Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика и психология

Курсовая с практикой на тему Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки 5

1.1 Сущность и содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников 5

1.2 Роль музыки в воспитании и развитии ребенка 8

Вывод по 1 главе 11

Глава 2. Условия формирования эстетического воспитания на уроках музыки 13

2.1 Методы эстетического воспитания на уроках музыки 13

2.2 Разработка урока-игры по предмету «музыка» с реализацией музыкально-эстетического воспитания 19

Вывод по 2 главе 25

Заключение 27

Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников ориентировано на формирование личностных качеств ребенка, его комплексное и гармоничное развитие. Музыкально-эстетическое воспитание, являющееся составной частью духовно-нравственного воспитания ребенка, ориентировано не только на развитие специальных знаний, навыков и умений, но и на развитие эмоций, чувств, личностного отношения к богатству ребенка. проявления окружающего мира.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение. По мнению Д. Эльконина, его роль становится приоритетной, так как это деятельность, в которой формируются основные психические процессы и черты личности, проявляются основные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самообладание, внутренний план действий).

В этот период педагог и его родители играют важную роль в формировании личности ребенка. В этот период важна совместная деятельность педагога и родителей в воспитании ребенка, взаимопонимание и поддержка между ними. К сожалению, сегодня отношения между школой и семьей носят формальный характер. Мы наблюдаем эту тенденцию не только в городских, но и в некоторых сельских школах, несмотря на более тесные контакты между жителями села. Поэтому организация взаимодействия школы и семьи остается актуальной и для сельской школы.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: взаимодействие педагогов и родителей в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников на селе.

Цель исследования — выявление и практическое обоснование психолого-педагогических условий взаимодействия школы и семьи в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить сущность и содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

2.Изучить использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема;

3. Определить музыку как одно из средств эстетического воспитания;

4. Разработать урока-игру по предмету «музыка» с реализацией музыкально-эстетического воспитания.

Методы исследования: — анализ научной литературы, изучение педагогического опыта.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что полученные результаты в ходе исследования, могут быть использованы в работе по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников — одно из необходимых условий становления личности и развития творческих способностей детей, развития их эмоций, чувств, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира.

Задачи музыкально-эстетического воспитания в сельской местности приходится решать, прежде всего, школе и ее педагогическому коллективу. И все же ведущую роль в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников, на наш взгляд, играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих музыкально-эстетическому развитию ребенка. Но к сожалению, современные родители в селе не всегда уделяют этой работе должное внимание. Немногие из родителей проводят досуг вместе с детьми, устраивают семейные праздники, приобщают детей к искусству. Так же необходимо отметить, что это обусловлено и проблемой социокультурного пространства в селе (отсутствие театров музеев, художественных выставок и т.д.)

Анализ психолого-педагогической литературы показало, что музыкально-эстетическое воспитание — это процесс восхождения личности к культуре на основе освоения ценностей музыкально-прекрасного, что предполагает формирование и развитие ценностного отношения к явлениям окружающего мира на основе усвоения ценностей музыки, ее мировоззренческого, эстетического и этического содержания.

В соответствии с целью исследования мы определили компоненты музыкально-эстетического воспитания младших школьников:

— познавательный компонент – включает в себя ключевые знания в области музыкального искусства о жанрах, стилях, темах и музыкальных ладах; знания классической музыки, их осознанность;

— деятельностный компонент – определяет развитость музыкально-эстетического восприятия, исполнительских навыков, включение в музыкально-творческую деятельность, потребность в исполнительской деятельности и творческом самовыражении;

-эмоционально-оценочный компонент отражает развитость музыкально-эстетических суждений, на основе представлений о красоте песен; эмоциональную отзывчивость.

Работа по эстетическому воспитанию в школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки

1.1 Сущность и содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Категория «эстетическое воспитание» органически связана с определением «эстетика», которое характеризует науку о красоте. Термин «эстетика» имеет греческие корни и переводится на русский язык как ощущение, чувство. Эстетика помогает нам чувствовать себя красивыми во всех сферах жизни: в искусстве, музыке, литературе, школьных предметах и быту. Эстетическое воспитание помогает познать красоту, следовать ей и создавать красоту. Именно эстетическое воспитание преображает жизнь людей, насыщает ее красочными красками, положительными эмоциями, поэтому эстетическое воспитание должно формироваться у несовершеннолетних на раннем этапе онтогенеза. Квинтэссенция эстетического воспитания заключается в формировании у дошкольников способности к полноценному восприятию и пониманию красоты в искусстве и жизни, в формировании эстетических норм, в развитии творческих способностей [1].

Поскольку эстетическое воспитание тесно связано с искусством, его содержание должно быть направлено на изучение и приобщение младших школьников к многообразию творчества. Для этого в школьную программу включены русский язык, литература, музыка и изобразительное искусство.

Эстетическое воспитание как более широкое понятие включает в себя эстетическое развитие — целенаправленный процесс организации природных задатков ребенка, который стимулирует эстетическое восприятие, чувствительность, творческое воображение, эмоциональные переживания, образное мышление, развитие духовно-нравственных качеств. Художественное образование тесно связано с художественным образованием и развитием.

дших школьников [2]. Система эстетического воспитания младших школьников представляет собой принцип комплексности, принцип органической связи художественно-эстетической деятельности детей с их жизненной стратегией. Эстетическое воспитание школьников базируется на различных видах искусства, которые взаимодействуют друг с другом, интегрируя личность. Это взаимодействие возможно благодаря тесной взаимосвязи предметов в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание реализуется через описание красоты в науке, труде, физической культуре, эстетике отношений и быта. Система эстетического воспитания основана на принципе органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с их жизненной стратегией, архетипом общества, развитием мировоззрения и нравственно-духовным континуумом несовершеннолетних.

Еще одним принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания аудиторной, внеклассной, внеклассной деятельности, различных форм художественного воздействия через СМИ, Интернет. На уроках искусства учащиеся изучают только самые общие категории искусствоведческих элементов и приобретают базовые навыки художественно-творческого восприятия.

Урок искусства в школе определяет основные навыки художественного образования и развития личности. Наряду с освоением учебных дисциплин дети имеют возможность черпать художественную информацию из СМИ, социальных сетей, что может повлиять на их творческую инициативу и самовыражение.

Универсальность эстетического воспитания и художественного воспитания дается тем, что взрослые и дети повседневно сосуществуют с эстетическими явлениями в духовно-нравственной сфере, повседневной деятельности, общении с искусством и природой, в бытовых делах и межличностном общении. Этот постулат гласит, что нельзя говорить о разносторонне, гармонично развитом человеке без эстетического просвещения, норм, развития красоты и художественного образования, без трудоспособности и стремления к эстетическому совершенству. Потребность в эстетическом воспитании и развитии несовершеннолетних является основным условием развития социально активной личности в младшем школьном возрасте, их готовности к нравственно-духовной жизни и продуктивному труду [4].

Особенность эстетического воспитания младших школьников заключается в том, что именно в этот возрастной период формируется личность, создаются идеалы, дети различают и выделяют добро и зло, прекрасное и безобразное. Возраст младшего школьного возраста является переломным, когда дети впервые приходят в группу, приобретают новые знания, умения и навыки. Кроме того, для этого периода характерна перестройка психической хирургии у детей этой группы. Довольно сложно создать эстетический вкус, когда личность создана, сформирована вместе с определенными стереотипами. В дошкольном возрасте умственная деятельность еще не сформировалась до такого уровня, чтобы дети могли правильно воспринимать и мыслить об искусстве, музыке и литературе. Поэтому наиболее оптимальным возрастом для эстетического воспитания является возраст младшего школьного возраста, но предпосылки к различению хорошего и безобразного, элементарные эстетические знания должны быть заложены в дошкольном возрасте. Подтверждение нашего мнения можно найти в словах Б.Т. Лихачев констатирует, что онтогенез дошкольного и раннего школьного детства является едва ли не самым ответственным периодом жизни в плане эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетических установок. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте происходят наиболее напряженные отношения к миру, которые постепенно переходят в черты личности. Основные нравственно-эстетические качества человека определяются в раннем школьном возрасте и остаются практически неизменными на протяжении всей жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы