Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущность эстетического воспитания 5
1.2 Основные аспекты ознакомления старших дошкольников с природой как важное средство эстетического воспитания 11
1.3 Методы и приемы эстетического воспитания старших дошкольников при ознакомлении с природой 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ 21
2.1 Содержание и методика экспериментальной работы по формированию эстетического развития дошкольников при ознакомлении с природой. Констатирующий этап 21
2.2 Организация практической работы по формированию эстетического развития при ознакомлении с природой на формирующем этапе 30
2.3 Результаты и анализ экспериментальной работы по формированию эстетического развития старших дошкольников при ознакомлении с природой. Контрольный этап 34
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Приложение 1 Практические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с окружающей природой 44

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время значение эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает, оно требует от современного человека повышенной творческой активности, напряжения всех его сил. Не подлежит уже сомнению то факт, что в условиях современной реальности стремительно увеличивается прикладная потребность социума в людях, которые способны творчески и нестандартно подходить к любым изменениям, своевременно и качественно разрешать существующие проблемы, что в свою очередь обусловлено ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки человека к жизни в быстро изменяющихся условиях. Именно данные обстоятельства чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности и создания для этого благоприятных условий.
Таким образом, сейчас существенно возросло внимание к вопросам теории и практики эстетического воспитания как значительному методу формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и интеллектуального воспитания, т.е. как важнейшему средству формирования и развития гармоничной личности.
Вышеназванными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Целью настоящей работы является изучение и анализ влияния ознакомления с природой на процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – ознакомление с природой как средство эстетического воспитания.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно при систематической работе в данном направлении.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность эстетического воспитания;
2) проанализировать основные особенности эстетического воспитания детей;
3) провести практическое исследование влияния ознакомления с природой на эстетическое воспитание.
Теоретической основой настоящей работы являются концепции и теории эстетического образования (Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков), концепции о возрастных, психолого-педагогических и физиологических характеристиках дошкольников (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); аспекты организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова).
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) метод опроса, наблюдения;
3) методы анализа.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в прикладной возможности применения полученных результатов для формирования программ по развитию у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса.
База организации обследования: организация эксперимента по формированию эстетического развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающей природой проводилась на базе старшей дошкольной группы МАДОУ «Колобок» г. Ноябрьск.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При выполнении настоящего исследования были достигнута поставленная цель и выполнены все задачи исследовательской работы.
Теоретический анализ литературы по проблеме настоящего исследования показал, что эстетическое воспитание представляет собой процесс приобщения человека ко всему прекрасному в природе и искусстве, формирование в человеке эстетических чувств и поведения. Таким образом, в настоящее время высокая социальная значимость темы эстетического воспитания старших дошкольников при ознакомлении с природой заставляет по-иному взглянуть на вопросы экологического воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию при ознакомлении с природой.
Общим результатом эстетического воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в социально ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О эстетической воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию и сочувствию.
Обзор основных аспектов экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность воспитателя и ребенка. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
Далее нами была проведена экспериментальная работа по формированию эстетического развития дошкольников при ознакомлении с природой.
Проведение констатирующего этапа с целью выявления у дошкольников уровня эстетического отношения к природе позволило нам выяснить, что дети средней дошкольной экспериментальной группы имеют средний уровень эстетического отношения к природе. Проведение формирующего этапа, показал нам, что эффективность эстетического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
Таким образом, экспериментальная работа показала, что процесс эстетического развития при ознакомлении с природой у детей дошкольного возраста оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
 
1.1 Сущность эстетического воспитания
 
Эстетическое воспитание и культура представлена на двух уровнях — индивидуальном и социальном. На первом уровне речь идет о художественно-нравственном воспитании личности, на втором – о культуре всего общества. 
Эстетическая культура личности представляет собой определенный уровень чувственно-интеллектуальных сил, способностей и навыков конкретного индивида, определяющий его жизнедеятельность и специфику художественного вкуса и нравственного идеала. 
При характеристике эстетической культуры личности учитываются такие ее компоненты, как эстетический идеал, эстетические потребности, эстетические и художественные предпочтения, совокупность и разнообразие художественно-нравственных переживаний.
Самым основным критерием эстетической культуры личности, ее сущностью и проявлением представляется художественный вкус. Художественный вкус является специфической способностью индивида, необходимой для реализации собственного эстетического опыта, которая проявляется в возможности выявлять для себя прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т. д., оценивать художественно-нравственную значимость произведений искусства и иных культурных артефактов, а также предметов реального природного окружения [Белоус, 2017]. 
Художественный вкус по сути не является только субъективным понятием, так как он не представлен, как только врожденное личностное качество. Художественный вкус приобретается, вырабатывается и изменяется в ходе социально-полезной и значимой деятельности человека и приобщения его к культурно-нравственным достижениям и основным ценностям.
Эстетическая культура общества — это определенный уровень доминирующих в этом обществе художественных взглядов и нравственных представлений людей о мире с морально-нравственных позиций, а также целая система ценностей и средств, способов и форм их производства, сохранения, распространения и последующего потребления. Эстетическая культура общества имеет свою собственную структуру, компонентами которой можно считать художественную культуру всего человечества, всю культуру общества, а также культуру социальной группы или общности [Авдеева, 2017].
В каждом отдельном этапе культура и основанное на ней эстетическое воспитание проявляется в характерных чертах сознания людей, в многообразии форм их общественной деятельности, в уникальной специфике коммуникаций и взаимодействия друг с другом, т. е. во всей многообразной сфере человеческих отношений. Самым основным критерием эстетической культуры общества, ее сущностью и выражением представляется нравственный идеал, который в культуре реализуется в конкретных художественно-нравственных ценностях [Корзун, 2017]. 
Изменение художественно-нравственного идеала, доминирующего в конкретный исторический период в обществе, ведет закономерно к смене нравственных и художественных ценностей. Эстетическая культура проявляется также во всем многообразии художественной культуры общества и в ее основных достижениях. 
Следует отметить, что эстетическая культура личности и эстетическая культура общества как основа воспитания находятся в постоянном взаимодействии. Главными каналами их постоянного взаимодействия представляются эстетическое воспитание и образование, а также художественное творчество. Особенное положение в динамике эстетического воспитания личности принадлежит также самовоспитанию и самообразованию. В подобном случае эстетическое воспитание представляется главным фактором и стимулом данного процесса.
Эстетическое воспитание в полной мере способствует обновлению культуры общества, так как усваиваемый каждой отдельной личностью идеал культуры творчески интерпретируется ребенком в акте соотнесения через художественный вкус. Еще в древних культурах искусство начинает анализироваться как существенный фактор процесса динамического развития и воспитания человека. Однако значительную роль искусства в воспитании личности, гражданина, культурного человека теоретически обосновали и практически применили в социально-педагогической деятельности просветители. 
Так, особое положение среди первых научных трудов на тему эстетического воспитания занимают работы Ж.-Ж. Руссо и Я. Коменского, которые отмечали, что эстетическое воспитание — это забота о культуре человеческого тела, культуре природных дарований и забота о мастерстве. В советской педагогике эстетическое воспитание являлось основной частью коммунистического воспитания [Стреха, 2016].
Однако, благодаря формированию и развитию концепции понимания «художественно-нравственного» как «выразительного» (работы А. Лосева, М. Бахтина и др.), в 1970-е годы прошлого века эстетическое воспитание начинает трактоваться как средство самовыражения. Поэтому в настоящее время вопрос о системе эстетического воспитания пересматривается в контексте плюрализма, многообразия как со стороны всего спектра социально-педагогической деятельности, так и со стороны предпочтений самого учащегося. 
В настоящее время эстетическое воспитание представляет собой сферу научного познания и общественной практики, которая интегрирует в себе исследования педагогики, эстетики, искусствоведения, психологии и культурологии. 
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, которая способствует в полном объеме развитию художественных и морально-нравственных чувств и эмоций ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, оценок и эстетического отношения ко всему, что есть в окружающем мире [Голованова, 2014]. 
Если обратиться к истории вопроса эстетического воспитания, то следует отметить, что основа такого воспитания была заложена еще в древние времена. Так, еще во времена древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля сформировались самые первые представления о сущности, задачах, цели эстетического воспитания, которое изменялось на протяжении длительного времени, заканчивая ХХI веком, что было связано с концепцией об эстетике как науке. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы