Музыкальная педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание младших школьников средствами эстрадного вокала

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА.. 7

1.1
Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая
проблема. 7

1.2
Возрастные особенности младших школьников в контексте эстетического воспитания. 14

1.3
Особенности эстетического воспитания средствами эстрадного вокала. 17

ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА.. 22

2.1.
Выявление уровня эстетического развития обучающихся. 22

2.2.
Значение и принципы выбора эстрадного вокального репертуара для младших
школьников с целью эстетического воспитания. 25

2.3.
Основные методические принципы работы по эстетическому воспитанию младших
школьников на уроках эстрадного вокала. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

  

Введение:

 

Актуальность. Развитие
современного российского образования подразумевает и совершенствование
разнообразных структур, целью которых является эстетическое воспитание и развитие
детей. Ведущей структурой художественно-эстетического воспитания, имеющей
научное обоснование и практическое подкрепление, является отечественная система
дополнительного образования. Особая роль в структуре дополнительного
образования отводится эстетическому воспитанию обучающихся как важнейшему
средству становления творческой личности. Под эстетическим воспитанием понимается
целенаправленное формирование у обучающихся эстетического отношения к
действительности, в том числе: развитие способности художественного видения
мира, развитие художественно-творческих способностей и становление
художественно-эстетических ценностей.

Эстетическому воспитанию, обеспечивающему
интеграцию субъектного опыта каждого обучающегося, посвящены исследования А.Г. Асмолова,
И.В. Абакумовой, Е.В. Бондаревской, В.В. Рубцова, В.Д. Шадрикова,
И.С. Якиманской, и др.

Существенный вклад в современную теорию и
практику эстетического воспитания и художественного образования детей и
подростков внесли труды А.Д. Алехина, С. А. Аничкина,
O.A. Апраксиной, Н.С. Боголюбовой,
Н.А. Ветлугиной, С.Е. Игнатьевой,
A.A. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной,
К.А. Скворцова, и др.

Эстрадное вокальное искусство сегодня
занимает существенное место в «массовой культуре». Благодаря деятельности СМИ
по пропаганде данного жанрового направления, аудитория слушателей и начинающих
исполнителей постоянно растет. В такой ситуации можно констатировать серьезное
влияние, которое эстрадной вокальное искусство оказывает на вкусы и
предпочтения детей и подростков, их эстетические критерии и ориентиры, запросы
и потребности.

При этом, наряду с очевидным положительным
влиянием эстрадного искусства, необходимо отметить наличие дефицита качества
музыкальной эстрады, нехватку профессионализма. Имеет значение и тот факт, что
в профессиональном эстрадном искусстве доминирует установка на коммерческий
успех, а он в сфере эстрады зачастую не соотносится напрямую с критериями
высокого музыкально-художественного вкуса и ответственным подходом к обучению
эстрадному пению.

В современных условиях важная роль
отводится системе дополнительного образования, в рамках которой есть возможность
обеспечить обучающимся свободу творческого выбора, индивидуальный подход в
развитии способностей, формирование художественно-эстетических ценностей,
реализацию потребностей в занятиях вокальным эстрадным искусством. Качественные
музыкальные впечатления и опыт, полученные в детском возрасте, способствуют
развитию умения понимать и оценивать музыкальные произведения и явления художественной
культуры, то есть, эстетическому воспитанию.

По результатам регулярных опросов
педагогов дополнительного образования отмечается снижение уровня эстетического
воспитания детей, их стремление подражать популярным направлениям современной
музыкальной эстрады, отсутствие знаний о отечественной и зарубежной эстрадной
классике. Однако, несмотря на актуальность проблематики и интерес к эстетическому
воспитанию, подходы к его осуществлению, условия и методы эффективной
организации данного процесса в процессе обучения эстрадному вокалу остаются
недостаточно исследованными.

Следовательно, можно выделить противоречие
между потребностью повышения уровня эстетического воспитания младших школьников,
занимающихся эстрадным вокалом, и недостаточной разработанностью теоретических
положений и методических аспектов данного процесса. Разрешение указанного
противоречия составляет сущность проблемы
исследования.

Цель
исследования
: теоретически обосновать и практически
изучить возможности эстетического воспитания младших школьников средствами эстрадного
вокала.

Объект исследования:
эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет
исследования:
условия
и средства эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста на
занятиях эстрадного вокала.

Гипотеза
исследования
состояла в предположении о том, что
эффективной эстетическое воспитание младших школьников средствами эстрадного
вокала может быть обеспечено, если:

        
осуществляется индивидуальный подход в
музыкальном и вокальном обучении;

        
на занятиях эстрадным вокалом создается
особая культурно-творческая среда;

        
художественно-эстетическими ориентирами в
учебной и исполнительской деятельности служат высокохудожественные образцы
эстрадного вокального искусства.

Для достижения цели исследования и
проверки гипотезы необходимо решить ряд задач:

1.     Проанализировать
теоретическо-методическую основу эстетического воспитания обучающихся младшего
школьного возраста.

2.     Определить
особенности и возможности эстрадного вокала для эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста.

3.     Выявить
условия и методы эффективного эстетического воспитания младших школьников средствами
эстрадного вокала.

Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы:

        
анализ и обобщение научной и методической
литературы;

        
изучение образовательных стандартов,
учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по вокальному обучению
для учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической
направленности;

        
изучение и обобщение практического опыта
зарубежной и отечественной художественной педагогики по проблеме эстетического воспитания;

        
педагогические наблюдения за
учебно-творческой и познавательной деятельностью обучающихся в процессе занятий
в классе эстрадного вокала;

        
художественно-педагогический анализ продуктов
учебно-творческой деятельности обучающихся.

Результаты исследования могут быть
использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по
обучению эстрадному вокалу обучающихся младшего школьного возраста с целью
повышения уровня их эстетического воспитания.

Структура
исследования
включает: введение, две главы, заключение
и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое воспитание обучающихся
младших школьников включает в себя: эстетическое отношение к эстрадному
вокальному искусству, интерес и устойчивую мотивацию к вокально-исполнительской
деятельности, способность понимать, и на элементарном уровне анализировать
содержание вокального искусства и адекватно оценивать собственную вокально-исполнительскую
деятельность.

Одним из самых востребованных направлений
в дополнительном образовании является эстрадное вокальное обучение. В числе
факторов, отрицательно влияющих на эстетическую воспитанность в сфере
эстрадного вокального искусства, могут быть выделены следующие:

        
недостаточный уровень
художественно-эстетической и профессионально-исполнительской подготовки многих
современных эстрадных исполнителей;

        
неразработанность специального
педагогического инструментария, релевантного требованиям высококачественного
эстрадного вокального обучения, ориентированного на высокий уровень эстетического
воспитания обучающихся;

        
низкий художественный уровень эстрадного
вокального материала, используемого в рамках учебного процесса, наносит
серьезный урон эстетическому воспитанию публики, деформирует вкусовые критерии,
искажает представление об эталонных нормах вокального исполнения;

        
дилетантизм сценических манер, низкий
музыкальный вкус, неудовлетворительное качество внешней атрибутики эстрадного
исполнения, являющиеся во многом результатом неумелых педагогических действий в
процессе обучения младших школьников эстрадному вокалу.

Обучение младших школьников эстрадному
вокальному исполнительству предоставляет благоприятные возможности для эстетического
воспитания. Оно обеспечивает естественное взаимодействие различных эстетических
позиций, согласование музыкальных вкусов и художественно-эстетических эталонов,
кроме того, происходит приобретение художественно-эстетического опыта без
потери индивидуального своеобразия.

Эффективность эстетического воспитания
младших школьников при обучении эстрадному вокалу обеспечивается совокупностью
условий: индивидуального подхода к обучающимся с учетом из музыкальных вкусов и
предпочтений; создание на уроке эстрадного вокала культурно-творческой среды и
творческого сотрудничества педагога и ученика; подход к подготовке концертного
эстрадного номера как к созданию музыкально-художественного произведения,
ориентированного на высокий уровень музыкального вкуса и эстетического
воспитания.

Таким образом, поставленные задачи решены,
цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

 

1.1 Эстетическое
воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

В современной социокультурной ситуации актуальным
является понимание эстетического воспитания как процесса и результата развития
человека как субъекта культуры. Становление основных положений концепций
эстетического воспитания произошло в глубокой древности (в эстетических теориях
Платон и Аристотеля, древнеиндийских философских трактатах, учении Конфуция) и
продолжает динамически развиваться до настоящего времени. Это обусловлено
высокой актуальностью предмета эстетики и «включенностью» эстетических идеалов,
ценностей, потребностей в повседневную жизнь человека во все времена.

Происхождение термина «эстетика» в его современном
понимании связано с древнегреческой философией, в которой под «aisteticos» понималась
совокупность предметов и явлений, «воспринимаемых чувством». Выделение эстетики
как науки о «прекрасном» произошло в европейской и русской материалистической
философии (Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский). Категория «прекрасного» стала основной
для формирующейся теории эстетического в разных сферах деятельности человека.

В современной культуре эстетическое воспитание
остается важнейшей проблемой системы образования в целом и каждого
образовательного учреждения в частности. Существует значительное количество
научных исследований, посвященных данной проблематике, как в отечественной, так
и в зарубежной педагогике и психологии. Среди них можно назвать работы Д.Н. Джола,
Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского,
М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и др.

Многочисленность исследований определяет
множественность подходов к пониманию основных категорий, направлений и средств
эстетического воспитания. Анализ основных подходов позволяет выделить
основополагающие понятия и категории.

Основная идея Д.Б. Лихачева заключается в том,
что для эстетического становления ребенка ключевую роль играет своевременное и
целенаправленное педагогическое воздействие, позволяющее направить существующее
стихийное, спонтанное эстетическое развитие от стремления к развлечению – к
осознанию эстетической сущности предметов и явлений, к формированию правильных
эстетических ценностей и идеалов [22]. Основной путь к этому автор видит в
вовлечении детей в доступную им (прежде всего, с возрастной точки зрения)
художественно-творческую активную деятельность, позволяющую в собственной
практике постигать эстетические явления, понимать подлинное искусство, красоту
действительности и прекрасного в человеческой личности [там же, с.42].

В.В. Бычков определяет эстетическое воспитание
как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно
понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в
общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [6, с.8]. Данное определение
близко к обобщающему определению, представленному в словарной литературе:
эстетическое воспитание – это «система мероприятий, направленных на выработку и
совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать,
ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [29, с.451].

Обобщая оба определения, возможно, выделить основные
характеристики эстетического воспитания:

        
с процессуальной тоски зрения, в эстетическом
воспитании происходит выработка и совершенствование у человека способности к
восприятию и пониманию прекрасного в жизни и в искусстве;

        
эстетическое воспитание имеет деятельностную и
созидательную сущность, то есть, не ограничена созерцанием, а направлена на
развитие у человека способности к созиданию прекрасного в жизни и, по
возможности, в искусстве (хотя бы на уровне самодеятельного художественного
творчества).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы