Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание младших школьников под средством музыкального искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика эстетического воспитания младших школьников 6
1.1. Характеристика процесса эстетического воспитания 6
1.2. Средства эстетического воспитания младших школьников 11
Глава 2. Практическая работа по изучению эстетического воспитания младших школьников посредством музыкального искусства 20
2.1. Исследование уровня эстетической воспитанности младших школьников 20
2.2. Программа эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства 25
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
Введение:
Актуальность исследования прослеживается в необходимости повышения уровня эстетического воспитания, которое остро требуется современному социуму, с его стремлением к потреблению и смещением фокуса восприятия мира в сторону материальных ценностей в ущерб духовной составляющей жизни.
Необходимо повысить значимость таких понятий, как «эстетика», «духовность», и, преобразуя учения философов через призму современных потребностей, социальных и психологических факторов, разрабатывать и внедрять технологии эстетического воспитания средствами искусства.
Основы эстетического воспитания были заложены философами, педагогами, деятелями культуры и искусства. Впервые употребивший термин «эстетика», немецкий философ А. Баумгартен, определяет ее как науку, способную проникать в те искусства, которые совершенствуют познавательные способности и применяются на благо мира.
В соответствии с современными требованиями ФГОС, акцентируется внимание на проблемы развития творческого сознания, формирование творческих, мыслительных способностей детей, на разработку новых методов и технологий, побуждающих к деятельности, а не навязывающих определенные знания и взгляды.
Как факторы влияния на гармоническое развитие ребенка, рассматриваются различные виды непосредственно художественной деятельности с использованием различных материалов и техник, от графики до живописи и декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время одной из важнейших задач образования в начальных классах является формирование личности, обладающей не только предметными знаниями, но и универсальными знаниями и умениями. Её решение связано и приобщением младших школьников к мировой и отечественной (национальной) культуре, развитием у них способности видеть прекрасное как в жизни, так и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, а так же умения реализовывать приобретённый художественно-эстетический опыт в различных видах художественной деятельности.
Предметы художественно-эстетического цикла приобщают учеников в прекрасному, формируют эстетические идеалы, художественный вкус, отношение к искусству и действительности. ФГОС особое внимание уделяет развитию творческих способностей детей. Одной из важнейших задач является совершенствование методов эстетического воспитания детей, укрепление связи обучения с жизнью [3].
Эстетическим воспитанием называют целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение воплощалось и воплощается в материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением и эстетическим творчеством человека [1].
Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [2].
Проблемам эстетического воспитания посвящены труды Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В работах вышеназванных авторов главным оказывается понимание эстетическое представления как компонентов целостной системы, формы которой меняются в процессе исторического развития.
Главной деятельностью детей младшего школьного возраста становиться – учебная. Она создает и корректирует важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе [7].
Объект исследования — эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – музыкальное искусство как эстетическое воспитание младших школьников.
Цель работы – изучить эстетическое воспитание младших школьников под средством музыкального искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику процесса эстетического воспитания.
2. Рассмотреть средства и методы эстетического воспитания младших школьников.
3. Организовать и провести практическую работу по изучению эстетического воспитания младших школьников посредством музыкального искусства.
База исследования — МБОУ СОШ №80 г Тольятти.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.
Цель музыкально-эстетического развития – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись–мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно.
Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой.
Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является музыка.
Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегративнастью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства. Наконец, музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество – демократизм.
Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования.
На сегодняшний день, естественно можно отметить то, что главную роль ответственности за формирование эстетических качеств ребенка и его развития как личность, возлагается на родителей. Можем подвести итог того, что в более раннем возрасте, сила детски впечатлений особо сильная и долгоживущая. Также не следует забывать о том, что основной фундамент эстетической культуры закладывается именно в семье, а на развитие уже заложившую эстетическую культу влияют: класс, коллектив, социум, учителя и родители. Стоит учитывать не только знания родителей, но и их педагогическую грамотность, а так же их уровень развития эстетических качеств. Следует осознавать важность и внутренней обстановки вокруг ребенка, его быта – чистоты, порядка, удобства, красоты и т.п. Чтобы ребенок смог приобщиться к созданию красоты через мир, то с самого раннего возраста надо приучать его к самостоятельности, в наведении порядка в своей комнате и так же опрятности по отношению к одежде.
В заключении можно сказать о том, что младший школьный возраст – это особенный возраст в жизни каждого человека, ведь в том возрасте залаживается база, об эстетических представлениях, где главное место занимает учитель.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и характеристика эстетического воспитания младших школьников
1.1. Характеристика процесса эстетического воспитания
С развитием новой гуманистической парадигмы мышления в обществе, в том числе и в сфере образования, с каждым годом большее значение выделяется воспитанию и развитию личности человека: духовного, нравственного и гармонично, позитивно направленного мышления, владеющие самоуправлением и могут управлять и оправлять своим местом в системе «природа-общество», ставить и достигать поставленные цели, принимать решения, прогнозировать и анализировать свои действия, устремленного к познанию творчества, красоты и совершенствования. Кроме того, важно понимание тех принципов, условий и механизмов, которые способствуют сознательному процессу становления личности, самореализации ее во всех сферах жизнедеятельности [9, с. 114].
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом.
При определении критериев развития эстетических представлений младших школьников нужно обратиться к анализу понятий «эстетическое воспитание» и «эстетическое представление». Под эстетическим воспитанием нужно понимать, что является главнейшей стороной воспитания ребенка, которое способствует накоплением и корректирование обогащенного, чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на изучение нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, также оказывает большое влияние на физическое развитие
[11, с. 87].
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Развитие эстетических представлений играет очень большую роль и занимает главную ступень во всех учебно-воспитательных процессах образования, так как в образовательной сфере стоит не только развитие эстетических качеств, но и всего индивида в целом.
Вследствие теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в философской, психологической и педагогической литературе можно рассмотреть два подхода к ее реализации и осуществлению. С одной стороны, можно рассмотреть данное исследование как – эстетическое воспитание, их взаимосвязи, содержания, а так же пути развития эстетических представлений. Ну, а с дугой стороны, можно рассмотреть как: раскрытие вопроса об образном мышлении, а так же, рассмотреть можно, как главные особенности могут влиять на личность при формировании эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
В первом классе у учащихся появляется сильная мотивация к учебному процессу, но в дальнейшем эта мотивация начинает значительно ослабевать. Все эти факторы, связаны с ослабеванием интереса к учебной деятельности [9, с. 117].
С каждым последующим учебным годом, у школьника падает интерес к учебной деятельности, так как у ребенка складывается мнение о том, что ему больше нечего достигать. Чтобы избегнуть этого нюанса в учебной деятельности, необходимо находить более значимую и необходимую мотивацию. Основная роль учебной деятельности в развитии личности не отвергает того, что ученик начальных классов приобщен и к другим видам деятельности в которых достигает новых результатов и совершенствует их. Большой вклад вноситься для развития личности ученика начальных классов, так же сюда можно отнести успеваемость в учебной деятельности и оценки ребенка взрослыми. В школьном возрасте ребенок подвергается внешнему влияния.
С помощью этого влияния, как на личность, он воспринимает в себя нравственные и интеллектуальные знания. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками [3].