Изобразительное искусство Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного и прикладного искусства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Особенности развития эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте 7
1.2 Педагогические условия обучения изобразительному и прикладному искусству детей дошкольного возраста 9
1.3 Значение предметно-пространственной среды и оборудования в развитии эстетического вкуса изобразительной и прикладной деятельности детей 16
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ РИСОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 22
2.1 Содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания посредствам рисования и прикладного искусства 22
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 29
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Современный процесс демократизации общества связан с изменением позиции личности в социальной, производственной и других сферах. Жизнь во всех её проявлениях становиться всё многообразнее и сложнее, от человека требуются не привычные действия, а творческий подход к делу, способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Каждый ребенок нуждается в запланированном, художественно-эстетическом воспитании, чтобы влиять на восприятие, чувство и наслаждение прекрасными вещами в качестве противовеса нашему в настоящее время рационализированному миру. Поскольку современное образование стремится к развитию профессиональных знаний и навыков на основе интеллектуальных действий, в то же время пренебрегая другими аспектами личности ребенка (эмоциями, чувствами и т. д.), она является одной из наиболее важных задач воспитания детей, чтобы развить способность наслаждаться искусством и красотой, а во жизни действовать в соответствии с чувством пропорции, гармонии и красоты.
Результаты психолого — педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, В.В. Давыдов, Е.А. Флѐрина, Д.Б. Богоявленская, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте.
С древних времен идея эстетического воспитания присутствовала в педагогических теориях как существенный элемент теоретической дискуссии о роли искусства и прекрасного в формировании личности: Платон рассматривал художественно-эстетическое воспитание как неотъемлемую составную часть воспитание или образование свободного человека; Шиллер говорит, что достичь педагогических целей можно только посредством художественно-эстетического воспитания и подчеркивает воспитательные функции художественно-эстетического в искусстве, которые обогащают человека, взращивают его и развивают в нем чувство гуманности; Гербарт указывает на опасность рациональной односторонности в образовании и считает, что гармония и баланс в личной неприкосновенности ребенка могут поддерживаться посредством художественно-эстетической культуры.
Исходным этапом в формировании художественного вкуса является развитие художественного восприятия обучающихся, особенности которого определяются спецификой конкретного вида искусства. Так, «в декоративно-прикладном произведении особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство утилитарного и эстетического начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение и т.д». [15, С. 22]
Целенаправленное формирование навыков художественного восприятия декоративного искусства возможно с опорой на признаки уровней художественного восприятия, выявленные с помощью исследования Е. П. Зальцман. Нулевой уровень характеризуется предметно-действенным восприятием, оцениванием произведения только с позиции красоты. Для первого уровня характерно перечисление увиденных объектов, неспособность целостно воспринимать и анализировать содержательную форму произведения. Второй уровень отличает умение анализировать форму как художественную ценность, конструкцию, соотношение частей, выразительные средства, эмоционально-смысловую значимость произведения. Третий уровень характеризует осмысление содержательной формы; взаимосвязи средств выразительности, знаковой метафоры, переживание художественных ценностей. Четвертый уровень отличает умение избрать верный ход восприятия, самостоятельно аргументировать оценку произведения [21, С. 71]. Уровни восприятия во многом обусловливают уровень художественного вкуса
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические основы, обеспечивающие эффективность процесса художественно-эстетического воспитания старших дошкольников посредствам рисования и прикладного искусства.
Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — организационно-педагогические основы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в изобразительной и прикладной деятельности.
Цель нашего исследования, объект и предмет определили следующие задачи:
1. Проаннотировать педагогические условия обучения изобразительному и прикладному искусству детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать значение предметно-пространственной среды и оборудования в развитии художественно-эстетического вкуса в изобразительной и прикладной деятельности детей.
3. Изучить содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания посредствам рисования и декоративно-прикладного искусства.
4. Выявить у детей уровень художественно-эстетического воспитания в изобразительной и прикладной деятельности.
5. Определить эффективность экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют:
− идеи и концепции воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства Н.А. Ветлугина, И.А. Дзержинская, Т.Н. Доронова, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Е. А. Флёрина и др.;
− методика обучения дошкольников основам изобразительной грамоты Е.И. Игнатьев, Н.В. Квач, Т.С. Комарова и др.;
− приобщения детей к изобразительному искусству А.А. Грибовская, С.К. Кожохина, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, Т.Я. Шпикалова и др.;
− исследования по проблемам психологии творчества Д.Б. Богоявленская, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, Е. Торренс и др.;
− принципов творческого развития Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.;
− исследования по психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, и др.
В процессе исследования использовались методы: использован комплекс теоретических, эмпирических и математических методов исследования, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость. Создание вклада в изучение формирования эстетического воспитания дошкольников и выявления новых сторон рассмотрения исследуемой проблемы.
Практическая значимость. Разработанный комплекс занятий и педагогические условия могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Базой исследования
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается в первых дней жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой яркой игрушке или замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книге.
Как в игре, так и в изобразительной деятельности действует один тот же принцип: ребенок самовыражается, пробует себя и совершенствует свои способности. Современные психологи выступают против традиционных методов обучения, обучения, используемые в ДОУ, часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, образцов; против навязывания стереотипных представлений, не возбуждающих фантазию ребенка, а надоевших ему, подавляющих его творчество и тормозящих развитие творческой личности.
В поисках новых методов и технологий можно обратиться к программам: Т. Н. Дороновой, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», «Искусство видеть, ты и мир вокруг тебя»; Р. М. Чумечевой «Дошкольникам о живописи»; Л. С. Галанова, С. Н. Карнилова, С. Л. Куликовой «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
Во время работы с дошкольниками мы открыли для себя новые походы в работе по изобразительной деятельности. Цель таких занятий — приобщить детей к наблюдению за окружающим миром, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника.
Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы пришли к выводу, что подход к решению художественного образа, основанный на целостности его восприятия и осуществляемый в различных областях художественной деятельности, адекватен их возрасту и способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.
Исходя из результатов исследования, использование декоративно- прикладного искусства является эффективным средством повышения уровня художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы по повышению уровня художественно- эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
— концептуальной определенности основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) художественно-эстетического развития;
— разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов повышения уровня художественно-эстетического развития как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
— целенаправленного подбора содержательной основы комплекса занятий, включающей разнообразные средства, методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования.
Констатирующий эксперимент позволил выявить преобладание среднего и низкого уровней развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста и отсутствие целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в дошкольной образовательной организации. Эти данные позволяют делать заключение о необходимости проведения системной и систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности развития эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Наиболее важные цели и задачи художественно-эстетического воспитания можно описать следующим образом:
— развитие художественно-эстетического чувства прекрасного и чувства меры;
— развитие художественно-эстетического восприятия;
— опыт, создание, оценка и выражение прекрасного;
— развитие отношений к природе и к прекрасному в межличностных отношениях.
Современная педагогика учит, что у каждого ребенка должна быть возможность развивать свои способности наблюдать, переживать, оценивать и создавать то, что прекрасно. Этого можно достичь только в том случае, если мы предложим детям здоровую жизненную среду и активное художественное образование; другими словами, учебные планы, предназначенные для включения всего вышеперечисленного.
У детей следует развивать следующее [1, С. 26]:
1) Способность воспринимать художественно-эстетические качества — чтобы ребенок мог ценить природные чудеса, формы, оттенки и рисунки, он должен сначала их заметить. Именно поэтому развитие умения замечать прекрасное является первостепенной задачей художественно-эстетического воспитания. Красота может быть найдена вокруг нас, хотя она не навязывается нам несмотря на то, что она существует объективно. Каждое замечание требует определенного уровня в развитии этой способности. Ребенок не способен замечать определенные формы, если его / ее способность не замечать объекты и формы не развита. Эстетические отношения начинаются с замечанием художественно-эстетических качеств.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы