Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание младших школьников средствами эстрадного вокала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1
Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая
проблема
1.2
Возрастные особенности младших школьников в контексте эстетического воспитания
1.3
Особенности эстетического воспитания средствами эстрадного вокала
2.1.
Выявление уровня эстетического развития обучающихся
Введение:
Актуальность. Развитие
современного российского образования подразумевает и совершенствование
разнообразных структур, целью которых является эстетическое воспитание и развитие
детей. Ведущей структурой художественно-эстетического воспитания, имеющей
научное обоснование и практическое подкрепление, является отечественная система
дополнительного образования. Особая роль в структуре дополнительного
образования отводится эстетическому воспитанию обучающихся как важнейшему
средству становления творческой личности. Под эстетическим воспитанием понимается
целенаправленное формирование у обучающихся эстетического отношения к
действительности, в том числе: развитие способности художественного видения
мира, развитие художественно-творческих способностей и становление
художественно-эстетических ценностей.
Эстетическому воспитанию, обеспечивающему
интеграцию субъектного опыта каждого обучающегося, посвящены исследования А.Г. Асмолова,
И.В. Абакумовой, Е.В. Бондаревской, В.В. Рубцова, В.Д. Шадрикова,
И.С. Якиманской, и др.
Существенный вклад в современную теорию и
практику эстетического воспитания и художественного образования детей и
подростков внесли труды А.Д. Алехина, С. А. Аничкина, O.A. Апраксиной, Н.С. Боголюбовой,
Н.А. Ветлугиной, С.Е. Игнатьевой, A.A. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной,
К.А. Скворцова, и др.
Эстрадное вокальное искусство сегодня
занимает существенное место в «массовой культуре». Благодаря деятельности СМИ
по пропаганде данного жанрового направления, аудитория слушателей и начинающих
исполнителей постоянно растет. В такой ситуации можно констатировать серьезное
влияние, которое эстрадной вокальное искусство оказывает на вкусы и
предпочтения детей и подростков, их эстетические критерии и ориентиры, запросы
и потребности.
При этом, наряду с очевидным положительным
влиянием эстрадного искусства, необходимо отметить наличие дефицита качества
музыкальной эстрады, нехватку профессионализма. Имеет значение и тот факт, что
в профессиональном эстрадном искусстве доминирует установка на коммерческий
успех, а он в сфере эстрады зачастую не соотносится напрямую с критериями
высокого музыкально-художественного вкуса и ответственным подходом к обучению
эстрадному пению.
В современных условиях важная роль
отводится системе дополнительного образования, в рамках которой есть возможность
обеспечить обучающимся свободу творческого выбора, индивидуальный подход в
развитии способностей, формирование художественно-эстетических ценностей,
реализацию потребностей в занятиях вокальным эстрадным искусством. Качественные
музыкальные впечатления и опыт, полученные в детском возрасте, способствуют
развитию умения понимать и оценивать музыкальные произведения и явления художественной
культуры, то есть, эстетическому воспитанию.
По результатам регулярных опросов
педагогов дополнительного образования отмечается снижение уровня эстетического
воспитания детей, их стремление подражать популярным направлениям современной
музыкальной эстрады, отсутствие знаний о отечественной и зарубежной эстрадной
классике. Однако, несмотря на актуальность проблематики и интерес к эстетическому
воспитанию, подходы к его осуществлению, условия и методы эффективной
организации данного процесса в процессе обучения эстрадному вокалу остаются
недостаточно исследованными.
Следовательно, можно выделить противоречие
между потребностью повышения уровня эстетического воспитания младших школьников,
занимающихся эстрадным вокалом, и недостаточной разработанностью теоретических
положений и методических аспектов данного процесса. Разрешение указанного
противоречия составляет сущность проблемы
исследования.
Цель
исследования: теоретически обосновать и практически
изучить возможности эстетического воспитания младших школьников средствами эстрадного
вокала.
Объект исследования:
эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет
исследования: условия
и средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста на
занятиях эстрадного вокала.
Гипотеза
исследования состояла в предположении о том, что
эффективной эстетическое воспитание младших школьников средствами эстрадного
вокала может быть обеспечено, если:
—
осуществляется индивидуальный подход в
музыкальном и вокальном обучении;
—
на занятиях эстрадным вокалом создается
особая культурно-творческая среда;
—
художественно-эстетическими ориентирами в
учебной и исполнительской деятельности служат высокохудожественные образцы
эстрадного вокального искусства.
Для достижения цели исследования и
проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать
теоретическо-методическую основу эстетического воспитания обучающихся младшего
школьного возраста.
2. Определить
особенности и возможности эстрадного вокала для эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста.
3. Выявить
условия и методы эффективного эстетического воспитания младших школьников средствами
эстрадного вокала.
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы:
—
анализ и обобщение научной и методической
литературы;
—
изучение образовательных стандартов,
учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по вокальному обучению
для учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической
направленности;
—
изучение и обобщение практического опыта
зарубежной и отечественной художественной педагогики по проблеме эстетического воспитания;
—
педагогические наблюдения за
учебно-творческой и познавательной деятельностью обучающихся в процессе занятий
в классе эстрадного вокала;
—
художественно-педагогический анализ продуктов
учебно-творческой деятельности обучающихся.
Результаты исследования могут быть
использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по
обучению эстрадному вокалу обучающихся младшего школьного возраста с целью
повышения уровня их эстетического воспитания.
Структура
исследования включает: введение, две главы, заключение
и список литературы.
Заключение:
Эстетическое воспитание обучающихся
младших школьников включает в себя: эстетическое отношение к эстрадному
вокальному искусству, интерес и устойчивую мотивацию к вокально-исполнительской
деятельности, способность понимать, и на элементарном уровне анализировать
содержание вокального искусства и адекватно оценивать собственную вокально-исполнительскую
деятельность.
Одним из самых востребованных направлений
в дополнительном образовании является эстрадное вокальное обучение. В числе
факторов, отрицательно влияющих на эстетическую воспитанность в сфере
эстрадного вокального искусства, могут быть выделены следующие:
—
недостаточный уровень
художественно-эстетической и профессионально-исполнительской подготовки многих
современных эстрадных исполнителей;
—
неразработанность специального
педагогического инструментария, релевантного требованиям высококачественного
эстрадного вокального обучения, ориентированного на высокий уровень эстетического
воспитания обучающихся;
—
низкий художественный уровень эстрадного
вокального материала, используемого в рамках учебного процесса, наносит
серьезный урон эстетическому воспитанию публики, деформирует вкусовые критерии,
искажает представление об эталонных нормах вокального исполнения;
—
дилетантизм сценических манер, низкий
музыкальный вкус, неудовлетворительное качество внешней атрибутики эстрадного
исполнения, являющиеся во многом результатом неумелых педагогических действий в
процессе обучения младших школьников эстрадному вокалу.
Обучение младших школьников эстрадному
вокальному исполнительству предоставляет благоприятные возможности для эстетического
воспитания. Оно обеспечивает естественное взаимодействие различных эстетических
позиций, согласование музыкальных вкусов и художественно-эстетических эталонов,
кроме того, происходит приобретение художественно-эстетического опыта без
потери индивидуального своеобразия.
Эффективность эстетического воспитания
младших школьников при обучении эстрадному вокалу обеспечивается совокупностью
условий: индивидуального подхода к обучающимся с учетом из музыкальных вкусов и
предпочтений; создание на уроке эстрадного вокала культурно-творческой среды и
творческого сотрудничества педагога и ученика; подход к подготовке концертного
эстрадного номера как к созданию музыкально-художественного произведения,
ориентированного на высокий уровень музыкального вкуса и эстетического
воспитания.
Таким образом, поставленные задачи решены,
цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
1.1 Эстетическое
воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В современной социокультурной ситуации актуальным
является понимание эстетического воспитания как процесса и результата развития
человека как субъекта культуры. Становление основных положений концепций
эстетического воспитания произошло в глубокой древности (в эстетических теориях
Платон и Аристотеля, древнеиндийских философских трактатах, учении Конфуция) и
продолжает динамически развиваться до настоящего времени. Это обусловлено
высокой актуальностью предмета эстетики и «включенностью» эстетических идеалов,
ценностей, потребностей в повседневную жизнь человека во все времена.
Происхождение термина «эстетика» в его современном
понимании связано с древнегреческой философией, в которой под «aisteticos» понималась
совокупность предметов и явлений, «воспринимаемых чувством». Выделение эстетики
как науки о «прекрасном» произошло в европейской и русской материалистической
философии (Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский). Категория «прекрасного» стала основной
для формирующейся теории эстетического в разных сферах деятельности человека.
В современной культуре эстетическое воспитание
остается важнейшей проблемой системы образования в целом и каждого
образовательного учреждения в частности. Существует значительное количество
научных исследований, посвященных данной проблематике, как в отечественной, так
и в зарубежной педагогике и психологии. Среди них можно назвать работы Д.Н. Джола,
Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского,
М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и др.
Многочисленность исследований определяет
множественность подходов к пониманию основных категорий, направлений и средств
эстетического воспитания. Анализ основных подходов позволяет выделить
основополагающие понятия и категории.
Основная идея Д.Б. Лихачева заключается в том,
что для эстетического становления ребенка ключевую роль играет своевременное и
целенаправленное педагогическое воздействие, позволяющее направить существующее
стихийное, спонтанное эстетическое развитие от стремления к развлечению – к
осознанию эстетической сущности предметов и явлений, к формированию правильных
эстетических ценностей и идеалов [22]. Основной путь к этому автор видит в
вовлечении детей в доступную им (прежде всего, с возрастной точки зрения)
художественно-творческую активную деятельность, позволяющую в собственной
практике постигать эстетические явления, понимать подлинное искусство, красоту
действительности и прекрасного в человеческой личности [там же, с.42].
В.В. Бычков определяет эстетическое воспитание
как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно
понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в
общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [6, с.8]. Данное определение
близко к обобщающему определению, представленному в словарной литературе:
эстетическое воспитание – это «система мероприятий, направленных на выработку и
совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать,
ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [29, с.451].
Обобщая оба определения, возможно, выделить основные
характеристики эстетического воспитания:
—
с процессуальной тоски зрения, в эстетическом
воспитании происходит выработка и совершенствование у человека способности к
восприятию и пониманию прекрасного в жизни и в искусстве;
—
эстетическое воспитание имеет деятельностную и
созидательную сущность, то есть, не ограничена созерцанием, а направлена на
развитие у человека способности к созиданию прекрасного в жизни и, по
возможности, в искусстве (хотя бы на уровне самодеятельного художественного
творчества).