младших школьников
формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности,
интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой
деятельности, эстетическому поведению.
2. В результате анализа психолого-педагогической литературы
нами выявлены особенности эстетического развития младших школьников
(превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность,
восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность
внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса
эстетического воспитания учащихся данного возраста.
3. Было определено, что эстетическое воспитание на уроках
математики в начальной школе имеет ряд особенностей: во-первых, оно позволяет
использовать произведения искусства для этой цели в контексте изучения
практически любой темы, поскольку математические основы существуют практически
в любом виде искусства, и их самостоятельное открытие ребенком позволит ему
проявить активность личности, необходимую для эффективного эстетического
воспитания. Во-вторых, специфика организации эстетического воспитания на уроках
математики в начальной школе во многом зависит от креативности и уровня
эстетического развития самого учителя, так как в последние годы появилось много
инновационных подходов в этой области, соответственно, эффективность
эстетического воспитания младших школьников на уроках математики зависит от их
правильного применения учителем.
4. На данном этапе исследования был выбран и
охарактеризован необходимый диагностический инструментарий для проведения
диагностики уровня развития эстетической воспитанности у детей младшего
школьного возраста. Для определения уровня эстетических знаний мы использовали
методику «Я и мир» И.Г. Алмазовой. Для выявления уровня развитости
эстетического восприятия младших школьников мы использовали методику И.А. Медведевой.
Для определения уровня эмоциональных проявлений, как показателя способности к
эмоциональной отзывчивости младших школьников, мы использовали
«Художественно-экспрессивный тест» Т.А. Барышевой. В работе приняли участие 25
учащихся 4 «Б» класса.
5. По результатам проведенных диагностических методик можно
отметить, что в исследуемой группе учащихся начальной школы преобладает средний
уровень развития эстетической воспитанности. Диагностика уровня развития
эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста позволила нам
выявить необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на
развитие эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста с
использованием геометрического материала.
6. Были разработаны методические рекомендации по
развитию эстетической воспитанности у
детей младшего школьного возраста с использованием геометрического материала.
Представленные материалы могут быть использованы педагогом начальных классов
при развитии эстетической воспитанности у детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы эстетического
воспитания младших школьников в процессе изучения геометрического материала
1.1. Эстетическое воспитание, сущность и
составляющие компоненты
Эстетическое воспитание опирается на такие основные понятия
как «эстетика» и «воспитание». Исследованием данных понятий и их содержания
занимались многие авторы, педагоги и исследователи, в том числе: А.А. Радугин,
И.Н. Титаренко, Н.Г. Коренистова, В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Л.И.
Маленкова, В.В. Бычков и многие другие авторы.
Рассмотрим понятие «эстетика» в различных исследованиях. С
точки зрения В.В. Бычкова, можно отметить, что эстетика рассматривается как
процесс материально-духовных человеческих чувств и эмоций, в соответствии с
которыми может развиваться наивысшая форма существования, а также осмысленная
позиция человека к жизни [6]. В исследованиях А.А. Радугина отмечается понятие «эстетика».
В соответствии с мнением автора под этим понятием можно понимать определенную
науку, которая опирается на законы художественно-эстетического наблюдения за
окружающей действительностью со стороны человека [23].
По мнению И.Н. Титаренко понятие «эстетики» можно
рассматривать в качестве термина в философии, обозначающего знания с
теоретико-практической направленностью в сфере искусства и в сфере
человеческого отношения к искусству [31].
С позиции Н.Г. Коренистовой понятие эстетики можно
рассмотреть как определенный вид науки, который характеризует особенности природы,
творчества, красоты и специфику познания природы человеком за счет
эстетического наблюдения, восприятия, исследования [13]. Итак, в соответствии с мнением большинства авторов можно
отметить, что эстетика воспринимается в качестве определенной науке о
прекрасном, об искусстве и отношении личности к нему, о творчестве и законах
красоты.
Далее рассмотрим понятие «воспитание» в различных источниках.
По мнению В.И. Андреева понятие «воспитание» можно
рассматривать в качестве определенного типа человеческой деятельности,
организуемой в образовании и взаимодействии между педагогом и учеником за счет
реализации игровой или иной образовательной деятельности для формирования основных качеств личности [2].