Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 4
1.1. Особенности и исторический анализ сути эстетического
воспитания младших школьников 4
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников 7
Выводы по первой главе 10
Глава 2. Эмпирическое исследование эстетического
воспитания школьников 11
2.1. Организация исследования эстетического воспитания
школьников 11
2.2. Программа эстетического воспитания во внеурочной
деятельности 18
2.3. Анализ результатов исследования эстетической
воспитанности школьников 21
Выводы по второй главе 24
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
В педагогической науке
эстетическое воспитание понимается как способность к восприятию и пониманию прекрасного
в окружающем мире, как воспитание стремления к участию в его преобразовании,
как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
С первых дней жизни у
детей начинает развиваться потребность в добре и красоте. Для того, чтобы
сохранить восприятие красоты у ребенка, важно учить его видеть прекрасное во
всем вокруг него: и в поступках и суждениях людей, и в природе, и в искусстве.
Внутренний мир ребенка обогащается и откликается на все жизненные явления
только путем познания окружающего бытия.
Эстетическое воспитание –
целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к
действительности, то есть формирования эстетических суждений, вкусов, чувств,
восприятий, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому
участию в преобразовании жизни по законам красоты.
Изучением вопросов
эстетического воспитания школьников занимались такие ученые, как: В.
Сухомлинский, Н. Чернышевский, А. Куприн, А. Макаренко, О. Абдуллина, А.
Верховая, М. Монтессори и другие. Так, В. А. Сухомлинский писал: «Красота –
могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического
совершенства». Чувство красоты природы, людей, предметов действительно создает
в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает интерес к
жизни, обостряет любознательность, развивает различные психические процессы.
Таким образом, актуальность работы состоит в том, что
эстетическое воспитание формирует личности младших школьников, а от культуры
каждого отдельно взятого человека зависит уровень культуры общества в целом.
Именно поэтому в каждых общеобразовательных школах центральной задачей является
формирование у учащихся чувства прекрасного, умения понимать и ценить
произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира
природы.
Цель
исследования: показать особенности эстетического
воспитания младших школьников.
Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать
психолого-педагогическую и педагогическую литературу и дать характеристику
основным понятиям по проблеме эстетического воспитания младших школьников.
2. Провести опытно-экспериментальную работу
по изучению уровня эстетического воспитания младших школьников и
проанализировать полученные результаты.
Объект
исследования: процесс формирования эстетического воспитания
младших школьников.
Предмет
исследования: формирование эстетического воспитания
младших школьников в ходе учебного процесса.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 26
наименований и 3 приложений.
Заключение:
Современный
уровень развития науки и общества объясняет необходимость применения системного
подхода к теории и практике обучения, направленного на формирование эстетических эмоций и эстетических эталонов школьников.
Эстетическое воспитание
формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том
числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание,
используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в
основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Помимо формирования
эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое
воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое
воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его
познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей
способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости,
организованности, дисциплинированности.
Таким
образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие
ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и
интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения
ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к
художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических
качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой,
вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Эстетическое
развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал
духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период
дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с
точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического
отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте
осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые
постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные
нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде
детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Эстетическое
воспитание играет огромную
роль в развитии личности. А психологические особенности младшего школьного
возраста максимально благоприятствуют тому, чтобы у него сложился основательный
и плодотворный пласт собственного эстетического отношения к жизни.
Таким
образом, целью нашего изучения
было обобщение эксперимента
работы по эстетическому обучению
младших школьников. Результаты опыта
доказали, что внедренная программа развития эстетических свойств и качеств
младших школьников на основе занятий художественно-эстетической направленности
во внеурочной деятельности
содействуют эстетическому обучению личности детей.
Фрагмент текста работы:
воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Особенности и исторический анализ сути
эстетического воспитания младших школьников
Идеи эстетического
воспитания зародились еще в глубокой древности, начиная со времен Платона и
Аристотеля. Представления о сущности, целях и задачах эстетического воспитания
постоянно меняются. Изменения во взглядах обусловлены развитием эстетики как
науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит
от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством).
Философы-материалисты Д. Дидрои Н.Г. Чернышевский считали, что объектом
эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы
эстетического воспитания.
Рассмотрим наиболее
подробно понятие «эстетическое воспитание». В книге "Общие вопросы
эстетического воспитания в школе" под редакцией В.Н. Шацкой есть такая
формулировка: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как
воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно
понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в
общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [28, с. 17].
В кратком словаре по
эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий,
направленных на выработку и совершенствование в человеке способности
воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в
жизни и искусстве" [19, с. 400]. В
определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и
совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в
жизни, правильно понимать и оценивать его.
Таким образом, существует
множество определений понятия «эстетическое воспитание», но можно выделить
основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс
целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих,
задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов
личности. И, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного [27].
В современном мире
эстетическое воспитание выходит из сферы художественной деятельности. Оно
задействует не менее важные факторы эстетического воздействия — природу, труд,
явления социальной действительности, религию, науки. Учитывая, что в
современной системе воспитания существенно возрастает роль культурологической
составляющей, эстетическое воспитание основывается на общечеловеческих
ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры
и региональных традиций. Поэтому проблема эстетического воспитания — одна из
важнейших задач, стоящих перед школой [1].
Младший школьный возраст
– это важный этап для развития эстетической культуры и приобщения к ценностям,
ведь младшие школьники, в силу психологических особенностей, восприимчивы к
красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми. Особенности
физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия
для накопления ребенком эстетических впечатлений, как важной основы развития
эмоциональной культуры, эстетических чувств, эстетического кругозора,
обогащения эстетических представлений учащихся, развития навыков эстетической
деятельности, ведь именно в этом возрасте у детей формируется отношение к миру.
Чувство красоты природы, окружающих людей и вещей создает в ребенке особые
эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к
жизни, обостряет любознательность, мышление и память. Нужно понимать, что
эстетическое воспитание младших школьников подразумевает собой следующие
составляющие [25]:
—
чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия:
комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и неизменное и так
далее;
— знание и правильное
понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;
— умение и потребность
строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.
Школа, закладывая основы
формирования личности ребенка, должна воспитывать из детей не только
сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим
вкусом. Эстетическое воспитание младших школьников предусматривает как занятия
в различных кружках, так и посещение краеведческих и художественных музеев,
выставок скульптур и различных миниатюр, вследствие чего дети учатся не только
ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. Исходя из этого, можно
выделить формы эстетического воспитания:
— Эстетическое воспитание
путем общения с природой. Это могут быть походы в лес, прогулки в парке.
— Эстетика в физической
культуре. То есть спортивные мероприятия, праздники.
— Эстетическое воспитание
через искусство. Это походы в театры, музеи, встречи с писателями, артистами,
литературные обсуждения.
— Заключение эстетики в
оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т.д. [30].
Эстетическое воспитание
влияет на полное восприятие мира детей. Оно способствует обогащению сферы
личности и чувственного опыта, а также повышает познавательную активность,
влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и оказывает действие
на физическое развитие ребенка. В связи с этим, разделим задачи эстетического
воспитания на 2 группы [20].
К первой группе относятся
задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к
окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем
мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный
вкус и потребность в прекрасном.
Вторая группа задач
формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и
лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать,
развивают свое словесное творчество. Обе группы задач дают положительный
результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации [24].
Итак, можно сделать
вывод, что эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование
начальных эстетических представлений и понятий на основе освоения образов и
многократных переживаний в процессе эстетического восприятия художественных
произведений, а также объектов и явлений окружающего мира. Ведь на этой основе
у детей происходит формирование эстетических знаний, чувств и эмоций; интересов,
потребностей и склонностей; способностей к творческой деятельности и
эстетическому поведению.